Каин
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
'''Ка́ин''' ({{lang-he|קין}}, от корня ק.נ.ה ''кана́'', имеющего также значение «создавать»), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}). | '''Ка́ин''' ({{lang-he|קין}}, от корня ק.נ.ה ''кана́'', имеющего также значение «создавать»), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}). | ||
Каин является отцом [[Енох]]а и родоначальником его линии. | Каин является отцом [[Енох]]а и родоначальником его линии. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== Конфликт братьев == | == Конфликт братьев == | ||
Строка 32: | Строка 27: | ||
По преданию, на [[жертвоприношение]] Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло<ref>[http://open.az/engine/print.php?newsid=22415&news_page=1 История Адама и Евы]</ref>. | По преданию, на [[жертвоприношение]] Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло<ref>[http://open.az/engine/print.php?newsid=22415&news_page=1 История Адама и Евы]</ref>. | ||
- | |||
После этого Каин убил Авеля: | После этого Каин убил Авеля: | ||
{{цитата|автор={{Библия|Быт|4:8}}|И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.}} | {{цитата|автор={{Библия|Быт|4:8}}|И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.}} | ||
Строка 40: | Строка 34: | ||
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» ({{Библия|Быт|4:9}}). | Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» ({{Библия|Быт|4:9}}). | ||
- | Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях [[Исав]]а и [[Иаков]]а, [[Иосиф]]а и его одинадцати старших братьев, [[Давид]]а и его старших братьев. [[Авель]] является первым в этом ряду | + | Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях [[Исав]]а и [[Иаков]]а, [[Иосиф]]а и его одинадцати старших братьев, [[Давид]]а и его старших братьев. [[Авель]] является первым в этом ряду. |
== Изгнание Каина == | == Изгнание Каина == | ||
Строка 51: | Строка 45: | ||
Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Енох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]]. | Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в [[Земля Нод|землю Нод]] ({{Библия|Быт|4:16}}), где у него родился сын [[Енох, сын Каина|Енох]], а у того в свою очередь [[Ирад]]. От Ирада родился [[Мехиаэль]], за ним [[Мафусал, потомок Каина|Мафусал]], а от Мафусала — [[Ламех, потомок Каина|Ламех]] ({{Библия|Быт|4:18}}). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились [[Иавал]] и [[Иувал]]. Вторая, Цилла от которой родился сын [[Тувалкаин]] и дочь [[Ноема]]. | ||
- | + | == В еврейской традиции == | |
- | == | + | === Причина убийства === |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства: | |
- | + | "И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его". Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили". | |
- | + | Еврейский мудрец и философ [[Йосеф Альбо]], живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.<ref>http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/06/news994235611.php</ref>. | |
- | + | === После убийства === | |
- | + | Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога: | |
- | + | Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать<ref>Танхума Берешит, 9.</ref>. | |
- | + | == Другие интерпретации == | |
+ | |||
+ | Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | * [http:// | + | * [[http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s032-040.htm Н.Лейбович, Новые исследования книги Берешит]] |
{{commonscat|Cain and Abel}} | {{commonscat|Cain and Abel}} | ||
Строка 87: | Строка 76: | ||
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]] | ||
- | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] | |
- | + | [[Категория:Еврейская философия]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + |
Версия 07:08, 14 ноября 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Ка́ин (ивр. קין, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).
Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.
Содержание |
Конфликт братьев
Каин был земледельцем, а его брат Авель — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Каин принёс в жертву плоды, а Авель — первородных голов своего стада.
Бог благосклонно принял только жертву Авеля:
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. |
По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[1].
После этого Каин убил Авеля:
И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. |
В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:[2]«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).
Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).
Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.
Изгнание Каина
После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»(Быт.4:15)
Потомство Каина
Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в землю Нод (Быт.4:16), где у него родился сын Енох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.
В еврейской традиции
Причина убийства
Мидраш Берешит раба приводит следующие возможные причины этого братоубийства:
"И сказал Каин hевелю, брату своему...И было, когда они были в поле.." О чем они спорили? Сказали: давай разделим мир. Один взял землю, другой взял имущество. Один сказал: "Земля, на которой ты стоишь - моя она!" Другой сказал: "То, что на тебе надето - мое оно!" Один сказал: "Сними!" Другой сказал: "Взлети!" И потому - "И восстал Каин на брата своего, hавеля, и убил его". Раби Йеhошуа из Сахнина от имени раби Леви сказал: оба они получили землю и оба получили имущество. О чем же они спорили? Один сказал: "В моих владениях будет построен Храм!"; и другой сказал: "В моих владениях будет построен Храм!" Ведь написано: "И было, когда они были в поле", а "поле" это - не что иное, как Храм, ибо сказано: "Из-за вас, как поле, будет вспахан Сион и Иерусалим руинами станет" (Миха, 3:12). И вот почему "Восстал Каин на брата своего hавеля и убил его". Раби Йеhуда сказал: "О Хаве, Первой Женщине, они спорили".
Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке, трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[3].
После убийства
Мидраши реконструируют слова Каина, которыми он пытается оправдаться, перекладывая ответственность с себя на Бога:
Когда Всевышний спросил его: "Где hевель, брат твой?", Каин ответил: "Не знаю! Что я, сторож брату моему?" То есть: Ты, охраняющий все создания, требуешь от меня? С чем это можно сравнить? Так вор ночью украл вещи и не был схвачен, но утром привратник его поймал и спросил: "Для чего ты украл эти вещи?" Ответил тот: "Я - вор, и своего ремесла не оставил, но твоя работа - сторожить в воротах. Для чего ты оставил ее - а теперь ты упрекаешь меня?!" Так и Каин сказал Всевышнему: "Я убил его, потому что Ты сотворил во мне влечение ко злу. Ты охраняешь весь мир - а мне позволил убить его?! Нет, это Ты убил его - потому что если бы принял мое жертвоприношение так же, как его, я не стал бы ему завидовать[4].
Другие интерпретации
Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.
Примечания
- ↑ История Адама и Евы
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокkrugosvet
не указан текст - ↑ http://www.jewish.ru/tradition/classics/philosophy/2006/06/news994235611.php
- ↑ Танхума Берешит, 9.
Ссылки
Каин на Викискладе? |
|
|
---|---|
Персонажи | Адам | Ева | Змей | Лилит |
События | Сотворение человека | Грехопадение |
Основные понятия | Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни |
В разных источниках | Адам Ришон, Адам Кадмон |
Дети Адама и Евы | Каин | Авель | Сиф |
|
|
---|---|
от Адама до Шема | Адам | Шет | Энош | Кейнан | Маѓалалель | Йеред | Ханох | Метушелах | Лемех | Ноах | Шем |
от Арпахшада до Яакова | Арпахшад | Шелах | Эвер | Пелег | Реу | Серуг | Нахор | Терах | Авраѓам | Ицхак | Яаков |
от Йеѓуды до Давида | Йеѓуда | Перец | Хецрон | Рам | Аминадав | Нахшон | Салмон | Боаз | Овед | Ишай | Давид |