Сфирот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (Перенаправление на Древо Жизни (каббала)) |
Kofman (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | '''Сфирот''' (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») - десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими. | |
+ | |||
+ | Сфирот - ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) ради сотворения мира. | ||
+ | |||
+ | Сфирот, ограниченное желание Творца, являлись частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. | ||
+ | «Десять сфирот - на самом деле лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).<ref>1</ref> | ||
+ | |||
+ | Сфирот - проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца – или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей, то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот – корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль). | ||
+ | |||
+ | Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .<ref>2</ref> | ||
+ | |||
+ | «Единство и простота присущи Богу и в них - корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся - единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота – корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. Откровения пророчества, постижения праведников и их наслаждение сиянием шехины, раскрытие святости и прилепленность к Богу, которой удостаиваются праведники - совокупность всего этого называется сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. «Клалей хохмат hа эмет»). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Метафора человека в каббале == | ||
+ | |||
+ | В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного, наряду с другой метафорой, метафорой света. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и образуют парцуфы. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Описание сфирот == | ||
+ | |||
+ | Кетер – корона: божественная воля творить; бесконечный свет Творца. | ||
+ | |||
+ | Хохма – мудрость: первый проблеск мысли, прежде чем она получит оформление и ограничения. «Мужская» сфира. Божественная реальность, первое раскрытие божественного, творение из ничто. | ||
+ | |||
+ | Бина – понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; «женская» сфира, которая дает рождение «божественным» эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву – возвращение к Богу. | ||
+ | |||
+ | Даат – центральная стадия единения 10 сфирот, еще называется «Древо жизни». | ||
+ | |||
+ | Хесед – доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога. | ||
+ | |||
+ | Гвура – могущество, суровость: сила, суд, намерение, воздержание, страх перед Богом. | ||
+ | |||
+ | Тиферет – великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии. | ||
+ | |||
+ | Нецах – вечность. | ||
+ | |||
+ | hод – слава: уступка, подчинение, искренность. | ||
+ | |||
+ | Йесод – основание: завершение, память, последовательное знание. | ||
+ | |||
+ | Малхут – царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света «эмоциональных» сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером – желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | == Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Игулим и йошер == | ||
+ | |||
+ | === Игулим === | ||
+ | |||
+ | === Йошер === | ||
+ | |||
+ | === Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер === | ||
+ | |||
+ | == Взаимодействия сфирот == | ||
+ | |||
+ | == Парцуфим == | ||
+ | |||
+ | == Сфирот и силы души == | ||
+ | |||
+ | == Сфирот и четыре мира == | ||
+ | |||
+ | == Три линии == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Ссылки: == | ||
+ | До сокращения (цимцума) было простое неограниченное желание Творца. «Цимцум - есть проявление действия ограниченного из безграничного... Высшее желание – Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном – ибо никак не относимся к нему – но о силе среди других сил. Ограниченное желание - одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она - наша причина». Десять сфирот - на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24). | ||
+ | **Сфирот являясь проявлениями желания Творца – проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни - представляют десять сфирот. |
Версия 11:43, 9 февраля 2011
Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») - десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.
Сфирот - ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) ради сотворения мира.
Сфирот, ограниченное желание Творца, являлись частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. «Десять сфирот - на самом деле лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).[1]
Сфирот - проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца – или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей, то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот – корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).
Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .[2]
«Единство и простота присущи Богу и в них - корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся - единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота – корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. Откровения пророчества, постижения праведников и их наслаждение сиянием шехины, раскрытие святости и прилепленность к Богу, которой удостаиваются праведники - совокупность всего этого называется сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. «Клалей хохмат hа эмет»).
Содержание |
Метафора человека в каббале
В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного, наряду с другой метафорой, метафорой света. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и образуют парцуфы.
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Описание сфирот
Кетер – корона: божественная воля творить; бесконечный свет Творца.
Хохма – мудрость: первый проблеск мысли, прежде чем она получит оформление и ограничения. «Мужская» сфира. Божественная реальность, первое раскрытие божественного, творение из ничто.
Бина – понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; «женская» сфира, которая дает рождение «божественным» эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву – возвращение к Богу.
Даат – центральная стадия единения 10 сфирот, еще называется «Древо жизни».
Хесед – доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога.
Гвура – могущество, суровость: сила, суд, намерение, воздержание, страх перед Богом.
Тиферет – великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.
Нецах – вечность.
hод – слава: уступка, подчинение, искренность.
Йесод – основание: завершение, память, последовательное знание.
Малхут – царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света «эмоциональных» сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером – желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла.
Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир
Игулим и йошер
Игулим
Йошер
Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер
Взаимодействия сфирот
Парцуфим
Сфирот и силы души
Сфирот и четыре мира
Три линии
Ссылки:
До сокращения (цимцума) было простое неограниченное желание Творца. «Цимцум - есть проявление действия ограниченного из безграничного... Высшее желание – Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном – ибо никак не относимся к нему – но о силе среди других сил. Ограниченное желание - одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она - наша причина». Десять сфирот - на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).
-
- Сфирот являясь проявлениями желания Творца – проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни - представляют десять сфирот.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>