Химьяр

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{»)
м (Замена текста — «}}'''» на «}} '''»)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}'''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около [[110 до н. э.]] — [[599]] г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]].
+
}}  {{Полуфабрикат}}           '''Химьяр''' (Химйар; {{lang-ar|حِمير}}) — древнее царство, существовавшее около [[110 до н. э.]] — [[599]] г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной [[Аравия|Аравии]].
== Основание ==
== Основание ==

Версия 23:34, 19 апреля 2010

Тип статьи: Регулярная статья


          Химьяр (Химйар; араб. حِمير‎‎) — древнее царство, существовавшее около 110 до н. э. — 599 г. на юге Аравийского полуострова. В IV-VI веках его власть (через химьяритских вассалов, прежде всего киндитов) нередко распространялась на значительную часть центральной Аравии.

Содержание

Основание

Первые упоминания о химьяритах относятся примерно к II - I до н. э. Плиний Старший помещает племена химьяритов между царством Саба и морем. Речь при этом идёт о племени (точнее говоря вождестве) или небольшом государстве с центром в Зафаре — одном из многих владений, на которые распалась в тот период Южная Аравия.

Первая Химьяритская держава и сабейское влияние

В I до н. э. химьяриты захватили большинство пунктов морской торговли на юго-западном побережье Южной Аравии. Во второй половине I в. до н.э. химьяритское государство сумело победить и присоединить к своим владениям Сабейское царство. Химьяриты подчинили себе также Маинское и Катабанское царство, и западные области Хадрамаутского царства, которое, впрочем, сохранило свою независимость и было завоёвано химьяритами только в IV в.

Вместе с тем химьяриты подпали под сильное сабейское культурное влияние. Все официальные химьяритские надписи составлялись только на сабейском языке. В качестве своего титула химьяритские цари взяли себе титул "царь Саба и зу-Райдана", где упоминание об их власти над сабейцами стояло перед упоминанием их власти над собственно химйратами ("райданитами").

Распад первой Химьяритской державы

Первая Химьяритская держава распалась в начале II в. н.э., когдо от неё отделились Сабейское и Катабанское царство. Ослаблением Химьяра воспользовались также Эфиопия, оккупировавшая красноморское побережье Йемена, и Хадрамаут, занявший восточные районы Империи, а также завоевавший Катабанское царство через несколько десятков лет после его отделения от Химьяра.

Поздняя история Химьяра

В III в. химьяриты последовательно подчинили территорию Катабана (завоёванную перед этим Хадрамаутом), Сабу, а в IV в. - Хадрамаут и стали называть себя царями Саба' и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата, т. е. всего Йемена. В IV веке здесь, видимо происходили смуты. В распрю тогда вмешались эфиопские цари, которые около 340 г. вторглись в страну и захватили часть юга Аравийского полуострова.

Только около 375 г., когда власть принял Маликкариб Йухамин, химьяриты сумели покончить с эфиопским влиянием. К концу его царствования, Химьяр сумел значительно расшириться и объединить под своей властью всю территорию Южной Аравии.

Иудаизм в Химьяре

Примерно между серединой V века хр. э. и до 522 года некоторые из царей Химьяра (и очевидно часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, <Книги химьяритов> и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V века Харит ибн Амру, и Масрук Зу Нувас.

Шаг был вполне логичный и непосредственно к религии имел мало отношения. Просто в Химьяре искони проживали огромное количество еврейских торговцев, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими колониями, иудаизм был хорошо известен, прозелитизм, по разным причинам, являлся вполне обычным делом. Христиан было гораздо меньше, плюс курс на христианство взяли старые враги-кушиты (эфиопы), да к тому же последнее переживало не лучшие времена: множество еретических сект, то преследуемых в Византии, то не совсем преследуемых, несториане, монофизиты, ариане... Такой раздрай не способствовал доверию язычников, даже христианизация Аксума (царства в Эфиопии) шла с большим скрипом. В общем, Химьяр взял курс на Иран, покровительствующий иудеям в пику Византии, где права иудеев были более ограничены.

По смерти царя Харита Химьяр распался из-за междоусобицы(предположительно из-за слишком резкой иудаизации, то есть из-за ущемления в пользу иудеев торговых интересов языческих и христианских химьярских кланов, а там кто знает). Как там было дело в промежутке в шесть царей не совсем понятно.

Царь Масрук Зу Нувас, сместивший и убивший Мадикариба Зу Шанатира, эфиопского ставленника, принял иудаизм, то есть не был иудеем от рождения. Хроника Сеерта, заимствующая из истории Бар-Сахды, утверждает, что мать Зу Нуваса была пленной еврейкой. С отцовской же стороны он принадлежал к химьяритской царской династии, потомков которой Зу Шанатир пытался уничтожить.

Ещё в начале своего правления Зу Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию ромейских купцов и вообще перекрыл торговлю Аксума с Византией (есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство еврейского торговца эфиопами и за сожжение синагоги в Византии). Убытки для этих двух союзных стран были колоссальные, экономика же Химьяра не слишком пострадала: наоборот, у персов и иудеев не стало ромейских конкурентов. Аксумский царь Калеб (он же Элла-Асбаха, в греческих источниках - Элесбоа (Иоанн Малала), Элесваа (Феофан), Еллисфей (Прокопий Кесарийский) и тп.) прислал сначала <ноту протеста>, а когда она не сработала захватил Химьяр и удалился, оставив гарнизоны в столице Тафар и, возможно, в крупном торговом городе Неджран. Сам же, дабы закрепить союз с Византией, принял христианство, что до этого видимо уже сделали многие из его окружения.

Зу Нувас спасся бегством, собрал сторонников (среди которых были вовсе не только иудеи, но и язычники) и зимой 522 года, когда приход подкрепления из Аксума был невозможен, подступил с войском к Тафару. Гарнизон сражался так отчаянно, что химьяриты не смогли взять город штурмом. Тогда Зу Нувас послал эфиопским представителям письмо с клятвой <Адонаем, небесным сводом и Торой> (каковую ему приписывают арабские мусульманские источники, уже крепко антиеврейские) не причинять им вреда, если они сдадут столицу. Письмо передали два иудейских священника из Тивериады и два христианских священника-несторианца из Хирты Наамановой. Преследования христиан прокатились по другим городам Химьяра: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Неясно, правда, были ли там убийства. Во всяком случае, вовсе не всех христиан в своей земле уничтожил Зу Нувас, благо некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.

Падение

Оппозиция Зу Нувасу все усиливалась. Многие знатные роды Южной Аравии готовы были восстать против его тирании. Их возглавил йазанийский кайла Сумайф Ашва. В середине 525 г., после тщательной подготовки, большое абиссинское (эфиопское) войско во главе с негусом Элла Асбаха направилось на Химьяр. Византия прислала в помощь царю свой флот и тот высадился в Химьяре во главе эфиопского войска, приплыв на 70 кораблях (впрочем, часть из них потерпели крушение в пути). Высадка происходила в двух местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки, конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но потерпели поражение, Зу Нувас погиб. Оккупационные войска грабили страну, сторонники Зу Нуваса были увезены в эфиопское рабство, многие были насильно крещены.

Эфиопский период

После гибели Йусуфа Ашар зу-Нуваса эфиопский негус Элла Асбаха легко овладел всей страной. Принявший христианство Сумайф Ашва был провозглашен новым царем. При этом ему пришлось признать верховную власть абиссинского негуса. Однако правил он недолго. Около 533 г. солдаты-эфиопы, не пожелавшие возвращаться на родину, при поддержке местной бедноты свергли Ашву и поставили на его место Абраху. Прокопий Кесарийский сообщает, что Абраха был христианином и рабом одного из византийских торговцев.

В отличие от Сумайфа Ашвы, который, как и все эфиопы, был монофизитом, Абраха исповедовал православие. При нем укрепились связи с Византией — в Аравию был послан греческий епископ, а в Сане началось строительство величественного христианского храма. Вскоре могущество Химьяра почувствовала вся Аравия. Абраха предпринял несколько больших походов в Центральную Аравию. Наиболее значительным из них считается поход 563 г. (по другой датировке — 570 г.). В арабской исторической традиции он носит название "поход слона". Он был направлен против Мекки и имел целью разрушить главную арабскую святыню — Каабу, для того чтобы направить поток паломников к христианской церкви, построенной Абрахой в Сане. В походе принимали участие крупные силы южно-арабских войск, в том числе несколько боевых слонов. Но из-за начавшейся эпидемии химьярская армия, не добившись успеха, должна была повернуть назад. Эти события произвели на современников очень большое впечатление (упоминание о "походе слона" есть в одной из сур Корана).

О сыне Абрахи, Йаксуме, нам известно немного. В начале 570-х гг. внук Сумайфа Ашвы, Сайф зу-йазан, долгое время живший в Иране, получил помощь от шаха Хосрова I. Для войны против Йаксума Хосров дал Сайфу сравнительно небольшой отряд (около 800 человек), отплывший в Аравию на 8 кораблях. Однако в Химьяре к нему присоединились многочисленные противники Йаксума. Около 577 г. Сайф взял Сабу и провозгласил себя царем. Он правил десять лет и все это время враждовал с абиссинцами. Мы, впрочем, очень мало знаем об этом царе, и даже продолжительность его правления устанавливается весьма приблизительно. В конце концов он был убит эфиопами, которые поставили у власти второго сына Абрахи, Масрука. В его царствование химьяритское государство окончательно утратило былое значение. Был потерян контроль над Центральной, бедуинской, Аравией. Правители отдельных областей и городов в самом Химьяре уже не подчинялись царю. В 599 г. в Аравии вновь высадилось четырехтысячное персидское войско во главе с полководцем Вахризом. Многие химьяритские владетельные князья перешли на его сторону. Масрук потерпел поражение и был убит, после чего Химьяр превратился в персидскую провинцию.


Файл:Khosrau I Textile.jpg
Хосров II Парвиз, побеждающий эфиопского царя

См. также

Источники

arz:حمير bg:Химяритel:Χιμιαρίτεςfa:حمیرlt:Himjaras tr:Himyar KrallığıУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках