Обвинения Израиля в апартеиде

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Искажающая}}  {{Дискриминация}}
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}
 +
 
 +
 
 +
   {{Дискриминация}}
{{otheruses|Апартеид (значения)}}
{{otheruses|Апартеид (значения)}}
-
<!-- {{переписать}} -->
 
-
'''Обвинения израильских властей в проведении политики апартеида''' — Критика различных политических и общественных деятелей по отношению к существующей системе взаимоотношений между израильскими властями и арабскими жителями [[оккупация|оккупированных]] Израилем палестинских территорий  [[Сектор Газа|Сектора Газы]] и [[Западный берег реки Иордан|Западного Берега реки Иордан]], которые в отличие от еврейских поселенцев на этих территориях, не обладают израильским гражданством. В ряде случаев обвинения израильских властей в апартеиде высказываются общественными деятелями, после посещения этих территорий и знакомства с ситуацией там.<ref name="Tutu1"/><ref name="Carter1"/>.
 
-
Противники этой критики называют это политической клеветой, указывая на то, что авторы и распространители такой критики не учитывают проблемы безопасности Израиля, тем самым, по их мнению, проявляя предвзятость и [[антисемитизм]] <ref>{{ref-en}}Matas, David. Aftershock: Anti-Zionism and anti-Semitism. Dundurn, 2005, pp. 53-55</ref>
+
'''Обвинения израильских властей в проведении политики апартеида''' — Критика различных политических и общественных деятелей по отношению к существующей системе взаимоотношений между израильскими властями и арабскими жителями [[оккупация|контролируемых]] Израилем палестинских территорий  [[Сектор Газа|Сектора Газы]] и [[Иудея и Самария|Иудеи и Самарии]], которые в отличие от еврейских поселенцев на этих территориях, не обладают израильским гражданством. В ряде случаев обвинения израильских властей в апартеиде высказываются общественными деятелями, после посещения этих территорий и знакомства с ситуацией там.<ref name="Tutu1"/><ref name="Carter1"/>.
 +
 
 +
Противники этой критики называют это политической клеветой, указывая на то, что авторы и распространители такой критики не учитывают проблемы безопасности Израиля, тем самым, по их мнению, проявляя предвзятость и [[антисемитизм]] <ref>{{ref-en}}Matas, David. Aftershock: Anti-Zionism and anti-Semitism. Dundurn, 2005, pp. 53-55</ref> Помимо этого следует отметить, что большинство палестинцев не имеет никакого гражданства, несмотря на то, что в период с 1948 по 1967 годы Сектор Газы был оккупирован Египтом, а Иудея и Самария - Иорданией. В их отношении подобных обвинений не выдвигается.
-
Кроме того, ряд авторов обвиняет Израиль в апартеиде по отношению к его собственным гражданам арабской национальности и другим гражданам Израиля, неевреям.
+
Кроме того, ряд авторов обвиняет Израиль в апартеиде по отношению к его собственным гражданам арабской национальности и другим гражданам Израиля, неевреям. Речь идет о пустой демагогии.
== Обвинения в апартеиде по отношению к жителям оккупированных территорий ==
== Обвинения в апартеиде по отношению к жителям оккупированных территорий ==

Версия 20:44, 7 августа 2010

Тип статьи: Регулярная исправленная статья



Часть серии статей о

Портал Дискриминация

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Обвинения израильских властей в проведении политики апартеида — Критика различных политических и общественных деятелей по отношению к существующей системе взаимоотношений между израильскими властями и арабскими жителями контролируемых Израилем палестинских территорий Сектора Газы и Иудеи и Самарии, которые в отличие от еврейских поселенцев на этих территориях, не обладают израильским гражданством. В ряде случаев обвинения израильских властей в апартеиде высказываются общественными деятелями, после посещения этих территорий и знакомства с ситуацией там.[1][2].

Противники этой критики называют это политической клеветой, указывая на то, что авторы и распространители такой критики не учитывают проблемы безопасности Израиля, тем самым, по их мнению, проявляя предвзятость и антисемитизм [3] Помимо этого следует отметить, что большинство палестинцев не имеет никакого гражданства, несмотря на то, что в период с 1948 по 1967 годы Сектор Газы был оккупирован Египтом, а Иудея и Самария - Иорданией. В их отношении подобных обвинений не выдвигается.

Кроме того, ряд авторов обвиняет Израиль в апартеиде по отношению к его собственным гражданам арабской национальности и другим гражданам Израиля, неевреям. Речь идет о пустой демагогии.

Содержание

Обвинения в апартеиде по отношению к жителям оккупированных территорий

В группу критиков израильских властей в проведении политики апартеида включают Епископа Туту[1], бывшего американского президента Джимми Картера[2] , левых депутатов Кнессета [4], палестинских правозащитников [5], сирийское правительство [6], студенческие группы в США, Канаде, Великобритании (проводят во многих университетах «Неделю израильского апартеида») [7], Конгресс Южно-Африканских профсоюзов[8], бывший помощник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский [9], Канадский союз государственных служащих[10], израильская организация «Бецелем»[11].

Суть обвинений

Файл:Settlements2006.jpg
Западный Берег, состояние на 2006 г.. Красным и розовым цветами помечены зоны, где палестинцам запрещено находиться без разрешения военной администрации. Черной линией обозначена разделительная стена в будущем. (Из 790 км. по проекту, на сегодняшний день построено около половины.)
Файл:Westbankjan06.jpg
Западный берег. Зоны А,B и С, размещение израильских поселений, израильских дорог, блокпостов,стены безопасности и закрытых военных зон
Файл:West Bank Checkpoint2222.jpg
Разделительная стена и КПП в районе Вифлеема
Файл:Settlement2.JPG
Израильское поселение Маале Адумим на Западном Берегу. По данным правозащитной группы Шалом Акшав(англ. ) 86.4% территории города расположено на частной земле палестинских землевладельцев.
Файл:Qalandiya.jpg
Палестинцы в очереди на КПП Каландия между Рамаллой и Иерусалимом

В 1967 году в результате Шестидневной войны Израиль оккупировал Западный берег реки Иордан, до этого де-факто бывшей частью Иордании (аннексия Иорданией Западного Берега не была признана ООН) [12] и сектор Газа, до этого де-факто оккупированный Египтом. После оккупации, Израиль не аннексировал вновь приобретенные земли и не выдал своего гражданства их арабскому населению, однако стал создавать там еврейские поселения, и поощрять их заселение евреями, гражданами Израиля. При этом формально территории остаются оккупированными и не рассматриваются Израилем как часть государства Израиль. Политика перемещения населения оккупирующей державы на оккупируемую территорию противоречит 49 статье Женевской конвенции. Однако Израиль заявляет, что в данном случае эта статья законной силы не имеет, поскольку, как утверждает Израиль, контролируемые им территории ранее не принадлежали ни одному государству. В 2005 году Израиль вывел войска и эвакуировал поселения из сектора Газа, однако, после захвата там власти террористической, согласно израильскому определению, группировкой ХАМАС, держит его в блокаде.

Критики Израиля обвиняют его в создание на этих территориях ситуации, сходной с ситуацией в ЮАР при апартеиде. Среди обвинений:

Юридическое неравноправие

  • На граждан Израиля, живущих в поселениях на оккупированных территориях, распространяются законы Израиля и они обладают всеми правами граждан Израиля. В то же время арабы, жители территорий, подчиняются иорданскому кодексу законов и управлению военной администрации. Таким образом на одной территории проживают две группы людей, обладающие разными правами, при этом у одной группы людей (поселенцы) прав гораздо больше чем у другой (палестинцы). Эта ситуация по мнению ряда авторов идентична ситуации в ЮАР, где лица различной национальности пользовались различными правами, в частности черные, как и палестинцы, не имели права голоса и свободы передвижения по стране.
  • Брак между гражданами Израиля и палестинцами разрешен, однако палестинский супруг или супруга не имеет права проживать на территории Израиля, равно как и дети от такого брака старше 12 лет.[13] Подобный закон также напоминает ряду комментаторов законы ЮАР о запрете межрасовых браков.
  • Правозащитная организация Бецелем утверждает, что палестинскому строительству на территориях израильские оккупационные власти чинят препоны под различными предлогами, в то время как строительство в еврейских поселениях всячески поощряется.
  • Существует почти шестикратная разница в доходах палестинцев и израильских поселенцев на оккупированных территориях.

Отчуждение земель в пользу поселенцев и ограничения передвижения

  • По данным правозащитных организаций Бецелем и If Americans Knew, после оккупации более 50% земель Западного Берега под тем или иным предлогом было переведено государством Израиль в государственное владения или под государственный контроль.[14] [15]По данным Бецелем, основными методом перевода земель под государственный контроль были
    • Объявление земли "государственной". Этот процесс начался в 1979 году и был основан на манипулятивном использование законов Оттоманской империи, касающихся землевладения на оккупированных территориях. Зачастую палестинские землевладельцы узнавали о том, что их земля "стала государственной" слишком поздно и уже не могли обжаловать это решение [16].
    • Отчуждение под военные нужды.
    • Объявление земли "покинутой собственностью" (что согласно израильским законам переводит эту собственность во владение государства).[15]
    • По данным израильской правозащитной группы Шалом Акшав (англ. Peace Now), 39% находящихся в распоряжении поселений земель де-юре принадлежит палестинским землевладельцам. [17]
  • На перешедших под государственный контроль землях, стали создаваться еврейские поселения, дороги и инфраструктура. Палестинцам как правило вообще запрещено пользоваться этими дорогами[18] и заходить, без особого разрешения военной администрации, в еврейские поселения, объявленные израильской армией закрытыми военными зонами. Однако израильские граждане и иностранные туристы пользуются этими дорогами и могут посещать эти поселения беспрепятственно.
  • В результате образовались своеобразные анклавы где скоплено палестинское население. В 1993 году между Израилем и ООП были подписаны Соглашения в Осло. Согласно им, территория Западного Берега делилась на зоны А, В и С. Зона А передавалась под полный гражданский и военный (полицейский)контроль палестинской национальной администрации (ПНА), зона В находится под совместным военным контролем ПНА и Израиля и под гражданским контролем ПНА, а зона С полностью находится под израильским гражданским и военным контролем. При этом, к зоне С под, полным израильским контролем, было отнесено 59% территории Западного Берега(ее население составляло 4% от палестинского населения Западного Берега, таким образом в этой зоне еврейские поселенцы численно преобладают над палестинцами более чем в 4 раза). Находящаяся под полным контролем ПНА зона А охватывала 17% территории Западного Берега, но в ней проживало более 55% палестинского населения.[19] В свою очередь зоны А и Б состаят из 227 анклавов, разделенных участками зоны С, находящейся под полным контролем Израиля. Сообщение между этими анклавами полностью контролируется Израилем, и часто крайне затруднено из-за блокад, блокпостов и необходимости использовать дальние объездные пути, из-за того, что значительная часть дорог в израильской зоне запрещена для использования палестинцами.[20]При этом около 40% [21] территории Западного Берега находится под израильской инфраструктурой (поселения, военные базы, дороги, стена безопасности, заповедники) и закрыты для использования палестинским населением.
  • Израильская армия и поселенцы (количество которых составляет примерно 350 тысяч человек,включая Восточный Иерусалим) контролируют и используют около половины территории Западного Берега, в то время как палестинцы так же занимают примерно половину территории, но их численность в 7 раз больше и составляет 2 млн 460 тыс. (данные на 2009 год) [22] человек. Эта ситуация напоминает некоторым авторам ситуацию в ЮАР при апартеиде, когда белое меньшинство владело наибольшей частью территории и обладая всеми правами могло свободно передвигаться по стране, в то время как черное большинство не имело право покидать бантустаны (хоумленды), без особого разрешения. Правительство ЮАР заявляло, что черные обладают всей полнотой прав в бантустанах, а некоторые бантустаны были даже объявлены правительством ЮАР "независимыми государствами". Израиль так же заявляет, что так как оккупированные территории не являются частью Израиля, то права израильских граждан на палестинцев поэтому не распространяются, и что палестинцы в зонах, находящихся под контролем Палестинской Национальной Администрации, пользуются всей полнотой прав.

Разделительный барьер

  • Ряд авторов и организаций рассматривает создание разделительной стены между еврейскими поселениями и землями, населенными палестинцами, как проявление апартеида [23]. В результате создания разделительной стены многие палестинские деревни оказались изолированы друг от друга, от источников воды или от земледельческих участков. Из-за невозможности добраться до места работы или до земельных участков, резко пострадало экономическое положение палестинцев, около 160 тыс. дунам. палестинских земель было конфисковано для возведения стены [24]. Некоторые палестинские населенные пункты оказались практически окруженными стеной со всех сторон. Так город Калькилья с населением в 40,000 человек окружен разделительной стеной со всех сторон и выход из него возможен только через один израильский блокпост с 7 утра до 7 вечера.[25] Комментаторы считают, что город стал представлять из себя типичное гетто [24][26]. Израиль объясняет создание разделительной стены необходимостью защиты от проникновения террористов-смертников.

