Левинас, Эммануэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
||
Строка 70: | Строка 70: | ||
* [http://i-text.narod.ru/lib-f.html Сочинения Э. Левинаса на русском языке] | * [http://i-text.narod.ru/lib-f.html Сочинения Э. Левинаса на русском языке] | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Философы по алфавиту]] | [[Категория:Философы по алфавиту]] | ||
- | + | ||
[[Категория:Еврейские философы]] | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | + | ||
- | + | ||
[[af:Emmanuel Levinas]] | [[af:Emmanuel Levinas]] |
Версия 19:49, 27 октября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Эммануэль Левинас | |
Emmanuel Lévinas | |
Файл:Emmanuel Levinas.jpg Эммануэль Левинас |
|
Дата рождения: |
30 декабря (12 января) 1906 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
25 декабря 1995 |
Место смерти: | |
Оказавшие влияние: |
Гуссерль, Хайдеггер, Бубер, Розенцвейг |
Эммануэ́ль Левина́с (фр. Emmanuel Lévinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ.
Содержание |
Биография
- Родился в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма.
- В 1923 г. эмигрировал во Францию.
- Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера.
- В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945.
- Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976).
- Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.
Философия
Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.
При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
Русская библиография
- Левинас, Э. Время и другой = Le temps et l'autre;Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
- Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
- Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН, 2004.
- Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
- Левинас, Э. Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.
- Левинас, Э. Три статьи о еврейском образовании / Пер. с фр. Е. Кушнера и А. Львова // Новая еврейская школа. — 1999. — № 4.
Литература
- Вдовина И.С. Э.Левинас и Э.Гуссерль // История философии.№ 10. М.,2003. С.101-115.
Ссылки
- Emmanuel Levinas Russian WebPage
- An Online Primary Bibliography (1929—2007) and Secondary Bibliography (1990—2007) By the Dutch Levinas Society in cooperation with The University for Humanistics in Utrecht. Under supervision of Dr. Joachim Duyndam.
- http://filosof.historic.ru/books/a0000_4.shtml
- Сочинения Э. Левинаса на русском языке
af:Emmanuel Levinas bg:Еманюел Левинас ca:Emmanuel Lévinas cs:Emmanuel Lévinasfi:Emmanuel Lévinasja:エマニュエル・レヴィナス ko:에마뉘엘 레비나스 la:Emmanuel Levinas lb:Emmanuel Lévinas li:Emmanuel Lévinas lt:Emanuelis Levinas lv:Emanuels Levins nl:Emmanuel Lévinas no:Emmanuel Lévinas pl:Emmanuel Levinas pt:Emmanuel Lévinas ro:Emmanuel Levinas sk:Emmanuel Lévinas sr:Емануел Левинас sv:Emmanuel Levinas tl:Emmanuel Lévinas zh:列維納斯
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.