Дерево познания Добра и Зла
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
'''Дeрево познания Добра и Зла''' ({{lang-he|עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע}}) — согласно [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]], особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между [[Добро]]м и [[Зло]]м. | '''Дeрево познания Добра и Зла''' ({{lang-he|עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע}}) — согласно [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]], особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между [[Добро]]м и [[Зло]]м. | ||
Строка 23: | Строка 21: | ||
Господь запретил [[Адам|первому человеку]] до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла: | Господь запретил [[Адам|первому человеку]] до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла: | ||
{{ВЗ|От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь|Быт|2:17}} | {{ВЗ|От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь|Быт|2:17}} | ||
- | |||
=== Грехопадение === | === Грехопадение === | ||
{{main|Грехопадение}} | {{main|Грехопадение}} | ||
Строка 37: | Строка 34: | ||
== Природа Дерева познания == | == Природа Дерева познания == | ||
- | Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно. | + | Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно.В мидраше Берешит раба 15:7 выдвигаются гипотезы "пшеница", "виноград", "инжир", "этрог", а один из мудрецов говорит, что Бог намеренно скрыл название этого дерева, чтобы не позорить его. |
В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») | В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») | ||
Древо Познания обычно символически изображается яблоней. | Древо Познания обычно символически изображается яблоней. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Взгляд критической школы == | == Взгляд критической школы == | ||
Строка 60: | Строка 49: | ||
== Источники== | == Источники== | ||
* {{Источник/ЕЭ}} | * {{Источник/ЕЭ}} | ||
+ | * [http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava7.htm П.Полонский, Две истории сотворения мира] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 66: | Строка 56: | ||
{{Адам и Ева}} | {{Адам и Ева}} | ||
- | + | [[Категория:Библейские сюжеты]] | |
- | + | [[Категория:Еврейская философия]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[ | + | |
- | [[ | + |
Версия 11:13, 12 ноября 2010
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע) — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.
Содержание |
В Библии
Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева познания следующее:
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. |
Господь запретил первому человеку до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла:
От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь |
Грехопадение
Первое время «И были они оба наги, Адам и его жена, и не стыдились» (Быт.2:25). Но коварный и мудрый змей уловками и хитростью убеждал Еву попробовать запретный плод, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло» (Быт.3:5).
Женщина сначала колебалась,но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; » (Быт.3:6). После чего дала попробовать плод и Адаму (Быт.3:6). В результате, «открылись глаза их обоих», они осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт.3:1-7). Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания.
За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт.3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него» (Быт.3:16-19). Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком.
После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся» (Быт.3:23,24).
Природа Дерева познания
Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно.В мидраше Берешит раба 15:7 выдвигаются гипотезы "пшеница", "виноград", "инжир", "этрог", а один из мудрецов говорит, что Бог намеренно скрыл название этого дерева, чтобы не позорить его.
В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней.
Взгляд критической школы
Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян. Однако, даже если признать это утверждение правильным, идея Древа познания не могла быть заимствована ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии, поскольку ни у одного из них она не встречается.[1] Не упоминается древо познания и в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[2] Однако другой весьма древний вавилонский миф[3] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.
Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», — эта идея принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.[4]
Примечания
- ↑ Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
- ↑ Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
- ↑ Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
- ↑ Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Дерево познания Добра и Зла
|
|
---|---|
Персонажи | Адам | Ева | Змей | Лилит |
События | Сотворение человека | Грехопадение |
Основные понятия | Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни |
В разных источниках | Адам Ришон, Адам Кадмон |
Дети Адама и Евы | Каин | Авель | Сиф |