Кроме того палестинцы подвергаются различным ограничениям в правах, которых в ЮАР не было (большое количество блокпостов на небольшой территории, препятствующих перемещению, разделительная стена, блокады, военные операции со стороны Израиля и др.) По мнению Монди Макхании, редактора южноафриканской газеты Санди Таймс, высказанном после посещения оккупированных территорий, ситуация там намного хуже чем в ЮАР при апартеиде:

Узнавая обо всем издалека, вы понимаете, что все плохо, но не знаете, насколько плохо. Ничто не может подготовить вас к тому размаху зла, который вы видите здесь. В определенном смысле это гораздо, гораздо хуже всего, что пережили мы. Уровень апартеида, расизма и жестокости хуже, чем в худший из периодов апартеида у нас. Режим апартеида считал черных низшей расой; мне кажется, что израильтяне вообще не считают палестинцев людьми. Как мог человеческий мозг изобрести это тотальное разделение, раздельные дороги, блокпосты? То, что пережили мы, было трижды ужасно — и все же не идет ни в какое сравнение! Здесь все гораздо ужасней. Мы знали к тому же, что в один прекрасный день все закончится, но здесь не видно конца. В конце туннеля — не свет, а еще большая тьма. При апартеиде белые и черные могли встречаться в определенных местах. Израильтяне и палестинцы больше не встречаются вообще. Полное разделение. Мне кажется, что израильтяне хотели бы, чтобы палестинцы просто исчезли. Ничего подобного не было у нас. Белые не желали исчезновения черных. Я видел поселенцев в Силуане, в Восточном Иерусалиме — это люди, которые стремятся изгнать других людей из их домов.[27]

Наиболее известные случаи обвинения Израиля в апартеиде

Архиепископ Десмонд Туту

В интервью британской компании BBC, 29 Апреля 2002 года [1], Южно-Африканский Архиепископ, лауреат нобелевской премии Десмонд Туту обвинил Израиль в использовании политики апартеида по отношению к палестинцам.

Лауреат Нобелевской премии сказал, что он «глубоко озабочен» посещением Святой Земли, добавив, что ему «это очень напомнило о том, что произошло с нами, чёрными жителями Южной Африки.» … Архиепископ атаковал политическую власть еврейских групп в США, сказав : «Люди боятся в этой стране назвать зло своим именем, потому что еврейское лобби сильно — очень сильно. Ну так что? Правительство апартеида (в ЮАР) было очень сильно, а теперь его нет.»

Джимми Картер

В конце 2006 года, вышла в свет книга бывшего американского президента от Демократической партии,правозащитника и лаурета нобелевской премии мира от 2002 года Джимми Картера под названием «Палестина: Мир, а не Апартеид». В ней Картер подвергает резкой критике политику Израиля на Западном Берегу, являющейся по его мнению главным преткновением на пути мира на Ближнем Востоке, и сравнивает ее с апартеидом. Картер заявляет, что он специально вынес скандальный и неприятный многим термин в название книги, что бы привлечь к ней внимание и спровоцировать в США интерес и дискуссию по вопросу о политике Израиля на территориях. По мнению Картера, в США обсуждение этого вопроса табуированно, а СМИ поддерживают Израиль практически безоговорочно, не донося до общественного мнения нежелательную информацию.

В одном из интервью Джимми Картер в частности сказал:

"Когда Израиль захватывает землю глубоко внутри территории Западного Берега, и соединяет [построенные там] двести или около того поселений дорогами друг с другом, а потом запрещает палестинцам использовать такую дорогу, или даже перейти ее, то это представляет собой худшее явление преступного разделения или апартеида, чем мы видели в Южной Африке"[28]

В то же время книга была раскритикована за фактические ошибки и тенденциозность многими учеными, журналистами и политиками США,[29] в том числе из еврейской среды[28].

Члены израильского Кнессета

Израильская газета «Джерусалем пост» сообщила 15 Мая 2006 года [2], о том что Израиль был назван «государство апартеида» левыми членами Кнессета (израильский парламент), которые жёстко отреагировали на решение Верховного суда поддержать временный закон запрещающий некоторым палестинским супругам израильских граждан проживать на территории государства Израиль. Зехава Галь-Он (партия Мерец) заявила:

«Верховный Суд мог бы принять смелое решение, а не опустить нас до уровна апартеидного государства».

Палестинские общественные организации

Палестинская общественная организация PACBI (Palestinian Campaign for the Academic and Cultural Boycott of Israel, Палестинская кампания в поддержку научного и культурного бойкота Израиля) обратилась к группе Rolling Stones с просьбой отменить запланированный концерт в Израиле.[30]

Критика обвинений израильского правительства в апартеиде по отношению к жителям контролируемых территорий

По мнению профессора Роберта Вистриха, директора международного центра Сассона Видаля по исследованию антисемитизма в Еврейском университете в Иерусалиме, обвинение Израиля в апартеиде — это лишь новая личина старого антисемитизма. Профессор Вистрихт столкнулся с этими обвинениями ещё в 1973 году в одном из английских колледжей, но тогда эти взгляды были уделом разрозненных групп.[31]

Сегодня, получив образование в Европе, эти люди заняли ключевые посты в своих государствах и даже встали во главе их правительств. Сегодня антисемитизм стал элементом международной политики, более организованным и финансируемым … Апартеид стал новой (хорошо забытой старой) мантрой левых радикалов во всем мире … Главной проблемой является невежество всего мира относительно истоков и целей сионистского движения

Отвечая инициаторам академического бойкота Израиля из Ассоциации университетских преподавателей Великобритании профессор кафедры политологии Бар-Иланского университета Джеральд Штейнберг в докладе «Академическая свобода и ее извращение: бойкот израильских университетов — уроки недавней истории», озвученном на международной конференции, посвящённой этой проблеме, указывает, что в Израиле безусловно существует академическая свобода, в отличие от режима апартеида в ЮАР. Он утверждает, что при формулировании суждений относительно Израиля на первый план выходит идеологически обоснованные обвинения, а затем делаются попытки правдами и неправдами подбирать под них факты. По его мнению, когда речь идет о политических процессах на Ближнем Востоке, каноны исследовательской деятельности и рационального анализа почему-то отбрасываются как ненужные. Он также обращает внимание, что некоторые палестинские ученые, такие как президент университета Эль-Кудс профессор Сари Нуссейба, осудили попытки подвергнуть бойкоту академическую деятельность в Израиле под предлогом борьбы с апартеидом.[32]

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме, главный научный сотрудник института имени Иоффе в Санкт-Петербурге Мирон Амусья, сравнивая режим апартеида в ЮАР и государственное устройство Израиля пишет, что в Израиле нет ни малейших признаков апартеида. Блокпосты на дорогах, препятствующие передвижению террористов, не являются элементом апартеида. Профессор Амусья указывает, что в Израиле нет запретов, подобных южноафриканским «цветным вход запрещен». Он отметил, что правительство вкладывает большие средства в образование арабского населения, в частности, в строительство учебных заведений на территории Палестинской автономии. Критику Израиля в этой части он назвал «апартеидом наизнанку».[33]

Профессор Стивен Плаут из университета Хайфы в публикации «Краткое объяснение арабо-израильской войны» составленной в виде списка мифов и их опровержений пишет:[34]

  • Миф N4. Израиль плохо обращается с арабами.
Правда N4. К арабам под израильской властью относятся несоизмеримо лучше, чем к арабам, живущим под властью арабских режимов.
  • Миф N19. Палестинская борьба похожа на ту, что вели черные жители ЮАР против апартеида.
Правда N19. Палестинская борьба похожа на борьбу судетских немцев в Чехословакии.
  • Миф N20. Израиль — это режим апартеида.
Правда N20. Израиль — это единственное государство на Ближнем Востоке, которое не является режимом апартеида.

Доктор Ричард Краваттс из Бостонского университета, проанализировав отношение к евреям и Израилю в мире пришёл к выводу, что публикации об Израиле, включая обвинения в апартеиде абсолютно несбалансированы. По мнению учёного, пропагандистская война против Израиля ведущаяся арабскими странами делается с целью «отвлечения внимания граждан собственных стран от вопросов внутренней политики и всепоглощающей коррупции и, вместо этого, формирование абсолютной ненависти к еврейскому государству». Строительство защитной стены, призванной предотвратить проникновение террористов, СМИ называют «стеной апартеида», формируя искажённое мнение, что якобы «положение палестинцев ничем не отличается от той ситуации, в которой оказалось черное население южноафриканских бантустанов».[35]

Американский журналист арабского происхождения Джозеф Фара пишет, что проблема состоит в том, что в данном случае в преступлениях обвиняются жертвы, а расизм — это политика властей Палестинской автономии:[36][37]

Израиль является единственным государством на Ближнем Востоке, которое защищает права арабов — избирательное право, свободу слова, свободу публиковать газеты, протестовать против политики правительства. Арабы Палестинской автономии, однако, проводят официальную политику, по которой евреям запрещено жить на территории ПА и будущего государства. Это официальная политика этнической чистки. Это официальная политика геноцида.

Требование депортировать евреев с территории Палестинской автономии и запретить им жить на территории будущего палестинского государства поддерживается многими палестинцами.[38]

Бывший губернатор штата Арканзас Майк Хаккаби сказал, что не будучи евреем поддерживает Израиль, поскольку «во всем регионе только в Израиле соблюдаются права и свободы граждан».[39]

Министр внутренних дел Южной Африки Мангосуфу Бутелези заявил, что «израильский режим не является апартеидом. Это уникальный случай демократии».[40].

