Ашкеназы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Строка 75: Строка 75:
{{ethno-stub}}
{{ethno-stub}}
-
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
+
[[an:Asquenazís]]
[[an:Asquenazís]]
Строка 119: Строка 119:
[[yi:אשכנזים]]
[[yi:אשכנזים]]
[[zh:阿什肯納茲猶太人]]{{WikiCopyRight}}
[[zh:阿什肯納茲猶太人]]{{WikiCopyRight}}
 +
{{checked}}

Версия 08:39, 28 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Ашкена́зы (ивр. אשכנזים‎, ашкенази́м; ед. ч. — ашкенази́) — субэтническая группа евреев, потомки всех европейских евреев, кроме выходцев из Испании, южной Франции, Турции и (частично) Италии (называемых сефардами).[1] Термин происходит от еврейского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков легендарного Аскеназа, внука Иафета.

Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около половины евреев Израиля. Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш; один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Содержание

Дискуссия о происхождении и истории

В 1991 году профессор лингвистики Тель-Авивского университета Векслер, выдвинул теорию, относящую идиш в группу славянских, а не германских языков.

Позже, в книге «Ашкеназийские евреи: славянско-тюркский народ в поисках еврейской идентификации» Векслер предложил пересмотреть и всю теорию происхождения говорившего на идиш ашкеназийского восточноевропейского еврейства.

Векслер рассматривает их не как потомков выходцев с Ближнего Востока, а как коренной европейский народ, происходящий от потомков западных славян — лужицких сорбов, полабов и др. Позже Векслер включил в число предполагаемых предков восточноевропейских евреев также хазар и многочисленных славян, живших в Киевской Руси в IX—XII веках.

Синтезируя достижения лингвистики, генетики, антропологии и истории можно заключить, что ашкеназы возникли в многовековом процессе смешения разных миграционных потоков иудейского населения, встретившихся в верхних районах реки Вислы в Польше 700—800 лет назад.

Первый поток берёт начало в Галлии где с начала новой эры проживают в районе реки Рейн латиноязычные иудеи граждане Римской империи. С V-ого века новой эры в составе Франкского государства миграционный поток идёт вглубь германских земель. Здесь существуют многие центры иудаизма и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский.

В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционый поток итальянских иудеев (в еврейской терминологии — «ро́мим») живших со времён Римской республики на Аппенинском полуострове.

Ашкеназы как еврейский субэтнос формируются в Польском королевстве куда пригласил иудеев на проживание Казимир Великий. В Польше осела большая масса иудеев из разных миграционных потоков. Один поток шёл с запада, гонимый погромами крестоносцев и антииудейским законодательством и который включал в себя костяк будушего ашкеназского этноса — представителей германоязычного иудейства. Другой шёл с Балкан, который включал в себя византийских иудеев («романио́ты» — в евр.терм.). Третий поток шёл с востока. В него входили потомки хазарских иудеев («куза́рим» — в евр.терм.), славяноязычных иудеев («кнаа́ним» — в евр.терм.) и представители персидского иудейства. Этот поток особо усилился в связи с монгольским нашествием.

Первоначальную группу, потомками которой стали миллионы ашкеназов, генетики оценивают в 25000 человек.

Депопуляция в Золотой Орде и Европе, вызванная эпидемией «Черной смерти», привела к перекройке этнических и политических границ, в этот период происходит демографический взрыв иудейской общины в укреплявшемся Польском королевстве.

Основной причиной польской толерантности к евреям являлась германская политика завоеваний на востоке, до битвы при Грюнвальде и активная немецкая колонизация славянских земель. Большинство городского населения Польши составляли иудеи и немецкие колонисты. Иудеи использовались польской шляхтой и в экономической эксплуатации Украины. Абсолютная политическая зависимость евреев от шляхты была очень выгодна правящему в Польше классу.

Основным направлением расширения крепнущей Польши стала Украина. После Люблинской унии с Великим Княжеством Литовским, шляхта и евреи устремились осваивать населённые православными украинцами земли Поднепровья. Разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей.

Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад. Местный идиш, лишенный славянизмов, был полностью вытеснен восточным диалектом.

Разделы Польши привели к тому, что ашкеназы стали поддаными трех империй. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет.

Две трети ашкеназийского еврейства было уничтожено нацистами и их пособниками в течение геноцида 1939—1945 годов, называемого Катастрофой. Наследниками ашкеназийского этноса являются: англоязычная еврейская община в США, Канаде и Великобритании, большинство аргентинских и значительная часть других латиноамериканских евреев, ивритоязычные ашкеназы в Израиле и русскоязычные потомки советских евреев во всем мире. Наиболее аутентично ашкеназийская культура и традиции сохраняются в ортодоксально-религиозных общинах, во многих из них идиш является основным языком общения.

Ашкеназийский извод иврита

Существует так называемый ашкеназийский извод иврита (лошн-койдэш), отличающийся от современного иврита произношением некоторых гласных (огласовок) и согласных. В устной речи используется для чтения Торы и молитв хазаном в ашкеназийских синагогах.

Традиции

См. также

Примечания

  1. Статья «Ашкеназы» в Электронной еврейской энциклопедии

^ a b c Behar, Doron M.; Ene Metspalu, Toomas Kivisild, Alessandro Achilli, Yarin Hadid, Shay Tzur, Luisa Pereira, Antonio Amorim, Lluı's Quintana-Murci, Kari Majamaa, Corinna Herrnstadt, Neil Howell, Oleg Balanovsky, Ildus Kutuev, Andrey Pshenichnov, David Gurwitz, Batsheva Bonne-Tamir, Antonio Torroni, Richard Villems, and Karl Skorecki (March 2006). «The Matrilineal Ancestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event». The American Journal of Human Genetics 78 (3): 487-97. PMID 16404693

Ссылки



an:Asquenazís ar:يهود أشكناز az:Əşkinazi yəhudiləri be-x-old:Ашкеназы bg:Ашкенази ca:Asquenazites cs:Aškenázové da:Ashkenazisk jødedomel:Ασκεναζίτεςeo:Aŝkenazoet:Aškenazi juudid fa:اشکنازی fi:Aškenasijuutalaisetgl:Asquenacíhu:Askenázik id:Yahudi Ashkenazija:アシュケナジム ko:아슈케나짐 ms:Orang Yahudi Ashkenazi nl:Asjkenazische Joden nn:Askenasím no:Askenasiske jøder oc:Ashkenazí pl:Aszkenazyjczycy pt:Asquenazes ro:Evrei aşkenazisk:Aškenázski Židia sr:Ашкенази sv:Ashkenazer th:ชาวยิวอัชเคนาซิ tr:Aşkenazwa:Ashkenådeszh:阿什肯納茲猶太人Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация