Основные понятия в Каббале
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add template остатье) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «}}{{» на «}} {{») |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }}{{IsFromWiki}}'''Основные понятия в Каббале''' — [[Каббала]] есть [[Мистика|мистическо]]-[[Философия|философское]] [[течение]] в [[иудаизм]]е. Каббала содержит много терминов и понятий, большая часть которых используется в [[Книга Зогара|книге Зогара]] ({{Lang-he|ספר הזוהר}} — «Книга сияния») и в [[Сефер Йецира]] ({{Lang-he2| ספר היצירה}} — «Книга Созидания»), некоторые из них образовались позже. | + | }} {{IsFromWiki}}'''Основные понятия в Каббале''' — [[Каббала]] есть [[Мистика|мистическо]]-[[Философия|философское]] [[течение]] в [[иудаизм]]е. Каббала содержит много терминов и понятий, большая часть которых используется в [[Книга Зогара|книге Зогара]] ({{Lang-he|ספר הזוהר}} — «Книга сияния») и в [[Сефер Йецира]] ({{Lang-he2| ספר היצירה}} — «Книга Созидания»), некоторые из них образовались позже. |
== [[Эйн соф]] == | == [[Эйн соф]] == |
Версия 09:22, 19 апреля 2010
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Основные понятия в Каббале — Каббала есть мистическо-философское течение в иудаизме. Каббала содержит много терминов и понятий, большая часть которых используется в книге Зогара (ивр. ספר הזוהר — «Книга сияния») и в Сефер Йецира ( ספר היצירה — «Книга Созидания»), некоторые из них образовались позже.
Содержание |
Эйн соф
Все каббалистические системы проистекают из фундаментальной отличительной особенности, касающейся проблемы Божества. Говоря абстрактно, возможно думать о Боге либо как о Самом Боге, ссылаясь лишь на Его собственную природу, либо как о Боге в Его отношении к Его созданию. Однако, все Каббалисты сходятся на том, что никакое религиозное познание Бога, даже самое возвышенное, невозможно достичь иначе как посредством рассуждения об отношении Бога к созданию. Сам по Себе Бог — абсолютная Сущность, находится за пределами какого-либо умозрительного или даже экстатического постижения. Для того, чтобы выразить этот непознаваемый аспект Божества, ранние каббалисты Прованса и Испании ввели понятие Эйн-Соф ("Бесконечный"). Это выражение невозможно проследить в переводе латинских или арабских философских терминов. Скорее, оно является ипостатизацией (hypostatization), которая, в контексте, рассматривающем бесконечность Бога или Его мысль, которая "простирается без конца" (Ле-Эйн Соф или Ад Ле-Эйн Соф), обращается с этим обстоятельным оборотом, как если бы он был существительным, и использует его в качестве технического термина.
Цимцум
Самое ясное определение Цимцум можно найти в трудах раби Ицхака Лурии (1534-1572), известного как Ари, возглавившего закрытую школу каббалы. «Эц Хаим» («Древо Жизни») описывает этот процесс следующим образом: Прежде чем были сотворены все вещи... Божественный Свет был простым, и он заполнял все бытие. Не было никакой пустоты... Когда Его Воля решила сотворить все вселенные... Он сжал этот Свет со всех сторон... оставив свободное пространство... Это пространство было совершенно круглое... После того как произошло это сжатие... возникло место, в котором можно было сотворить все сущее... Затем Он испустил нить Бесконечного Света... и заполнил им эту пустоту... Именно благодаря этому лучу Бесконечный Свет спустился вниз...». Всевышний сначала «сократил» Свой Свет и образовал пустоту, в которой могло совершиться творение. Чтобы Его творящая сила проникла в это пространство, Он испустил в него «нить» Своего Света. Именно благодаря этой «нити» и произошло все творение.
Согласно учению Лурии, вслед за цимцум совершился процесс божественной эманации: Бог наполнил Божественным Светом сосуды , таким образом удерживая Свет бытия посреди новообразованной пустоты в Своем центре. Однако этот процесс завершился неудачей. Сосуды разрушились, и большая часть Света вернулась к Богу. Лишь некоторые искры Света остались в обломках сосудов. Таким образом, Бог в каком-то смысле пребывает «в изгнании из Самого Себя».
hаацала
hаацала (ивр. האצלה) — вдохновение, эманация. Каббала, скорее всего, получила это понятие из греческой философии. Каббалисты видят духовный мир как ряд ступеней, «пластов», через которые проходит «свет» (духовность) от Всевышнего. Чем ниже находится ступень, тем меньше духовного «света», вдохновения, получает душа, так как «свет» ослабевает, проходя через пласты.
Строение миров
Между Всевышним и душой в начале её духовного развития разделяют четыре «духовных мира»:
- Олам ХаАцилут (עולם האצילות) — мир благородства
- Олам ХаБриа (עולם הבריאה) — мир сотворения
- Олам ХаЙецира (עולם היצירה) — мир создания, мир ангелов
- Олам ХаАсия (עולם העשיה) — мир действия
Каждый из данных миров разделен на пласты, называемые Сефирот.
Сефирот
Сфирот (ספירות) — в единственном числе "сфира" (ספירה), впервые термин был использован в Сефер Йецира . Каждый из духовных миров, как считают каббалисты, разделён на десять ступеней, которые и называются "сфирот". Происхождение слова "сфира" ясно не до конца: некоторые считают, что оно произошло от слова Сапир (ספיר Сапфир) — драгоценный переливающийся камень — другие же считают, что слово образовано от корня С-ф-р (ספר — книга, рассказ). Некоторые утверждают, что происхождение — слово «сфера», другие — что слово сифра (סיפרה — цифра).
Слово "сфира" происходит от слова "сфар" [ספר - граница], и означает меру раскрытия Творца в ощущениях творения, или света в сосуде. (Из книги Л. Карафелова "Тайное учение")
Душа
Каббала говорит, что источником души является Всевышний, что она бессмертна и перерождается до тех пор, пока не поднимется через все духовные ступени к самому источнику «света», Всевышнему.
Тора
Книга Зогар утверждает, что Тора была сотворена до мира, и что она являлась «инструкцией» по его созданию. Исходя из этого, Каббала говорит, что книга Торы содержит всю информацию о нашем мире, некоторые каббалисты ищут «скрытые коды», которые помогут им понять строение мира.
Каббалист Рамбан говорил, что вся Тора состоит из имён Господа, и она сама имя Господа.
Каждое слово Святого Языка (Лашон Кодэш), на котором написана Тора, состоит из букв, раскрывающих причинно-следственную цепь творения, и является формулой трансформации духовного в материальное, называемой – Имя Творца.
Ссылки
Краткий словарь каббалистических терминов
- Каббала - Основные понятия
- Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон. "Изучение хасидизма"Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.