Псалом

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «]] '''» на «]]'''»)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{IsFromWiki}}
+
}}   
-
 
+
'''Псало́м''' ({{lang-el|ψαλμός}} «хвалебная песнь»), [[родительный падеж|р.п.]]'''псалма́''', [[множественное число|мн.]]'''псалмы́''' ({{lang-el|ψαλμοί}}) — гимны [[иуд{{Требует_дополнения}}аизм|иудейской]] ({{lang-he|תהילים}}) и [[христианство|христианской]] религиозной поэзии и молитвы (из [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]]).
-
'''Псало́м''' ({{lang-el|ψαλμός}} «хвалебная песнь»), [[родительный падеж|р.п.]]'''псалма́''', [[множественное число|мн.]]'''псалмы́''' ({{lang-el|ψαλμοί}}) — гимны [[иудаизм|иудейской]] ({{lang-he|תהילים}}) и [[христианство|христианской]] религиозной поэзии и молитвы (из [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]]).
+
Они составляют [[Псалтырь]], 19-ю книгу [[Ветхий завет|Ветхого Завета]]. Авторство псалмов традиционно приписывается [[Давид (царь Иудеи и Израиля)|царю Давиду]] (около 1000 до н. э.) и нескольким другим авторам, среди которых [[Авраам]], [[Моисей]] и другие исторические личности.
Они составляют [[Псалтырь]], 19-ю книгу [[Ветхий завет|Ветхого Завета]]. Авторство псалмов традиционно приписывается [[Давид (царь Иудеи и Израиля)|царю Давиду]] (около 1000 до н. э.) и нескольким другим авторам, среди которых [[Авраам]], [[Моисей]] и другие исторические личности.

Версия 20:32, 2 мая 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Псало́м (греч. ψαλμός «хвалебная песнь»), р.п.псалма́, мн.псалмы́ (греч. ψαλμοί) — гимны [[иуд

аизм|иудейской]] (ивр. תהילים‎) и христианской религиозной поэзии и молитвы (из Ветхого Завета).

Они составляют Псалтырь, 19-ю книгу Ветхого Завета. Авторство псалмов традиционно приписывается царю Давиду (около 1000 до н. э.) и нескольким другим авторам, среди которых Авраам, Моисей и другие исторические личности.

Всего в Псалтырь входит 150 псалмов, подразделяющихся на молитвы, хвалы, песни и учения.

Псалмы оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В иудаизме псалмы исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом псалме, как правило, указывались способ исполнения и «модель» (в григорианском хорале называемая словом интонация), то есть соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианстве. Псалмы исполнялись во время богослужений, домашних молитв, перед боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Псалмы исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, тракт и аллилуйя.

Псалмы и речитативная традиция их исполнения (псалмодия) были приняты христианской церковью. Древними христианами псалмы исполнялись в унисон. В Средние века псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной переработке.

В XV веке появились многоголосные обработки псалмов. Первоначально в Италии они были выдержаны в технике фобурдона (falsobordone)[1]. Многоголосная обработка псалмов в гоморитмической фактуре и мелодической силлабике[2] активно способствовала становлению восприятию созвучий как аккордов и - шире - становлению гармонической тональности.

С XVI века в псалмах применяются многохорность, развитая полифония, во 2-й половине XVI века и особенно в начале XVII века в обработках псалмов начинают использоваться музыкальные инструменты, исполнение в целом приобретает концертный характер. Большое влияние на развитие псалмов оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Джованни Габриели и Клаудио Монтеверди. Во Франции сложился свой тип псалмов, в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии псалмы развивались в форме антема. Позднее псалмы по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой.

В XVI-XVII веках в связи с протестантским движением сложилась «псалмодическая» песня в гомофонной фактуре. Авторами таких многоголосных песен на тексты псалмов были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России (позже) В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.

Сочинения на тексты псалмов или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина, Лассо, Шютц, И.С.Бах (под названием «мотеты»), А.Вивальди, в 19-20 вв. — Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон-Бартольди, И.Брамс, М.Регер, Ф.Лист и З.Кодай, А.Онеггер, И.Ф.Стравинский и многие другие композиторы.

Распев псалмовых стихов составляет существенную часть также и в богослужении Православной Церкви (см. Православная музыка).

Примечания

  1. Итальянский фобурдон, хотя генетически восходит к французскому и английскому фобурдону, тем не менее, представляет собой особую технику композиции
  2. Один слог текста = одной ноте.

af:Psalms

ar:مزمور be:Псалмы bg:Псалтир cs:Kniha žalmů cy:Llyfr y Salmau da:Salmernes Bogel:Ψαλμόςeo:Psalmofa:مزامیر fi:Psalmien kirjagl:Salmohr:Psalmi hu:Zsoltárok könyve id:Kitab Mazmurja:詩篇 jv:Masmur ko:시편 ku:Zebûr la:Liber Psalmorum ln:Nzémbo (búku) lt:Psalmynas ml:സങ്കീര്‍ത്തനങ്ങള്‍ nds:Psalmen nl:Psalmen nn:Salmane no:Salmenes bok nrm:Sieaume pl:Księga Psalmów pt:Livro de Salmos sco:Psaums sh:Psalmisk:Kniha žalmov sl:Knjiga psalmov sn:Mapisarema sq:Psalmi sr:Псалми sv:Psaltaren tl:Mga Salmo tr:Zeburwa:Såme (priyire)yo:Ìwé Psalmu zh:詩篇


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация