Коган, Григорий Михайлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{IsFromWiki}}'''Григо́рий Миха́йлович Ко́ган''' (24 июня (7 июля) 1901, Могилёв — [[9 авгус…») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 |
+ | | АВТОР1 = | ||
+ | | АВТОР2 = | ||
+ | | АВТОР3 = | ||
+ | | СУПЕРВАЙЗЕР = | ||
+ | | ПРОЕКТ = | ||
+ | | ПОДТЕМА = | ||
+ | | КАЧЕСТВО = | ||
+ | | УРОВЕНЬ = | ||
+ | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
+ | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
+ | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
+ | }} | ||
+ | |||
+ | '''Григо́рий Миха́йлович Ко́ган''' ([[7 июля|24 июня (7 июля)]] [[1901]], [[Могилёв]] — [[9 августа]] [[1979]], [[Москва]]) — [[СССР|советский]] [[Фортепиано|пианист]], [[Музыковедение|музыковед]] и музыкальный педагог, доктор искусствоведения ([[1940]]). | ||
Отец — инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов — последователей [[Плеханов Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]], известных в русской истории как [[меньшевики]]. Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905―1907]] семья эмигрировала в [[Бельгия|Бельгию]], где и началось музыкальное образование Г. М. Когана. В [[1911]] они вернулись в [[Киев]], где в [[1914]] он поступил в [[Киевская консерватория|консерваторию]]. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и [[Пухальский, Владимир Вячеславович|В. В. Пухальского]], также брал уроки композиции у [[Глиэр, Рейнгольд Морицевич|Р. М. Глиэра]]. Окончив консерваторию в [[1920]], начал преподавать в ней же и выступать с концертами. С [[1926]] по [[1943]] работал в [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с [[1936]] заведовал кафедрой этой дисциплины). В [[1932]] возглавил комиссию по подготовке [[Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей|Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей]], однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса<ref>Г. Коган. Итоги и уроки. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.311-321.</ref>. В [[1940]], после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации. | Отец — инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов — последователей [[Плеханов Георгий Валентинович|Г. В. Плеханова]], известных в русской истории как [[меньшевики]]. Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения [[Революция 1905—1907 годов в России|революции 1905―1907]] семья эмигрировала в [[Бельгия|Бельгию]], где и началось музыкальное образование Г. М. Когана. В [[1911]] они вернулись в [[Киев]], где в [[1914]] он поступил в [[Киевская консерватория|консерваторию]]. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и [[Пухальский, Владимир Вячеславович|В. В. Пухальского]], также брал уроки композиции у [[Глиэр, Рейнгольд Морицевич|Р. М. Глиэра]]. Окончив консерваторию в [[1920]], начал преподавать в ней же и выступать с концертами. С [[1926]] по [[1943]] работал в [[Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского|Московской консерватории]], где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с [[1936]] заведовал кафедрой этой дисциплины). В [[1932]] возглавил комиссию по подготовке [[Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей|Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей]], однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса<ref>Г. Коган. Итоги и уроки. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.311-321.</ref>. В [[1940]], после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации. |
Версия 09:32, 10 сентября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Григо́рий Миха́йлович Ко́ган (24 июня (7 июля) 1901, Могилёв — 9 августа 1979, Москва) — советский пианист, музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения (1940).
Отец — инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов — последователей Г. В. Плеханова, известных в русской истории как меньшевики. Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию, где и началось музыкальное образование Г. М. Когана. В 1911 они вернулись в Киев, где в 1914 он поступил в консерваторию. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского, также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра. Окончив консерваторию в 1920, начал преподавать в ней же и выступать с концертами. С 1926 по 1943 работал в Московской консерватории, где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с 1936 заведовал кафедрой этой дисциплины). В 1932 возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса[1]. В 1940, после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.
В 1941 эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов. В 1943 уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.
В 1948 принял активное участие в организации Союза советских композиторов, возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.
По приглашению Назиба Жиганова в конце 1940-х — начале 1950-х был принят в штат Казанской консерватории, где среди его учеников были С. А. Губайдулина, И. Е. Гусельников и другие музыканты.
Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова, в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В 1970 в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.
На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку. На основе этого сценария режиссеру Ирине Бессарабовой удалось в 2004—2005 снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но ее монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.
Основные труды
- Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970;
- Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948;
- У врат мастерства, М., 1958, 1961, 2004;
- О фортепианной фактуре, М., 1961;
- Работа пианиста, М., 1963, 1969, 2004;
- Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971;
- Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968;
- Избранные статьи. Выпуск 2, М., 1972.
- Избранные статьи. Выпуск 3. М., 1985.
Ссылки
- Статья о Когане на сайте Нины Светлановой (англ.)
Примечания
- ↑ Г. Коган. Итоги и уроки. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.311-321.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.