Евсекция
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) (→Создание еврейской пролетарской культуры) |
Likhtikman (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{О статье | {{О статье | ||
- | |ТИП СТАТЬИ= | + | |ТИП СТАТЬИ=4 |
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
|КАЧЕСТВО= | |КАЧЕСТВО= | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
|ИСТОЧНИК= | |ИСТОЧНИК= | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
- | }} | + | }} {{Неадекватная}} |
Строка 24: | Строка 24: | ||
Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в [[Орёл (город)|Орле]], вторая — в [[Витебск]]е, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка ([[идишкайт]]) «[[Пролетарская культура|пролетарской культурой]]». Евсекции внедряли идеи [[Диктатура пролетариата|Диктатуры пролетариата]] в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре [[1918]] в [[Москва|Москве]]. | Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в [[Орёл (город)|Орле]], вторая — в [[Витебск]]е, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка ([[идишкайт]]) «[[Пролетарская культура|пролетарской культурой]]». Евсекции внедряли идеи [[Диктатура пролетариата|Диктатуры пролетариата]] в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре [[1918]] в [[Москва|Москве]]. | ||
- | На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности. | + | На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.<ref name=kee>{{ЭЕЭ|11538|Евсекция}}</ref> |
Строка 47: | Строка 47: | ||
== Идеология == | == Идеология == | ||
- | Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу[http://www.eleven.co.il]. | + | Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу[http://www.eleven.co.il]. |
+ | |||
+ | Многие евреи-коммунисты были настроены против традиционной еврейской местечковой культуры ([[идишкайт]]). Как и остальные революционеры-марксисты того времени, они были [[атеизм|атеистами]], сторонниками кардинальных изменений в обществе и верили в пролетарский [[интернационализм]].<ref>«Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, <…> ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднён. Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.» — [[Карл Маркс]]. [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/Marx_EvrVopr.php К еврейскому вопросу.] [[1843 год]]</ref> | ||
+ | |||
+ | Хотя многие из членов евсекции отрицали еврейский [[национализм]] или [[сепаратизм]] в политике, они, однако, вовсе не стремились к [[Ассимиляция (социология)|ассимиляции]] еврейской культуры. | ||
== Создание еврейской пролетарской культуры == | == Создание еврейской пролетарской культуры == | ||
Строка 62: | Строка 66: | ||
При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения. | При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения. | ||
- | {{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[ | + | {{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}} |
- | В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей. | + | В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/> |
+ | |||
+ | «Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей [[Бунд]]а Малкой Фрумкин (известной в революционных кругах как товарищ Эсфирь), мало отличалась от современных сионистских проектов.<ref name="lebed.com">http://www.lebed.com/2005/art4398.htm</ref> | ||
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута. | После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута. | ||
+ | |||
+ | == Борьба с идеологическими противниками == | ||
+ | |||
+ | [[Ленин]] в статье «[http://libelli.ru/works/24-2.htm Критические заметки по национальному вопросу]» (1913) писал: | ||
+ | |||
+ | {{Цитата|Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов <...> Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской «национальной культуры», тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те евреи-марксисты, которые сливаются в интернациональные марксистские организации с русскими, литовскими, украинскими и пр. рабочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврейски) в создание интернациональной культуры рабочего движения, те евреи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврейства, борясь против лозунга «национальной культуры».<ref>Полное собрание сочинений, т. 30, с. 138.</ref>}} | ||
+ | |||
+ | Большевики считали [[иврит]] «реакционным языком», поскольку он в то время был связан, главным образом, с [[иудаизм]]ом и [[сионизм]]ом. Он был официально запрещён [[Народный комиссариат просвещения|Наркомпросом]] (Комиссариат Образования) в [[1919]]. Книги на иврите и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек; последняя светская публикация на этом языке была осуществлена в [[1926 год]]у. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Yiddish Newspaper.jpg|right|thumb|Первый лист газеты «Биробиджанер штерн» ([[Биробиджанская Звезда]])]] | ||
+ | |||
+ | |||
== Роспуск == | == Роспуск == | ||
- | Евсекция была расформирована в 1930, после создания [[Еврейская автономная область|Еврейской Автономной Области]]. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе | + | Евсекция была расформирована в 1930, после создания [[Еврейская автономная область|Еврейской Автономной Области]]. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе[http://www.eleven.co.il]. |
+ | |||
+ | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 19:17, 2 августа 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Данная статья импортирована из Википедии и пока еще не редактировалась в Ежевике.