Критика достоверности данных, приводимыми неправительственными организациями

Бецелем

В израильских СМИ публиковались статьи, в которых утверждалось, что обвиняющая Израиль в апартеиде правозащитная организация «Бецелем» искажает информацию, скрывает неудобные факты, а иной раз и подтасовывает их. «Бецелем» обвиняют в попытках "обелить террористов" и в предоставлении недостоверных статистических отчётов. [41][42][43] [44][45].

См.также: критика Бецелема

«Шалом Ахшав»

См.также: Критика «Шалом Ахшав»(англ. )

По данным NGO Monitor[46] Движение «Шалом Ахшав» получило в 2007 году следующее финансирование:

  • Норвежское посольство - 944.056 шекелей
  • Министерство иностранных дел Великобритании - 751.687 шекелей
  • Министерство иностранных дел Германии - 341.958 шекелей
  • Министерство иностранных дело Голландии - 121.014 шекелей.

Итого - 2.158.715 шекелей...

If Americans Knew

См.также: Критика «If Americans Knew»(англ. )

Обвинения в апартеиде по отношению к арабам, гражданам Израиля

Суть обвинений

В Израиле, в пределах границы 1967 года проживает 1.5 миллиона арабов, обладающих израильским гражданством, в отличие от арабских жителей контролируемого Западного Берега и находящегося в блокаде сектора Газы, израильским гражданством не обладающих. Юридически, граждане Израиля — арабы обладают теми же правами, что и евреи. Однако, ряд авторов обвиняют Израиль в апартеиде по отношению к собственным гражданам — арабам и другим гражданам неевреям.[47] [48][49] [50]Среди обвинений:

  • Закон о возвращении (иммиграции) в Израиль касается только евреев.
  • Существует запрет на проживание и приобретение гражданства в Израиле супругов граждан, если этот супруг или супруга является уроженцем оккупированных территорий. Так же запрещено проживание в Израиле детей от таких браков старше 12 лет. Хотя этот запрет касается всех граждан, чей супруг является выходцем с оккупированных территорий, на деле большое значение он имеет именно для арабских граждан Израиля.[51]
  • До недавнего времени устав Еврейского Национального Фонда в распоряжении которого находилось 11 % земли Израиля запрещал передачу земли в аренду неевреям.[50]
  • В израильском удостоверение личности существует пометка, согласно которой можно узнать, является ли гражданин евреем по национальности или нет.
  • Как правило еврейские и арабские граждане Израиля проживают в раздельных населенных пунктах, а в городах со смешанным население в отдельных районах. Еврейские и арабские дети как правило обучаются раздельно. Однако эти явления не носят узаконенный характер. По данным газеты Гардиан, согласно правительственному отчету Израиля за 1992 год, на еврейского ученика выделялось в среднем в два раза больше средств, чем на арабского.[50]
  • Размеры финансирования еврейских и арабских населенных пунктов отличаются в пользу первых. По данным газеты Гардиан, министерства строительства Израиля в 2002 году выделило в среднем 14 фунтов стерлингов на душу населения для развития арабских населенных пунктов, в то время как в еврейском секторе эта сумма составляла 1500 фунтов на душу населения. Из 35 миллионов фунтов направленных на развитие сети здравоохранения, лишь 200 тысяч (менее 1%) предназначались для арабских населенных пунктов (при том что 20% граждан Израиля-арабы).[50]
  • Существует неузаконенная дискриминация по отношению к арабам в различных сферах.

Критика обвинений в апартеиде по отношению к арабам-гражданам

По словам корреспондента Би-би-си в Иерусалиме Джона Лейна, «израильские арабы давно уже жалуются на дискриминацию, однако правительство настаивает на том, что они обладают большими правами, чем в каком-либо другом государстве на Ближнем Востоке».[52]

Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман отмечает, что арабская партия, представители которой в израильском парламенте регулярно обвиняют Израиль в апартеиде, заявили даже на слушаниях в Верховном суде Израиля, что их целью является прекращение существования Израиля как еврейского сионистского государства. Он также сказал, что «линия разделения в политике проходит сегодня не между еврейскими и арабскими партиями, а между теми, которые поддерживают террор и теми, которые ему сопротивляются».[53]

Историк Бенни Моррис в связи с этим утверждает, что израильская политика по отношению к арабам диктуется соображениями безопасности, а не расизма (хотя существуют израильтяне, придерживающиеся расистских взглядов) и свобода, предоставленная арабским политикам и активистам, ратующим за уничтожение Израиля, намного больше той свободы, которая представляется в США и Европе местной оппозиции. По мнению Бенни Морриса, в США конгрессмен, призвавший к ликвидации Соединенных Штатов, будет сидеть в тюрьме, а не в парламенте.[54]

Ряд правых израильских политиков и общественных деятелей полагают, что происходит ущемление интересов еврейского населения в пользу арабов. Они утверждают, что арабы вытесняют еврейское население, не выполняют законов, не платят налогов и фактически формируют неуправляемые анклавы, в которых процветают воровство и наркоторговля.[55][56]

Факты о положении арабов-граждан Израиля

Арабы в Израиле имеют равное с евреями право голоса, причём это одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где этим правом пользуются арабские женщины. Для сравнения, в Саудовской Аравии, Сирии, Египте, Ливане и других странах женщины дискриминированы законом и особенно на практике.[57].

Арабы в Израиле интегрированы в экономическую и политическую жизнь страны. В частности, арабские партии и депутаты представлены в Кнессете.[58].

В 2001 году Салах Тариф, представитель общины израильских друзов, стал министром без портфеля, однако через 9 месяцев ушёл в отставку по обвинению в коррупции. В 2007 году министром культуры Израиля стал араб-мусульманин, известный профсоюзный деятель Ралеб Маджадле, член партии Авода.[52]

Израильские арабы пользуются всеми гражданскими правами. В частности:[59]

  • второй государственный язык в Израиле - арабский
  • существуют государственные школы с преподаванием на арабском языке
  • арабы имеют социальное страхование и бесплатное медицинское страхование
  • арабы имеют право голоса, имеют свои партии и своих парламентариев
  • существует государственное телевизионное и радио вещание на арабском языке
  • арабские дети учатся в государственных вузах и получают стипендии
  • в государственных университетах для арабских студентов созданы мечети, чтобы они могли молиться
  • на развитие арабской культуры еврейское государство ежегодно выделяет крупные суммы
  • арабские населённые пункты имеют спортивные клубы, которые также оплачиваются государством

Израильские арабы в целом беднее евреев, однако выходцы из арабских стран в Европе живут в ещё большей бедности, чем в Израиле и это не является основанием для каких-либо обвинений стран Евросоюза в апартеиде.[60] Министерство финансов Израиля утверждает что относительно низкий уровень жизни израильских арабов связан, в частности, с высокой долей многодетных семей.[61]

