Апостол Павел

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=22/11/2010
 +
}}
'''Апостол Павел''' (Савл, Саул, {{lang-he|שאול}} — Шауль) (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» ({{Библия|Рим|11:13}}), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета.
'''Апостол Павел''' (Савл, Саул, {{lang-he|שאול}} — Шауль) (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» ({{Библия|Рим|11:13}}), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета.
Строка 4: Строка 18:
=== Происхождение ===
=== Происхождение ===
-
Павел — еврей средиземноморской диаспоры родившийся в [[Тарс]]е<ref>Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).</ref>, главном городе [[Киликия|Киликии]] и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл ({{lang-grc|Σαῦλος}}, эллинизированная форма имени Шаул, {{lang-he|שאול}})<ref>В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.</ref>. Павел происходил из колена Вениаминова<ref>Рим 11:1, Фил 3:5.</ref>, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя [[Саул]]а.
+
Павел — еврей средиземноморской диаспоры родившийся в [[Тарс]]е<ref>Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).</ref>, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл ({{lang-grc|Σαῦλος}}, эллинизированная форма имени Шаул, {{lang-he|שאול}})<ref>В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.</ref>. Павел происходил из колена Вениаминова<ref>Рим 11:1, Фил 3:5.</ref>, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя [[Саул]]а.
==== Семья и воспитание ====
==== Семья и воспитание ====
Строка 18: Строка 32:
==== Связи с эллинизмом ====
==== Связи с эллинизмом ====
-
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом [[идиома]]тическом греческом языке<ref>Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или [[Арамейский язык|арамейски]], так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел [[Апостол Павел#Участие в преследовании христиан|''Участие в преследовании христиан'']].</ref>. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке<ref>Книга Raphael Lataster "Was the New Testament Really Written in Greek?". В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ [http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm] частичный перевод этой книги [http://dionisiy-drev.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4+%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F].</ref>. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь [[Александрия|Александрии]] и [[Афины|Афинам]]<ref>В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного [[стоицизм|стоического]] философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора [[Тиберий|Тиберия]].</ref>. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
+
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом [[идиома]]тическом греческом языке<ref>Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или [[Арамейский язык|арамейски]], так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел [[Апостол Павел#Участие в преследовании христиан|''Участие в преследовании христиан'']].</ref>. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке<ref>Книга Raphael Lataster "Was the New Testament Really Written in Greek?". В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ [http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm] частичный перевод этой книги [http://dionisiy-drev.livejournal.com/tag/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4+%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8F].</ref>. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам<ref>В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного стоического философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора Тиберия.</ref>. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
-
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики<ref>Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. ''Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia'', Philadelphia: Fortress, 1979.</ref>. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста<ref>В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа [[Менандр (комедиограф)|Менандра]] («Таис», фр. 218), в [[Послание к Титу|Послании к Титу]] 1:12 — сочинение [[Эпименид]]а «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из [[дидактическая литература|дидактической]] поэмы [[Арат из Сол|Арата]] «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.</ref>. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния [[Кибела|малоазийских мистериальных культов]]<ref>Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: ''Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian'', Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', ''Novum Testamentum'', 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.</ref>.
+
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики<ref>Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. ''Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia'', Philadelphia: Fortress, 1979.</ref>. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста<ref>В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа Менандра («Таис», фр. 218), в Послании к Титу 1:12 — сочинение Эпименида «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из дидактической поэмы Арата из Сол «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.</ref>. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов<ref>Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: ''Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian'', Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', ''Novum Testamentum'', 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.</ref>.
=== Участие в преследовании христиан ===
=== Участие в преследовании христиан ===
-
Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе [[Иисус]]а<ref>При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.</ref>. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же [[Песах|пасхальные]] дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
+
Судя по Деяниям Апостолов, Павел был моложе Иисуса<ref>При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.</ref>. В Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.
-
В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю [[Христианская церковь|христианскую церковь]]; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан<ref>1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.</ref>.
+
В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан<ref>1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.</ref>.
==== Убийство Стефана ====
==== Убийство Стефана ====
-
[[Файл:Rembrandt Harmensz. van Rijn 150.jpg|thumb|350px|left|Каменование св. Стефана. [[Рембрандт]], 1625 г. (Музей изящных искусств, [[Лион]]). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.]]
+
Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители [[синагога|синагог]] «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)<ref>Левинская, стр. 212—215.</ref>, одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.<ref>Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul's Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', ''Journal of Biblical Literature'', 95, 1976, pp. 97—111).</ref>.
-
{{main|Стефан Первомученик}}
+
-
Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями [[мученик|первомученика]] [[Стефан Первомученик|Стефана]]. Проповедника Стефана привлекли к суду за [[богохульство]] представители [[синагога|синагог]] «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)<ref>Левинская, стр. 212—215.</ref>, одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.<ref>Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul's Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', ''Journal of Biblical Literature'', 95, 1976, pp. 97—111).</ref>.
+
==== Причины и характер преследований ====
==== Причины и характер преследований ====
Строка 37: Строка 49:
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:  
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:  
-
* ''Проповедь [[распятие (казнь)|распятого]] [[Мессия|Мессии]]''. «...мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн<ref>{{lang-grc|σκάνδαλον}} — «скандал», соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.</ref>...» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В [[Послание к Галатам|Гал]] 3:13 Павел цитирует [[Второзаконие]] 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»<ref>Распятие — разновидность повешения; дерево — [[метонимия]] деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как [[Иисус Навин]] повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях ([[Книга Иисуса Навина|''Иисус Навин'']] 10:26)). Крест несколько раз назван древом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации [[Второзаконие|Втор]] 21:23 Павлом. Символика дерева-креста очень широко распространена в христианской литературе.</ref>. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию<ref>Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном [[иудаизм]]е того времени не было. Толкование [[Муж скорбей|53-й главы]] [[Книга пророка Исаии|книги]] пророка [[Исайя|Исайи]] как пророчества об [[Искупительная жертва|искупительной жертве]] Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть [[Ессеи|Кумранская община]]. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании [[Исайя|Ис]] 53, см. Fishbane, M. ''Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation'', In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) ''Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco'', Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к [[Кумранские рукописи|свиткам Мёртвого Моря]].</ref>.
+
* ''Проповедь распятого Мессии''. «...для Иудеев соблазн<ref>{{lang-grc|σκάνδαλον}} — «скандал», соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.</ref>...» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Гал. 3:13 Павел цитирует [[Второзаконие]] 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»<ref>Распятие — разновидность повешения; дерево — метонимия деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как [[Иисус Навин]] повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях ([[Книга Иисуса Навина|''Иисус Навин'']] 10:26)). Крест несколько раз назван деревом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации [[Второзаконие|Втор]] 21:23 Павлом.</ref>. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию<ref>Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном [[иудаизм]]е того времени не было. Толкование 53-й главы [[Книга пророка Исаии|книги]] пророка [[Исайя|Исайи]] как пророчества об искупительной жертве Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть [[Ессеи|Кумранская община]]. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании [[Исайя|Ис]] 53, см. Fishbane, M. ''Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation'', In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) ''Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco'', Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к [[Кумранские рукописи|свиткам Мёртвого Моря]].</ref>.
-
* ''Критика [[Иерусалимский Храм|храмового]] [[культ]]а''. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед [[Синедрион]]ом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
+
* ''Критика [[Иерусалимский Храм|храмового]] [[культ]]а''. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме. В речи Стефана перед [[Синедрион]]ом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
-
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином ([[2-е к Коринфянам|2 Кор]] 11:23—24)<ref>Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются [[Мишна|Мишной]] (''Санхедрин'' 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.</ref>. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах<ref>На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним [[Иаков (апостол от 70)|Иаковом]] иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294-301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. ''Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church'', Minneapolis: Fortress, 1992.</ref>, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое [[Саддукеи|саддукейское]] священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из [[Дамаск]]а.
+
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином ([[2-е к Коринфянам|2 Кор]] 11:23—24)<ref>Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются [[Мишна|Мишной]] (''Санхедрин'' 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.</ref>. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах<ref>На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294-301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. ''Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church'', Minneapolis: Fortress, 1992.</ref>, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое [[Саддукеи|саддукейское]] священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска.
=== После обращения ===
=== После обращения ===
-
[[Файл:Caravaggio-The Conversion on the Way to Damascus.jpg|thumb|[[Караваджо]].
+
Как повествует книга Деяний, на пути в [[Дамаск]] он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром (Гал. 1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк ([[Деяния апостолов|Деян.]]12:24).
-
Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601. Церковь [[Санта-Мария-дель-Пополо]]. [[Рим]]]]
+
Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (''фарисейской ереси'') за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора([Деян.15:1-6).  
-
Как повествует книга Деяний, на пути в [[Дамаск]] он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с [[Петр (апостол)|апостолом Петром]] ([[Послание к Галатам|Гал]]1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся [[Варнава]] и [[Марк (апостол)|Марк]] ([[Деяния апостолов|Деян.]]12:24).
+
Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.  
 +
Апостол Павел стал ревностным проповедником христианства в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира.  
-
Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (''фарисейской ереси'') за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва [[Апостольский собор|Апостольского собора]]([[Деяния апостолов|Деян.]]15:1-6). 
+
Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в [64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
-
[[Файл:Павел сжигает книги.jpg|right|thumb|Ефесяне сжигают колдовские книги после проповеди апостола Павла]]
+
-
 
+
-
Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения ([[Послание к Галатам|Гал]] 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах ([[Филиппы]], [[Фессалоники]], [[Афины]], [[Коринф]]) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является [[Послание к Римлянам]], написанное в [[58 год]]у в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.
+
-
 
+
-
Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в [[Палестина|Палестине]], [[Греция|Греции]], [[Малая Азия|Малой Азии]], [[Италия|Италии]] и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в [[Троада|Троаде]] апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа<ref>[http://www.pravoslavie.ru/put/2414.htm Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла]</ref><ref>[http://www.rus-sky.com/history/library/barsov/9.htm М.Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению [[деяния святых апостолов]]</ref>.
+
-
 
+
-
Павел перенес много страданий и был обезглавлен в [[Рим]]е при [[Нерон]]е в [[64]] году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору [[Константин Великий|Константину]] разыскать это место и построить там церковь [[Сан-Паоло-фуори-ле-Мура]].
+
-
 
+
-
Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — ([[12 июля]] н. ст.), католики [[29 июня]], как двух наиболее почитаемых [[апостолы|апостолов]], называемых ''первоверховными святыми апостолами'' за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
+
-
 
+
-
== Обнаружение останков апостола Павла ==
+
-
В день памяти апостола Павла [[29 июня]] [[2009]] года, папа римский [[Бенедикт XVI]] рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма [[Сан-Паоло-фуори-ле-Мура]]. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «...мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты [[Радиоуглеродный анализ|исследованию с использованием углерода-14]] экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», - заявил [[понтифик]] на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». [[Понтифик]] пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.
+
-
 
+
-
== Послания апостола Павла ==
+
-
 
+
-
{| class="standard" cellpadding=3
+
-
! Русское                    !! Латинское                      !! Рус.    !! Полн.  !! Мин.!! Язык оригинала
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Римлянам]]    || Epistula ad Romanos            || Рим    || Rom    || Ro  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Коринфянам]]      || Epistula I ad Corinthios        || [[1Кор]]|| 1 Cor  || 1C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Коринфянам]]      || Epistula II ad Corinthios      || 2Кор    || 2 Cor  || 2C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Галатам]]    || Epistula ad Galatas            || Гал    || Gal    || G  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Ефесянам]]    || Epistula ad Ephesios            || Еф      || Eph    || E  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Филиппийцам]] || Epistula ad Philippenses        || Фил    || Phil    || Phi || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Колоссянам]]  || Epistula ad Colossenses        || Кол    || Col    || C  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Фессалоникийцам]]  || Epistula I ad Thessalonicenses  || 1Фес    || 1 Thess || 1Th || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Фессалоникийцам]]  || Epistula II ad Thessalonicenses || 2Фес    || 2 Thess || 2Th || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[1-е к Тимофею]]          || Epistula I ad Timotheum        || 1Тим    || 1 Tim  || 1T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[2-е к Тимофею]]          || Epistula II ad Timotheum        || 2Тим    || 2 Tim  || 2T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Титу]]        || Epistula ad Titum              || Тит    || Tit    || T  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Филимону]]    || Epistula ad Philemonem          || Флм    || Philem  || P  || Греческий
+
-
|-
+
-
| [[Послание к Евреям]]      || Epistula ad Hebraeos            || Евр    || Heb    || H  || Греческий
+
-
|}
+
== Литература ==
== Литература ==
Строка 225: Строка 192:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* [http://www.carelinks.net/languages/russian/bbb7-11.htm Павел и Христос: Ссылки Павла на Евангелия]
 
-
* http://www.people.freenet.de/biblische_lehre : «Das Evangelium des Apostels Paulus» (нем.) und «Die Dienstabschnitte des Apostels Paulus» (русск. и нем.)
 
-
* [http://www.temples.ru/names.php?ID=291 Церкви и часовни России, освященные во имя святых апостолов Петра и Павла]
 
-
* [http://mk.ru/science/309848.html Мощи апостола Павла идентифицированы]
 
-
 
-
{{DEFAULTSORT:Павел, апостол}}
 
-
 
-
[[Category:Христианство]]
 
-
 
-
{{Link FA|el}}
 
-
{{Link FA|ml}}
 
-
[[an:San Pablo]]
+
[[Категория:Христианство]]
-
[[ar:بولس الطرسوسي]]
+
-
[[arc:ܦܘܠܘܣ ܫܠܝܚܐ]]
+
-
[[arz:القديس بولس]]
+
-
[[az:Həvari Pavel]]
+
-
[[bat-smg:Apaštals Paulios]]
+
-
[[be:Павел, апостал]]
+
-
[[bg:Павел (апостол)]]
+
-
[[br:Paol Tars]]
+
-
[[bs:Sveti Pavao]]
+
-
[[ca:Pau de Tars]]
+
-
[[cs:Pavel z Tarsu]]
+
-
[[cy:Yr Apostol Paul]]
+
-
[[da:Paulus (Bibelen)]]
+
-
[[de:Paulus von Tarsus]]
+
-
[[el:Απόστολος Παύλος]]
+
-
[[en:Paul of Tarsus]]
+
-
[[eo:Sankta Paŭlo]]
+
-
[[es:Pablo de Tarso]]
+
-
[[et:Paulus]]
+
-
[[eu:San Paulo]]
+
-
[[fa:پولس]]
+
-
[[fi:Paavali]]
+
-
[[fr:Paul de Tarse]]
+
-
[[fy:Paulus (apostel)]]
+
-
[[ga:Naomh Pól]]
+
-
[[gan:聖·保羅]]
+
-
[[gl:Paulo de Tarso]]
+
-
[[hak:Pó-lò]]
+
-
[[he:פאולוס]]
+
-
[[hif:Saint Paul]]
+
-
[[hr:Sveti Pavao]]
+
-
[[hu:Pál apostol]]
+
-
[[hy:Պողոս առաքյալ]]
+
-
[[id:Paulus dari Tarsus]]
+
-
[[is:Páll postuli]]
+
-
[[it:Paolo di Tarso]]
+
-
[[ja:パウロ]]
+
-
[[ka:პავლე]]
+
-
[[ko:파울로스]]
+
-
[[la:Paulus]]
+
-
[[ln:Polo ya Tarsu]]
+
-
[[lt:Apaštalas Paulius]]
+
-
[[lv:Svētais Pāvils]]
+
-
[[mk:Апостол Павле]]
+
-
[[ml:പൗലോസ് അപ്പസ്തോലന്‍]]
+
-
[[mn:Павел]]
+
-
[[ms:Paulus]]
+
-
[[mt:Pawlu minn Tarsu]]
+
-
[[nl:Paulus (apostel)]]
+
-
[[nn:Paulus]]
+
-
[[no:Apostelen Paulus]]
+
-
[[oc:Pau de Tars]]
+
-
[[pl:Paweł z Tarsu]]
+
-
[[pt:Paulo de Tarso]]
+
-
[[ro:Pavel (apostol)]]
+
-
[[scn:Pàulu di Tarsu]]
+
-
[[sco:Saunt Paul]]
+
-
[[sh:Sveti Pavle]]
+
-
[[simple:Paul the Apostle]]
+
-
[[sk:Apoštol Pavol]]
+
-
[[sl:Sveti Pavel]]
+
-
[[sq:Shën Pali]]
+
-
[[sr:Апостол Павле]]
+
-
[[sv:Paulus]]
+
-
[[sw:Mtakatifu Paulo]]
+
-
[[ta:புனித பவுல்]]
+
-
[[th:พอลแห่งทาซัส]]
+
-
[[tl:Pablo ang Alagad]]
+
-
[[tr:Pavlus]]
+
-
[[uk:Павло (апостол)]]
+
-
[[vec:San Pagoło]]
+
-
[[vi:Sứ đồ Phao-lô]]
+
-
[[war:Pablo nga Apostoles]]
+
-
[[yo:Paul of Tarsus]]
+
-
[[zh:保羅]]
+
-
[[zh-min-nan:Paulos]]{{WikiCopyRight}}
+

Версия 08:32, 22 ноября 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 22/11/2010

Апостол Павел (Савл, Саул, ивр. שאול‎ — Шауль) (предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета.

Содержание

Жизнь

Происхождение

Павел — еврей средиземноморской диаспоры родившийся в Тарсе[1], главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (др.-греч. Σαῦλος, эллинизированная форма имени Шаул, ивр. שאול‎)[2]. Павел происходил из колена Вениаминова[3], и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

Семья и воспитание

Отец Павла был фарисеем (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия[4]. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство[5], что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1 Кор 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

В Деян 22:3 Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе». Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно[6], то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раббана Гамлиэля Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла[7], причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на иврите, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1 Кор 9:13—15).

В 1 Кор 7:8 Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете не сказано. Однако, поскольку для правоверного иудея было странным и даже позорным оставаться холостым, вполне возможно, что Павел был женат, но рано овдовел.

Связи с эллинизмом

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке[8]. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке[9]. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам[10]. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики[11]. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста[12]. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов[13].

Участие в преследовании христиан

Судя по Деяниям Апостолов, Павел был моложе Иисуса[14]. В Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан[15].

Убийство Стефана

Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)[16], одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.[17].

Причины и характер преследований

Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

  • Проповедь распятого Мессии. «...для Иудеев соблазн[18]...» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Гал. 3:13 Павел цитирует Второзаконие 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»[19]. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию[20].
  • Критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.

В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2 Кор 11:23—24)[21]. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах[22], членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска.

После обращения

Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос "Савл! Савл! Что ты гонишь меня?" и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром (Гал. 1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян.12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора([Деян.15:1-6).

Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима. Апостол Павел стал ревностным проповедником христианства в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира.

Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в [64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Литература

  • Дэвид Ауни Новый Завет и его литературное окружение. — СПб.: РБО, 2000. — ISBN 5-85524-110-6
  • Ален Бадью Апостол Павел. Обоснование универсализма. — СПб.: Университетская книга, 1999. — ISBN 5-85133-062-7
  • Рудольф Бультман Избранное: Вера и понимание. — М.: РОССПЭН, 2004. — ISBN 5-8243-0493-9
  • Джеймс Д. Данн Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-014-2
  • Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение. — М.: ПСТБИ, 2003. — ISBN 5-7429-0106-2
  • И. А. Левинская Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий. — М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-033-9
  • Брюс М. Мецгер Новый Завет: контекст, формирование, содержание. — М.: ББИ, 2006. — ISBN 5-89647-149-1
  • Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание с историко-филологическими примечаниями. — М.: РБО, 2006. — ISBN 5-85524-323-0
  • Н. Т. Райт Что на самом деле сказал апостол Павел. — М.: ББИ, 2004. — ISBN 5-89647-085-1
  • Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. — СПб.: Библия для всех, 2001. — ISBN 5-7454-0545-7
  • Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах. — СПб.: Библия для всех, 2004. — ISBN 5-7454-0835-9
  • Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. — Черкассы.: Коллоквиум, 2009. — ISBN 978-966-8957-13-0

Примечания

  1. Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).
  2. В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.
  3. Рим 11:1, Фил 3:5.
  4. Фил 3:5; Гал 1:14; Деян 23:6, 26:5.
  5. Деян 16:37—38, 22:25—29, 23:27. В Посланиях упоминаний об этом нет.
  6. Доводы против ученичества у Гамалиила, равно как и римского гражданства Павла и ряда других фактов, не находящих подтверждения в Посланиях, приводятся, в частности, в Roetzel, C. Paul: The Man and the Myth, Columbia: University of South Carolina, 1998. В фарисействе времён Павла шли постоянные споры между последователями раввинов Гиллеля и Шаммая. Гамалиил принадлежал к более «мягкой» школе Гиллеля, в то время как рисуемый Деяниями и Посланиями образ Павла-фарисея явно ближе к «суровым» шаммаитам (Райт, стр. 26-37). Это может говорить о расхождении в убеждениях между Савлом и его учителем.
  7. Например, Рим 4:3—25, Гал 3:8—14 и 2 Кор 3:7—18 можно рассматривать как примеры мидраша. Об использовании в Новом Завете приёмов еврейской экзегезы (таргум, мидраш, пешер, типология и аллегория) см. Данн, стр. 122—32; Толкование Нового Завета, стр. 239—264.
  8. Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или арамейски, так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел Участие в преследовании христиан.
  9. Книга Raphael Lataster "Was the New Testament Really Written in Greek?". В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm частичный перевод этой книги [1].
  10. В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного стоического философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора Тиберия.
  11. Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia, Philadelphia: Fortress, 1979.
  12. В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа Менандра («Таис», фр. 218), в Послании к Титу 1:12 — сочинение Эпименида «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из дидактической поэмы Арата из Сол «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.
  13. Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian, Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', Novum Testamentum, 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.
  14. При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.
  15. 1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.
  16. Левинская, стр. 212—215.
  17. Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul's Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', Journal of Biblical Literature, 95, 1976, pp. 97—111).
  18. др.-греч. σκάνδαλον — «скандал», соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.
  19. Распятие — разновидность повешения; дерево — метонимия деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как Иисус Навин повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях (Иисус Навин 10:26)). Крест несколько раз назван деревом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации Втор 21:23 Павлом.
  20. Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном иудаизме того времени не было. Толкование 53-й главы книги пророка Исайи как пророчества об искупительной жертве Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть Кумранская община. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании Ис 53, см. Fishbane, M. Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation, In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco, Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к свиткам Мёртвого Моря.
  21. Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются Мишной (Санхедрин 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.
  22. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294-301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church, Minneapolis: Fortress, 1992.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация