Хорват, Евгений Анатольевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
(Delete this category, not in RUB)
Строка 70: Строка 70:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
{{checked}}

Версия 15:42, 8 ноября 2010

Евгений Анатольевич Хорват

Евге́ний Анато́льевич Хо́рват (15 ноября 1961, Москва — 12 сентября 1993, Гамбург, Германия) — русский поэт, затем немецкий художник.

Содержание

Биография

Сын известного писателя-психотерапевта Анатолия Добровича; мать — Вероника Николаевна, преподаватель романо-германских языков в МГУ; родители разошлись, когда Е. Хорвату было два года.

В 1976 году вместе с матерью и младшей сестрой переехал в Кишинёв. В 1978 году поступил на факультет журналистики Кишинёвского университета, но ушёл, не окончив первого курса. С начала 1980 года жил в Петрозаводске, работал дворником, затем вернулся в Кишинёв. Участие в акции кишинёвского поэта Александра Фрадиса по распространению антисоветских листовок в ленинградских учебных институтах и знакомство с петрозаводским диссидентом Андреем Шилковым привлекло к Хорвату внимание КГБ, что повлияло на решение покинуть СССР.

В 1981 году Евгений Хорват с матерью и сестрой эмигрировал в Германию. С 1984-1989 учился в Гамбургском университете, на факультете славянской филологии. В 1989 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Философия общего дела Н. Фёдорова». С 1990-1992 гг. работад переводчиком при Министерстве Внутренных Дел под Бонном, где обучал немецких офицеров-надзорчиков над разоружением в странах СНГ русскому языку и менталитету

Параллельно работал Северонемецким корреспондентом радиостанции Немецкая волна, Кёльн, редактором и автором издательства Overseas Publications Interchange Ltd., Лондон, и газеты Русская мысль, Париж

С 1985 автодидактическое занятие изоброзительным искусством, сначала живописью, далее концепт-артом (инсталляции в пространстве, хаппенинги, арт-проекты «смерть Хорвата», »Артократия», «Make Up», «Ready Man», «Роза мира» (не закончен), «Перекоп Европы»)

С 1983 г. женат на Катарине, немецкой славистке-историку

С середины 1980 гг. проявление МДС с периодами острых психозов. 12.9.1993 покончил с собой

Творчество

С 1976 года посещал кишинёвскую литературную студию «Орбита» при газете «Молодёжь Молдавии» (вместе с Наумом Капланом, Александром Фрадисом, Борисом Ройтблатом, Виктором Панэ, Катей Капович и другими), где сразу обратил на себя внимание яркой одарённостью. В том же году при поддержке руководителя студии поэта Рудольфа Ольшевского начал публиковаться в газете «Молодежь Молдавии»; впоследствии в СССР напечатал несколько стихотворений в журнале «Кодры» (Кишинёв) и альманахе «Истоки» (Москва). В эмиграции, начиная с 1981 года, стихи Е. Хорвата появлялись в журналах «Континент» и «Стрелец», в газете Русская мысль, в Антологии «У Голубой лагуны». В 1985 г. Хорват создал издательство «ХОР&ТМА», под маркой которого выпустил несколько фактически самиздатских поэтических книг, как своих собственных, так и других авторов.

Выпустив в 1986 году коллективный сборник «Смерть Хорвата», посвященный символической «смерти русского поэта Хорвата», прекратил писать стихи. Испытав влияние идей Йозефа Бойса и Курта Швиттерса, посвятил себя актуальному искусству. Под псевдонимом Мэйк Ап принимал участие в выставках в Германии. В 1988 г. осуществил попытку превращения своей жизни в тотальный перфоманс, а в 1992 году, опираясь на этот опыт, написал роман «Ready-Man» (на немецком языке). Совершил самоубийство накануне открытия своей первой большой инсталляции «Перекоп Европы».

Первая посмертная публикация стихов Хорвата в России состоялась уже в 1994 году в журнале «Знамя»; позже стихи были включены в антологии «Строфы века» (Строфы века. Антология русской поэзии. /Сост. Е. А. Евтушенко; науч. ред. Е.Витковский. — Минск-М.: Полифакт, 1995, 1997.) и Самиздат века (Самиздат века. /Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. С. Бахтин, Н. Г. Ордынский. — Минск-М.: Полифакт, 1997). Выход в 2005 г. книги «Раскатанный слепок лица» заставил говорить о поэзии Е. Хорвата как об одном из самых интересных явлений русской литературы конца 20 в.

Критика

Евгений Хорват был одним из парадоксальнейших поэтов своего поколения. … Хорват, как и несколько других (более старших) неподцензурных поэтов нового времени, пошёл по пути превращения самого себя в эстетический факт, в литературный миф — и саморазрушение, безумие, самоубийство, как это ни страшно, предстают необходимыми элементами подобной операции. … Безусловно, сама страсть к письму, само версификационное умение было принципиальным стимулом его работы. Завороженность словом как таковым, переживание его самодостаточности и всесильности — вот корень такого отношения к поэтической работе… Классическая постакмеистская просодия сменяется у Хорвата пронзительной и мощной заумью, глоссолалией, концептуальные опыты — психоделическим шаманским потоком. Это не безличие, это многоаспектность, многоголосность поэта, позволяющего себе пропускать слово сквозь фильтры самых разнообразных традиций и методов. (Данила Давыдов)[1]

Книги

  • По черностопу. Ранние стихотворения. — [Гамбург], 1985. — 32 с вместе с обложкой.
  • Здесь я поэт. — [Гамбург], 1985.
  • Хореи Бега. — Гамбург, 1985. — 32 с вместе с обложкой.
  • Святцы чаду В. и М. — [Гамбург], 1985. — [26 с.] вместе с обложкой.
  • Смерть Хорвата. — [Гамбург], 1986.
  • Раскатанный слепок лица: Стихи, проза, письма. — М.: Культурный слой [Издатель В. И. Орлов], 2005. — 496 с.

Литература

Источники

  1. Д.Давыдов. Хроника поэтического книгоиздания в аннотациях и цитатах// Воздух: Журнал поэзии. 2006, № 1.

Ссылки








Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация