Хисдай Ибн Шапрут
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Источник | Источник | ||
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11668&query=ХИСДАЙ Электронная еврейская энциклопедия] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11668&query=ХИСДАЙ Электронная еврейская энциклопедия] | ||
- | {{ | + | |
+ | [[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}} |
Версия 08:51, 30 ноября 2010
Хисдай ибн Шапрут (Хасдай, Hasdai ibn Shaprut; 915?, Кордова, – 970?, там же), первый известный истории еврей, занимавший высокое положение при дворе арабских халифов Испании.
Ибн Шапрут был назначен придворным врачом халифа Абд ар-Рахмана III (929–961), а затем стал главой пошлинного ведомства.
Ибн Шапрут успешно выполнял различные дипломатические миссии. В 953 г. он вёл переговоры с посланником императора Священной Римской империи Оттона I. В 958 г. Ибн Шапрут добился заключения мира между христианским королевством Наварра и Кордовским халифатом (958).
Ибн Шапрут был привлечен к переводу с греческого на арабский язык трактата Диоскорида по фармакологии, подаренного халифу византийскими послами в конце 940-х гг.
Халиф назначил Ибн Шапрута также и главой еврейской общины мусульманской Испании. На этом посту Ибн Шапрут принес большую пользу развитию еврейской культуры, поддерживая еврейских ученых, мыслителей и поэтов. Особое историческое значение имело назначение Ибн Шапрутом выдающегося раввина Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) на пост раввина Кордовы. В результате испанская община перестала зависеть от вавилонских гаонов, что привело к ослаблению связей между испанским еврейством и еврейским центром в Вавилонии.
Используя свое высокое положение в мусульманской Испании и большой дипломатический авторитет, Ибн Шапрут стремился по мере возможности покровительствовать еврейским общинам в разных странах. Так, он обратился к византийскому императору с просьбой прекратить преследования евреев в Южной Италии.
Узнав, что правители хазарского царства приняли иудаизм, Ибн Шапрут отправил к хазарскому кагану (царю) Иосифу делегацию с посланием, в котором выражал радость по поводу существования независимого царства, где исповедуется иудаизм. В ответном послании, являющемся ценным источником по истории хазар, каган Иосиф рассказал об обращении хазар в иудаизм.
Источник