Shlomo groman (Обсуждение | вклад) |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #REDIRECT [[Страна Израиля]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Искажающая}}
| + | |
- | [[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|250px|Карта Святой Земли, 1759 год.]] | + | |
- | '''Святая земля''' (дословный перевод с ивритского ''Эрец-hаКодэш'')— территория на Ближнем Востоке, в пределах которой расположено [[Израиль|Государства Израиль]], историческая родина еврейского народа. До 1948 года общепринятым было именование [[Палестина]], однако в последующие десятилетия, при активном закулисном участии Кремля и потворстве левых и частично центристских кругов в Израиле, это название стало ассоциироваться с борьбой арабов за поэтапное изгнание евреев с их исконных земель. Является культовым центром трёх [[Авраамические религии|авраамических религий]]: [[иудаизм|иудаизма]], [[христианство|христианства]] и [[ислам|ислама]]; при этом приверженцы ислама усилили свои притязания на данную территорию именно после возрождения еврейского государства.
| + | |
- | | + | |
- | == В иудаизме ==
| + | |
- | {{main|Земля Израиля}}
| + | |
- | | + | |
- | == В христианстве ==
| + | |
- | [[Файл:Holy sepulchre mass.jpg|thumb]]
| + | |
- | '''Святая земля''' — общее европейское наименование [[Иерусалим]]а и окружающих его территорий. Географически отождествляется с [[Палестина|Палестиной]]. Название возникло из-за размещения на этих землях основных [[христианство|христианских]] святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий [[библейская история|священной (библейской) истории]] или были как-то с ними связаны (например: [[Гефсиманский сад]], [[Голгофа]] и т. д.).
| + | |
- | | + | |
- | === Представления европейцев о Святой земле ===
| + | |
- | Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. В своей речи на [[Клермонский собор|Клермонском соборе]], где было объявлено о начале крестовых походов, папа римский [[Урбан II]] процитировал ТаНаХ: ''«Земля та течёт молоком и мёдом»''. Христианские представления об изобилии и богатстве Святой земли носили частично мифологический характер: дескать, Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии. И если в Европе (на периферии) бывают голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справедливость. В этом заключается одна из причин массовости [[крестовые походы|крестовых походов]].
| + | |
- | | + | |
- | == История Святой земли ==
| + | |
- | {{чистить}}
| + | |
- | История [[Крестовые походы|крестовых походов]] формировалась под предлогом восстановления контроля над христианскими святынями на Святой земле.
| + | |
- | | + | |
- | До [[крестовые походы|крестовых походов]] единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов Святые места перешли в руки римско-католиков, или латинян.
| + | |
- | | + | |
- | Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан [[Саладин]] овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими Святыми местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения Святыми местами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1230 т. папа [[Григорий IX]] назначил францисканцев стражами Святых мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение Святыми местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении Святых мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих.
| + | |
- | | + | |
- | В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус.
| + | |
- | | + | |
- | Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-православных христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присваивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г, вследствие неудачного исхода которой требования России остались неисполненными.
| + | |
- | | + | |
- | В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба.
| + | |
- | | + | |
- | К началу XX века различные права на церковь Гроба Господня выглядели следующим образом: султан считался владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находились в руках мусульман; они же охраняли здание церкви и наблюдали за порядком внутри здания. Церковь образовывала общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являлись три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имели копты, якобиты и эфиопы. Церковь в Вифлееме принадлежала грекам; что касается пещеры, то на неё предъявляли притязание как восточная церковь, так и латиняне.
| + | |
- | | + | |
- | Вообще, в вопросе об обладании Святыми местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. [[Берлинский конгресс]] 1878 г. постановил, что относительно Святых мест должно быть сохранено [[status quo]].
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с 60-х годов [[XX век]]а территория Святой земли является предметом [[арабо-израильский конфликт|арабско-израильского конфликта]].
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Гроб Господень]]
| + | |
- | * [[Русская Палестина]]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | {{ЭСБЕ}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * {{Книга:Густерин П.В.: Города Арабского Востока|2007}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * Статья [http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/091/91838.htm Святые места] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Израиль| ]]
| + | |
- | [[Категория:Палестина| ]]
| + | |
- | [[Категория:География Евангелий| ]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские места| ]]
| + | |
- | [[Категория:Ислам и другие религии]]
| + | |
- | | + | |
- | [[ar:الأراضي المقدسة]]
| + | |
- | [[cs:Svatá země]]
| + | |
- | [[da:Det hellige land]]
| + | |
- | [[de:Heiliges Land]]
| + | |
- | [[el:Άγιοι Τόποι]]
| + | |
- | [[en:Holy Land]]
| + | |
- | [[eo:Sankta Lando]]
| + | |
- | [[es:Tierra Santa]]
| + | |
- | [[eu:Lur Santua]]
| + | |
- | [[fi:Pyhä maa]]
| + | |
- | [[fr:Terre sainte]]
| + | |
- | [[he:ארץ הקודש]]
| + | |
- | [[hr:Povijest Svete Zemlje]]
| + | |
- | [[it:Terra santa]]
| + | |
- | [[ja:聖地]]
| + | |
- | [[ko:성지]]
| + | |
- | [[mk:Света земја]]
| + | |
- | [[nl:Heilige Land]]
| + | |
- | [[nn:Det heilage landet]]
| + | |
- | [[no:Det Hellige Land]]
| + | |
- | [[pl:Ziemia Święta]]
| + | |
- | [[pt:Terra Santa]]
| + | |
- | [[ro:Ţara Sfântă]]
| + | |
- | [[sk:Svätá zem]]
| + | |
- | [[sl:Sveta dežela]]
| + | |
- | [[sv:Det heliga landet]]
| + | |
- | [[th:ดินแดนศักดิ์สิทธิ์]]
| + | |
- | [[tr:Kutsal Topraklar]]
| + | |
- | [[zh:聖地]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |