Смертная казнь в иудаизме
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм») |
||
Строка 18: | Строка 18: | ||
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref> | В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя ({{Библия|Лев|19:18}}) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а</ref> Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52а; Сифра 7:9</ref> | ||
- | Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с [[Жертвоприношения в иудаизме|храмовыми жертвоприношениями]] в то время, когда [[Иерусалимский | + | Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с [[Жертвоприношения в иудаизме|храмовыми жертвоприношениями]] в то время, когда [[Иерусалимский Храм|Храма]] уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде. |
В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Маккот 1:10</ref> сказано: <blockquote>[[Синедрион]], приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби [[Элазар бен Азария|Эл‘азар бен Азария]] говорит: «Даже раз в 70 лет»; [[рабби Тарфон]] и [[рабби Акива]] сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан [[Шимон бен Гамлиэль|Шим‘он бен Гамлиэль]] сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».</blockquote> | В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в [[Мишна|Мишне]]<ref>[[Мишна]], Маккот 1:10</ref> сказано: <blockquote>[[Синедрион]], приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби [[Элазар бен Азария|Эл‘азар бен Азария]] говорит: «Даже раз в 70 лет»; [[рабби Тарфон]] и [[рабби Акива]] сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан [[Шимон бен Гамлиэль|Шим‘он бен Гамлиэль]] сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».</blockquote> | ||
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни [[глашатай]] обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 42б-43б</ref> | Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни [[глашатай]] обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 42б-43б</ref> | ||
- | Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением [[Иерусалимский | + | Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением [[Иерусалимский Храм|Храма]] Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.<ref>[[Талмуд]], Санхедрин 52б; Ктубот 30а</ref> |
== Виды казней == | == Виды казней == |
Версия 18:14, 3 октября 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Талмуд упоминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арба митот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение.
В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом.[1] Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело.[2]
Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.
В целом законоучители Талмуда относились к смертной казни отрицательно. Так, в Мишне[3] сказано:
Синедрион, приговаривающий к смерти раз в семь лет, называется кровожадным; рабби Эл‘азар бен Азария говорит: «Даже раз в 70 лет»; рабби Тарфон и рабби Акива сказали: «Если бы мы заседали в Синедрионе, смертные приговоры никогда не выносились бы», а раббан Шим‘он бен Гамлиэль сказал: «Если так, они бы умножили число убийц в среде Израиля».
Приговор не приводили в исполнение в тот же день, чтобы увеличить возможность новых, благоприятных свидетельств. Даже когда осуждённого вели на казнь, существовала готовность в любую минуту остановить шествие. Сам осужденный имел право остановить шествие четыре или пять раз и потребовать, чтобы его отвели в суд, так как он вспомнил новое обстоятельство. На пути к месту казни глашатай обращался к возможным свидетелям на улицах. Перед казнью осужденного призывали к выражению раскаяния.[4]
Законоучители Талмуда постановили, что с разрушением Храма Синедрион утратил право приговаривать к смертной казни.[5]
Содержание |
Виды казней
Побиение камнями
К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь.[6] Тем не менее, в Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни.[6] Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено. Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень. В Библии есть свидетельства побиения камнями (см. Деян.7:54–60).
Сожжение
Сожжение предписывается Талмудом только в тех случаях, в которых эта казнь установлена библейским законом. Чтобы тело приговорённого к казни сожжением не было изувечено, его шею следует обмотать двумя платками и тянуть их в противоположные стороны до тех пор, пока осужденный не откроет рот; затем следует ввести в рот горящий фитиль, который «достигнет его внутренностей».[7] Фактически эта казнь является удушением, поскольку, по всей вероятности, в этом случае смерть наступает не от огня, а от удушья. Такой способ умерщвления на деле не практиковался.[7]
Казнь мечом
Казнь мечом предписывалась для наказания убийц или жителей отложившихся городов. В обоих случаях эта форма казни основывается на библейских предписаниях (Исх.21:20; Лев.26:25; Втор.13:15,16). По некоторым сведениям, лишь убийцам отсекали голову мечом («способом, практикуемым [римским] правительством».[8]
Удушение
Удушение предписывалось во всех случаях, когда другой способ смертной казни за совершённое преступление не был предусмотрен законом[9], поскольку оно считалось наиболее гуманной и наименее обезображивающей тело казнью.[10] Однако нет свидетельств, что и этот способ реально практиковался. Талмуд разрешает вывешивать тело казнённого только за два вида преступлений — богохульство и идолопоклонство.[11]
Другие виды казней
Существуют также сведения о применении таких видов смертной казни, которые не предписываются Талмудом. Так, Иосиф Флавий[12] сообщает, что Александр Яннай казнил распятием (то есть способом, который применяли римляне) 800 фарисеев.
Литература
- Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.
Примечания
- ↑ Талмуд, Санхедрин 45а, 52а; Псахим 75а; Ктубот 37а
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52а; Сифра 7:9
- ↑ Мишна, Маккот 1:10
- ↑ Талмуд, Санхедрин 42б-43б
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б; Ктубот 30а
- ↑ 6,0 6,1 Мишна, Санхедрин 6:4
- ↑ 7,0 7,1 Мишна, Санхедрин 7:2
- ↑ Мишна, Санхедрин 7:3
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б, 84б, 89а
- ↑ Талмуд, Санхедрин 52б
- ↑ Мишна, Санхедрин 6:4; Талмуд 45 б
- ↑ Иосиф Флавий, Иудейские Древности 13:380-381
Ссылки
- Статья «Смертная казнь» в Электронной еврейской энциклопедии
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.