Гордин, Яков
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 56: | Строка 56: | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
<references /> | <references /> | ||
+ | {{checked}} |
Версия 21:02, 7 ноября 2010
Регулярная статья | |
Нехама Симонович (Полонски) | |
26/03/2010 | |
Яаков Гордин (Латвия, 1896 - Португалия, 1947), один из крупнейших еврейских философов и преподавателей Франции двадцатого века.
Большая часть философии Якова Гордина была передана ученикам в устной форме. Был предвестником возрождения еврейской мысли во Франции, в период после Катастрофы.
Содержание |
Биография
Яков Гордин родился в Двинске 22 октября 1896 в семье состоятельного мещанина. В 1899 году семья переехала в Санкт-Петербург. В детстве Гордин занимался ом с частным преподавателем, и изучал Талмуд со своим отцом. Не сумев поступить в университет из-за процентной нормы, Гордин занялся самостоятельным изучением арабского языка и Корана. В 1914 году он поступает в Санкт-Петербургский университет где изучает философию.
В 1917 году он был заинтересован анархизмом Кропоткина, но держался в стороне от революции после победы большевиков. Во время поездки в Крым, к матери и сестре Гордин посетил в хасидские общины Украины, в которых изучал каббалу.
Вернулся в Петроград в 1921 году и эмигрировал из Советского Союза в 1923 году. Приехав в Берлине в сентябре 1923 года, женился на подруге детства, Рахель Заиб (1896 по 1991 год). В 1927 году у них родилась дочь, Наоми. В Берлине Гордин знакомиться с неокантианством Германа Коэна и философией Франца Розенцвейга. С 1924 года он сотрудничает в Академии Еврейской Мысли "Die für Wissenschaft DES Judentums", и спустя пять лет публикует свою диссертацию. Одновременно Гордин участвует в выпуске в Энциклопедии Иудаики на немецком языке, возглавляемой Наумом Гольдманом, публикация которой прекратилась в 1934 году в результате нацистских преследований. Гордин Покинул Берлин в мае 1933 года, после выбора Гитлера рейхсканцлером.
Приехав в Париж, Яков Гордин не может получить соответствующей работы, несмотря на сопроводительные письма Юлиуса Гутмана и на благоприятный прием со стороны наиболее известных еврейских интеллектуалов того времени. Гордин проводит серию учебных курсов по средневековой еврейской философии в раввинской школе Франции, и пишет для нескольких еврейских журналов, после чего с 1934 по 1940 год работает библиотекарем Альянса (AIU).
17 июня, 1940 Яков Гордин присоединился к своей жене и дочери в Болье-сюр-Дордон у французских маки. Он преподает детям в лагере еврейского молодежного еврейского движения Франции (EIF) в Муассаке. В 1944 году вынужден покинуть центр Болье, и переехать в Chaumargeais вблизи Шамбоне, где обосновалась небольшая группа еврейских лидеров. Яков Гордин и Жорж Вайда проводят там занятия по еврейской философии, каббале, истории еврейской мысли и т.д. во флигеле дома, известного как "Школа пророков". Они остаются там до освобождения Парижа в 1944 году.
После войны Яков Гордин возобновил свою работу как библиотекарь в Альянсе, и в дополнение к этому сотрудничал с Центром Современной Еврейской Документации. Он продолжал вести курсы в бесплатных школы иудаики, в колледже Орсей, основанном Робертом Гамзоном, а также в летних лагерях еврейского молодежного двежения в Шамбоне и в Муассаке.
Яков Гордин, умер в 1947 году в больнице в Лиссабоне, куда он перевезен для операции.
Учение
Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно. Подобно своему коллеге и другу, Лео Штраусу, который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией Маймонида и Германа Коhена – с одной стороны, и Иеhудой Галеви и его последователями, и каббалистическим подходом – с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного состояния к – мессианскому [1]. Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". [2] Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения Аристотеля-Маймонида или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле. Гордин чувствовал необходимость создания новой теологии - " необходимость создания приемлемой формы, для разговора о Боге" [3] – для возрождения иудаизма. В отличие от Штрауса, его не занимали противоречиям между философией и теологией, между Богом Аристотеля и Богом Моисея, между исследователем и пророком. В качестве первого шага новой концепции, Гордин предполагает антропоцентрическое чтение Писания, которое разъясняет иудаизм с гуманистической точки зрения. Второй шаг – "израильское прочтение" истории – разъясняющее человеческую историю с точки зрения развития еврейского народа. Израиль, в центре, а страны мира на периферии: "Без Израиля, не было никакой истории. Был только шквал движений народов, без направления и без центра. Израиль это начало системы координат, согласно которым направляется история. Он определяет уровень различных культур и обществ, гарантирует существование ценностей в мире, влияет на людей на народы ... "[4]
Гордин оказал большое влияние на трех крупнейших деятелей еврейской мысли послевоенной Франции:Эммануэля Левинаса, Андре Неера и рава Маниту,
См. также
Парижская Школа еврейской мысли
Ссылки
- ↑ J. Salvador, Paris, Rome, Jérusalem, Michel Levy Frères, Paris, 1860.
- ↑ .”J. Gordin, "Juda Halévy et l’hellénisme", in Ecrits, Albin Michel, Paris, 1995, pp.98-99.
- ↑ “Une façon raisonnable de parler de Dieu.” E. Lévinas, "Avant-Propos", Au-delà du Verset, Les Editions de Minuit, Paris, p.11.
- ↑ J. Gordin, "La Galout", in Ecrits, p.176.