Мнение израильских учёных

Как правило, израильские социологи и политологи, рассматривающие отношения между арабами и евреями в Израиле и на контролируемых территориях отмечают напряжённость между этническими группами, но обычно не употребляют термин «апартеид».[62][63][64][65]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 BBC:Tutu condemns Israeli «apartheid»
  2. 2,0 2,1 Rachel Corrie, and Jimmy Carter, on Apartheid
  3. (англ.)Matas, David. Aftershock: Anti-Zionism and anti-Semitism. Dundurn, 2005, pp. 53-55
  4. Френкель, Шира Клара «Left appalled by citizenship ruling», Jerusalem Post, May 15, 2006
  5. Davis, Uri. «The Movement against Israeli Apartheid in Palestine»
  6. (UN Doc S/16520 at 2 (1984), цитата из Израильский Ежегодник о правах человека 1987. Редакторы Й. Динштейн, М. Табори, Martinus Nijhoff Publishers, 1987. ISBN 90-247-3646-3 p.36)
  7. «University of Oxford» проводит неделю 'Апартеид Израиль' — газета Jerusalem Post, Jonny Paul
  8. Конгресс Южно-Африканских профсоюзов назвал Израиль государством апартеида и поддержал бойкот канадского профсоюза общественных служащих. http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3260201,00.html
  9. Ask the Expert: US policy in the Middle East, Zbigniew Brzezinski, London Financial Times, December 4, 2006.
  10. National Post. CUPE joins boycott of Israel. 2006-05-29.
  11. "Israel has created in the Occupied Territories a regime of separation based on discrimination, applying two separate systems of law in the same area and basing the rights of individuals on their nationality. This regime is the only one of its kind in the world, and is reminiscent of distasteful regimes from the past, such as the apartheid regime in South Africa." B’Tselem, Land Grab: Israel’s settlement Policy in the West Bank, Jerusalem, May 2002.
  12. Западный Берег оккупированн в 1948 году Трансиорданией, после его аннексии в 1950 году, переименованной в Иорданию (эта аннексия не была признана мировым сообществом)
  13. The Citizenship and Entry into Israel Law (temporary provision) 5763 - 2003
  14. Israeli Settlements on Palestinian Land
  15. 15,0 15,1 Land Grab: Israel's Settlement Policy in the West Bank
  16. http://www.btselem.org/English/Settlements/Taking_Control.asp |Taking control of the land in the West Bank
  17. http://www.guardian.co.uk/world/2006/nov/22/israel 39% of Israeli settlements 'on private land'
  18. http://www.btselem.org/Download/200408_Forbidden_Roads_Eng.pdf#page=13
  19. jurist.law.pitt.edu
  20. The West Bank and Gaza: A Population Profile
  21. http://www.ochaopt.org/documents/TheHumanitarianImpactOfIsraeliInfrastructureTheWestBank_full.pdf THE HUMANITARIAN IMPACT ON PALESTINIANS OF ISRAELI SETTLEMENTS AND OTHER INFRASTRUCTURE IN THE WEST BANK July 2007 United Nations - Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA)
  22. CIA WorldFactBook
  23. Stop the wall!
  24. 24,0 24,1 Atrocities of War: Qalqiliya and the Apartheid Wall by Mina Hamilton
  25. Qalqilya Strangled by Israel’s Wall
  26. http://www.mydd.com/story/2009/4/5/92641/64311 The gulag archipelago of Palestine
  27. `Хуже апартеида` Гидеон Леви, «Ха-Арец», 10.07.2008
  28. 28,0 28,1 http://www.haaretz.com/hasen/pages/ShArt.jhtml?itemNo=799476&contrassID=1&subContrassID=1 Jimmy Carter: Israel's 'apartheid' policies worse than South Africa's
  29. Roundup of Commentary on Jimmy Carter’s Palestine: Peace not Apartheid
  30. Группе Rolling Stones предложили бойкотировать Израиль. Lenta.ru. 21.05.2007
  31. Антисемитизм, террор и их финансирование
  32. Академическая свобода и ее извращение: бойкот израильских университетов — уроки недавней истории
  33. Запоздалый вооруженный отпор, или Апартеид наизнанку
  34. Стивен Плаут. Краткое объяснение арабо-израильской войны
  35. Поднимись с колен, Иерусалим!
  36. Обвиняя в преступлении жертв
  37. Нет — этническим чисткам!
  38. «Евреев депортировать, дома сравнять с землей, виноградники — выкорчевать?» — «Именно так!»
  39. Хаккаби в Иерусалиме: Израиль не указывает Обаме, кому можно жить в Бронксе
  40. Митчелл Бард. Права человека в Израиле и на территориях // Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту = Myths and facts. A Guide to the Arab-Israeli conflict / пер. А. Курицкого. — М.: Еврейское слово, 2007. — С. 239. — 478 с. — 5000 экз. — ISBN 9785900309436
  41. ВЕСЬ МИР НАСИЛИЯ И ЛЖИ
  42. Факты: как израильские правозащитники превращают террористов в «мучеников Сиона»
  43. Статистика «Бецелем» не выдержала перепроверки
  44. Очередной навет «Бецелем» призван отвлечь внимание общества
  45. B'Tselem's Annual Casualty Figures Questioned, by Tamar Sternthal - CAMERA January 3, 2007
  46. Сколько стоит родина? Точный прейскурант теперь известен, 08.12/2009
  47. Израильский апартеид: интервью с Ури Дэвисом
  48. Left appalled by citizenship ruling
  49. Israel's System of Apartheid
  50. 50,0 50,1 50,2 50,3 Worlds apart
  51. Marriage law divides Israeli Arab families
  52. 52,0 52,1 Араб стал министром в Израиле
  53. Либерман: БАГАЦ дал арабским партиям лицензию на уничтожение Израиля
  54. Norman Finkelstein, Benny Morris and Peace not Apartheid
  55. Арабская школа жизни
  56. Глядя из Лода
  57. Митчелл Бард. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту = Myths and facts. A Guide to the Arab-Israeli conflict / пер. А. Курицкого. — М.: Еврейское слово, 2007. — С. 218-235. — 478 с. — 5000 экз. — ISBN 9785900309436
  58. Демократический фронт за мир и равноправие (ХАДАШ). государство Израиль (2009). Проверено 5 июля 2009.
  59. Арабы в Израиле - о чём молчат СМИ
  60. Где больше угнетают мусульман: в Израиле или в Европе?
  61. RTVi. Выпуск от 9 августа 2005
  62. Алек Эпштейн. Израильско-палестинский переговорный процесс, интифада и судьба израильских арабов
  63. Хури Моваффак. Система взаимоотношений между арабами и евреями
  64. Ш. Гойтейн. Евреи и Арабы их связи на протяжении веков. ISBN 5-93273-024-2. Гешарим, 2001
  65. Алек Эпштейн. Израиль в эпоху «пост-сионизма»: наука, идеология и политика. Монография. М.: Институт Израиля и Ближнего Востока, 2006)

ar:الفصل العنصري في إسرائيل (اتهام)fa:اسرائیل و مقایسه با آپارتاید

pt:Analogia Israel-ApartheidУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках