Еврейский погром

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=4
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=
 +
|УРОВЕНЬ=
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
}}
 +
{{Полуфабрикат}}
{{Полуфабрикат}}

Версия 19:49, 24 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Часть серии статей об
антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

п·о·р
Часть серии статей о

Портал Дискриминация

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Еврейский погром (от русск. громи́ть «уничтожать, разрушать») — массовая насильственная акция, совершаемая частью общества по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству.

Содержание

Причины еврейских погромов

Погромы чаще всего возникают стихийно (хотя известны случаи провокаций), на почве длительной религиозной, социальной и/или национальной нетерпимости, кровавых наветов на евреев в местах постоянного тесного проживания разных социальных групп, с целью мести, убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов.

История

Первый упоминаемый в истории еврейский погром произошёл в 38 году в Александрии.[1][2] Гранадский погром 1066 года спровоцировал массовое переселение евреев из Аль-Андалуса в христианские земли.

В Российской империи

Первые в России погромы евреев произошли в 1821, 1859, 1871 годах в Одессе и в 1862 году — в Аккермане (Белгород-Днестровский). Их основными участниками были местные греки[3].

Царствование Александра III с самого начала ознаменовалось погромами в 1881—1882 годов.[4][5] Погромы на юге Российской империи в 1881—82 годах произошли на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881 года).

В 1890-х годах погромы возобновились. По заявлению нижегородского губернатора «… в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев»[3]. В Стародубе (Черниговская губерния) 29 сентября 1891 года произошёл погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1897 году в местечке Шпола Киевской губернии (18—19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16—17 апреля) местное население разгромило магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, однако губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19—21 апреля 1899 года, во время православной Пасхи, произошел трёхдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погром в Ченстохове в 1902 году была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание.

6—7 апреля 1903 года, в дни православной Пасхи, произошел крупный погром в Кишинёве, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими антисемитскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. Было убито 49 и ранено 586 человек. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погрома значительную материальную помощь. Х. Н. Бялик, посетивший Кишинёв для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Сказание о погроме». Многие представители русской интеллигенции (Л. Толстой, В. Короленко и др.) осудили кишинёвский погром.

После Кишинёвского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903 года. В августе—сентябре 1904 года в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии погром учиняли новобранцы, призванные на русско-японскую войну. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и зверски избила молящихся (около 20 евреев погибли).

Файл:Ekaterinoslav1905.jpg
Жертвы погрома в Екатеринославе 1905 года (ныне Днепропетровск) — еврейские дети
Файл:Maimon Home.jpg
Наконец-то дома. Картина Моисея Маймона(1906)

В период русской революции 1905—1907 годов первый погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 года в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трёхдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, десять — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом якобы стреляли в царский портрет; солдаты защищали громил и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов октября 1905 года. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. 30 июня солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 50 человек было убито. Поводом к погромам послужила бомба, брошенная анархистом-боевиком в военный патруль. Погром, начавшийся вечером 20 июля в Екатеринославе, был прекращён еврейской самообороной (один человек погиб). В конце июля произошёл погром за пределами черты оседлости, в городе Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский гимназист П. Кирилленко). В погроме, наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями, активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошёл погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.

После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года крупнейшие в истории царской России еврейские погромы, продолжавшиеся до 29 октября, охватили 660 населенных пунктов, в основном в южных и юго-западных губерниях черты оседлости.[6] В Польше и Литве погромов не было, в Белоруссии были зарегистрированы лишь единичные случаи. 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии. Во время октябрьских погромов 1905 г. было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150[7], в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30.

В 1906 году в России произошло ещё несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 году погромы прекратились.

С началом 1-й мировой войны русское военное командование по инициативе начальника штаба Верховного главнокомандования, генерала Н. Янушкевича стало осуществлять ряд антиеврейских мероприятий. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже (распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что они прячут в бородах телефоны для связи с немцами). Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов; многие евреи были убиты солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. В 1915—16 годах десятки тысяч евреев были высланы из прифронтовой полосы во внутренние районы страны. Впрочем, меры, проведенные правительством, дали евреям полную свободу проживания, де-факто отменив черту оседлости[8]. В сентябре 1917 года уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами[9].

Всё это указывает на то, каким массовым было это явление, которое поддерживалось самыми широкими слоями населения, порой даже непримиримыми политическими противниками — в верхах и низах, в интеллигенции, в народе и в армии; у петлюровцев, повстанцев, махновцев, зелёных, белых и красноармейцев.[10]

На территории СССР

Основная статья: Еврейские погромы во время Гражданской войны в России

По современным данным за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[11][12].

В арабских странах

В 1790—92, 1853 и 1859 годах погромы происходили в Марокко, в 1840 году — в Сирии (в связи с Дамасским делом), в 1805 году и второй половине XIX века — в Алжире (они усилились во время дела Дрейфуса, которое вызвало также антисемитские беспорядки во Франции, принимавшие иногда форму погромов).

В XX веке погромы происходили в ряде мусульманских стран:

  • в Марокко — в 1907 году в Касабланке, 1912 году в Фесе, 1942, 1948 и 1967 годах;
  • в Египте — в 1945 и 1952 годах;
  • в Ливии — в 1941, 1945, 1948 и 1967 годах;
  • в Тунисе — в 1917, 1932, 1955 и 1967 годах.

В 1934 году нацистами был инспирирован погром в алжирском городе Константине. В ходе погрома 25 евреев погибло и многие были ранены.[13]

В июне 1941 года в Ираке произошел жестокий погром, продолжавшийся несколько дней и сопровождавшийся массовыми убийствами, изнасилованиями и грабежами. 170 человек было убито, несколько сотен ранено.[14]

В Европе

В 1806 году, во время русско-турецкой войны, евреев избивали румыны и турецкие солдаты.

В августе 1819 года, начавшись в Вартбурге, погромы охватили всю Германию и перекинулись в Данию, Чехию, Австрию, Польшу, за исключением прусского королевства. Погромы ограничивались грабежами и разрушением синагог: крови было пролито мало. За волной погромов последовала волна эмиграций евреев в США и Францию. После антиеврейские волнения вновь вспыхивали в Германии в 1830, 1834, 1844 и 1848 годах.

Восстание греков против Османской империи в 1821 году сопровождалось в Греции и Румынии массовыми погромами. Во второй половине XIX — начале XX веков погромы в Румынии значительно участились. В 1882 году в связи с кровавым наветом прокатилась волна погромов в Венгрии. В 1918 году польские войска учинили погром во Львове, в 1919 году — в Вильно. Падение Венгерской советской республики сопровождалось многочисленными погромами. В 1927 году произошли погромы в Трансильвании.

В Польше с 1944 года выжившие в холокосте евреи вновь подверглись гонениям. Крупнейшей из антисемитских акций был погром в Кельце 4 июля 1946 года, в ходе которого было убито 47 евреев и ранено около 50. Погром в Кельце вызвал массовую миграцию евреев из Польши.[15].

В 1947 году после убийства еврейской военной организацией Иргун двух британских сержантов в Палестине произошли еврейские погромы в Великобритании.

В Америке

В 1919 году погромы прокатились по территории Аргентины (так называемая «Трагическая неделя»). В Нью-Йорке в 1960-е - 1980-е годы нередки были нападения радикальных элементов негритянского населения на евреев; в августе 1991 года негритянские волнения в нью-йоркском районе Краун-Хайтс приняли форму погрома.

Примечания

  1. Статья «Александрия» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Ковельман А. Б. Александрийский погром
  3. 3,0 3,1 Статья «Погромы» в Электронной еврейской энциклопедии
  4. Александр III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.
  5. Антисемитизм в России как одна из причин возникновения национального еврейского движения. Методические материалы по истории сионизма. Сохнут. Проверено 9 октября 2009.
  6. Омельянчук И. «Черносотенцы»: Почему русская монархия не поддержала монархистов? Часть II
  7. Еврейские погромы в Ростове-на-Дону
  8. http://sila.by.ru/12.htm
  9. Статья «Погромы» в Электронной еврейской энциклопедии
  10. Деникин А. И. ОЧЕРКИ РУССКОЙ СМУТЫ. — М.: Айрис-пресс, 2006.- Т. 4, 5 — ISBN 5-8112-1892-3, стр.535
  11. Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
  12. Солженицын А. И. Глава 16. В Гражданскую войну. // Двести лет вместе: В 2 т. — Т. 2. — 2002. — 512 с., ил. — ISBN 5-85887-151-8.
  13. Ghastly Massacre in Algeria, Palestine Post, Aug 8, 1934
  14. Еврейские этнические общины
  15. Катастрофа европейского еврейства. Часть 6. — Иер., 1995. — С. 222.

Ссылки

См. также

  • Еврейские беженцы

Литература

  • Ковельман А. Александрийский погром // Эллинизм и еврейская культура / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2007. — Сс. 11—19.af:Pogrom

als:Pogrom ar:مذبحة مدبرة ca:Pogrom cs:Pogrom da:Pogromel:Πογκρόμeo:Pogromofi:Pogromihu:Pogrom id:Pogromja:ポグロム ko:포그롬 nl:Pogrom nn:Pogrom no:Pogrom pl:Pogrom pt:Pogrom ro:Pogromsk:Pogrom sl:Pogrom sv:PogromУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация