Ямит

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Pessimist2006 (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Исчезнувшие населённые пункты Израиля» с помощью HotCat)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)

Версия 17:36, 23 октября 2010

Ямит (ивр. ימית‎, «морская») — израильское поселение, созданное во время израильской оккупации Синайского полуострова после окончания Шестидневной войны в 1967 году и просуществовавшее вплоть до 1982 года, когда эта часть Синая была передана Египту по условиям мирного соглашения в Кемп-Дэвиде в 1979. На этот момент в нем проживало около 2 500 человек[1]. Само поселение было разрушено, а все его жители принудительно эвакуированы на территорию Израиля.

Содержание

Местоположение

Расположенный южнее сектора Газа, Ямит был задуман как крупный город-порт, который к началу 21-го века должен был насчитывать около 250 000 жителей[2]. Его местоположение должно было сделать его буфером между сектором Газа и Синайским полуостровом. Несмотря на наличие нового, относительно доступного жилья, количество поселенцев оказалось недостаточным, чтобы город стал и морским портом. После подписания мирного соглашения с Египтом стало ясно, что дни Ямита, как еврейского поселения, сочтены. Большинство жителей согласились на компенсацию и покинули поселение в течение двух лет. К меньшинству, которое решило остаться, примкнули религиозно настроенные сторонники, которые начали селиться в городе.

Файл:Yamit evacuation 1.jpg
Израильские солдаты эвакуируют Ямит силой

Проект города и его назначение


Ямит был задуман с целью создать поселение, которое бы укрепило связь между Израилем и Синаем, а также отделило Сектор Газа от Синайского полуострова. По сути, Ямит являлся третьим звеном в плане «Вокруг сектора Газа», по которому Сектор Газа должен был оказаться замкнутым в кольцо еврейских поселений (Ашкелон с севера, Беер-Шева и города развития с востока и Ямит с юга), что помешало бы его дальнейшему развитию.

Принципы, заложенные в строительство города, должны были обеспечить рост города вплоть до 250 000 жителей к началу 21-го века. Город был запланирован, как третий израильский город-порт, после Тель-Авива и Хайфы. Кроме этого, предназначением города должно было стать размещение будущих волн алии, представители которой должны были занять важную нишу в жизни города. Основными направлениями экономики должны были стать туризм, промышленность и транспорт (аэропорт, морской порт и сухопутный транспортный узел). Вместе с этим, город был задуман, как экономический центр, который со временем обеспечил бы ему статус центрального израильского поселения на Синайском полуострове.

История заселения

Важной особенностью города можно признать тот факт, что до начала строительства место представляло собой пустыню, ничем не выделяющийся участок песков между поселениями Садот и Натив-Асара. Кроме бедуинов, время от времени проходивших мимо, там никого не было. Также нет сведений и о древних поселениях, находившихся на месте будущего города. Поэтому название «Ямит» («морская») отражало лишь географическую близость города к берегу Средиземного моря (и намерение создать в прибрежной зоне глубоководный порт) и не было названием поселения, прежде находившегося на этом месте.

Началом поселения можно считать конец 1973 г., практически сразу после окончания Октябрьской войны (войны Судного Дня), когда несколько семей-репатриантов из тогдашнего СССР заселились в специально построенные маленькие домики. Вслед за ними приехала еще одна группа будущих поселенцев, также репатрианты, но из США, которые поселились в Беер-Шеве. Только спустя два года, в сентябре 1975 г., началось активное строительство, а за ним и заселение.

Люся(Номи) Бренер, одна из первых поселенцев, вспоминает:

Необычной была планировка города. Все дома были развернуты и поставлены так, что внутригородское пространство оставалось совершенно свободным от автомобильного движения. Там шли дорожки между домами, было множество детских и спортивных площадок, сквериков, клумб, цветников, зеленых уголков, которые буквально в первый же год, благодаря капельному орошению, поднялись, расцвели, зазеленели. А все автомобильные стоянки и проезжие части дорог были вынесены за внешнюю линию города, по периметру его, так что внутри Ямита машины не ездили. Общегородским транспортом у нас был велосипед.

Надо сказать, что Ямит был как бы миниатюрной моделью Израиля. То есть, в городе жили люди светские и религиозные, ашкеназы и сефарды, коренные израильтяне и новые репатрианты, причем, почти из всех стран исхода — из США и СССР, Аргентины и Франции, Марокко и Йемена, Эфиопии и Польши, Венгрии и Румынии, из Южной Африки и Канады. Верующие тоже были всех мастей и оттенков. У нас было также много военных, которые служили в Синае, было много людей творческих профессий. И если вначале Ямит был городом исключительно молодежным, то потом приехали люди более зрелого возраста и даже немало пожилых.

В городе возникали и улаживались конфликты… Например, когда построили здание синагоги, возник спор о том, какой общине она достанется. Сефарды, хотя их было меньше, благодаря своей сплоченности и энергии, настояли на своем праве на синагогу. Ашкеназам выделили место для моления в молодежном центре, реформистам дали комнату в матнасе, а «тайманим» — комнату в синагоге… В городе ключом била культурная жизнь. К нам на гастроли приезжали лучшие артисты, они выступали на сцене матнаса, была своя замечательная самодеятельность. А какие капустники, вечера смеха мы устраивали! При матнасе действовало много объединений по интересам, там собирались любители поэзии и спорта, коллекционеры и туристы, фотографы и библиофилы. В Ямите выходила очень приличная городская газета на иврите, называлась она «Ямитон». В ней кроме новостей публик[ов]ались стихи и проза наших местных авторов, в ней было много юмора, шуток, фантазии.

Интересная ситуация сложилась с бедуинами. До начала строительства Ямита это место было совершенно пустынным, там не было ни стоянок, ни каких-либо кочевий бедуинских. Но как только Ямит стал строиться, как только там появились люди, зазеленели деревья — возле нас сразу же появились бедуины, разбившие свой лагерь между морем и городом. Мы, горожане, жили с ними, в общем-то, довольно мирно и дружно. Они приходили за покупками в наши магазины, некоторые из них нашли работу в городе, в том числе двое бедуинов работали у нас в супермаркете.[2]

Эвакуация жителей и разрушение города

Жители Ямита были эвакуированы 23 апреля 1982 года. Большинство поселенцев покинули город по собственному желанию (получив соответствующую материальную компенсацию), однако из-за того, что правые активисты (в основном представители движения Гуш Эмуним) забаррикадировались в домах, эвакуация вылилась в насильственное противостояние сторон.[3] Среди наиболее резко настроенных сопротивленцев были последователи рабби Меира Кахане, которые клялись, что скорее расстанутся с жизнью, чем подчинятся. После личного вмешательства Кахане они согласились покинуть Ямит. Эвакуация проходила под командованием Ариэля Шарона.

По предварительному договору между Израилем и Египтом последний должен был уплатить $80 млн за дома и инфраструктуру Ямита. Тем не менее в последний момент израильский премьер-министр Менахем Бегин (а не Ариэль Шарон, как многие полагают) принял решение уничтожить поселение. По словам израильского посла в Египте в то время, Моше Сассона, Бегин опасался, что израильские поселенцы втихаря вернутся в свои дома, что приведет к столкновениям между ними и египтянами. Принятое решение о разрушении Ямита вызвало отрицательную реакцию в египетском обществе.

Останки города остаются на том же месте, где прежде стоял город, и по сей день. Доступ к разрушенному городу затруднен из-за позиции египетских властей. Тем не менее, в 2005 году город посетил Цахи Ханегби. В период эвакуации, Ганегби, который тогда был еще студентом и одним из лидеров сопротивления возвращения Синая Египту, забаррикадировался с друзьями на монументе рядом с городом.

Политическое значение

В Израиле прецедент массового насильственного выселения израильских граждан из их домов считается важным социо-политическим моментом, который демонстрирует расширяющуюся пропасть во взглядах, образовавшуюся между религиозными националистами (такими, как последователи Мафдаля) и сторонниками левого движения. На сегодняшний день это один из разломов в израильском обществе, с которым израильтянам ежедневно приходится иметь дело, особенно после схожих событий, произошедших во время выполнения программы по размежеванию с сектором Газа в 2005 году.

После разрушения единственное здание, которое по-прежнему видно — это каркас главной синагоги, которая нынче не содержит заметных еврейских символов. Бескровная эвакуация израильских граждан и военных из Ямита и с Синайского полуострова считается прецедентом израильской политики Мир за землю, проиллюстрированную соглашениями в Осло, планом Размежевания (символом сопротивления которому стал кибуц Кфар-Даром), а также положенным теперь под сукно планом Объединения.

См. также

  • Кемп-Девидские соглашения
  • Кфар-Даром

Примечания

  1. Franks, Tim Can Israel's right deliver peace? (англ.). BBC News, Jerusalem (2009-02-07). — Может ли Израиль обеспечить мир?. Проверено 9 сентября 2009.
  2. 2,0 2,1 [Баршай] Гибель Ямита (рус.). «Дневник журналиста». — История становления и разрушения Ямита. Проверено 9 сентября 2009.
  3. Persin, Stephanie The Yamit Evacuation (англ.). http://www.jewishvirtuallibrary.org. — Эвакуация жителей Ямита. Проверено 9 сентября 2009.

Координаты: 31°16′27″ с. ш. 34°10′07″ в. д. / 31.274167° с. ш. 34.168611° в. д. (G) (O)bg:Ямит cs:Jamitfa:یامیتsv:Yamit

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках