Искусственное оплодотворение - подход иудаизма
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010 | |ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010 | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название - '''«экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО''') в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами. | Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название - '''«экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО''') в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами. | ||
- | == Различие мнений == | + | == Различие мнений - отсутствие окончательно закремленной нормы == |
- | + | ||
Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения. | Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения. | ||
- | (Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии<ref>[http://www.medethics.org.il/siteEng/BooksEn.asp#53 Jewish Medical Ethics series (2 volumes). Editors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD. Volume 2, pages 162-171, by R.Mordechai Halperin.]</ref> | + | (Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются<ref>[http://www.medethics.org.il/siteEng/BooksEn.asp#53 Jewish Medical Ethics series (2 volumes). Editors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD. Volume 2, pages 162-171, by R.Mordechai Halperin.]</ref>.) |
== доводы «за» == | == доводы «за» == | ||
- | |||
Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»: | Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»: | ||
Строка 28: | Строка 24: | ||
Возникающие проблемы рассмотрены ниже. | Возникающие проблемы рассмотрены ниже. | ||
- | |||
== ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее == | == ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее == | ||
- | + | ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф<ref>R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287</ref> и р.Шломо Горен<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref> дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь. Но есть и такие авторитеты,которые запрещают это (р. Э. Вальденберг <ref>Rabbi E. Waldenberg, "In-Vitro Fertilization: A Medical-Halachic Discussion",<i>Assia</i> 33 (1982),pp.5-13</ref>). | |
- | ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф<ref>R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287</ref> и р.Шломо Горен<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref> | + | |
- | + | ||
- | + | ||
== Проблемы донорской спермы == | == Проблемы донорской спермы == | ||
Строка 43: | Строка 35: | ||
Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене? | Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене? | ||
- | В этом вопросе признано, что это не так. | + | В этом вопросе признано, что это не так, т.е. супружеской измены нет, т.к. супружеская измена – это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями. |
+ | |||
+ | Соответственно, в отношении ребенка, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, нет никакой проблемы [[мамзер]]а. | ||
=== Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки === | === Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки === | ||
Строка 49: | Строка 43: | ||
Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры? | Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры? | ||
- | Проблема отцовства важна в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться. | + | Проблема отцовства важна не только в социальном плане (воспитание и социальная ответственность - всеми признано, что в результате донорства спермы социальных отношения отцовства не возникает), но в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться. |
- | Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях | + | Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях - как, например, донорство спермы родственников мужа - оно может быть не анонимное). |
- | + | ||
- | + | ||
+ | В целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой<ref>R. Moshe Feinstein, "Responsa Iggerot Moshe", Even Ha'ezer 2:11, pp 322-324</ref><ref>R. Shlomo Z. Auerbach "Artificial insemination", Noam 1,(1958), pp145-166</ref><ref>M. Drori "Artificial Insemination and The Law of Adultery": Halachic Viewpoints, Torah u-Madda 10 (1984), pp.28-36, note 50</ref>. | ||
== Проблемы суррогатного материнства == | == Проблемы суррогатного материнства == | ||
+ | === Кому принадлежит ребенок === | ||
- | + | Большинство религиозных авторитетов считает, что материнство устанавливается процессом беременности, а НЕ оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка<ref>Rabbi E. Waldenberg, "Tzitz Eli'ezer, 20:49</ref><ref>R.Y.Sh.Elyashiv, in "Nishmat Avraham 4 (Even Haezer),2:2"</ref><ref>R.Z.N.Goldberg,"Fetal implant", "Techumim" 5(1984), pp248-259;269-274; R. Moshe Kilav, <i>ibid.</i>pp.260-267</ref><ref>R Y.M. Ben-Meir,"In-Vitro Fertilization: The legal Relationship of the Embryo and the Surrogate Mother", <i>Assia</i> 41 (1986),pp.25-40</ref>. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | Здесь может возникнуть социальная проблема: даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, - это соглашение не может ее обязывать, поскольку соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы. | |
=== Проблема национальности ребенка === | === Проблема национальности ребенка === | ||
- | Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не донора яйцеклетки. | + | Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не по национальности донора яйцеклетки. |
- | + | В связи с этим, некоторые религиозные авторитеты запрещают создание ситуации, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка, или же наоборот<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref>. но другие разрешают это. | |
- | + | Есть также точка зрения, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт<ref>[http://www.daat.ac.il/daat/refua/ivf.htm Whose child, what faith? Rabbi Shabtai A. Rappoport]</ref>). | |
+ | == Если мать не замужем – то не приводит ли такое рождение ребенка к разрушению института традиционной семьи? == | ||
Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом. | Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== См. также == | == См. также == |
Версия 15:32, 31 марта 2010
Регулярная статья | |
25/03/2010 | |
Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название - «экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО) в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами.
Различие мнений - отсутствие окончательно закремленной нормы
Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения.
(Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются[1].)
доводы «за»
Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»:
- Необходимость помочь в выполнении заповеди «плодись и размножайся».
- Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
- Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.
Возникающие проблемы рассмотрены ниже.
ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее
ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф[2] и р.Шломо Горен[3] дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь. Но есть и такие авторитеты,которые запрещают это (р. Э. Вальденберг [4]).
Проблемы донорской спермы
Если мать замужем – то нет ли здесь супружеской измены?
Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене?
В этом вопросе признано, что это не так, т.е. супружеской измены нет, т.к. супружеская измена – это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями.
Соответственно, в отношении ребенка, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, нет никакой проблемы мамзера.
Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки
Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры?
Проблема отцовства важна не только в социальном плане (воспитание и социальная ответственность - всеми признано, что в результате донорства спермы социальных отношения отцовства не возникает), но в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться.
Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях - как, например, донорство спермы родственников мужа - оно может быть не анонимное).
В целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой[5][6][7].
Проблемы суррогатного материнства
Кому принадлежит ребенок
Большинство религиозных авторитетов считает, что материнство устанавливается процессом беременности, а НЕ оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка[8][9][10][11].
Здесь может возникнуть социальная проблема: даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, - это соглашение не может ее обязывать, поскольку соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы.
Проблема национальности ребенка
Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не по национальности донора яйцеклетки.
В связи с этим, некоторые религиозные авторитеты запрещают создание ситуации, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка, или же наоборот[12]. но другие разрешают это.
Есть также точка зрения, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт[13]).
Если мать не замужем – то не приводит ли такое рождение ребенка к разрушению института традиционной семьи?
Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом.
См. также
Ссылки
- ↑ Jewish Medical Ethics series (2 volumes). Editors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD. Volume 2, pages 162-171, by R.Mordechai Halperin.
- ↑ R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287
- ↑ R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984
- ↑ Rabbi E. Waldenberg, "In-Vitro Fertilization: A Medical-Halachic Discussion",Assia 33 (1982),pp.5-13
- ↑ R. Moshe Feinstein, "Responsa Iggerot Moshe", Even Ha'ezer 2:11, pp 322-324
- ↑ R. Shlomo Z. Auerbach "Artificial insemination", Noam 1,(1958), pp145-166
- ↑ M. Drori "Artificial Insemination and The Law of Adultery": Halachic Viewpoints, Torah u-Madda 10 (1984), pp.28-36, note 50
- ↑ Rabbi E. Waldenberg, "Tzitz Eli'ezer, 20:49
- ↑ R.Y.Sh.Elyashiv, in "Nishmat Avraham 4 (Even Haezer),2:2"
- ↑ R.Z.N.Goldberg,"Fetal implant", "Techumim" 5(1984), pp248-259;269-274; R. Moshe Kilav, ibid.pp.260-267
- ↑ R Y.M. Ben-Meir,"In-Vitro Fertilization: The legal Relationship of the Embryo and the Surrogate Mother", Assia 41 (1986),pp.25-40
- ↑ R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984
- ↑ Whose child, what faith? Rabbi Shabtai A. Rappoport