Кагал

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
92.62.158.22 (Обсуждение | вклад)
(История)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
'''Кага́л''' (кахал, {{lang-he|קָהָל}} — собрание народа, сход) — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в [[Галут]] и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова [[община]] у [[Евреи|евреев]], в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в [[Польша|Польше]] и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в [[Российская империя|Российской империи]] в период [[1772]][[1893]] г.
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
'''Кага́л''' (кахал, {{lang-he|קָהָל}} собрание народа, сход) орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в [[Галут|усраине]] и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова [[община]] у [[Евреи|евреев]], в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в [[Польша|Польше]] и других странах Восточной Европы в XVI–XVIII веках, в [[Российская империя|Российской империи]] в период [[1772]]-[[1893]] г.
+
-
+
-
В переносном смысле — беспорядочная толпа, шумное сборище. Перевод слова «Кагал» на греческий язык означает «Церковь».
+
-
==История==
+
В переносном смысле — беспорядочная толпа, шумное сборище.
-
Под польским названием «зборы жидовске» (в Речи Посполитой евреи пользовались особым статусом как «рабы короны») эта форма еврейского самоуправления получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В польской истории известны грамоты [[Сигизмунд II|Сигизмунда II]] евреям [[Люблин]]а ([[1556]]), [[Львов]]а ([[1569]]), [[Познань|Познани]] ([[1571]]). Впоследствии за этим советом закрепилось слово кагал. Уже в польских [[грамота]]х [[XVI век]]а кагалу передавалось право [[раввин]]ов надзирать за религиозным бытом евреев, право карать нарушителей отлучением — [[херем]]ом, [[изгнание]]м, телесным наказанием и даже смертной казнью{{Нет АИ|18|05|2009}}.  
+
-
В России кагалу было предоставлено, помимо прочих, право вести метрические книги для еврейской общины. Кагал, в частности, скрывал численность евреев, по некоторым данным занижая её вдвое{{Нет АИ|18|05|2009}}, что уменьшало объемы подушевой подати и снижало обязательства по рекрутской повинности; власть кагала простиралась на многие сферы жизни евреев, которые не могли освободиться от опеки кагала или протестовать под угрозой [[херем]]а. Нечто подобное существовало на протяжении нескольких сотен лет и в русском крестьянском обществе в виде сельской общины, повязанной [[Круговая порука|круговой порукой]] и точно также скрывающей свою численность с целью снизить налогообложение и уклониться от рекрутских наборов.
+
В [[Септуагинта|Септуагинте]] קָהָל был переведён словом εκκλεσία, которое затем приобрело в [[Греческий язык|греческом языке]] значение «церковь».
-
{{начало цитаты}} В каждом городе или местечке должен был быть один Кагал, хотя бы местные евреи разделялись на несколько сект и толков. Число кагальных, избиравшихся, с утверждения губернского правления, на 3 года, не было определено. Кагалу воспрещено было без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. им выданы были от казенных палат книги, в которые должны были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора, который первоначально предназначался для погашения кагальных долгов. Вместе с тем на Кагал возложено было призрение бесприютных евреев, вспомоществование евреям-переселенцам и т. п. Положением 1835 г. целиком восстановлена была, в черте еврейской оседлости, польская кагальная организация. В силу этого положения, всякий еврей (кроме евреев-земледельцев) обязательно должен был приписываться к городскому еврейскому обществу, хотя бы он проживал в местечке, селе или деревне. В городах евреи избирали, с утверждения губернского правления, на 3 года от 3 до 5 уполномоченных, которые составляли Кагал. Обязанности Кагала заключались в наблюдении за исправным поступлением податей и сборов как казенных, городских и земских, так и специально еврейских (коробочный сбор), в хранении и расходовании кагальных сумм, в призрении престарелых, увечных и бедных евреев, в наблюдении за предотвращением бродяжества. Рекрутский устав 1827 г., установив отбывание рекрутской повинности еврейскими обществами отдельно от христианских, возложил на еврейские общества попечение за исправным отбыванием этой повинности и вооружил их властью «отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». {{конец цитаты|источник=[[ЭСБЕ]]}}
+
== История ==
 +
Под польским названием [http://www.eleven.co.il/article/11902 «зборы жидовске».] Эта форма еврейского самоуправления получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В польской истории известны грамоты [[Сигизмунд II|Сигизмунда II]] евреям [[Люблин]]а ([[1556]]), [[Львов]]а ([[1569]]), [[Познань|Познани]] ([[1571]]). Впоследствии за этим советом закрепилось слово кагал. Уже в польских [[грамота]]х [[XVI век]]а кагалу передавалось право [[раввин]]ов надзирать за религиозным бытом евреев, право карать нарушителей отлучением — [[херем]]ом, [[изгнание]]м, телесным наказанием и даже смертной казнью{{Нет АИ|18|05|2009}}.
-
[[Хасиды]] выступали против засилья кагала в общественной жизни евреев. В царствование [[Екатерина I|Екатерины I]] была предпринята попытка{{Нет АИ|18|05|2009}} несколько ограничить власть кагала, превратив евреев в полноценных граждан Российского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.  
+
В России кагалу было предоставлено, помимо прочих, право вести метрические книги для еврейской общины. Кагал, в частности, скрывал численность евреев, по некоторым данным занижая её вдвое{{Нет АИ|18|05|2009}}, что уменьшало объемы подушевой подати и снижало обязательства по рекрутской повинности; власть кагала простиралась на многие сферы жизни евреев, которые не могли освободиться от опеки кагала или протестовать под угрозой [[херем]]а. Нечто подобное существовало на протяжении нескольких сотен лет и в русском крестьянском обществе в виде сельской общины, повязанной [[Круговая порука|круговой порукой]] и точно также скрывающей свою численность с целью снизить налогообложение и уклониться от рекрутских наборов{{Нет АИ|31|01|2010}}.
-
[[Екатерина Великая]]  своим именным указом от [[1780]] года первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая [[Русские дворянские рода иудейского исповедания|дворянство]] и [[духовенство]](иудейское), с получением всех соответствующих прав.
+
{{начало цитаты}} В каждом городе или местечке должен был быть один Кагал, хотя бы местные евреи разделялись на несколько сект и толков. Число кагальных, избиравшихся, с утверждения губернского правления, на 3 года, не было определено. Кагалу воспрещено было без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. им выданы были от казенных палат книги, в которые должны были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора, который первоначально предназначался для погашения кагальных долгов. Вместе с тем на Кагал возложено было призрение бесприютных евреев, вспомоществование евреям-переселенцам и т. п. Положением 1835 г. целиком восстановлена была, в черте еврейской оседлости, польская кагальная организация. В силу этого положения, всякий еврей (кроме евреев-земледельцев) обязательно должен был приписываться к городскому еврейскому обществу, хотя бы он проживал в местечке, селе или деревне. В городах евреи избирали, с утверждения губернского правления, на 3 года от 3 до 5 уполномоченных, которые составляли Кагал. Обязанности Кагала заключались в наблюдении за исправным поступлением податей и сборов как казенных, городских и земских, так и специально еврейских (коробочный сбор), в хранении и расходовании кагальных сумм, в призрении престарелых, увечных и бедных евреев, в наблюдении за предотвращением бродяжества. Рекрутский устав 1827 г., установив отбывание рекрутской повинности еврейскими обществами отдельно от христианских, возложил на еврейские общества попечение за исправным отбыванием этой повинности и вооружил их властью «отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». {{конец цитаты|источник=[[ЭСБЕ]]}}
-
При проведении в жизнь этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе [[1785]] года, в котором говорилось <ref>[http://www.polit.ru/lectures/2006/06/06/miller3.html А.Миллер. Империя Романовых и евреи.]</ref>:
+
-
<blockquote>«когда  еврейского  закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа».</blockquote>
+
[[Хасиды]] выступали против засилья кагала в общественной жизни евреев. В царствование [[Екатерина II|Екатерины II]] была предпринята попытка{{Нет АИ|18|05|2009}} несколько ограничить власть кагала, превратив евреев в полноценных граждан Российского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
-
Многократные попытки разрушить [[изоляционизм]] еврейской общины в России, ограничив власть кагала, предпринимали [[император]]ы [[Александр I]] и [[Николай I]]. В [[1802]]-[[1803]] годах в рамках общего реформирования государственного устройства России министр юстиции [[Державин, Гавриил Романович|Державин]] попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей[http://www.gosudarstvo.voskres.ru/heald/markov_1.htm].  
+
[[Екатерина Великая]] своим именным указом от [[1780 год]]а первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая [[Русские дворянские рода иудейского исповедания|дворянство]] и [[духовенство]](иудейское), с получением всех соответствующих прав.
 +
При проведении в жизнь этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе [[1785 год]]а, в котором говорилось <ref>[http://www.polit.ru/lectures/2006/06/06/miller3.html А.Миллер. Империя Романовых и евреи.]</ref>:
-
В [[1844]] г. кагалы в России были практически повсеместно упразднены, с передачей их дел городским общественным и сословным установлениям. Исключение составляли Рига и города Курляндской губерни, где кагалы просуществовали до 1893 г.
+
<blockquote>«когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа».</blockquote>
-
==Структура кагала==
+
Многократные попытки разрушить [[изоляционизм]] еврейской общины в России, ограничив власть кагала, предпринимали [[император]]ы [[Александр I]] и [[Николай I]]. В [[1802]]—[[1803 год]]ах в рамках общего реформирования государственного устройства России министр юстиции [[Державин, Гавриил Романович|Державин]] попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей[http://www.gosudarstvo.voskres.ru/heald/markov_1.htm].
-
Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины: в [[Краков]]е их было 40, в [[Вильнюс|Вильне]] — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены кагала ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять «избирателей», которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового кагала.  
+
В [[1844]] г. кагалы в России были практически повсеместно упразднены, с передачей их дел городским общественным и сословным установлениям. Исключение составляли Рига и города Курляндской губерни, где кагалы просуществовали до 1893 г.
-
Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего кагала, которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе кагала стояли четверо старшин ([[рош]]и); за ними шли «почетные особы» ([[тув]]ы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание кагала и решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности парнеса, т. е. заведующего, казначея, вообще исполнительного органа.
+
== Структура кагала ==
-
Третий разряд кагальных чинов составляли «действительные члены» (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование «главарей общины» ([[алуф]]ы); число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями: контролеры, попечители училищ и т. п., наконец, судьи ([[даян (титул)|дайены]]). В [[пинкес]]ах (актовые книги кагалов) начала [[XVIII век]]а встречается еще разряд женщин-попечительниц. При кагале состояли особые приставы ([[шамеш]]и).
+
-
Краковский кагальный устав [[1595]] г. различает три группы кагальных судей: низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно; высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых.  
+
Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины: в [[Краков]]е их было 40, в [[Вильнюс|Вильне]] — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены кагала ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять «избирателей», которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового кагала.
-
<!--A '''Shtadlan''' was an intercessor figure who represented interests of the local [[Jew|Jewish]] community (such as those of a town's [[ghetto]]) in [[Medieval]] [[Europe]], and worked as a "lobbyist" negotiating for the safety of Jews with the authorities holding power.  
+
Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего кагала, которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе кагала стояли четверо старшин ([[рош]]и); за ними шли «почетные особы» ([[тув]]ы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание кагала и решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности Парнас Ваада, то есть заведующего, казначея, вообще исполнительного органа.
-
The Shtadlan emerged in the 17th century and with the rise of Absolutism as an intermediator between the Jewish community and the outside government. He was appointed by the government, and could even be named as a royal official.  The Shtadlan became a tool of the government even though he officially represented the Jewish community.
+
-
Typically, a Jewish community (''kehila'') governed its own internal affairs. The interactions with the outside society, such as [[tax]] collection and enforcement of various restrictions and compulsions imposed on the community, were arranged by an internal governing board ('''kahal''').  
+
-
Similar internal autonomy was revived with the establishment of ''[[Judenrat|Judenräte]]'' ("Jewish councils") in the [[ghettos]] of [[Nazism|Nazi]]-occupied European countries.
+
-
[[Category:Court Jews| ]]
+
-
-->
+
-
==Полномочия кагала==
+
Третий разряд кагальных чинов составляли «действительные члены» (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование «главарей общины» ([[алуф]]ы); число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями: контролеры, попечители училищ и т. п., наконец, судьи ([[даян (титул)|дайены]]). В [[пинкес]]ах (актовые книги кагалов) начала [[XVIII век]]а встречается еще разряд женщин-попечительниц. При кагале состояли особые приставы ([[шамеш]]и).
-
Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч. В крайних случаях кагал обращался за содействием к административным властям.  
+
-
При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги, решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам, за вновь учрежденными губернскими и уездными кагалами не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся «обрядов закона и богослужения евреев». С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить кагал, и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские кагалы как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности кагалов духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами.  
+
Краковский кагальный устав [[1595]] г. различает три группы кагальных судей: низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно; высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых.
-
=== Примечания ===
+
<!--A '''Shtadlan''' was an intercessor figure who represented interests of the local [[Jew]]ish community (such as those of a town’s [[ghetto]]) in [[Medieval]] [[Europe]], and worked as a «lobbyist» negotiating for the safety of Jews with the authorities holding power.
-
<references />
+
The Shtadlan emerged in the 17th century and with the rise of Absolutism as an intermediator between the Jewish community and the outside government. He was appointed by the government, and could even be named as a royal official. The Shtadlan became a tool of the government even though he officially represented the Jewish community.
 +
Typically, a Jewish community (''kehila'') governed its own internal affairs. The interactions with the outside society, such as [[tax]] collection and enforcement of various restrictions and compulsions imposed on the community, were arranged by an internal governing board ('''kahal''').
 +
Similar internal autonomy was revived with the establishment of ''[[Judenrat|Judenräte]]'' («Jewish councils») in the [[ghettos]] of [[Nazism|Nazi]]-occupied European countries.
 +
-->
-
==Литература==
+
== Полномочия кагала ==
-
* Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4, кол. 17–21
+
Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч. В крайних случаях кагал обращался за содействием к административным властям.
-
* [http://cagal.clan.su/index/0-4 Книга кагала]. Я. Брафман, 3-е изд., 1881 г.
+
-
==Ссылки==
+
При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги, решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам, за вновь учрежденными губернскими и уездными кагалами не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся «обрядов закона и богослужения евреев». С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить кагал, и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские кагалы как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности кагалов духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами.
{{ЭСБЕ}}
{{ЭСБЕ}}
 +
 +
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
 +
 +
== Литература ==
 +
* Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4, кол. 17-21
 +
* [http://cagal.clan.su/index/0-4 Книга кагала]. Я. Брафман, 3-е изд., 1881 г.
[[Категория:Еврейская община| ]]
[[Категория:Еврейская община| ]]
Строка 76: Строка 63:
[[ja:ケヒッラー]]
[[ja:ケヒッラー]]
[[no:Kehilla]]
[[no:Kehilla]]
-
[[pl:Kahał]]{{WikiCopyRight}}
+
[[pl:Kahał]]
 +
[[uk:Кагал]]
 +
[[yi:אידישע געמיינדע]]

Версия 10:18, 6 августа 2010

Кага́л (кахал, ивр. קָהָל‎ — собрание народа, сход) — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в Галут и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова община у евреев, в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в Польше и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской империи в период 1772—1893 г.

В переносном смысле — беспорядочная толпа, шумное сборище.

В Септуагинте קָהָל был переведён словом εκκλεσία, которое затем приобрело в греческом языке значение «церковь».

Содержание

История

Под польским названием «зборы жидовске». Эта форма еврейского самоуправления получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В польской истории известны грамоты Сигизмунда II евреям Люблина (1556), Львова (1569), Познани (1571). Впоследствии за этим советом закрепилось слово кагал. Уже в польских грамотах XVI века кагалу передавалось право раввинов надзирать за религиозным бытом евреев, право карать нарушителей отлучением — херемом, изгнанием, телесным наказанием и даже смертной казнью.

В России кагалу было предоставлено, помимо прочих, право вести метрические книги для еврейской общины. Кагал, в частности, скрывал численность евреев, по некоторым данным занижая её вдвое, что уменьшало объемы подушевой подати и снижало обязательства по рекрутской повинности; власть кагала простиралась на многие сферы жизни евреев, которые не могли освободиться от опеки кагала или протестовать под угрозой херема. Нечто подобное существовало на протяжении нескольких сотен лет и в русском крестьянском обществе в виде сельской общины, повязанной круговой порукой и точно также скрывающей свою численность с целью снизить налогообложение и уклониться от рекрутских наборов.

В каждом городе или местечке должен был быть один Кагал, хотя бы местные евреи разделялись на несколько сект и толков. Число кагальных, избиравшихся, с утверждения губернского правления, на 3 года, не было определено. Кагалу воспрещено было без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. им выданы были от казенных палат книги, в которые должны были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора, который первоначально предназначался для погашения кагальных долгов. Вместе с тем на Кагал возложено было призрение бесприютных евреев, вспомоществование евреям-переселенцам и т. п. Положением 1835 г. целиком восстановлена была, в черте еврейской оседлости, польская кагальная организация. В силу этого положения, всякий еврей (кроме евреев-земледельцев) обязательно должен был приписываться к городскому еврейскому обществу, хотя бы он проживал в местечке, селе или деревне. В городах евреи избирали, с утверждения губернского правления, на 3 года от 3 до 5 уполномоченных, которые составляли Кагал. Обязанности Кагала заключались в наблюдении за исправным поступлением податей и сборов как казенных, городских и земских, так и специально еврейских (коробочный сбор), в хранении и расходовании кагальных сумм, в призрении престарелых, увечных и бедных евреев, в наблюдении за предотвращением бродяжества. Рекрутский устав 1827 г., установив отбывание рекрутской повинности еврейскими обществами отдельно от христианских, возложил на еврейские общества попечение за исправным отбыванием этой повинности и вооружил их властью «отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе».

ЭСБЕ

Хасиды выступали против засилья кагала в общественной жизни евреев. В царствование Екатерины II была предпринята попытка несколько ограничить власть кагала, превратив евреев в полноценных граждан Российского государства.

Екатерина Великая своим именным указом от 1780 года первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая дворянство и духовенство(иудейское), с получением всех соответствующих прав. При проведении в жизнь этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе 1785 года, в котором говорилось [1]:

«когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа».

Многократные попытки разрушить изоляционизм еврейской общины в России, ограничив власть кагала, предпринимали императоры Александр I и Николай I. В 1802—1803 годах в рамках общего реформирования государственного устройства России министр юстиции Державин попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей[1].

В 1844 г. кагалы в России были практически повсеместно упразднены, с передачей их дел городским общественным и сословным установлениям. Исключение составляли Рига и города Курляндской губерни, где кагалы просуществовали до 1893 г.

Структура кагала

Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины: в Кракове их было 40, в Вильне — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены кагала ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять «избирателей», которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового кагала.

Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего кагала, которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе кагала стояли четверо старшин (роши); за ними шли «почетные особы» (тувы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание кагала и решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности Парнас Ваада, то есть заведующего, казначея, вообще исполнительного органа.

Третий разряд кагальных чинов составляли «действительные члены» (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование «главарей общины» (алуфы); число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями: контролеры, попечители училищ и т. п., наконец, судьи (дайены). В пинкесах (актовые книги кагалов) начала XVIII века встречается еще разряд женщин-попечительниц. При кагале состояли особые приставы (шамеши).

Краковский кагальный устав 1595 г. различает три группы кагальных судей: низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно; высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых.


Полномочия кагала

Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч. В крайних случаях кагал обращался за содействием к административным властям.

При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги, решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам, за вновь учрежденными губернскими и уездными кагалами не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся «обрядов закона и богослужения евреев». С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить кагал, и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские кагалы как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности кагалов духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Примечания

Литература

  • Краткая Еврейская Энциклопедия, том 4, кол. 17-21
  • Книга кагала. Я. Брафман, 3-е изд., 1881 г.cs:Židovská obecja:ケヒッラー

no:Kehilla pl:Kahał

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация