Храмовая гора (история)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Примечания) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
== Во времена Первого и Второго Храма == | == Во времена Первого и Второго Храма == | ||
- | + | * в X веке до н. э.царь [[Давид]] выкупил [[гумно]] На Храмовой горе у Аравны (Орны) — [[иевусеи|иевусея]] ({{Библия|2Цар|24:18-24}}и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола [[Соломон]] построил [[Первый Храм]] ({{Библия|2Пар|3:1}}). | |
- | + | * В [[586 год до н. э.|586 году до н. э.]] [[Первый Храм]] был разрушен [[Навуходоносор II|Навуходоносором]]. | |
- | + | * в [[515 год до н. э.|515 году до н. э.]]После возвращения евреев в [[Иерусалим]] из [[Вавилонский плен|вавилонского пленения]] был построен [[Второй Храм]]. | |
- | + | * В [[22 год до н. э.]] Царь [[Ирод Великий|Ирод]] во время предпринятой им реконструкции Храма увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — [[Агриппа I|Агриппой I]] и [[Агриппа II|Агриппой II]] вплоть до [[Иудейская война|Иудейской войны]] ([[67 год]] н. э.). | |
- | Царь [[Ирод Великий|Ирод]] во время предпринятой им реконструкции Храма | + | * В [[70 год]]а н. э.[[Второй Храм|Храм Ирода]] был разрушен [[Древний Рим|римлянами]] под предводительством Тита. |
- | + | * После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении. | |
- | После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении. | + | |
== В римские и византийские времена == | == В римские и византийские времена == |
Версия 18:33, 16 ноября 2010
Храмовая гора является священным местом для иудаизма, христианства и ислама.
Содержание |
Во времена Первого и Второго Храма
- в X веке до н. э.царь Давид выкупил гумно На Храмовой горе у Аравны (Орны) — иевусея (2Цар.24:18-24и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм (2Пар.3:1).
- В 586 году до н. э. Первый Храм был разрушен Навуходоносором.
- в 515 году до н. э.После возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения был построен Второй Храм.
- В 22 год до н. э. Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны (67 год н. э.).
- В 70 года н. э.Храм Ирода был разрушен римлянами под предводительством Тита.
- После этого город и гора длительное время находились в руинах и запустении.
В римские и византийские времена
В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина[1]. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.). Восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они, по мнению некоторых исследователей, даже соорудили временный Храм и на короткое время возобновили жертвоприношения. Так продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
В 361 году, на престол римской империи взошел Юлиан (361—363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре 361 года, воцарившись на троне в Константинополе, Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме[2].
Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский Храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне»[3] и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.
Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии. Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая, строители непосредственно приступили к возведению Храма.
Однако 26 мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе[4]. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.
Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки) — во исполнение пророчества Иисуса о разрушении Храма (Евангелие от Матфея 24:97). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы, как правило, Девятого ава. Обращенная к западу часть подпорной стены — Западная стена («Стена плача») — с 5 в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.
Во времена арабов и крестоносцев
В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре (главе) Корана «ал-Мирадж». По приказу халифа на Храмовой горе была произведена расчистка векового мусора и построена небольшая деревянная мечеть на месте разрушенной персами в 614 г. церкви. Основатель династии Омейядов Муавия I, провозглашенный в Иерусалиме халифом в 661 г., заменил ее каменной. Халиф Абд ал-Малик построил над Краеугольным камнем (Эвен hа-штия) Купол скалы (по-арабски — Куббат ас-Сахра), иногда неточно именуемый мечетью Омара (строительство завершено в 691 г.); в южной части эспланады находится мечеть ал-Акса («крайняя, отдаленная», построена халифом ал-Валидом в 705 г. на месте мечетей Омара и Муавии, на развалинах византийской базилики (возможно, однако, что ее строительство было завершено лишь к 795 г.).
После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал храмом Господним (Templum Domini), а ал-Акса — храмом Святого Соломона (Templum Solomonis). Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние в поисках «сокровищ царя Соломона» производили раскопки на Храмовой горе (результаты неизвестны). После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином в 1187 г., церкви крестоносцев вновь стали мечетями.
Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями: в 747 г., 1033 г., 1927 г. и 1936 г. в связи с дефектами конструкции. Нынешнее здание относится к 1943 г., средства на ремонт выделили король Египта Фарук и король Иордании Абдалла I, колонны каррарского мрамора внутри — подарок итальянского диктатора Б. Муссолини. Рядом со зданием мечети до сих пор лежат обломки предыдущих строений, бывших на этом месте. В 1969 г. душевнобольной гражданин Австралии сумел, проникнув в мечеть, совершить поджог, нанеся постройке незначительный ущерб. В 1965 г. король Саудовской Аравии ибн-Сауд субсидировал покрытие купола Куббат ас-Сахры позолоченной бронзой, а в 90-е годы король Иордании Хуссейн выделил средства на покрытие сусальным золотом.
Примечания
- ↑ в честь себя — Publius Aelius Hadrianus, а также в честь Юпитера Капитолийского
- ↑ см. курс лекций Иерусалим в веках
- ↑ Мф.24:2; Мк.13:2; Лк.21:6
- ↑ Разумеется, сегодня невозможно определить был ли данный пожар результатом естественных причин (например, скопления газов в подземных помещениях) или умышленного поджога. Следует, однако, иметь в виду, что за несколько месяцев до описываемых событий, осенью 362 года, произошел пожар в храме Аполлона в предместье Антиохии Дафне. Население Антиохии состояло в основном из христиан и было враждебно настроено по отношению к императору. Христиане Антиохии были публично обвинены Юлианом в поджоге. Так или иначе, результаты обоих пожаров были весьма благоприятны с точки зрения христиан, хотя и невозможно с точностью установить их причастность к этим пожарам.