Достоевский Ф.М. и антисемитизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ast-al (Обсуждение | вклад) м (1 версия) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{О_статье | ||
+ | |ТИП СТАТЬИ=4 | ||
+ | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
+ | |УРОВЕНЬ= | ||
+ | |КАЧЕСТВО= | ||
+ | |АВТОР1= | ||
+ | |АВТОР2= | ||
+ | |АВТОР3= | ||
+ | |ВИКИПЕДИЯ= | ||
+ | |ПРОЕКТ= | ||
+ | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
+ | |ПОДТЕМА= | ||
+ | |ДАТА СОЗДАНИЯ= | ||
+ | }} | ||
+ | {{Стоит_ли_оставлять?}} | ||
{{перенаправление|Достоевский}} | {{перенаправление|Достоевский}} | ||
{{Писатель | {{Писатель |
Версия 22:09, 15 ноября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Мы сомневаемся, относится ли данная статья к темам Ежевики.
Стоит ли оставить ее или следует удалить? Если у вас есть дополнительная еврейская/израильская информация, касающаяся темы статьи, дополните статью - это поможет редактору принять правильное решение о ней. |
Фёдор Михайлович Достоевский | |
Файл:Dostoevsky 1872.jpg Портрет Достоевского работы Перова, 1872 |
|
Псевдонимы: |
Д.; Друг Кузьмы Пруткова; Зубоскал; —ий, М.; Летописец; М-ий; Н.Н.; Пружинин, Зубоскалов, Белопяткин и К° [коллективный]; Ред.; Ф.Д.; N.N.[1] |
---|---|
Дата рождения: |
11.11.1821 (30.10) |
Место рождения: |
Москва, Российская империя |
Дата смерти: |
9.2.1881 (28.1) |
Место смерти: |
Санкт-Петербург, Российская империя |
Гражданство: |
Шаблон:Флаг России (1858-1883) |
Род деятельности: |
прозаик, |
Годы творчества: |
1844—1880 |
Направление: |
реализм |
Язык произведений: | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке?. |
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (Ѳёдоръ Михайловичъ Достоевскій) (30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Содержание |
Жизнь и творчество
Юность писателя
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.[2] Отец, Михаил Андреевич, из духовного сословия, получил дворянское звание в 1828 году, работал лекарем в Мариинской больнице для бедных. Приобретя в 1831—1832 годах небольшое имение в Тульской губернии, жестоко обращался с крестьянами[2]. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода. Фёдор был вторым из 7 детей. По одному из предположений, Достоевский происходит по отцовской линии из пинской шляхты, чьё родовое имение Достоево в XVI—XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Белоруссия). Это имение 6 октября 1506 года Данила Иванович Ртищев за свои заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими.[3]
Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище, ныне Военный инженерно-технический университет. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.[2] За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание.
Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».[2]
|
Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.[2] В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник[5]. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.[6]
18 февраля 1855 года умирает император Николай I. Достоевский пишет верноподданическое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате становится унтер-офицером: 20 октября 1856 года Фёдор Михайлович произвёден в прапорщики.[7] 6 февраля 1857 года Достоевский венчается с Марией Дмитриевной Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.[7]
Сразу после венчания они отправляются в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского происходит эпилептический припадок, и они на четыре дня останавливаются в Барнауле.[7]
20 февраля 1857 года Достоевский и его жена возвращаются в Семипалатинск.[7] Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.
В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
После ссылки
30 июня 1859 года Достоевскому выдают временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покидает Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начинают выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.
Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекращается (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.
Роман «Преступление и наказание» был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.[8]
Расцвет творчества
Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
В октябре 1866 года за двадцать один день им был написан и 25 числа закончен роман «Игрок» для Ф. Т. Стелловского.
Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти годы писатель сближается с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывается с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.
Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).
26 января (9 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня великий писатель скончался.
Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Семья и окружение
Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины).
Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[9], где в 1839 году был убит собственными крепостными:
Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении. Настала весна, мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!..». И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек, кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно, покончили с ним… — Из воспоминаний А. М. Достоевского |
Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).
Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.
Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.
См. также Родословие Достоевских.
Философия
Как показал Ноговицын О. М. в своей работе[10], Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольном нежелания принять текст (мир), в его неизбывной избыточности по отношению к нему, потенциальной бесконечности. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М..
Политические взгляды
При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев. И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада. С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом.[11]
Достоевский и антисемитизм
Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя[12]. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос»[13]. Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».
В «Дневнике писателя» в 1873 г. Достоевский писал:
«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.» [14]
Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату:
«Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских».[15]
Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!»[16]
Отношение Достоевского к еврейскому вопросу анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в статье «Достоевский и иудаизм» и книге «Исповедь одного еврея»[17], посвященной переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.
По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского.[18]
По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому,[16].
Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями (см. Христианство и антисемитизм).
Цитаты Достоевского использовались нацистами во время Великой Отечественной войны для пропаганды на оккупированых территориях СССР, например такая из статьи «Еврейский вопрос»:
Что если бы не евреев было в России три миллиона, а русских, и евреев было бы 160 миллионов (в оригинале у Достоевского — 80 миллионов, но численность населения страны увеличили вдвое — для придания цитате большей актуальности. — Б. С.) — ну, во что обратились бы у них русские и как бы они их третировали? Дали бы они им сравняться с собою в правах? Дали бы им молиться среди них свободно? Не обратили бы их прямо в рабов? Хуже того: не содрали бы кожу совсем, не избили бы дотла, до окончательного истребления, как делывали с чужими народами в старину?»
Библиография
Романы
- 1845 — Бедные люди
- 1861 — Униженные и оскорблённые
- 1866 — Преступление и наказание
- 1866 — Игрок
- 1868 — Идиот
- 1871—1872 — Бесы
- 1875 — Подросток
- 1879—1880 — Братья Карамазовы
Повести и рассказы
- 1846 — Двойник
- 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
- 1846 — Господин Прохарчин
- 1847 — Роман в девяти письмах
- 1847 — Хозяйка
- 1848 — Ползунков
- 1848 — Слабое сердце
- 1848 — Неточка Незванова
- 1848 — Белые ночи
- 1849 — Маленький герой
- 1859 — Дядюшкин сон
- 1859 — Село Степанчиково и его обитатели
- 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
- 1860 — Записки из Мёртвого дома
- 1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях
- 1864 — Записки из подполья
- 1864 — Скверный анекдот
- 1865 — Крокодил
- 1869 — Вечный муж
- 1876 — Кроткая
- 1877 — Сон смешного человека
- 1848 — Честный вор
- 1848 — Ёлка и свадьба
Публицистика и критика, очерки
- 1847 — Петербургская летопись
- 1861 — Рассказы Н.В. Успенского
- 1880 — Приговор
- 1880 — Пушкин
Дневник писателя
- 1873 — Дневник писателя. 1873 год.
- 1876 — Дневник писателя. 1876 год.
- 1877 — Дневник писателя. Январь-август 1877 года.
- 1877 — Дневник писателя. Сентябрь-декабрь 1877 года.
- 1880 — Дневник писателя. 1880 год.
- 1881 — Дневник писателя. 1881 год.
Стихотворения
- 1854 — На европейские события в 1854 году
- 1855 — На первое июля 1855 года
- 1856 — На коронацию и заключение мира
- 1864 — Эпиграмма на баварского полковника
- 1864-1873 — Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
- 1873-1874 — Описывать все сплошь одних попов
- 1876-1877 — Крах конторы Баймакова
- 1876 — Дорого стоят детишки
- 1879 — Не разбойничай, Федул
Особняком стоит сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная», известный также под названием «Сибирской тетради», писавшийся Достоевским во время его каторги.
Основная литература о Достоевском
- Белинский В. Г. [Вступительная статья] // Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым. СПб., 1846.
- Добролюбов Н. А. Забитые люди // Современник. 1861. № 9. отд. II.
- Писарев Д. И. Борьба за существование // Дело. 1868. № 8.
- Леонтьев К. Н. О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // Варшавский дневник. 1880. 29 июля (№ 162). С. 3-4; 7 августа (№ 169). С. 3-4; 12 августа (№ 173). С. 3-4.
- Михайловский Н. К. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10.
- Соловьёв В. С. Три речи в память Достоевского: (1881—1883). М., 1884. 55 с.
- Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Русский вестник. 1891. Т. 212, январь. С. 233—274; Февраль. С. 226—274; Т. 213, март. С. 215—253; Апрель. С. 251—274. Отд изд.: СПб.: Николаев, 1894. 244 с.
- Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Христос и антихрист в русской литературе. Т. 1. Жизнь и творчество. СПб.: Мир искусства, 1901. 366 с. Т. 2. Религия Л. Толстого и Достоевского. СПб.: Мир искусства, 1902. LV, 530 с.
- Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия // Русская мысль. 1911. Кн. 5. С. 46-61; Кн. 6. С. 1-17.
- Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь: (К теории пародии). Пг.: ОПОЯЗ, 1921.
- Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. 238 с.
- Энгельгардт Б. М. Идеологический роман Достоевского // Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Л.; М.: Мысль, 1924. Сб. 2. С. 71-109.
- Достоевская А. Г. Воспоминания [1925]. М.: Художественная литература, 1981.
- Фрейд З. Достоевский и отцеубийство [1925] // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ.ред. В. М. Лейбина. СПб.: Питер, 2002. С. 70-88.
- Мочульский К. В. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. 564 с.
- Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.
- Гроссман Л. П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1962. 543 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 24 (357)).
- Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 244 с. 2-е изд., перераб. и доп.: Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
- Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1964. Т. 1. Т. 2.
- Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
- Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. Frankfurt/Main: Посев, 1967. 515 с.
- Ф. М. Достоевский: Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём: 1917—1965. М.: Книга, 1968. 407 с.
- Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: (Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание»). М.: Советский писатель, 1970. 448 с.
- Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») [1973] // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 193—258.
- Достоевский: Материалы и исследования / АН СССР. ИРЛИ. Л.: Наука, 1974—2007. Вып. 1-18 (продолжающееся издание).
- Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. 144 с.
- Селезнёв Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с., ил. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 16 (621)).
- Волгин И. Л. Последний год Достоевского: Исторические записки. М.: Советский писатель, 1986.
- Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.: Советский писатель, 1990. 488 с.
- Аллен Л. Достоевский и Бог [1981] / Пер. с фр. Е. Воробьевой. СПб.: Филиал журнала «Юность»; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 160 с.
- Гуардини Р. Человек и вера [1932] / Пер. с нем. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. 332 с.
- Касаткина Т. А. Характерология Достоевского: Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 335 с.
- Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении [1950] / Пер. с нем. И. С. Андреевой; Под ред. А. В. Гулыги. М.: Республика, 1996. 448 с.
- Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых» [1967] / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 1997.
- Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) // Дунаев М. М. Православие и русская литература: [В 6 ч.]. М.: Христианская литература, 1997. С. 284—560.
- Накамура К. Чувство жизни и смерти у Достоевского / Авториз. пер. с япон. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 332 с.
- Мелетинский Е. М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. 190 с.
- Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. 560 с.
- Касаткина Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.
- Тихомиров Б. Н. «Лазарь! гряди вон»: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. СПб.: Серебряный век, 2005. 472 с.
- Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2007. 640 с.
- Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 835 с.
- Джон Максвелл Кутзее. «Осень в Петербурге» (так называется это произведение в русском переводе, в оригинале роман озаглавлен «Мастер из Петербурга»). М.: Эксмо, 2010.
- Открытость бездне. Встречи с Достоевским Литературоведческая, философская и историографическая работа культуролога Григория Померанца.
Экранизации
Фёдор Достоевский(англ.) на сайте Internet Movie Database
- Петербургская ночь — фильм Григория Рошаля и Веры Строевой по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи»(СССР, 1934)
- Белые ночи — фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
- Белые ночи — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
- Белые ночи — фильм Леонида Квинихидзе (Россия, 1992)
- Возлюбленная — фильм Санджея Лила Бхансалиа по мотивам повести Достоевского «Белые ночи» (Индия, 2007)
- Николай Ставрогин — фильм Якова Протазанова по роману Достоевского «Бесы»(Россия, 1915)
- Бесы — фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
- Бесы — фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
- Бесы — фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
- Братья Карамазовы — фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
- Братья Карамазовы — фильм Дмитрия Буховецкого (Германия, 1920)
- Убийца Дмитрий Карамазов — фильм Фёдора Оцепа (Германия, 1931)
- Братья Карамазовы — фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
- Братья Карамазовы — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
- Мальчики — фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
- Братья Карамазовы — фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
- Карамазовы — фильм Петра Зеленки (Чехия — Польша, 2008)
- Вечный муж — фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
- Вечный муж — фильм Дени Гранье-Дефер (Франция, 1991)
- Дядюшкин сон — фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
- 1938, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Луи Дакен (франц.)
- 1938, Германия: «Игроки» (нем. Roman eines Spielers, Der Spieler) — режиссёр: Герхард Ламперт (нем.)
- 1947, Аргентина: «Игрок» (исп. El Jugador) — режиссёр Леон Климовски (исп.)
- 1948, США: «Великий грешник» (англ. The great sinner) — режиссёр: Роберт Сиодмак
- 1958, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Клод Отан-Лара (франц.)
- 1966, — СССР: «Игрок» — режиссёр Богатыренко Юрий
- 1972: «Игрок» — режиссёр: Michail Olschewski
- 1972, — СССР: «Игрок» — режиссёр Алексей Баталов
- 1974, США: «Игрок (англ.)» (англ. The Gambler) — режиссёр Карел Райс (англ.)
- 1997, Венгрия: Игрок (венгр.) (англ. The Gambler) — режиссёр Мак Каролы (венгр.)
- 2007, Германия: «Игроки» (нем. Die Spieler, англ. The Gamblers) — режиссёр: Себастиан Биньек (нем.)
- «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
- «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
- «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
- «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
- «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
- «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
- «Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
- «Даун Хаус» — фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
- «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
- Кроткая — фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
- Кроткая — фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
- Кроткая — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
- Кроткая — фильм Автандила Варсимашвили (Россия, 1992)
- Кроткая — фильм Евгения Ростовского (Россия, 2000)
- Мёртвый дом (тюрьма народов) — фильм Василия Фёдорова (СССР, 1931)
- Партнёр — фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
- Подросток — фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
- Раскольников — фильм Роберта Вине (Германия, 1923)
- Преступление и наказание — фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
- Преступление и наказание — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
- Преступление и наказание — фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
- Преступление и наказание — фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
- Преступление и наказание — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 2002)
- Преступление и наказание — фильм Джулиана Джаролда (Великобритания, 2003)
- Преступление и наказание — телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
- Сон смешного человека — мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
- Село Степанчиково и его обитатели — телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
- Скверный анекдот — фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
- Униженные и оскорблённые — телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
- Униженные и оскорблённые — телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
- Униженные и оскорблённые — фильм Андрея Эшпая (СССР — Швейцария, 1990)
- Чужая жена и муж под кроватью — фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)
Фильмы о Достоевском
- Шаблон:Cite episode — документальный фильм Бубрика Самуила и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти.
- Писатель и его город: Достоевский и Петербург — фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969)
- Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980)
- Достоевский и Питер Устинов — из документального фильма «Россия» (Канада, 1986)
- Возвращение пророка — документальный фильм В. Е. Рыжко (Россия, 1994)
- Жизнь и смерть Достоевского — документальный фильм (12 серий) Клюшкина Александра (Россия, 2004)
- Демоны Санкт-Петербурга — художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008)
- Три женщины Достоевского — фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010)
Образ Достоевского также использован в биографических фильмах "Софья Ковалевская" и "Чокан Валиханов" (1985).
Текущие события
- 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
- В честь Достоевского назван кратер на Меркурии.
- Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф. М.», посвященное Достоевскому.
- В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который выйдет в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского.
- 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезневскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
Цитаты
- «Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится».[20]
- «Разум — подлец, оправдает что угодно»[21]
- «…самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука — это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему…» (роман «Бесы»)
- «Русские люди вообще широкие люди, широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности» (роман «Преступление и наказание»)
- «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». (очерк «Пушкин»).
