Израиль как еврейское и демократическое государство

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Строка 13: Строка 13:
}}
}}
-
'''Израиль как еврейское и демократическое государство''' - отсутствие противоречия в  
+
'''Израиль как еврейское и демократическое государство''' - отсутствие противоречия в том, что Израиль является государством, выражающим национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохраняет свою демократическую суть.  
-
Израиль является одновременно и государством, отражающим национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохраняет свою демократическую суть.  
+
==Суть конфликта==
==Суть конфликта==
-
Некоторыми критиками оспаривается возможность парадоксального на их взгляд сочетания национального и характера одного и того же государства.
+
Государство Израиль было создано именно как еврейское государство. Это декларировали и создатели Израиля, и именно такая формулировка признана решением ООН 1947 году, поддержанном всеми демократическими государствами Запада. Таким образом, все демократии Запада легитимизировали Израиль именно как еврейское государство, и термин "еврейское государство" как синоним понятия Государства Израиль употребляется до сих пор во многих западных СМИ.
 +
 
 +
При этом Израиль по внутреннему устройству является демократическим государством, и именно таким хочет видеть его абсолютное большинство еврейского народа и еврейского населения страны.
 +
 
 +
Таким образом, Израиль является одновременно и еврейским, и демократическим государством. Однако вопрос о том, являются ли эти вещи противоположностями и есть ли здесь противоречия, является предметом обсуждения как в израильском обществе, так и в мировом общественном мнении. Эти споры чрезвычайно обострились в связи с требованием Израиля к Палестинской автономии признать Израиль еврейским государством.
 +
 
 +
Некоторые критики {{Требует_дополнения}} считают, что чем более Израиль будет настаивать на своей еврейской сущности, тем менее демократичным он будет становиться. И наоборот, чем более он будет демократическим, тем менее он будет еврейским.
 +
 
 +
Такого подхода, т.е. считая противоречием "еврейское" и "демократическое", придерживаются политики как на левом спектре политической палитры, т.е. антирелигиозные политики, например {{Требует_дополнения}}, и также политики ультраортодоксального сектора, например {{Требует_дополнения}}.
 +
 
 +
Другой подход говорит о том, что никакого противоречия здесь нет в принципе. И еврейское и демократическое являются дополняющими друг друга вещами, поскольку демократия – это способ внутреннего управления государством, а еврейское – это его ценности и цели существования.  
==Критики==
==Критики==
Строка 26: Строка 35:
По мнению Занда, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».<ref>[http://maof.rjews.net/aspect/35-column/25123-2010-04-29-12-31-14 Шломо Занд и попытка этноидентоцида еврейского народа]</ref>
По мнению Занда, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».<ref>[http://maof.rjews.net/aspect/35-column/25123-2010-04-29-12-31-14 Шломо Занд и попытка этноидентоцида еврейского народа]</ref>
 +
==Что означает "еврейское государство"==
 +
С точки зрения еврейской традиции, понятие "еврейское государство" нигде в традиции не формализовано. Поэтому как религиозные круги, так и нерелигиозные не могут опираться в определении понятия "еврейское государство" на какую бы то ни было четкую формулировку, имеющуюся в традиции, и не могут выступать против нее, поскольку такой формулировки не существует.
-
==Ссылки==
+
Поэтому все обсуждения вопроса о том, является ли Израиль еврейским государством, стоят не на платформе четких определений, а на основе достаточно расплывчатых определений, которые принимаются или декларируются теми или иными участниками обсуждения.
 +
===Спор внутри иудаизма===
 +
Внутри иудаизма существуют два основных подхода к пониманию того, что такое еврейское государство. 
 +
 +
===="Кошерное государство"====
 +
С точки зрения большой части ультраортодоксальных авторитетов, понятие "еврейское государство" строится по тем же понятиям, как и еврейская еда, еврейская одежда или еврейские праздники. Т.е. это то, что соответствует законам [[Галаха|Галахи]].
 +
 +
Так же, как еда, которая не является кошерной, не может быть названа еврейской едой, так и государство, если оно не является кошерным, с их точки зрения не может называться еврейским государством. С точки зрения многих [[харедим]], кошерное государство – это то государство, управляемое религиозными лидерами не нарушающее религиозные заповеди.
 +
 +
Надо отметить, что Израиль управляется не религиозными лидерами, а демократическим образом через парламент. Но при этом государство Израиль не нарушает заповеди, или, по крайней мере, очень стремится их не нарушать. Например, суббота является выходным днем, а в армии совершенно обязателен кашрут. Солдат, нарушивший правила кашрута в армии, будет посажен на гауптвахту. Государственные чиновники, независимо от того, являются они сами религиозными или нерелигиозными, не имеют права по служебным обязанностям нарушать субботу, например лететь в этот день на самолете. Государство никогда не проводит мероприятий, нарушающих еврейскую традицию, и т.д.
 +
 +
Отдельным и очень спорным вопросом является вопрос передачи арабам территорий, которое имело место при [[Размежевание|изгнании евреев из Гуш-Катифа]]. С точки зрения многих религиозных людей, это нарушает заповеди, поскольку существует заповедь еврейскому народу владеть страной Израиля.
 +
 +
Однако и этот вопрос спорный, и разные религиозные авторитеты высказывались в этом вопросе по-разному. Таким образом, даже с этой точки зрения нельзя считать Израиль некошерным государством, поскольку оно, в основном, всегда или почти всегда не нарушает религиозные законы.
 +
 +
====Религиозно-сионистский подход====
 +
Согласно религиозно-сионистскому подходу, ненарушение заповедей государством, безусловно, очень важно, но суть понятия "еврейское государство" не сводится только к нему. И уж тем более, не к тому, чтобы государством управляли религиозные авторитеты, что, с точки зрения религиозного сионизма, вообще не должно быть.
 +
 +
Понятие "еврейское государство", с точки зрения религиозного сионизма, означает государство, созданное волей еврейского народа, реализующее национальные чаяния еврейского народа.
 +
 +
И в этом смысле, даже, например, заведомо неправильно действующее еврейское государство, как, например, государство в древности - в те эпохи, когда цари были идолопоклонниками и нарушали заповеди, или государство Маккавеев, в котором царь занимал пост первосвященника, что запрещено Галахой, – тем не менее, являются, конечно, еврейскими государствами.
 +
 +
==Ссылки==
==Примечания==
==Примечания==

Версия 20:19, 23 октября 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Израиль как еврейское и демократическое государство - отсутствие противоречия в том, что Израиль является государством, выражающим национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохраняет свою демократическую суть.

Содержание

Суть конфликта

Государство Израиль было создано именно как еврейское государство. Это декларировали и создатели Израиля, и именно такая формулировка признана решением ООН 1947 году, поддержанном всеми демократическими государствами Запада. Таким образом, все демократии Запада легитимизировали Израиль именно как еврейское государство, и термин "еврейское государство" как синоним понятия Государства Израиль употребляется до сих пор во многих западных СМИ.

При этом Израиль по внутреннему устройству является демократическим государством, и именно таким хочет видеть его абсолютное большинство еврейского народа и еврейского населения страны.

Таким образом, Израиль является одновременно и еврейским, и демократическим государством. Однако вопрос о том, являются ли эти вещи противоположностями и есть ли здесь противоречия, является предметом обсуждения как в израильском обществе, так и в мировом общественном мнении. Эти споры чрезвычайно обострились в связи с требованием Израиля к Палестинской автономии признать Израиль еврейским государством.

Некоторые критики

считают, что чем более Израиль будет настаивать на своей еврейской сущности, тем менее демократичным он будет становиться. И наоборот, чем более он будет демократическим, тем менее он будет еврейским.

Такого подхода, т.е. считая противоречием "еврейское" и "демократическое", придерживаются политики как на левом спектре политической палитры, т.е. антирелигиозные политики, например

, и также политики ультраортодоксального сектора, например

.

Другой подход говорит о том, что никакого противоречия здесь нет в принципе. И еврейское и демократическое являются дополняющими друг друга вещами, поскольку демократия – это способ внутреннего управления государством, а еврейское – это его ценности и цели существования.

Критики

Одним из критиков невозможности одновременного совмещения двух подходов является профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд.

В частности, он утверждает:

"Я против того, чтобы Израиль был еврейским государством... Государство Израиль должно принадлежать всем гражданам Израиля, оно не может быть страной евреев".[1]

По мнению Занда, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».[2]

Что означает "еврейское государство"

С точки зрения еврейской традиции, понятие "еврейское государство" нигде в традиции не формализовано. Поэтому как религиозные круги, так и нерелигиозные не могут опираться в определении понятия "еврейское государство" на какую бы то ни было четкую формулировку, имеющуюся в традиции, и не могут выступать против нее, поскольку такой формулировки не существует.

Поэтому все обсуждения вопроса о том, является ли Израиль еврейским государством, стоят не на платформе четких определений, а на основе достаточно расплывчатых определений, которые принимаются или декларируются теми или иными участниками обсуждения.

Спор внутри иудаизма

Внутри иудаизма существуют два основных подхода к пониманию того, что такое еврейское государство.

"Кошерное государство"

С точки зрения большой части ультраортодоксальных авторитетов, понятие "еврейское государство" строится по тем же понятиям, как и еврейская еда, еврейская одежда или еврейские праздники. Т.е. это то, что соответствует законам Галахи.

Так же, как еда, которая не является кошерной, не может быть названа еврейской едой, так и государство, если оно не является кошерным, с их точки зрения не может называться еврейским государством. С точки зрения многих харедим, кошерное государство – это то государство, управляемое религиозными лидерами не нарушающее религиозные заповеди.

Надо отметить, что Израиль управляется не религиозными лидерами, а демократическим образом через парламент. Но при этом государство Израиль не нарушает заповеди, или, по крайней мере, очень стремится их не нарушать. Например, суббота является выходным днем, а в армии совершенно обязателен кашрут. Солдат, нарушивший правила кашрута в армии, будет посажен на гауптвахту. Государственные чиновники, независимо от того, являются они сами религиозными или нерелигиозными, не имеют права по служебным обязанностям нарушать субботу, например лететь в этот день на самолете. Государство никогда не проводит мероприятий, нарушающих еврейскую традицию, и т.д.

Отдельным и очень спорным вопросом является вопрос передачи арабам территорий, которое имело место при изгнании евреев из Гуш-Катифа. С точки зрения многих религиозных людей, это нарушает заповеди, поскольку существует заповедь еврейскому народу владеть страной Израиля.

Однако и этот вопрос спорный, и разные религиозные авторитеты высказывались в этом вопросе по-разному. Таким образом, даже с этой точки зрения нельзя считать Израиль некошерным государством, поскольку оно, в основном, всегда или почти всегда не нарушает религиозные законы.

Религиозно-сионистский подход

Согласно религиозно-сионистскому подходу, ненарушение заповедей государством, безусловно, очень важно, но суть понятия "еврейское государство" не сводится только к нему. И уж тем более, не к тому, чтобы государством управляли религиозные авторитеты, что, с точки зрения религиозного сионизма, вообще не должно быть.

Понятие "еврейское государство", с точки зрения религиозного сионизма, означает государство, созданное волей еврейского народа, реализующее национальные чаяния еврейского народа.

И в этом смысле, даже, например, заведомо неправильно действующее еврейское государство, как, например, государство в древности - в те эпохи, когда цари были идолопоклонниками и нарушали заповеди, или государство Маккавеев, в котором царь занимал пост первосвященника, что запрещено Галахой, – тем не менее, являются, конечно, еврейскими государствами.

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация