Апокриф (религия)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Борьба с апокрифами после Рождества Христова)
(Апокрифы Нового Завета)
Строка 50: Строка 50:
* «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»);
* «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»);
* «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]».
* «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]».
-
 
-
== Апокрифы [[Новый Завет|Нового Завета]] ==
 
-
=== Апокрифические евангелия ===
 
-
Апокрифических евангелий дошло до нас числом до 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно:
 
-
;Евангелия детства
 
-
* «Первоевангелие [[Иаков (апостол от 70)|Иакова]]» ([[Иаков (апостол от 70)|Иакова]], брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до [[избиение младенцев|избиения младенцев]];
 
-
* «[[Евангелие Псевдо-Матфея]]» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса;
 
-
* «[[Протоевангелие Иакова]]» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев.
 
-
* «[[Евангелие от Иакова]]» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;
 
-
* История Иосифа плотника (или [[Книга Иосифа плотника]]);
 
-
* «[[Евангелие детства от Фомы|Евангелие детства]]», приписываемое [[апостол]]у [[Фома (апостол)|Фоме]] (читалось [[гностики|гностиками]] во II веке);
 
-
* [[Арабское евангелие детства Спасителя|Арабское «Евангелие детства»]] (о пребывании Спасителя в Египте);
 
-
* «[[Тибетское Евангелие]]» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.
 
-
* «[[Иисус в храме]]». 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с Иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно;
 
-
 
-
;прочие
 
-
* «[[Евангелие от Марии]]»;
 
-
* «[[Евангелие Никодима]]»;
 
-
* «[[Евангелие Апеллеса]]»;
 
-
* «Евангелие 12 апостолов» («[[Дидахе]]»);
 
-
* «[[Евангелие от евреев]]»;
 
-
* «[[Евангелие от Петра]]»;
 
-
* «[[Евангелие Иуды]]»
 
-
* «[[Евангелие от Филиппа]]»
 
-
* «[[Евангелие от Фомы]]»;
 
-
* «[[Евангелие от Варнавы]]»
 
-
 
-
=== Апокрифические Деяния Апостолов ===
 
-
* «Деяния [[Петр (апостол)|Петра]] и [[Павел (апостол)|Павла]]»;
 
-
* «Деяния Варнавы»;
 
-
* «Деяния Филиппа в Элладе»;
 
-
* «Деяние Фомы» (древнего происхождения);
 
-
* «Деяния [[Иоанн (апостол)|Иоанна]]»;
 
-
* «[[Успение]] Блаженной [[Дева Мария|Девы Марии]]»
 
-
* «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
 
-
* «Деяния и мученичество апостола Матафия»
 
-
* «Деяния Павла»
 
-
* «Деяния Павла и Феклы»
 
-
* «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»
 
-
* «Деяния Филиппа»
 
-
* «Мученичество святого апостола Павла»
 
-
* «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»
 
-
* «Учение Аддая апостола»
 
-
 
-
=== Апокрифические Послания Апостолов ===
 
-
* «Послание Авгаря ко Христу»;
 
-
* «Послание Христа к Авгарю»;
 
-
* «Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность);
 
-
* «[[Послание к Лаодикийцам]]»
 
-
* послания Климента Епископа (5 шт.)
 
-
* «Послание апостола Варнавы»
 
-
* «Послание апостола Петра к апостолу Иакову»
 
-
* «Послание двенадцати Апостолов»
 
-
* «Третье послание апостола Павла к Коринфянам»
 
-
* «Послание Дионисия Ареопагита»
 
-
 
-
=== Апокрифические Апокалипсисы ===
 
-
Их также было множество, но целиком дошли только некоторые:
 
-
* «Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического);
 
-
* другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.);
 
-
* «[[Апокалипсис Петра]]»;
 
-
* «Апокалипсис Павла»;
 
-
* «Откровение Варфоломея»
 
-
 
-
=== Прочие новозаветные апокрифы ===
 
-
* «[[Пастырь Гермы]]»
 
-
* [[Хождение апостола Павла по мукам]]
 
== Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы ==
== Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы ==

Версия 22:15, 13 ноября 2010

Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.[1]

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Содержание

Апокрифы в Христианстве

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Борьба с апокрифами до н.э.

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в ТаНаХе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда[2], Мишны и Гемары, используемых иудаизмом.

Проблема с неканоническими книгами

Основная статья: Второканонические книги

После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[3], говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.

Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.

Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами в христианстве

С возникновением Христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения Священных книг от искажающих Истину апокрифов. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем предстательство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в расплодившихся псевдохристианских сектах, еретических движениях и в гностицизме, использующем христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие Церковь «послания» со скрытыми лжеучениями. Поэтому христиане вынуждены были защищать «чистоту своей веры», и на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались [1] [2] или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие (палимпсесты).

После тщательного исследования, Святые Отцы признали только 27 богодухновенных книг, написанными непосредственно апостолами (самовидцами Христа). И только эти 27 книг вошли в состав Нового Завета, который вместе с Ветхим Заветом образует христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются авторитетным источником христианского вероучения.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жития святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют историческое значение, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, раскольники, некие «старцы», предсказатели, «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, искажающую исконные принципы христианского вероучения.

Апокрифы Ветхого Завета

Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы

Примечания

  1. Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).
  2. Например, Вознесение Исаии, отдельные цитаты из Сираха (Апокрифы и псевдоэпиграфы // Электронная еврейская энциклопедия)
  3. Септуагинта // Энциклопедия «Религия»

Ссылки

Литература



ar:أبوكريفا bg:Апокриф bs:Apokrifni tekstovi ca:Llibres apòcrifs cs:Apokryf da:Apokryfe skrifterel:Απόκρυφαeo:Apokrifojet:Apokrüüfid eu:Apokrifo fa:اپوکریفا fi:Apokryfiset kirjatfur:Apocrif gd:Apocruiphia hr:Apokrifi hu:Apokrif iratok ia:Apocryphos is:Apókrýf ritja:外典 ko:외경 la:Apocrypha lt:Apokrifas mk:Апокриф ml:അപ്പോക്രിഫ nl:Apocrief nn:Dei apokryfe skriftene no:Apokryfer pl:Apokryf pt:Livros apócrifossk:Apokryf sr:Апокриф sv:Apokryferna tl:Apokripo tr:Apokrifzh:經外書

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация