Происхождение еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 9: | Строка 9: | ||
== Оговорки к традиционной точке зрения == | == Оговорки к традиционной точке зрения == | ||
- | Уже в [[Танах]]е содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта {{ВЗ|многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними|Исх|12:38}}. [[Мидраш]] называет их [[геры|герами]] <ref>Мехильта де-раби Шимон бар Йохай 12:38</ref>, и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена [[Рут]]-моавитянка ({{Библия|Руфь|1:16}}) и Наама-аммонитянка ({{Библия|3Цар|14:21}}), и от них происходят все еврейские цари после [[Шломо]]. Согласно еврейской традиции, стали евреями [[Итро]] и [[Рахав]] <ref>Иерусалимский Талмуд, Брахот 2:8</ref>, и их потомство было известно в народе <ref>Мехильта де-раби Ишмаэль, Амалек 2; Вавилонский Талмуд, Мегила 14б</ref>. После разрушения [[Израильское царство|Северного царства]] ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. [[кутим]] ({{Библия|4Цар|17:24}}), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями <ref>напр., Вавилонский Талмуд, Кидушин 75б</ref>). В Книге Эстер ({{Библия|Эсф|8:17}}) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми). В мишнаитские времена известно много примеров [[гиюр]]а (напр. Онкелос, переводчик Торы на арамейский язык), и потомки геров вливались в еврейский народ | + | Уже в [[Танах]]е содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта {{ВЗ|многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними|Исх|12:38}}. [[Мидраш]] называет их [[геры|герами]] <ref>Мехильта де-раби Шимон бар Йохай 12:38</ref>, и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена [[Рут]]-моавитянка ({{Библия|Руфь|1:16}}) и Наама-аммонитянка ({{Библия|3Цар|14:21}}), и от них происходят все еврейские цари после [[Шломо]]. Согласно еврейской традиции, стали евреями [[Итро]] и [[Рахав]] <ref>Иерусалимский Талмуд, Брахот 2:8</ref>, и их потомство было известно в народе <ref>Мехильта де-раби Ишмаэль, Амалек 2; Вавилонский Талмуд, Мегила 14б</ref>. После разрушения [[Израильское царство|Северного царства]] ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. [[кутим]] ({{Библия|4Цар|17:24}}), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями <ref>напр., Вавилонский Талмуд, Кидушин 75б</ref>). В Книге Эстер ({{Библия|Эсф|8:17}}) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми). В мишнаитские времена известно много примеров [[гиюр]]а (напр. [[Онкелос]], переводчик [[Пятикнижие|Торы ]]на [[арамейский язык]]), и потомки геров вливались в еврейский народ <ref>Мидраш танаим Дварим 23:9</ref>. Кроме того, царь [[Хасмонеи|хасмонейской ]]династии [[Йоханан Гиркан]] насильственно обратил в иудаизм народ [[Идумеи|идумеев]] <ref name="Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:9:1">http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html</ref>, а царь [[Аристобул]] – итуреев <ref name="Иосиф Флавий, Иудейские древности 13:11:3">http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/13.html</ref>. В Мишне говорится, что среди вернувшихся из [[Вавилонское изгнание|вавилонского изгнания]] были геры и освобождённые [[Раб-нееврей|рабы]], и герам разрешены браки с евреями <ref>Мишна Кидушин 4:1</ref>. О жителях многих общин [[Вавилония|Вавилонии]] во времена Талмуда было известно, что они происходят от геров <ref>Вавилонский Талмуд, Кидушин 73а</ref>. |
- | Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и р.Йеѓуда отвечал – может | + | Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и [[Раби Йеѓуда|р.Йеѓуда]] отвечал – может <ref>Мишна Бикурим 1:4</ref>, так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» ({{Библия|Быт|17:5}}). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [http://www.chassidus.ru/library/giur/2.htm]. Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и «предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком. Генетическое единство еврейского народа не находит подтверждения даже в еврейской традиции. |
3. Оговорки к точке зрения противников генетического единства | 3. Оговорки к точке зрения противников генетического единства |
Версия 13:27, 11 октября 2010
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Постановка проблемы
Согласно еврейской традиции, все еврейские общины мира являются потомками евреев, живших в Стране Израиля и изгнанных оттуда сначала в VI в. до н.э. вавилонянами, а затем в I-III вв. н.э. римлянами. Эти евреи, в свою очередь, были потомками народа, вышедшего из Египта и завоевавшего страну Кнаан, а этот народ происходил от двенадцати сыновей патриарха Яакова. Таким образом, все прошлые и современные евреи – это прямые потомки одного праотца, и еврейский народ генетически един. Эта точка зрения закреплена в Танахе, литературе Мишны и Талмуда и в еврейской литургии, где евреи называют себя «сыновьями», «потомками» и «семенем» Авраѓама, Ицхака и Яакова, а их называют своими «отцами» и «родителями». [1]
Некоторые ученые подвергли критике эту концепцию и предположили, что сегодняшние евреи происходят не от одного праотца и даже не от одного народа, жившего в Палестине в римские времена, а от различных народов, обращенных в иудаизм. См. Хазарская теория, Кто и как изобрёл еврейский народ.
Оговорки к традиционной точке зрения
Уже в Танахе содержится информация о присоединении к еврейскому народу людей, не являющихся по крови потомками еврейских праотцев. Так, при исходе евреев из Египта
многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними |
. Мидраш называет их герами [2], и нигде не сказано, что они впоследствии оставили еврейский народ. Присоединились к еврейскому народу в библейские времена Рут-моавитянка (Руфь.1:16) и Наама-аммонитянка (3Цар.14:21), и от них происходят все еврейские цари после Шломо. Согласно еврейской традиции, стали евреями Итро и Рахав [3], и их потомство было известно в народе [4]. После разрушения Северного царства ассирийцы переселили на захваченные ими территории иноплеменников из Куты и других районов, т.н. кутим (4Цар.17:24), и те слились с остатками евреев Израильского царства. Впоследствии многие мудрецы Мишны считали кутим полноценными евреями [5]). В Книге Эстер (Эсф.8:17) говорится о подданных Персидского царства, охватывавшего весь Ближний Восток, многие из которых перешли в иудаизм и стали евреями (комментаторы расходятся по вопросу о том, стали ли они действительно полностью евреями, или только проеврейски ориентированными людьми). В мишнаитские времена известно много примеров гиюра (напр. Онкелос, переводчик Торы на арамейский язык), и потомки геров вливались в еврейский народ [6]. Кроме того, царь хасмонейской династии Йоханан Гиркан насильственно обратил в иудаизм народ идумеев [7], а царь Аристобул – итуреев [8]. В Мишне говорится, что среди вернувшихся из вавилонского изгнания были геры и освобождённые рабы, и герам разрешены браки с евреями [9]. О жителях многих общин Вавилонии во времена Талмуда было известно, что они происходят от геров [10]. Уже в талмудические времена задавался вопрос, может ли гер называть Авраѓама, Ицхака и Яакова своими «отцами», и р.Йеѓуда отвечал – может [11], так как гер повторил путь Авраѓама, а Авраѓама Бог сделал «отцом множества народов» (Быт.17:5). Таково же мнение Рамбама в Письме к Овадии-геру [1]. Таким образом, из именования Авраѓама, Ицхака и Яакова «отцами» и «предками» не следует, что именующий их так является их прямым потомком. Генетическое единство еврейского народа не находит подтверждения даже в еврейской традиции.
3. Оговорки к точке зрения противников генетического единства
Известно, что в эллинистические времена многие сотни тысяч, если не миллионы (к I в.н.э.) жителей Средиземноморья приняли основы иудаизма, прежде всего единобожие. Они назывались sebomenoi (Деян. 13:43,13:50,16:14,17:4,17:17,18:7; Иудейские древности. 14.7.2) и phobeomenoi » (Лук. 1:50,18:2-4; Деян. 10:2,10:22,10:35,13:16,13:26; 1 Петра 2:17; Откр. 14:7, 19:5) (греч.) или metuentes (лат.) – «боящиеся». Учёные предполагают, что многие из них впоследствии стали христианами, но у нас нет сведений о массовом принятии их в еврейские общины. Правящая верхушка царств Адиабены (), Химьяра () и Хазарии () принимала иудаизм, но массовое обращение населения этих стран в иудаизм нигде не зафиксировано, а в случае Хазарии – и не подтверждается археологическими находками. На протяжении всей истории после разрушения Второго Храма ни в одной стране и ни в одно время статус еврея не был так благоприятен и так притягателен, чтобы привлекать массы неевреев к принятию иудаизма. Даже в самые благоприятные времена – в Золотой век еврейства Испании, в Речи Посполитой в XVI-XVII вв. – евреи были дискриминируемой социально-религиозной группой. Наоборот, нам известно о многих «выходах» из еврейства. Если в I в. н.э., как предполагается, в мире жило около 4 200 000 евреев, то во время путешествий Биньямина из Туделы в XII в. их было в мире не более 750 000 – и это после пятисот лет без больших войн и изгнаний; об опустошительных эпидемиях в исламском мире за эти пятьсот лет тоже неизвестно. При этом, по подсчётам Дж.Расселла, к началу XI в. только в европейской части Средиземноморья жило 17 млн. человек . (см. Численность еврейского народа). Согласно С.Д.Гойтейну, «еврейское население Египта или Испании в период позднего средневековья составляло не более одного процента всего населения» . Для сравнения: по оценкам Теодора Моммсена, в I в. н.э. в Египте жил 1 миллион евреев из 8 миллионов населения страны. 4 200 000 евреев, живших в мире в I в. н.э., сравнимы с данными переписи Августа в 25 г. до. н.э., по которой в римском государстве насчитывалось 4-5 млн. полноправных граждан . Эти данные могут быть объяснены только массовым переходом в христианство и ислам, что подтверждается также этнографическими и историческими источниками.
3.Генетические данные См. Генетические исследования еврейского народа
В связи с развитием генетики в настоящее время появилась возможность прямой проверки выдвинутых гипотез. Проанализировав генетический тип евреев из всех основных еврейских общин, генетики пришли к однозначному заключению о том, что все эти общины имеют общее происхождение из народа, обитавшего в районе Леванта, т.е. Восточного Средиземноморья. Согласно недавним исследованиям с использованием различных методов (полиморфизм Y-хромосом, микросателлитные исследования и генотипинг методом bead array), существует ясная генетическая связь между главными еврейскими общинами, включая ашкеназов, азербайджанских, грузинских, иранских, иракских, марокканских, болгарских и турецких евреев. У всех этих общин прослеживаются общие корни в Леванте. Они тесно связаны с самаритянами и друзами. Кроме того, они намного больше похожи друг на друга, чем на соседнее нееврейское население. Нужно отметить, однако, что у эфиопских и индийских евреев прослеживается малое генетическое подобие другим евреям и сильное сходство с соседним населением, хотя по отцовской линии индийские евреи связаны с населением Леванта. Есть только два исключения: эфиопские и индийские евреи, которые по генотипу близки к окружающим их народам – т.е. к жителям Эфиопии и Индии, и далеки от остальных групп евреев. Из этого можно сделать вывод, что эти две небольшие группы действительно образовались из потомков прозелитов. Основное разделение между генотипами еврейских общин произошло примерно в 5 в. до н.э. – то есть во время Вавилонского плена При этом в разных группах евреев есть различное количество прозелитов, которое генетически можно измерить на популяции в целом. Исследования показали, что генотип ашкеназских евреев на две трети происходит от евреев древности, а примерно одну треть составляют обратившиеся в иудаизм. Согласно генетическим данным, наибольшую часть добавлений этих 30% ашкеназских евреев составляют представители Южной Европы. Они присоединились к еврейскому народу, в основном, во времена поздней античности. Исследования показали, что генотип всех групп ашкеназов резко отличается от генотипа всех окружающих народов и не имеет ярко выраженных связей ни со славянским генотипом, ни с тюркским. Это опровергает также «хазарскую» гипотезу происхождения ашкеназов. Среди евреев восточных стран добавлений меньше, а именно – около 90% происхождение от древних евреев и 10% от обращенных. Различие между ашкеназами и другими еврейскими группами следует также из “эффекта бутылочного горлышка”: еврейское население Европы увеличилось более чем в 100 раз в течение четырех столетий между XV и XIX столетиями, и поэтому у ашкеназов было очень небольшое количество предков, что уменьшало генетическое разнообразие и сходство с другими общинами.
[13]
[15]
4.Происхождение палестинских арабов В связи с происхождением евреев поднимался также вопрос о происхождении арабов, живущих в Стране Израиля. Из этнографических исследований давно известно, что некоторые кланы арабов, проживающих в Стране Израиля (это касается живущих в деревнях Хевронского нагорья и Галилеи) происходят от евреев, обращенных в ислам. Память об этом имеется у этих кланов и давно была исследована этнографами. У ашкеназов, если исключить гаплогруппы Н и К, максимальная корреляция по митохондриальной ДНК среди всех народов Средиземноморья наблюдается с палестинцами. Это может означать, что среди палестинцев есть потомки евреев по женской линии [16]
Однако эти кланы составляют очень небольшую часть того, что сегодня называется палестинским арабским населением. Согласно этнографам, бóльшая часть этого населения пришла из соседних стран: Египта, Сирии, нынешней Иордании в конце 19 – начале 20 века.
Генотип палестинских арабов совершенно отличается от того общего генотипа евреев разных стран, который, согласно генетическим исследованиям, лежит в основе нынешнего еврейского народа. Наоборот, он хорошо соответствует генотипам жителей окрестных стран, что подтверждает предположение их эмиграции в Палестину из этих стран.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>