- «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». («Дневник писателя», 1877, июль-август)
Примечания
- ↑ И. Ф. Масанов, «Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей». В 4-х томах. — М., Всесоюзная книжная палата, 1956—1960 гг.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 11 ноября // РИА Новости, 11 ноября 2008
- ↑ Зеркало недели. — № 3. — 27 января — 2 февраля 2007
- ↑ Игорь Золотусский. Струна в тумане
- ↑ Семипалатинск. Мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского
- ↑ [Труайя Анри. Фёдор Достоевский. — М.: Издательство Эксмо, 2005. — 480 с. (Серия «Русские биографии»). ISBN 5-699-03260-6
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 [Труайя Анри. Федор Достоевский. — М.: Издательство Эксмо, 2005. — 480 с. (Серия «Русские биографии»). ISBN 5-699-03260-6
- ↑ На здании, расположенном в том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (автор — скульптор Ромуальдас Квинтас) В центре Вильнюса открыли памятную доску Федору Достоевскому
- ↑ История Зарайского района // Официальный сайт Зарайского муниципального района
- ↑ Ноговицын О. М. «Поэтика русской прозы. Метафизическое исследование», ВРФШ, СПб., 1994
- ↑ Илья Бражников. Достоевский Федор Михайлович (1821—1881).
- ↑ Достоевский Фёдор. Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Ф. М. Достоевский. «Еврейский вопрос» в Викитеке
- ↑ Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя». 1873 год. Глава XI. «Мечты и грезы»
- ↑ Дикий (Занкевич), Андрей Русско-еврейский диалог, раздел "Ф.М. Достоевский о евреях". Проверено 6 июня 2008.
- ↑ 16,0 16,1 Наседкин Н., Минус Достоевского(Ф. М. Достоевский и «еврейский вопрос»)
- ↑ Л.Гроссман «Исповедь одного еврея» и «Достоевский и иудаизм» в библиотеке Imwerden
- ↑ Майя Туровская. Еврей и Достоевский, «Зарубежные записки» 2006, № 7
- ↑ Б.Соколов. Оккупация.Правда и мифы
- ↑ «Юродивые». Алексей Осипов — доктор богословия, профессор Московской духовной академии.
- ↑ http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bened/intro.php (см. блок 17)
См. также
- Музеи Ф. М. Достоевского
- Петербургские адреса Ф. М. Достоевского
- Петербург Достоевского
- Достоевский — один из социотипов в соционике.
Ссылки
Ф. М. Достоевский в Викицитатнике? | |
Ф. М. Достоевский в Викитеке? | |
Ф. М. Достоевский на Викискладе? |
Внешние ссылки в этой статье не соответствуют правилам Википедии.
Вы можете улучшить эту статью, удалив из неё ссылки, не соответствующие правилам.
|
- Достоевский Ф.М. и антисемитизм в библиотеке Максима Мошкова
- Достоевский Фёдор Михайлович — о творчестве писателя
- Коган Г. Ф. Лекция Е. В. Тарле «Шекспир и Достоевский»
- Комлева Е. В. Ядерное человечество и Ф. М. Достоевский // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 5 — Филология.
- Кунильский А. Е. Смех Достоевского: прав ли Бахтин? // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — № 4. — С. 148–154.
- Сочинения Ф. М. Достоевского в электронной библиотеке bestreading.ru
- Произведения Ф. М. Достоевского в Библиотеке Мошкова
- Конкордансы всех произведений Ф. М. Достоевского
- Осипов А. И. Ф. М. Достоевский и христианство
- Произведения Ф. М. Достоевского и критика
- Рисунки Ф. М. Достоевского
- Фёдор Достоевский на сайте Классика.ру
- Сайт, посвященный жизни и творчеству Ф. М. Достоевского
- Категория преображения личности в романах Ф. М. Достоевского
- Проблемы творчества Достоевского, Бахтин М. М.
