Израильские поселения в Иудее и Самарии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Термины) |
(/* Основные исторические события, связанные с поселенчеством в Иудее и Самарии {{ЭЕЭ|11758|Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторически) |
||
Строка 68: | Строка 68: | ||
* Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора [[Адриан|Адриана]] во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов ([[филистимляне]], ({{lang-he|פלישתים}}) проживавших в ней в прошлом, а еврейское население было частично убито, частично изгнано, частично вывезено в Рим и обращено в рабство | * Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора [[Адриан|Адриана]] во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов ([[филистимляне]], ({{lang-he|פלישתים}}) проживавших в ней в прошлом, а еврейское население было частично убито, частично изгнано, частично вывезено в Рим и обращено в рабство | ||
* В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского [[Халифат|Халифата]], государства крестоносцев, государства [[мамелюки|мамелюков]], Османской (Оттоманской) империи и Британской империи. За эти века ни одного нового еврейского поселения в [[Иудея|Иудее]] и [[Самария|Самарии]] не было создано. Лишь во второй половине XIX века, с возникновением [[палестинофильство|палестинофильства]], (позже получившего наименование [[сионизм|сионизма]]), в Стране Израиля стали появляться первые за 1800 лет новые поселения. Ниже приводится краткая хронология событий, так или иначе связанных с их возникновением. | * В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского [[Халифат|Халифата]], государства крестоносцев, государства [[мамелюки|мамелюков]], Османской (Оттоманской) империи и Британской империи. За эти века ни одного нового еврейского поселения в [[Иудея|Иудее]] и [[Самария|Самарии]] не было создано. Лишь во второй половине XIX века, с возникновением [[палестинофильство|палестинофильства]], (позже получившего наименование [[сионизм|сионизма]]), в Стране Израиля стали появляться первые за 1800 лет новые поселения. Ниже приводится краткая хронология событий, так или иначе связанных с их возникновением. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Демография и статистика == | == Демография и статистика == |
Версия 02:45, 9 августа 2010
Регулярная исправленная статья | |
Данная статья взята из Википедии и пока еще не редактировалась.
Возможно, некоторые аспекты изложены в ней искаженно, и важно исправить их |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
«Израильское поселение», или «израильское поселение на оккупированных территориях» — термин, который формально употребляется в западном дипломатическом лексиконе для обозначения израильских населённых пунктов, перешедших под израильский контроль в 1967 году.
На практике, начиная с середины 1974 года термин «поселения» используется в западной дипломатии и журналистике применительно к любым израильским или еврейским населённым пунктам, находящимся или находившимся вне линии прекращения огня 1949 года, в том числе основанным до Войны за независимость (напр., Кфар-Даром, созданный в 1946, Хеврон, и др.), но оказавшимся под арабским контролем между 1949 и 1967 годами.
Происхождение понятия
Понятие «израильские поселения на оккупированной территории» возникло в феврале-марте 1974, после установления арабского нефтяного эмбарго. Эмбарго было распространено на все индустриализированные государства одновременно, и отменялось индивидуально, после того как страна, подвергнутая эмбарго, выступала с официальной декларацией с признанием «незаконности» израильских поселений «на оккупированных территориях». В том же году из европейского общепринятого политического и географического лексикона исчезли традиционные топонимы «Иудея» и «Самария» и заменены новосозданными терминами «West Bank» (англ. «западный берег») и «Cisjordanie» (франц. «предиорданье»); предположительно с целью избежать слова «Иудея», семантически неудобного в новом политическом контексте.
Термин "поселения" часто употребляется и в израильском политическом контексте, без негативной окраски.
Поселения с точки зрения международного права
Сторонники точки зрения, рассматривающей израильские поселения в Иудее и Самарии как незаконные населённые пункты, обычно ссылаются на «Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» и её статью 49, в которой сказано следующее: <a href="http://www.un.org/russian/hr/civilians/docs/fulltext.htm Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны">Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию>; и на ряд резолюций Совета Безопасности ООН, опирающихся на эту статью Женевской конвенции.
[1].
Резолюциях СБ ООН 446[2], Р 452[3], 465[4] и 471[5] указанно, что создание Израилем поселений на
[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[2]
Список поселений
Символом Х обозначены разрушенные поселения; дата разрушения в скобках. Израильские националисты и активисты поселенческого движения обычно не рассматривают факт разрушения того или иного поселения как конец его существования, но как временную неудачу на пути его становления.
Статистика и демография
Количество населённых пунктов, обычно называемых поселениями, по состоянию на 2010. ХХХХХХХХХХХХ
В том числе растущих ХХХХ
Численность жителей. К августу 2010 года общая численность жителей «поселений» в Иудее и Самарии (включая Иерусалим и Хеврон) составляет ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ что составляет около 10% населения Израиля.
Цель строительства поселений
Израиль никогда не скрывал главной цели поселенческого движения: достичь того, чтобы евреи стали на своей земле национальным большинством. Эта цель пока достигнута лишь частично.
Мусульманские теологические принципы, со своей стороны, вступают с этой задачей в противоречие. Таким образом, связанное с поселенчеством конфликтное противостояние Израиля и мусульманских стран может продолжаться ещё неопределённо долго.
Основные исторические события, связанные с поселенчеством в Иудее и Самарии [6]
- На протяжении XIII—XII [проверить!] веков до н.э. территории современных Иудеи и Самарии были ареной острого соперничества между евреями и более древними ханаанскими народами. В [.............] веке [уточнить век!] они окончательно вошли в состав еврейского государства.
- В XI веке до н.э. эта территория стала частью объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
- В Х веке до н.э. Израильское царство распалось на два государства — Иудею и Израиль. Одним из первых поселений Израильского царства стал город Самария (ивр. שומרון), и окружающие его земли получили то же название.
- Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов (филистимляне, (ивр. פלישתים) проживавших в ней в прошлом, а еврейское население было частично убито, частично изгнано, частично вывезено в Рим и обращено в рабство
- В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской (Оттоманской) империи и Британской империи. За эти века ни одного нового еврейского поселения в Иудее и Самарии не было создано. Лишь во второй половине XIX века, с возникновением палестинофильства, (позже получившего наименование сионизма), в Стране Израиля стали появляться первые за 1800 лет новые поселения. Ниже приводится краткая хронология событий, так или иначе связанных с их возникновением.
Демография и статистика
Хеврон
Город Хеврон наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в Иудее и Самарии. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что патриарх Авраам выбрал пещеру Махпела в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей царя Давида. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением. После разрушения Второго Храма именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории Римской империи. Когда сопротивление было всё же подавлено и его участники казнены, Рим особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в Иудее почти до самого конца дней Римской империи.
С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях Махпелы.
Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне. Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном Баязетом II, после чего состоятельные испанские евреи выкупили несколько больших земельных участков в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и переписчиками книг, а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.
Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему. С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия в городе еврейской самообороны квартал прекратил своё существование через несколько дней.
Роль британских властей в резне до конца не ясна. По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население; по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет. Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.
Первая попытка восстановления еврейского поселения в Хевроне произошла лишь два года спустя, в 1931 году, когда группа религиозных семей, около 200 человек, вернулась в город. Им удалось прожить в Хевроне четыре года. В апреле 1936 британские власти арестовали всех еврейских жителей и вывезли их за пределы города.
В 1948 году Хеврон попал под власть Трансиордании (Иордании), которая контролировала город в течение 19 лет. За это время иорданские власти уничтожили все следы еврейского пребывания в Хевроне. Еврейский квартал был сравняли с землёй, на его месте были устроены базарная площадь, общественные уборные, бойня и мусорная свалка. Кладбище, находившееся за пределами квартала, тоже было разрушено и осквернено.
Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города. Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа Моше Левингера), создав посёлок, получивший название Кирьят-Арба. Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [проверить!] еврейских жителей).
К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.
Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне. После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.
Статус Поселений с точки зрения международного права
В статье 49 "Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны" указано
Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.[7]
Резолюциях СБ ООН 446[2], Р 452[8], 465[9] и 471[10] указанно, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным и выдвигаются требования к Израилю прекратить постройку поселений.
[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[2]
Города и посёлки с преимущественно еврейским населением («поселения») в Иудее и Самарии
- Алон (ивр. אלון)
- Алфей-Менаше (ивр. אלפי מנשה)
- Ар-Адар (ивр. הר אדר)
- Ар-Гило (ивр. הר גילה) Один из районов Иерусалима.
- Ариэль (ивр. אריאל)
- Атерет (ивр. עטרת)
- Бат-Айн (ивр. בת עין)
- Бейт-Арье (ивр. בית אריה)
- Бейт-Эль (ивр. בית אל)
- Бейтар-Илит (ивр. בית"ר עילית)
- Гиват-Зеев (ивр. גבעת זאב) Один из районов Иерусалима.
- Эфрата (ивр. אפרתה)
- Кедар (ивр. קדר)
- Кармей-Цур (ивр. כרמי צור)
- Карней-Шомрон (ивр. קרני שומרון)
- Кдумим (ивр. קדומים)
- Кирьят-Арба (ивр. קרית־ארבע)
- Кирьят-Луза (Неве-Кедем) (ивр. (קרית לוזה (נווה קדם) Считается израильским поселением, фактически еврейская часть города Шхем (Шомрон, Наблус).
- Кфар-Эцион (ивр. כפר עציון)
- Маале-Адумим (ивр. מעלה אדומים)
- Маале-Амос (ивр. מעלה עמוס)
- Маале-Эфраим (ивр. מעלה אפרים)
- Мейцад (ивр. מיצד)
- Мигдаль-Оз (ивр. מגדל עוז)
- Модиин-Илит (ивр. מודיעין עלית)
- Нокдим (Эль-Давид) (ивр. (נוקדים (אל דוד))
- Невэ-Даниэль (ивр. נווה דניאל)
- Оранит (ивр. אורנית)
- Пней-Кедем (ивр. פני קדם)
- Рош-Цурим (ивр. ראש צורים)
- Текоа (ивр. תקוע)
- Халамиш (самоназвание «Неве-Цуф», ивр. חלמיש, נוה-צוף
- Эльазар (ивр. אלעזר)
- Элькана (ивр. אלקנה)
- Имануэль (ивр. עמנואל)
Поселения, разрушенные на протяжении Новейшей истории и впоследствии восстановленные
Поселения, разрушенные и не восстановленные
Иудея и Самария
Синай
Газа
- Элей-Синай (ивр. אלי סיני)
- Бдолах (ивр. בדולח)
- Бней-Ацмон (ивр. בני עצמון)
- Гадид (ивр. גדיד)
- Ган-Ор (גן אור)
- Ганей-Таль (גני טל)
- Дугит (ивр. דוגית)
- Кфар-Даром (ивр. כפר דרום)
- Кфар-Ям (כפר ים)
- Кфар-Ацмона (ивр. כרם עצמונה)
- Ацмона (ивр. עצמונה)
- Мораг (ивр. מורג)
- Неве-Дкалим (ивр. נוה דקלים)
- Нисанит (ивр. ניסנית)
- Нецер-Хазани (ивр. נצר חזני)
- Нецарим (ивр. נצרים)
- Пеат-Саде (ивр. פאת שדה)
- Катиф (ивр. קטיף)
- Рафиах-Ям (רפיח ים)
- Шират-ха-Ям (ивр. שירת הים)
- Слав (ивр. שליו)
- Тель-Катифа (תל קטיפא)
Примечания
- ↑ Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 [http://www.un.org/russian/documen/scresol/1979/res446.pdf
- ↑ Резолюция СБ ООН 452
- ↑ Резолюция СБ ООН 465
- ↑ Резолюция СБ ООН 471
- ↑ Статья «Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ http://www.un.org/russian/hr/civilians/docs/fulltext.htm Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
- ↑ Резолюция СБ ООН 452
- ↑ Резолюция СБ ООН 465
- ↑ Резолюция СБ ООН 471
См. также
|
||
---|---|---|
Идеологии |
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • |
|
Организации |
Ховевей Цион • Всемирный еврейский конгресс • Всемирная сионистская организация • Гистадрут • Еврейский национальный фонд • Еврейское агентство • Ваад Леуми • Сионистская организация Америки • Религиозные сионисты Америки • Антидиффамационная лига • ВИЦО • Сионистский форум • Бейтар • Еврейское движение сопротивления • Хагана • Иргун • Лехи • Пальмах • Поалей Цион • Авода • Ликуд • Херут • Бней Акива • Гуш Эмуним • Ха-шомер ха-цаир • Ха-ноар ха-овед ве-ха-ломед |
|
Прочее |
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Хома у-мигдал • Израильские поселения • |