Авраhам (праотец)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье | ||
+ | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 | ||
+ | |УРОВЕНЬ=1 | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ=29/11/2010 | ||
+ | }} | ||
{{Библейский персонаж | {{Библейский персонаж | ||
| Имя =Авраам | | Имя =Авраам | ||
Строка 6: | Строка 20: | ||
| Пол = муж. | | Пол = муж. | ||
| Период жизни = | | Период жизни = | ||
- | | Портрет = | + | | Портрет = |
- | | Размер изображения = | + | | Размер изображения = |
- | | Подпись = | + | | Подпись = |
- | | Описание = | + | | Описание = |
| Имя на других языках= | | Имя на других языках= | ||
| Греческое написание =Ἀβραάμ | | Греческое написание =Ἀβραάμ | ||
Строка 20: | Строка 34: | ||
| Отец = [[Фарра]] (''Терах'') | | Отец = [[Фарра]] (''Терах'') | ||
| Мать = | | Мать = | ||
- | | Супруг =[[Сарра]], [[Агарь]] (''Хагар''), [[ | + | | Супруг =[[Сарра]], [[Агарь]] (''Хагар''), [[Кетура]] |
| Дети =[[Измаил (в Библии)|Измаил]] (''Ишмаэль''), [[Исаак]] (''Ицхак'') | | Дети =[[Измаил (в Библии)|Измаил]] (''Ишмаэль''), [[Исаак]] (''Ицхак'') | ||
| Место погребения = [[Пещера Махпела]], [[Хеврон]] | | Место погребения = [[Пещера Махпела]], [[Хеврон]] | ||
- | | Связанные понятия = [[Еврей]], [[Авраамические религии | + | | Связанные понятия = [[Еврей]], [[Авраамические религии]], [[Авраамов завет]] |
| Связанные события = [[Обрезание]], [[Жертвоприношение Исаака]] | | Связанные события = [[Обрезание]], [[Жертвоприношение Исаака]] | ||
| Характерные черты = милосердие, гостеприимство | | Характерные черты = милосердие, гостеприимство | ||
}} | }} | ||
- | '''Авраа́м''' ({{lang-he|אַבְרָהָם}}, ''Авраhа́м'', {{lang-grc|Ἀβραάμ}}, {{lang-lat|Abraham}}, {{lang-ar|ابراهيم}}, ''[[Ибрахим|Ибрахи́м]]'') — библейский персонаж, родоначальник многих народов ({{Библия|Быт|17:4}}). Является первым из трёх Библейских [[Праотец|патриархов]] эпохи после Потопа. Согласно книге [[Книга Бытие|Бытие]], первый [[еврей]] <ref>{{Библия|Быт|14:13}}</ref> и родоначальник всего еврейского народа | + | '''Авраа́м''' ({{lang-he|אַבְרָהָם}}, ''Авраhа́м'', {{lang-grc|Ἀβραάμ}}, {{lang-lat|Abraham}}, {{lang-ar|ابراهيم}}, ''[[Ибрахим|Ибрахи́м]]'') — библейский персонаж, родоначальник многих народов ({{Библия|Быт|17:4}}). Является первым из трёх Библейских [[Праотец|патриархов]] эпохи после Потопа. Согласно книге [[Книга Бытие|Бытие]], первый [[еврей]] <ref>{{Библия|Быт|14:13}}</ref> и родоначальник всего еврейского народа. Потомок [[Евер]]а (Эвера), правнука [[Сим]]а (Шема), первого сына [[Ной|Ноя]]. |
+ | |||
+ | == В ТаНаХе == | ||
- | |||
- | |||
Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в [[Быт.|книге Бытие]] ({{Библия2|Быт|11:26}}-{{Библия2|Быт|25:10}}). | Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в [[Быт.|книге Бытие]] ({{Библия2|Быт|11:26}}-{{Библия2|Быт|25:10}}). | ||
==== В Месопотамии ==== | ==== В Месопотамии ==== | ||
- | Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной | + | Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе [[Ур]] (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии. Там он женился на [[Сара|Саре]] (Сарай), которой позже Бог дал имя [[Сарра]] (Сара). Отец Авраама [[Фарра]] (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника [[Лот (в Библии)|Лота]], направился в [[Ханаан]] (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе [[Харран]]е (Северная Месопотамия) Фарра умер. |
- | Живя среди | + | Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в [[Монотеизм|Единого Бога]].{{нет АИ|12|01|2010}} |
==== Переселение в Ханаан ({{Библия|Быт|12:1|-9}}) ==== | ==== Переселение в Ханаан ({{Библия|Быт|12:1|-9}}) ==== | ||
- | |||
Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом: | Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом: | ||
{{ВЗ|И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные|Быт|12:1|-3}} | {{ВЗ|И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные|Быт|12:1|-3}} | ||
- | На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника [[Лот (Библия)|Лота]], переправился через [[Евфрат]] на территорию [[Ханаан]]а. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«'' | + | На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника [[Лот (Библия)|Лота]], переправился через [[Евфрат]] на территорию [[Ханаан]]а. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«''hа-иври''» ([[еврей]]) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]». |
Неподалёку от [[Сихем]]а (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.<ref>{{Библия|Быт|12:7}}</ref> | Неподалёку от [[Сихем]]а (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.<ref>{{Библия|Быт|12:7}}</ref> | ||
==== Голод в Ханаане. Спуск в Египет ({{Библия|Быт|12:10|-20}}) ==== | ==== Голод в Ханаане. Спуск в Египет ({{Библия|Быт|12:10|-20}}) ==== | ||
- | Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в | + | Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец. {{ВЗ2|И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды|Быт|12:16}}. |
Но из-за этого фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму: | Но из-за этого фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму: | ||
Строка 55: | Строка 68: | ||
==== Возвращение в Ханаан и отделение Лота ({{Библия|Быт|13}}) ==== | ==== Возвращение в Ханаан и отделение Лота ({{Библия|Быт|13}}) ==== | ||
- | |||
