Аронзон, Леонид Львович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Строка 51: Строка 51:
* [http://www.topos.ru/article/2132 На сайте журнала Топос]
* [http://www.topos.ru/article/2132 На сайте журнала Топос]
-
[[Категория:Поэты России]]
+
-
[[Категория:Поэты Санкт-Петербурга]]
+
-
[[Категория:Самиздат]]
+
-
[[Категория:Поэты-самоубийцы]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в Санкт-Петербурге]]
+
-
[[Категория:Родившиеся 24 марта]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в 1939 году]]
+
-
[[Категория:Умершие 13 октября]]
+
-
[[Категория:Умершие в 1970 году]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Умершие в Ташкентской области]]{{WikiCopyRight}}
[[Категория:Умершие в Ташкентской области]]{{WikiCopyRight}}

Версия 18:56, 3 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Леонид Львович Аронзон (24 марта 1939, Ленинград — 13 октября 1970, под Ташкентом) — русский поэт.

Содержание

Биография

Годы войны провел в эвакуации на Урале. Закончил Ленинградский педагогический институт. Преподавал в вечерней школе, для заработка писал сценарии научно-популярных фильмов. В начале 1960-х общался с И. Бродским, в 1965 сблизился с Вл. Эрлем и другими поэтами Малой Садовой, дружил с Е. Михновым-Войтенко.

По официальной версии застрелился из охотничьего ружья во время поездки по Средней Азии. Однако, характер ранения свидельствует об несчастном случае при неосторожном обращении с ружьём.

Творчество

Как многие его сверстники, вобрал элементы поэтики Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, но с особенным вниманием развивал традиции Хлебникова, Заболоцкого (творчеству последнего Аронзон посвятил свой институтский диплом), других обериутов. В центре поэзии Аронзона — мотив Рая, при этом его лирика, в особенности последних лет, глубоко трагична, в ней все настойчивее появляются темы смерти и пустоты. В середине 1960-х пробовал писать прозу.

Признание и влияние

При жизни практически не публиковался в открытой печати. Воспринимался одним из лидеров ленинградской неподцензурной словесности, некоторые видели в нем альтернативу Бродскому. Оказал заметное воздействие на современников и младшее поколение русских поэтов. В 1979 сборник его стихов, составленный Е. Шварц, был издан приложением к самиздатовскому журналу «Часы», позднее с дополнениями перепечатан в Иерусалиме (1985) и Санкт-Петербурге (1994).

В 1990 вышла книга «Стихотворения», составленная Вл. Эрлем. В 1998 издана двуязычная книга стихотворений Леонида Аронзона «Смерть бабочки»: параллельный перевод на английский язык Ричарда Маккейна, предисловие Виктории Андреевой, составители Виктория Андреева и Аркадий Ровнер (М: Изд-ва Gnosis Press & Diamond Press). Наиболее полно творчество Аронзона представлено сегодня в комментированном двухтомном «Собрании произведений» (СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006).

Цитаты о поэте

«Поэзия Аронзона несет в себе строгую форму, печаль и чувствительность, как будто бы он заснул в Париже в 1843 году и проснулся теперь, и все это время видел сны наяву. Но даже его сонеты несут с собой отголосок и напряженность лучшей современной поэзии… Его голос не всегда так тих. Весна и любовь создают вулканические взрывы в его стихах. Возможно, русская поэзия воплотила в себе греческое лето и греческий свет,» - эти строки принадлежат известному оксфордскому литературному критику Питеру Леви.

«Для меня лично Аронзон – один из немногих – рядом с Евгением Баратынским, Александром Введенским, Станиславом Красовицким, может быть, еще двумя – тремя именами – один из поэтов – альпинистов, забрасывающих лестницу в небо... Он несет с собой воздух иных миров и совершенно неповторимую подлинность...» - пишет о нем в предисловии к двуязычной книге стихотворений Аронзона «Смерть бабочки» поэтесса и литературовед Виктория Андреева.

Его английский переводчик Ричард Маккейн пишет о нем: «Для Аронзона природа во всем своем величии тем не менее метафорична... Он ярко визуальный, даже визионерский поэт. Его чувство юмора граничит с сюрреальным. Он также является продуктом шестидесятых, и его собственная «сила цветения» создала, возможно, наиболее совершенную поэзию этого десятилетия. Для большинства читателей, даже русских, он неизвестен, и я завидую их путешествию и открытию Аронзона, которое началось для меня двадцать лет тому назад».

Избранная литература о поэте

  • Памяти Леонида Аронзона / Сост. А.Степанов, Вл. Эрль (Приложение к журналу «Часы», 1985)
  • Авалиани Д. О Леониде Аронзоне // Новое литературное обозрение. — 1995. — № 14.
  • Звягин Е. Леонид Аронзон // Он же. Письмо лучшему другу. СПб: Борей-Art, 1995.
  • Кривулин В. Леонид Аронзон — соперник Иосифа Бродского // Он же. Охота на мамонта. СПб: Блиц, 1998. — С. 152—158.
  • Самиздат Лениграда / Под общ. ред. Д. Я. Северюхина. М.: Новое литературное обозрение, 2003. — С. 80-81.
  • Новая классика: Леонид Аронзон // Критическая масса. — 2006. — № 4. — С. 52-64.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация