Синагога
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}}[[» на «}} [[») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм») |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} [[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|250px|<center>Старонова синагога в Праге, 1270 г. Старейшая действующая синагога в мире.]] | }} [[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|250px|<center>Старонова синагога в Праге, 1270 г. Старейшая действующая синагога в мире.]] | ||
- | '''Синаго́га''' (от {{lang-el|συναγωγή}}, «собрание»; {{lang-he|בֵּית כְּנֶסֶת}}, ''бейт кнессет'' — «дом собрания»), после разрушения [[Иерусалимский | + | '''Синаго́га''' (от {{lang-el|συναγωγή}}, «собрание»; {{lang-he|בֵּית כְּנֶסֶת}}, ''бейт кнессет'' — «дом собрания»), после разрушения [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского храма]] — основной институт [[иудаизм|еврейской религии]], помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в [[христианство|христианстве]] и [[ислам]]е форм общественного богослужения. |
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. [[Талмуд]] считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её ''микдаш меат'' — «малое святилище»<ref>[[Талмуд]], Меггила 29а</ref>, как сказано: {{ВЗ|Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.|Иез|11:16}} | Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. [[Талмуд]] считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её ''микдаш меат'' — «малое святилище»<ref>[[Талмуд]], Меггила 29а</ref>, как сказано: {{ВЗ|Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.|Иез|11:16}} |
Версия 18:14, 3 октября 2010
Регулярная статья | |
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת, бейт кнессет — «дом собрания»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище»[1], как сказано:
Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они. |
Содержание |
Происхождение синагоги
Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.
В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни.
Устройство синагоги
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.
Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.
По правилам необхоимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.
Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.
В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:
возжигать вечный огонь перед скрижалями… |
Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.[2]
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Синагогальная служба
Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.
Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма.
С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме. В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.
В эпоху Второго Храма главной функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя, поскольку еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу. Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.
Знаменитые синагоги
Hurva synagogue.jpg
Синагога «Хурва» в Еврейском квартале Старого города Иерусалима до 1948 года |
Templebethel.jpg
Храм Бет-Эль (Temple Beth-El), старейшая синагога во Флориде, построенная в стиле Арт-деко |
Synagogue-Budapest.jpg
Синагога на улице Dohány, Будапешт |
Sofia-synagogue-MihalOrel.jpg
Синагога «София», София, Болгария |
Синагога Баал Шем Това в Меджибоже, фото 1915 г. Была разрушена и вновь восстановлена |
Qubasyn.jpg
Действующая синагога в Красной Слободе под Кубой |
PeterburgskayaSinagoga 29688.jpg
Большая Хоральная синагога в Санкт-Петербурге |
Moscow Choral Synagogue.jpg
Московская Хоральная синагога |
Примечания
- ↑ Талмуд, Меггила 29а
- ↑ В соответствии с еврейской традицией скрижали имели форму куба, хотя обычно их изображают с закругленными гранями.
Ссылки
Синагога на Викискладе? |
- Статья «Синагога» в Электронной еврейской энциклопедии
- Cергій Кравцов, «Синагоги Західної України» (дослідження) / В Библиотеке АМК (статья на укр. языке)
- «Синагоги СНГ в прошлом и настоящем», М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002, ISBN 5-93273-085-4
als:Synagoge an:Sinoga ar:كنيس ast:Sinagoga az:Sinaqoq bat-smg:Sinaguoga bg:Синагога br:Sinagogenn bs:Sinagoga ca:Sinagoga cs:Synagoga cy:Synagog da:Synagogeel:Συναγωγήeo:Sinagogoet:Sünagoog eu:Sinagoga fa:کنیسه fi:Synagogagd:Sìonagoga gl:Sinagogahi:यहूदी मंदिर hr:Sinagoga hu:Zsinagóga ia:Synagoga id:Sinagoga is:Sýnagógaja:シナゴーグ jv:Sinagoga ka:სინაგოგა ko:시나고그 ku:Kinîşt la:Synagoga lad:Esnoga lb:Synagog li:Synagoge lt:Sinagoga lv:Sinagoga mk:Синагога ml:ജൂതപ്പള്ളി ms:Saumaah mwl:Sinagoga nl:Synagoge nn:Synagoge no:Synagoge nrm:Sŷnnagogue oc:Sinagòga pl:Synagoga pt:Sinagoga ro:Sinagogă scn:Sinagoga sh:Sinagogask:Synagóga sl:Sinagoga sr:Синагога sv:Synagoga sw:Sinagogi ta:யூதர் திருக்கோயில் th:สุเหร่ายิว tl:Sinagoga tr:Sinagog tt:Sínagogaur:شولzh:猶太會堂
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.