Вернувшись в Ханаан, Аврам и [[Лот (Библия)|Лот]] со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, {{ВЗ2|непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе|Быт|13:6}} Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в [[Хеврон]]е, а Лот в [[Иордан|прииорданской]] области, в городе [[Содом]]е. | Вернувшись в Ханаан, Аврам и [[Лот (Библия)|Лот]] со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, {{ВЗ2|непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе|Быт|13:6}} Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в [[Хеврон]]е, а Лот в [[Иордан|прииорданской]] области, в городе [[Содом]]е. | ||
Строка 75: | Строка 87: | ||
==== Агарь. Рождение Измаила ({{Библия|Быт|16}}) ==== | ==== Агарь. Рождение Измаила ({{Библия|Быт|16}}) ==== | ||
- | Брак Аврама с Сарой долгое время оставался | + | Брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку [[Агарь]] (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец [[Измаил (в Библии)|Измаил]] (Ишмаэль) — родоначальник арабских племён ({{Библия|Быт|16}}). |
После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего: | После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего: | ||
Строка 92: | Строка 104: | ||
==== Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры ({{Библия|Быт|18}}, {{Библия2|Быт|19}}) ==== | ==== Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры ({{Библия|Быт|18}}, {{Библия2|Быт|19}}) ==== | ||
- | |||
Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении [[Исаак]]а. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить [[Содом и Гоморра|Содом и Гоморру]] за преступления их жителей. | Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении [[Исаак]]а. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить [[Содом и Гоморра|Содом и Гоморру]] за преступления их жителей. | ||
Строка 102: | Строка 113: | ||
==== Изгнание Измаила ({{Библия|Быт|21:9|-21}}) ==== | ==== Изгнание Измаила ({{Библия|Быт|21:9|-21}}) ==== | ||
- | Авраам поселился в [[Беер-Шева| | + | Авраам поселился в [[Беер-Шева|Беэр-Шеве]]. Спустя 13 лет после рождения Исаака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню. |
{{ВЗ|И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.|Быт|21:9|-10}} | {{ВЗ|И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над её сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.|Быт|21:9|-10}} | ||
После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться. | После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться. | ||
- | + | ||
Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «''подняла вопль, и заплакала''» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. {{ВЗ2|и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока|Быт|21:19}}. | Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «''подняла вопль, и заплакала''» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. {{ВЗ2|и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока|Быт|21:19}}. | ||
{{ВЗ|И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.|Быт|21:20|-21}} | {{ВЗ|И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской.|Быт|21:20|-21}} | ||
Строка 120: | Строка 131: | ||
{{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}} | {{ВЗ|благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих; и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.|Быт|22:16|-18}} | ||
- | После этих событий Авраам вернулся в [[Беер-Шева| | + | После этих событий Авраам вернулся в [[Беер-Шева|Беэр-Шеву]]. |
==== Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела ({{Библия|Быт|23}}) ==== | ==== Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела ({{Библия|Быт|23}}) ==== | ||
- | Сарра умерла в возрасте 127 лет в [[Кирьят-Арба|Кириаф-Арбе]] (Кирьят-Арбе), возле [[Хеврон]]а и была похороненна Авраамом в купленной у | + | Сарра умерла в возрасте 127 лет в [[Кирьят-Арба|Кириаф-Арбе]] (Кирьят-Арбе), возле [[Хеврон]]а и была похороненна Авраамом в купленной у хеттийца [[Ефрон]]а (Эфрона) [[пещера Махпела|пещере Махпела]] («двойная пещера») в Хевроне. |
==== Женитьба Исаака на Ревекке ({{Библия|Быт|24}}) ==== | ==== Женитьба Исаака на Ревекке ({{Библия|Быт|24}}) ==== | ||
Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с [[ханаан]]еями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась [[Ревекка]] (Ривка), дочь племянника Авраама, [[Вафуил]]а (Бетуэля). | Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с [[ханаан]]еями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась [[Ревекка]] (Ривка), дочь племянника Авраама, [[Вафуил]]а (Бетуэля). | ||
- | После | + | После переговоров с отцом Ревекки и её братом [[Лаван]]ом, караван вместе с Ревеккой отправился в обратный путь. |
{{ВЗ|И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.|Быт|24:67}} | {{ВЗ|И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.|Быт|24:67}} | ||
==== Последние годы жизни и погребение Авраама ({{Библия|Быт|25:1|-11}}) ==== | ==== Последние годы жизни и погребение Авраама ({{Библия|Быт|25:1|-11}}) ==== | ||
- | В глубокой старости Авраам женился на [[ | + | В глубокой старости Авраам женился на [[Кетура|Кетуре]], родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его [[Измаил (в Библии)|Измаил]], сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» ({{Библия|Быт|17:5}}). |
Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в [[Пещера Махпела|пещере Махпела]] в [[Хеврон]]е. | Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в [[Пещера Махпела|пещере Махпела]] в [[Хеврон]]е. | ||
- | + | === Жизнь Авраама в еврейской традиции === | |
- | === | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
В еврейских преданиях ([[мидраш]]ах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «''Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои''». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца [[Фарра|Фарры]] (Тераха). | В еврейских преданиях ([[мидраш]]ах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «''Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои''». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца [[Фарра|Фарры]] (Тераха). | ||
Строка 178: | Строка 154: | ||
Еврейские источники<ref>«[[Кузари]]», р. [[Иегуда Галеви]], 4, 25</ref> приписывают авторству Авраама книгу «[[Сефер Йецира]]» ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником [[Каббала|Каббалы]]. | Еврейские источники<ref>«[[Кузари]]», р. [[Иегуда Галеви]], 4, 25</ref> приписывают авторству Авраама книгу «[[Сефер Йецира]]» ({{lang-he|ספר היצירה}} — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником [[Каббала|Каббалы]]. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | По преданиям, Авраам занимался естественными науками, знал [[астрономия|астрономию]], [[химия|химию]] и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди [[финикия]]н и даже [[Древний Египет|египтян]].<ref>[[Филон Александрийский]], opp. II, 13; [[Иосиф Флавий]], «[[Иудейские Древности]]» I, 8:2</ref> | |
- | + | ||
- | + | === Образ Авраама в еврейской традиции === | |
- | |||
- | |||
Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа. | Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа. | ||
Строка 226: | Строка 176: | ||
Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным ({{Библия|Быт|17:1}}), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей [[Содом]]а, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить [[Пещера Патриархов|пещеру Махпела]] в подарок. | Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным ({{Библия|Быт|17:1}}), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей [[Содом]]а, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить [[Пещера Патриархов|пещеру Махпела]] в подарок. | ||
- | + | == В апокрифах == | |
- | + | Предания об Аврааме нашли своё отражение в двух [[апокриф]]ах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
* [[Откровение Авраама]] — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии [[идол]]ов, которых делает его отец [[Фарра]] и приходит к мысли о [[Бог]]е, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного [[пост]]а, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму [[ангел]] Иоиль ведет его на гору [[Хорив]]. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению [[дьявол]]а Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и [[Эдем]], в котором находятся [[Адам]], [[Ева]] и [[Азазель|Азазил]]. | * [[Откровение Авраама]] — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии [[идол]]ов, которых делает его отец [[Фарра]] и приходит к мысли о [[Бог]]е, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного [[пост]]а, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму [[ангел]] Иоиль ведет его на гору [[Хорив]]. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению [[дьявол]]а Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и [[Эдем]], в котором находятся [[Адам]], [[Ева]] и [[Азазель|Азазил]]. | ||
Строка 260: | Строка 183: | ||
* [[Смерть Авраама]] (''Завещание Авраама'') — [[архангел Михаил]] является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон [[Исаак]]а. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и [[архангел]] вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел [[Адам]], плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где [[Авель]] совершает суд, а [[Енох]] по книгам отыскивает [[грех]]и, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что [[Бог]], до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти [[Сарра|Сарры]], о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с [[Библия|Библией]]. | * [[Смерть Авраама]] (''Завещание Авраама'') — [[архангел Михаил]] является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон [[Исаак]]а. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и [[архангел]] вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел [[Адам]], плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где [[Авель]] совершает суд, а [[Енох]] по книгам отыскивает [[грех]]и, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что [[Бог]], до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти [[Сарра|Сарры]], о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с [[Библия|Библией]]. | ||
В русском переводе данные апокрифы известны с [[XIV век]]а (''Сильвестровский сборник''), а также были включены в состав [[Палея|Палеи]].<ref>[http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3686 Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref> | В русском переводе данные апокрифы известны с [[XIV век]]а (''Сильвестровский сборник''), а также были включены в состав [[Палея|Палеи]].<ref>[http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3686 Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)]</ref> | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Исторический анализ == | == Исторический анализ == | ||
Строка 271: | Строка 189: | ||
=== Переселение в Ханаан === | === Переселение в Ханаан === | ||
- | |||
По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в [[XIX век до н. э.|XIX]]—[[XVIII век до н. э.|XVIII]] веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых [[амореи|амореями]] или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама ([[Фарра]] (Терах), [[Нахор]], [[Серух]]), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка [[Евер]] (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом ''иври'' — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму ({{Библия|Быт|14:13}}), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через [[Евфрат]] на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом ''иври'' и наименованием ''хабиру'', ''хапиру'' или ''апиру'', которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.<ref name="ЭЕЭ" /><ref>Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам [[Дьяконов, Игорь Михайлович|И. М. Дьяконова]], ''иврим'' и ''хапиру'' «''не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.''» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово ''иври'' также никак не связано с ''хапиру'', восходящим к аккадскому глаголу habaru («''быть изгнанным''»).</ref> | По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в [[XIX век до н. э.|XIX]]—[[XVIII век до н. э.|XVIII]] веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых [[амореи|амореями]] или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама ([[Фарра]] (Терах), [[Нахор]], [[Серух]]), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка [[Евер]] (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом ''иври'' — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму ({{Библия|Быт|14:13}}), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через [[Евфрат]] на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом ''иври'' и наименованием ''хабиру'', ''хапиру'' или ''апиру'', которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.<ref name="ЭЕЭ" /><ref>Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам [[Дьяконов, Игорь Михайлович|И. М. Дьяконова]], ''иврим'' и ''хапиру'' «''не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.''» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово ''иври'' также никак не связано с ''хапиру'', восходящим к аккадскому глаголу habaru («''быть изгнанным''»).</ref> | ||
Строка 307: | Строка 224: | ||
{{конец цитаты}} | {{конец цитаты}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Сноски и источники == | == Сноски и источники == | ||
{{reflist|2}} | {{reflist|2}} | ||
Строка 340: | Строка 242: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
* {{ЭЕЭ|10045|Авраам}} | * {{ЭЕЭ|10045|Авраам}} | ||
- | |||
- | |||
* [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Смерть Авраама (Завещание Авраама)] — ветхозаветный апокриф об Аврааме | * [http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/ts-abr.shtml Смерть Авраама (Завещание Авраама)] — ветхозаветный апокриф об Аврааме | ||
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm «Две истории сотворения мира»], П.Полонский | * [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm «Две истории сотворения мира»], П.Полонский | ||
Строка 369: | Строка 256: | ||
[[Категория:Праотцы]] | [[Категория:Праотцы]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] |
- | + | [[Категория:Библейские персонажи]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + |
Версия 11:49, 29 ноября 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
29/11/2010 | |
Авраам (אַבְרָהָם) | |
---|---|
Пол: | муж. |
Толкование имени: | «отец множества племён» |
Имя на других языках: | греч. Ἀβραάμ
|
В иных культурах: | араб. ابراهيم (Ибрахи́м) |
Местность: | Месопотамия, Ханаан |
Отец: | Фарра (Терах) |
Супруг: | Сарра, Агарь (Хагар), Кетура |
Дети: | Измаил (Ишмаэль), Исаак (Ицхак) |
Место погребения: | Пещера Махпела, Хеврон |
Связанные понятия: | Еврей, Авраамические религии, Авраамов завет |
Связанные события: | Обрезание, Жертвоприношение Исаака |
Характерные черты: | милосердие, гостеприимство |
Авраа́м (ивр. אַבְרָהָם, Авраhа́м, др.-греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham, араб. ابراهيم, Ибрахи́м) — библейский персонаж, родоначальник многих народов (Быт.17:4). Является первым из трёх Библейских патриархов эпохи после Потопа. Согласно книге Бытие, первый еврей [1] и родоначальник всего еврейского народа. Потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя.
В ТаНаХе
Повествование о жизни и деятельности Авраама содержится в книге Бытие (11:26-25:10).
В Месопотамии
Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם), родился в халдейском городе Ур (Ур Касдим), одном из древнейших и важнейших городов южной Месопотамии. Там он женился на Саре (Сарай), которой позже Бог дал имя Сарра (Сара). Отец Авраама Фарра (Терах) покинул Ур и, взяв с собой Аврама, Сару и племянника Лота, направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харране (Северная Месопотамия) Фарра умер.
Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.
Переселение в Ханаан (Быт.12:1-9)
Бог открылся Авраму и повелел ему оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом:
На 75-м году жизни Аврам оставил родину и, в сопровождении жены и племянника Лота, переправился через Евфрат на территорию Ханаана. От этого произошло, по одной из версий, его прозвище Аврам-«hа-иври» (еврей) — то есть «[прибывший] с той стороны [реки]».
Неподалёку от Сихема (Шхема) Бог снова явился Авраму, пообещав его потомкам всю землю Ханаана.[2]
Голод в Ханаане. Спуск в Египет (Быт.12:10-20)
Аврам с семьёй кочевал по Ханаану, сооружая жертвенники Единому Богу. Вскоре, однако, наступил в стране голод, и Аврам был вынужден отправиться в Египет, взяв с собой и Лота. В Египте Авраам выдал Сару за свою сестру, из-за опасения, что египтяне способны убить Аврама ради того, чтобы завладеть его женой. В результате, фараон взял Сару в свой дворец. «И Авраму хорошо было ради её; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт.12:16).
Но из-за этого фараон был поражён свыше болезнями, и был вынужден вернуть Сару Авраму:
Возвращение в Ханаан и отделение Лота (Быт.13)
Вернувшись в Ханаан, Аврам и Лот со всем приобретённым достоянием некоторое время кочевали вместе. Однако, «непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе» (Быт.13:6) Тогда Лот отделился от Аврама: Аврам поселился в Хевроне, а Лот в прииорданской области, в городе Содоме.
После этих событий Бог явился Авраму снова, вновь подтвердив своё обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной».[3] Аврам поселился в дубраве аморрея Мамре в Хевроне.
Пленение Лота и его освобождение Аврамом (Быт.14)
Авраму сообщили, что на Содом напало объединённое войско Кедорлаомера, царя Эламского, и союзных с ним царей, которые разграбили и увезли в плен жителей, среди которых оказался и его племянник Лот. Аврам немедленно вооружил своих людей, числом 318 человек (Быт.14:14), погнался за грабителями, разгромил войско четырёх царей и освободил из плена не только своего племянника, но и других содомлян с их добром.
Возвратившись из похода, Аврам получил благословение Мелхиседека (Малки-Цедека), царя Салима (Шалема) (по-видимому, древнейшее название Иерусалима) и «священника Бога Всевышнего».
Когда царь Содома предложил ему забрать всю добычу себе, Аврам отказался взять «даже нитки и ремня от обуви…» чтобы никто не мог сказать: «я обогатил Аврама» (Быт.14:22-24).
Союз с Богом, заключённый «меж рассечённых частей» (Быт.15)
После этих событий Бог в очередной раз подтвердил своё обещание дать Авраму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт.15:18), причём на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.
Тогда же Бог возвестил Авраму пророчество о предстоящем египетском рабстве:
Агарь. Рождение Измаила (Быт.16)
Брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку Агарь (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец Измаил (Ишмаэль) — родоначальник арабских племён (Быт.16).
После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего:
Завет обрезания (Быт.17)
Когда Авраму было 99 лет, Бог снова явился ему, возвестив, что отныне его имя Авраам (Абрахам) и в знак завета Аврааму и его потомкам следует совершать обрезание крайней плоти:
Также Бог возвестил, что имя Сары (Сарай) отныне станет Сарра (Сара) и пообещал, что через год у неё родится сын, Исаак (Ицхак), которому суждено великое будущее:
Авраам, не медля, в тот же день исполнил повеление Господа:
Визит трёх ангелов. Наказание Содома и Гоморры (Быт.18, 19)
Вскоре после обрезания к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своём намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей.
Авраам и Сарра в Граре (Быт.20)
После повествования о разрушении Содома и Гоморры Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Аврааму снова угрожала опасность лишиться жены, которая была взята царём города Грар Авимелехом в свой гарем. Вскоре, однако, Авимелех был вынужден отпустить Сарру по велению Бога.
Рождение Исаака (Быт.21:1-8)
Через год, когда Сарре было 90, а Аврааму 100 лет, у них родился, наконец, долгожданный сын, Исаак (Ицхак), который был предназначен Богом продолжать род Авраама.
Изгнание Измаила (Быт.21:9-21)
Авраам поселился в Беэр-Шеве. Спустя 13 лет после рождения Исаака, многолетний конфликт между Саррой и Агарью вылился в требование Сарры выгнать Агарь вместе с Измаилом в пустыню.
После того, как Бог подтвердил слова Сарры, Авраам был вынужден подчиниться.
Заблудившись в пустыне, Агарь со страхом ждала смерти от жажды и, чтобы не видеть страданий своего сына отошла далеко. Когда она «подняла вопль, и заплакала» услышал её Бог и появился перед Агарью ангел, успокаивая её. «и увидела она колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока» (Быт.21:19).
И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской. |
Союз Авраама с Авимелехом (Быт.21:22-34)
Некоторое время спустя, правитель той земли Авимелех предложил Аврааму союз:
Жертвоприношение Исаака (Быт.22:1-19)
После всех этих событий Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака «во всесожжение» на горе Мория. Авраам, не колеблясь, повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. В самый решительный момент, когда Исаак лежал связанный на жертвеннике и Авраам занёс уже нож над сыном, ангел воззвал к нему с неба:
Авраам! Авраам! <...> не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. |
Вместо Исаака в жертву был принесён баран, а Господь поклялся:
После этих событий Авраам вернулся в Беэр-Шеву.
Кончина Сарры. Приобретение пещеры Махпела (Быт.23)
Сарра умерла в возрасте 127 лет в Кириаф-Арбе (Кирьят-Арбе), возле Хеврона и была похороненна Авраамом в купленной у хеттийца Ефрона (Эфрона) пещере Махпела («двойная пещера») в Хевроне.
Женитьба Исаака на Ревекке (Быт.24)
Состарившись, Авраам посылает своего верного слугу к своей родне в Северную Месопотамию на поиски невесты для Исаака, чтобы избежать брачных связей с ханаанеями. После долгого пути слуга встречает добродетельную девушку, напоившую и его самого и всех верблюдов. Этой девушкой оказалась Ревекка (Ривка), дочь племянника Авраама, Вафуила (Бетуэля).
После переговоров с отцом Ревекки и её братом Лаваном, караван вместе с Ревеккой отправился в обратный путь.
И ввел её Исаак в шатёр Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей. |
Последние годы жизни и погребение Авраама (Быт.25:1-11)
В глубокой старости Авраам женился на Кетуре, родившей ему ещё несколько детей. Все они, как и старший сын его Измаил, сделались родоначальниками разных арабских племён, чем и объясняется значение имени Авраама, как «отца множества племён» (Быт.17:5).
Авраам умер в возрасте 175 лет от роду и был погребён Исааком и Измаилом рядом со своей женой Саррой в пещере Махпела в Хевроне.
Жизнь Авраама в еврейской традиции
В еврейских преданиях (мидрашах) Аврааму приписывается заслуга открытия идеи монотеизма и её развития. Ещё трёхлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Согласно мидрашу, Авраам разбивает идолов своего отца Фарры (Тераха).
«Земля Мория», упоминаемая в истории жертвоприношения Исаака, отождествляется в еврейской традиции с горой Мория в Иерусалиме, на которой Соломон построил Храм.[4] Поэтому считается, что Храм был воздвигнут на том самом месте, где Авраам соорудил жертвенник для всесожжения.
Еврейские источники[5] приписывают авторству Авраама книгу «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה — «Книга творения»), которая является наиболее древним источником Каббалы.
По преданиям, Авраам занимался естественными науками, знал астрономию, химию и другие знания, которые он унаследовал на своей родине от халдеев и впоследствии распространял среди финикиян и даже египтян.[6]
Образ Авраама в еврейской традиции
Образ Авраама занимает центральное место в исторической памяти еврейского народа. Описание его жизни и его испытаний рассматривается в еврейской традиции в качестве поучительного примера, символически отображающего последующую историю еврейского народа.
Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как провозвестник монотеизма, который принёс людям веру в единого невидимого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Авраамические религии, а также многие философские идеи, лежащие в основе современной цивилизации, восходят к идеям и постулатам, провозглашённым Авраамом. Тем не менее, в тексте Пятикнижия нигде не упоминается о том, что Авраам провозгласил веру в Единого Бога впервые. Еврейские комментаторы подчёркивают, что, хотя лично для Авраама эта вера стала действительно открытием чего-то нового, однако объективно — это было восстановлением заново очень старой и почти забытой истины, которая была известна Адаму, Ноаху (Ною) и его потомкам Шему (Симу) и Эверу (Еверу). Тем самым, Авраам действительно выдвигал нечто совершенно новое для того общества, в котором жил, призывая возвратиться к Единому Богу, возродить веру далёкого прошлого. Его идеи, вероятно казались его современникам варварскими и примитивными и Авраам должен был восприниматься ими не в качестве новатора, а в качестве ультраконсерватора, приверженца забытого древнего культа. Одно из доказательств того, что вера в Единого Бога уже существовала во времена Авраама, содержится в самом Пятикнижии: это рассказ о встрече с Мелхиседеком, царём Салима, «священником Бога Всевышнего» (Быт.14:18). Таким образом, Авраам был не одинок — у него были единомышленники, изолированные друг от друга, рассеянные в разных местах, но сохранившие веру в Единого Бога.
Заслуга Авраама заключается в том, что он был первым, кто серьёзно отнёсся к изначальному религиозному представлению о Боге. Фактически Авраам был первым пророком древней веры. Он стремился внушить свою приверженности этой вере небольшой группе людей — сформированной им общине, которая должна была стать особым племенем (а позже — нацией), хранящим эту идею. С этой же целью Авраам бродил по Ханаану, неустанно взывая к имени Всевышнего, строя жертвенники, привлекая к себе тех, кто верил в Единого Бога, и пытаясь побудить других верить в Него.
В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака. Еврейская традиция рассматривает жертвоприношение Исаака как символ готовности к самым тяжёлым жертвам во имя преданности Богу.
Мишна[7] свидетельствует о том, что уже в I-II вв. тема жертвоприношения Исаака содержалась в молитве, читавшейся в дни постов. Талмуд[8] предписывает чтение рассказа о жертвоприношении Исаака в синагоге на второй день Рош ха-Шана и объясняет обычай трубить в шофар (изготовляемый из рога барана) в Рош ха-Шана как напоминание о том, что вместо Исаака в жертву был принесён баран.[9]
В Библии подчёркивается исключительная связь между Богом и Авраамом. Эта связь приобрела впоследствии форму союза (завета; ивр. брит), заключённого между Богом и Авраамом. Этот союз имеет важнейшее значение в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры. Он включает три основных элемента:
- избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
- обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама;
- повеление следовать заветам Бога, которые включают как культовые заповеди, так и этические нормы поведения.
Повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее этическое предписание быть непорочным (Быт.17:1), однако поведение Авраама, без сомнения, свидетельствует о наличие определённой системы моральных принципов. Так, Авраам приобретает известность своим гостеприимством, заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.
В апокрифах
Предания об Аврааме нашли своё отражение в двух апокрифах, основанных на греческих переводах еврейских сказаний.
- Откровение Авраама — рассказывает, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра и приходит к мысли о Боге, сотворившем всё. Тогда он услышал голос с неба, приказывающий ему после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Он видит неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырёх животных, семь небес и всё, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил.
- Смерть Авраама (Завещание Авраама) — архангел Михаил является в образе путника в дом Авраама чтобы возвестить ему наступление смерти, но не решается объявить ему печальную весть и просит Бога послать Аврааму память смертную, чтобы тот сам догадался о наступлении кончины. Воля Божия открывается Аврааму через сон Исаака. Перед смертью Авраам пожелал увидеть все дела Божии, и архангел вознёс его на небо. Там он увидел двое врат: широкие ведущие людей на погибель и узкие — в жизнь вечную. У ворот сидел Адам, плачущий при виде идущих через широкие врата и смеющийся при виде идущих через узкие (плакал он в семь раз больше, чем смеялся). Далее Авраам вместе с Михаилом побывал на судном месте, где Авель совершает суд, а Енох по книгам отыскивает грехи, которым ведёт запись. Здесь Авраам сам произносит приговор грешникам, ещё живущим на земле, проявив такую суровость, что Бог, до конца жизни ожидающий от людей покаяния, велит архангелу возвратить Авраама на землю. Далее следует рассказ о смерти Сарры, о женитьбе Исаака и о вторичной женитьбе Авраама. В конце апокрифа рассказывается о смерти Авраама. Смерть является ему украшенной великой красотой, но, по желанию Авраама, показывается ему и в своём настоящем виде, со многими головами из змей, из ножей, из огней. О погребении Авраама рассказывается согласно с Библией.
В русском переводе данные апокрифы известны с XIV века (Сильвестровский сборник), а также были включены в состав Палеи.[10]
Исторический анализ
Мир, в котором жил Авраам, был относительно просвещённым и интеллектуальным миром политеистической религии. Это была политеистическая (идолопоклонническая) городская цивилизация, вершина культуры своей эпохи, выдвигавшая блестящие идеи и утончённые концепции в науке, философии, искусстве.
Переселение в Ханаан
По мнению ряда исследователей, библейский рассказ о переселении семьи Авраама в Ханаан отражает происходившую в XIX—XVIII веках до н. э. интенсивную миграцию западно-семитских племён, называемых амореями или сутиями, из Верхней Месопотамии в сиро-палестинский регион. Связь с Верхней Месопотамией нашла, в частности, отражение в именах отца, деда и прадеда Авраама (Фарра (Терах), Нахор, Серух), являющихся названиями городов и местностей в районе Харана, куда семья Фарры перешла из Ура. Имя их предка Евер (Эвер), означающее «другая сторона» или «Заречье», связано с эпитетом иври — «(человек) из Эвера», то есть Заречья. Этот эпитет (от которого происходит слово «еврей») впервые применяется в Библии по отношению к Аврааму (Быт.14:13), а затем и к израильтянам вообще. Первоначально им могли называться все племена, перешедшие через Евфрат на пути из Верхней Месопотамии в Сирию и Ханаан. Некоторые исследователи считают, что существует некоторая связь между эпитетом иври и наименованием хабиру, хапиру или апиру, которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.[11][12]
Иврим были чужеземцами, проникшими в Ханаан и остававшимися, по-видимому, чуждыми религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев — с другой. Авраам, как затем его сын и внук — патриархи Исаак и Иаков — не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков — правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.
Согласно другой гипотезе, эпоха Авраама приходится на XXI—XX века до н. э. Эта гипотеза основана на сообщении Третьей книги Царств (3Цар.6:1), согласно которому между Исходом из Египта и началом постройки Соломоном Храма прошло 480 лет. Опираясь на внутрибиблейскую хронологию, можно подсчитать, что Авраам вышел из Харана около 2091 года до н. э. Впрочем, по мнению большинства исследователей, период в 480 лет носит скорее символический характер (12 поколений по сорок лет). Кроме того, археологи не обнаружили свидетельств существования на территории Ханаана в XXI—XX веках до н. э. городов, подобных упоминаемым в библейском рассказе о патриархах.
Было также высказано предположение, что семья Фарры могла покинуть Ур около 1740 года до н. э., в период подавления восстания против вавилонского правителя Самсу-илуны, в котором участвовал и Ур. В 1739 году до н. э. город был разрушен войсками Самсу-илуны, вырезавшими значительную часть населения, и надолго обезлюдел. Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 гг. до н. э. По всей видимости, такое обозначение города возникло в период подъёма Ура в правление последнего царя Нововавилонской (Халдейской) династии Набонида (556—539 гг. до н. э.) и было внесено в повествование об Аврааме.
Союз «меж рассечённых частей»
В рассказе о заключении завета между Богом и Авраамом (Быт.15:9—18) нашла отражение практика заключения союза, при котором договаривающиеся стороны проходили между частями рассечённого животного. В еврейском языке заключение Завета часто описывается идиомой «разрубить Завет». Похожее выражение встречается в тексте из сирийской Катны (XV век до н. э.), а также в аморейских текстах из Мари, где заключение союза описывается выражением «убить ослёнка».
Датировка времени написания
Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после X в. до н. э.).[11]
Имена
Личные имена Аврам и Авраам впервые встречаются в датируемых 3—2 тысячелетиями до н. э. месопотамских клинописных табличках, египетских текстах, а также в текстах, найденных в сирийской Эбле. Этимология имени Аврам точно неизвестна. Возможно, оно означает «отец вознесён», «отец великолепен», и является формой раннесемитского собственного имени Ав(и)рам. Полученное Аврамом после заключения завета (Быт.17:5) имя Авраам означает «отец множества» (народов). В отличие от имён Исаака, Иакова-Израиля и его сыновей, имя Авраама никогда не используется в Библии для обозначения местностей или колен.
Имя матери Авраама в Пятикнижии не упоминается, по арабским источникам (см. Herbelot I, 64) её звали Адна, а по еврейским (Талмуд, Бава-Батра 91а) — Аматлея, вероятно Аматсула — древнехалдейское женское имя, встречаемое в клинообразных надписях, а не позднейшее греческое Амалтея, как полагает Кагут (Plenus Aruch s. v.) и другие.
В философии
История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:
Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен, и не могу быть уверен.[13]
Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет»[14], признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (т.е. всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».
Развивая идеи Кьеркегора, Жан-Поль Сартр в знаменитом эссе «Экзистенциализм — это гуманизм» использует введённое им выражение «тревога Авраама» для утверждения абсолютной свободы и одновременно абсолютной ответственности человека:
Мне вовсе не обязательно быть Авраамом, и тем не менее на каждом шагу я вынужден совершать поступки, служащие примером для других. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему и будто все сообразуют свои действия с его поступками. И каждый человек должен себе сказать: действительно ли я имею право действовать так, чтобы человечество брало пример с моих поступков? Если же он не говорит себе этого, значит, скрывает от себя свою тревогу. Речь идет здесь не о том чувстве, которое ведет к квиетизму, к бездействию. Это — тревога, известная всем, кто брал на себя какую-либо ответственность.[15]
Сноски и источники
- ↑ Быт.14:13
- ↑ Быт.12:7
- ↑ Быт.13:14-17
- ↑ 2Пар.3:1
- ↑ «Кузари», р. Иегуда Галеви, 4, 25
- ↑ Филон Александрийский, opp. II, 13; Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» I, 8:2
- ↑ Мишна, Таанит 2:4
- ↑ Талмуд, Мегила 31а
- ↑ Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
- ↑ Апокрифы о Аврааме (Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
- ↑ 11,0 11,1 Статья «Авраам» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Эта точка зрения находит всё меньше сторонников в современной науке. Так, по словам И. М. Дьяконова, иврим и хапиру «не имеют между собой ничего общего; хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским, и, возможно, хурритским и т.п.» (История Древнего Востока, ч. 2, М., 1988, стр. 275). Лингвистически слово иври также никак не связано с хапиру, восходящим к аккадскому глаголу habaru («быть изгнанным»).
- ↑ Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
- ↑ «Страх и трепет». Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «диалектическая лирика».
- ↑ «Экзистенциализм — это гуманизм».
Литература
- Авраhам (праотец) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
- И. Р. Тантлевский История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2005. — ISBN 5-288-03735-3
Ссылки
- Статья «Авраам» в Электронной еврейской энциклопедии
- Смерть Авраама (Завещание Авраама) — ветхозаветный апокриф об Аврааме
- «Две истории сотворения мира», П.Полонский
- Глава Авраам из книги р. А. Штейнзальца «Библейские образы»
- Тема Авраам для самостоятельного изучения по программе «Лимудим»
|
||
---|---|---|
Персонажи | Авраам | Сарра | Агарь | Мелхиседек | |
События | Обрезание | Жертвоприношение Исаака | |
Основные понятия | Еврей | Авраамические религии | Пещера Махпела | Авраамов завет | |
В разных источниках | Ибрахим | |
Дети Авраама | Измаил | Исаак |
|
|
---|---|
от Адама до Шема | Адам | Шет | Энош | Кейнан | Маѓалалель | Йеред | Ханох | Метушелах | Лемех | Ноах | Шем |
от Арпахшада до Яакова | Арпахшад | Шелах | Эвер | Пелег | Реу | Серуг | Нахор | Терах | Авраѓам | Ицхак | Яаков |
от Йеѓуды до Давида | Йеѓуда | Перец | Хецрон | Рам | Аминадав | Нахшон | Салмон | Боаз | Овед | Ишай | Давид |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|