В некоторых частях этой статья информация приведена неадекватно, и в дальнейшем она должна быть исправлена. |
ЕвСекция, Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».[1]
Содержание |
История создания
Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой». Евсекции внедряли идеи Диктатуры пролетариата в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре 1918 в Москве.
На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.[1]
Персоналии
В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских партий.
Председателем Центрального бюрю Еврейской секции ВКП(б) был С. М. Диманштейн (1886—1937).
Члены ЦБ
- Ю. Шимелиович (1890—1919)
- М. Альский.
- С. Х. Агурский,(1884—1947)
- А. Криницкий-Бампи (1896—1971).
Видный идеолог движения Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.
Газета Дер Эмес
Центральный орган Евсекций — газета «Дер Эмес» (на идише). Выходила с 1918 до января 1948. Главный редактор газеты (1921—1937) Мойше Литваков (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: А. Чемерисский (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), Ш. Эпштейн (1881—1945).
Идеология
Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу[1].
Многие евреи-коммунисты были настроены против традиционной еврейской местечковой культуры (идишкайт). Как и остальные революционеры-марксисты того времени, они были атеистами, сторонниками кардинальных изменений в обществе и верили в пролетарский интернационализм.[2]
Хотя многие из членов евсекции отрицали еврейский национализм или сепаратизм в политике, они, однако, вовсе не стремились к ассимиляции еврейской культуры.
Создание еврейской пролетарской культуры
Советская власть предпринимала в 1920-30 гг. усилия по поощрению «советской пролетарской культуры» на идише, призванной стать альтернативой религии и "культуре штетл". Еврейская газета Дер Эмес («Правда») выходила с 1918 до 1938.
В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, во многих образовательных учреждениях прежней Черте оседлости преподавание велось на идише. Были созданы еврейские национальные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь на Украине, Фрейдорф в Крыму.
В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.
В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.
При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.
Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу
В обиход вошли новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: Шаббатом, праздник Песахом и Йом-Кипуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное обрезание), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.[3]
«Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей Бунда Малкой Фрумкин (известной в революционных кругах как товарищ Эсфирь), мало отличалась от современных сионистских проектов.[3]
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
Борьба с идеологическими противниками
Ленин в статье «Критические заметки по национальному вопросу» (1913) писал:
Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов <...> Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской «национальной культуры», тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те евреи-марксисты, которые сливаются в интернациональные марксистские организации с русскими, литовскими, украинскими и пр. рабочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврейски) в создание интернациональной культуры рабочего движения, те евреи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврейства, борясь против лозунга «национальной культуры».[4] |
Большевики считали иврит «реакционным языком», поскольку он в то время был связан, главным образом, с иудаизмом и сионизмом. Он был официально запрещён Наркомпросом (Комиссариат Образования) в 1919. Книги на иврите и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек; последняя светская публикация на этом языке была осуществлена в 1926 году.
Роспуск
Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, <…> ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднён. Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.» — Карл Маркс. К еврейскому вопросу. 1843 год
- ↑ 3,0 3,1 http://www.lebed.com/2005/art4398.htm
- ↑ Полное собрание сочинений, т. 30, с. 138.
Литература
- Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
- Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
- Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
.
- Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.
Ссылки
- Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
- Еврейские секции на английском
- Советские евреи:Анна-Ванна наш отряд Михаэль Дорфманnl:Jevsektsia
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.