- International Dostoevsky Society
- Профиль Ф. М. Достоевского на официальном сайте РАН
- перенаправление Шаблон:Фёдор Достоевский
|
|
---|---|
Западничество | Чаадаев • Белинский • Герцен • Грановский |
Славянофильство, почвенничество, панславизм | Хомяков • И. Киреевский • И. Аксаков • Страхов • Леонтьев • Данилевский |
«Революционная демократия» | Чернышевский • Добролюбов • Писарев |
Русская религиозная философия | Достоевский • Соловьёв • Розанов • Шестов • Лосский • Булгаков • Бердяев • Вышеславцев • Карсавин • Флоренский • Франк • Ильин • Федотов • Лосев • Цертелев |
Народничество и анархизм | Бакунин • Лавров • Кропоткин • Михайловский |
Теософия | Лодыженский • Блаватская |
Русский космизм | Фёдоров • Циолковский • Вернадский • Чижевский |
af:Fjodor Dostojefski am:ፍዮዶር ዶስቶየቭስኪ an:Fyodor Dostoevsky ar:فيودور دوستويفسكي arz:دوستويفسكى az:Fyodor Dostoyevski bat-smg:Fiuoduors Duostuojėvskis bcl:Fyodor Dostoevsky be:Фёдар Дастаеўскі be-x-old:Фёдар Дастаеўскі bg:Фьодор Достоевски bn:ফিওদোর দস্তয়েভ্স্কি br:Fyodor Dostoyevskiy bs:Fjodor Dostojevski ca:Fiódor Dostoievski ckb:فیئۆدر دەستایڤسکی cs:Fjodor Michajlovič Dostojevskij cy:Fyodor Dostoievski da:Fjodor Dostojevskijdsb:Fjodor Michajlowič Dostojewskij el:Φιοντόρ Ντοστογιέφσκιeo:Fjodor Dostojevskijet:Fjodor Dostojevski eu:Fiodor Dostojevski ext:Fiódor Dostoyevski fa:فئودور داستایوسکی fi:Fjodor Dostojevski fiu-vro:Dostojevski Fjodorfy:Fjodor Dostojevski gan:多托頁夫斯基 gl:Fiódor Dostoievskihif:Fyodor Dostoevsky hr:Fjodor Mihajlovič Dostojevski hu:Fjodor Mihajlovics Dosztojevszkij hy:Ֆեոդոր Դոստոևսկի id:Fyodor Dostoyevsky io:Fyodor Dostoyevski is:Fjodor Dostojevskíjja:フョードル・ドストエフスキー jv:Fyodor Dostoevsky ka:თედორე დოსტოევსკი ko:표도르 도스토옙스키 ku:Fyodor Dostoyevskî la:Theodorus Dostoevskij lb:Fjodor Michailowitsch Dostojewski lt:Fiodoras Dostojevskis lv:Fjodors Dostojevskis mk:Фјодор Михајлович Достоевски ml:ഫിയോദർ ദസ്തയേവ്സ്കി mn:Фёдор Михайлович Достоевский mr:फ्योदर दस्तयेवस्की mwl:Fiódor Dostoiévski nl:Fjodor Dostojevski nn:Fjodor Dostojevskij no:Fjodor Dostojevskij os:Достоевский, Фёдор Михаилы фырт pag:Fyodor Dostoevsky pl:Fiodor Dostojewski pms:Fëdor Dostoevskij pnb:دوستوفسکی pt:Fiódor Dostoiévski ro:Feodor Dostoievski sah:Федор Достоевскай sc:Fedor Dostoevskij scn:Fëdor Mikhailovič Dostoevskij sh:Fjodor Mihajlovič Dostojevskisk:Fiodor Michajlovič Dostojevskij sl:Fjodor Mihajlovič Dostojevski sq:Fëdor Michajlovič Dostoevskij sr:Фјодор Достојевски sv:Fjodor Dostojevskij sw:Fyodor Dostoyevski ta:ஃபியோடார் டாஸ்டோவ்ஸ்கி tg:Фёдор Михайлович Достоевский th:ฟีโอดอร์ ดอสโตเยฟสกี tl:Fëdor Dostoevskij tr:Fyodor Mihayloviç Dostoyevski tt:Федор Достоевскийur:فیودر دوستوئیفسکی uz:Fyodor Dostoyevskiy vi:Fyodor Mikhailovich Dostoevsky vo:Fyodor Mihailovic Dostoyevskiy wa:Fyodor Mixhaylovitch Dostoyevskiy war:Fyodor Dostoevsky yo:Fyodor Dostoyevsky zh:費奧多爾·陀思妥耶夫斯基 zh-min-nan:Fyodor Dostoevsky