Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Различия между версиями)
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Определение смерти» в «Определение "момента смерти" с точки зрения иудаизма») |
Architect (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Современные галахические проблемы» с помощью HotCat) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
*[http://www.medethics.org.il/siteEng/BooksEn.asp#53 Jewish Medical Ethics series (2 volumes) ditors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD, "Определение момента смерти" (англ)] | *[http://www.medethics.org.il/siteEng/BooksEn.asp#53 Jewish Medical Ethics series (2 volumes) ditors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD, "Определение момента смерти" (англ)] | ||
*[http://lkitross.livejournal.com/136505.html Раввин сказал: в морг] | *[http://lkitross.livejournal.com/136505.html Раввин сказал: в морг] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Современные галахические проблемы]] |
Версия 16:56, 24 марта 2010
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Определение смерти - комплексный юридический, медицинский и религиозный критерий состояния, при котором человек признан умершим. Имеет значение для пересадки органов, так как взятие сердца, печени и легких могут быть инициировано лишь когда сердце донора еще бьется. В данной статье обсуждается определение момента смерти в еврейских источниках.
Содержание |
Древний период
- Талмуд, Гемара Йома 85А обсуждает спасение людей, погребенных под развалинами дома, притом, что мертвых оставляют до исходя Шаббата. Как же определить, жив или мертв? Копают до носа, так признак жизни – дыхание в ноздрях, как сказано про потоп: «ВСЕ, ЧТО ИМЕЛО ДЫХАНИЕ ЖИВОГО ДУХА В НОЗДРЯХ СВОИХ, ИЗ ВСЕГО, ЧТО НА СУШЕ, ПОГИБЛО.» (7:22) А некоторые говорят: копать до сердца... Спор только, если копают снизу по телу, а если сверху вниз и доходят до ноздрей без дыхания, уже не копают далее, так как главное – дыхание.
- Иерусалимский Талмуд и некоторые Ришоним (Ран, Риф, Р. Хананэль, Рид, РОШ, Бейт-Йосеф, Тур) заменяют сердце в пассаже на пупок. Может быть, по животу можно увидеть дыхание? Или, возможно, разрабатывается версия, отвергнутая в Талмуде, что это как-то связано с народной эмбриологией – как формируется плод. Но, поскольку, все законодатели принимают как закон, что копать до ноздрей даже снизу, значит, главный признак жизни - дыхание. Так принято во всех классических кодексах.
- Талмуд, Мишна Оалот 1:6: Умирающий не оскверняет, пока не отлетит душа....Если отрублена голова, сразу оскверняет, хотя тело еще содрогается в конвульсиях, - это как дергание оторванного хвоста ящерицы. Это верно про человека, большая часть затылка, которого сломана, или спина переломлена как у рыбы, или с отрубленной головой, или перерубленного пополам в животе. Все они оскверняют, хотя двигаются.
- Представления о роли органов в Талмудический период сильно отличаются от современных. Так р. Элиезер и р. Иеошуа спорят, где вместилище интеллекта – в голове или сердце? ( Ялкут к Притчам, 929. )
Средний период
- Р. Цви Ашкенази (1658-1718), писавший под именем Хахам Цви, так описывает смерть (Респонса 77 о кошерности петуха без сердца): Дыхание, которое поднимается от сердца через легкие, может быть замечено, пока сердце работает. Ясно, что дыхание может быть лишь когда сердце работaет, так как из него дыхание и происходит. Ясно, что наличие жизни определяется у носа, потому что горячий воздух от сердца проходит в нос. Там она смешивается с холодным воздухом, необходимым для охлаждения сердца. А без биения сердца не будет и дыхания.... Все это факты, с которыми все согласны. Для перевода на современный язык неoбходима интерпретация, ведь Хахам Цви пользуется устаревшими представлениями о физиологии и анатомии.
- В 1772 году герцог Мекленбургский, принимая во внимание состояние медицины и множественные ошибки в определении смерти, так что даже люди делали гробы с колокольчиком, чтобы звонить изнутри, постановил хоронить не ранее, чем через 3 дня после смерти. Среди евреев Моше Мендельсон и его последователи были за, а традиционные раввины – против. ХИДДА (р. Хаим Иосеф Давид Азулаи , 1724-1806) в книге "Хаим шаал" (2:25 , после маленького "бет") из жанра респонса отвечает на вопрос, как же мы не боимся быстро хоронить, когда есть опасность ошибки? Да, мы хороним за 24 часа, а может он жив, как не раз случалось. Мы не считаемся с маловероятным случаем ... И если мы видим [принятые у нас в законе] признаки смерти, мы считаемся с тем, что написано в "Зоаре", что душа и тело страдают, и к ним прилипают дурные духи, что плохо им и другим людям (хотя можно задерживать похороны из почета к покойному). И когда налицо признаки, надо хоронить. А если раз из 10 000 и случилось, что он жив, мы не виноваты, а так постановили про него на небесах.
- Р. Моше Шрайбер, известный более под именем Хатам Софер, призвал в 1837 году к исконному еврейскому обычаю хоронить быстро; по поводу признаков смерти он пишет (ЙД 338): после того, как человек лежит как камень, и нет пульса, и после этого останавливается дыхание, мы считаем по святой Торе, что он мертв.
Современный период
- Мнение, что все дело в деятельности сердца. Данная система основана, видимо, на понимании Хахама Цви без скидок на устаревшую физиологию, и на Хатама Софера, понятого буквально. (Циц Элиезер= р. Э Вальденберг, Минхат Ицхак= Р. Ицхак Яаков Вайс). По этой точке зрения, получается, что пересадка сердца может оказаться убийством акцептора, так как из него вынимают бьющееся сердце! Не говоря уже о доноре. Постепенно они пришли все-таки к тому, что с точки зрения акцептора, можно принять. С точки зрения донора дело обстоит хуже, но, поскольку заграницей по их законам разрешают, можно там брать.
- Мнение, что вся жизнь в мозгу, поэтому пока не очевидно, что весь мозг разложился, остается возможность, что человек частично жив. Главным пропонентом этой идеи был р. Шломо Залман Ойербах. Источником может являтся необычайно растянутое толкование талмудического правила об отсутствии дыхания: «коли дыхания нет, наверное, весь мозг скоро помрет», хотя Талмуд видит отсуствие дыхание как признак немедленной смерти, а при этом часть мозга может вполне действовать. Другое место, где отрубили голову, тоже не соответствует, так как отрубили, но часть мозга еще жива. Не говоря уже о разрубании живота и затылка.
- Мнение р. Моше Файнштейна в Игрот Моше. Р. Моше Давид Тендлер, зять р. Файнштейна, сам крупный раввин, особенно по медицинской этике, а также профессор биологии, многократно брал своего тестя в больницы, смотреть на людей в умирающем состоянии. Кончилось тем, что РМДТ ввел понятие о мозговой смерти, и р. Файнштейн его поддержал. Тонкость, которую часто упускают в том, что зачастую под мозговой смертью разумеют прекращение деятельности высших отделов головного мозга, такую смерть не признают ни рТ, ни рФ. Они имели в виду необратимое прекращение деятельности мозгового ствола, а не высшего мозга. В таком состоянии не подается сигнал легочным мышцам, и невозможно самостоятельное дыхание. Более того, оно не происходит, так как теряется связь мозга и тела, как если бы был перерублен.
Текущий момент в Израиле
Раввинат поддержал точку зрения из Игрот Моше, и готовится законопороект, что мозговая смерть будет констатироваться комиссией из независимых от пересадки органов врачей, юристов и специально подготовленных прдсатвителей раввината для раввинского надзора.
Источники
- "Определение момемнта смерти", сборник статей на иврите из журнала Ассия при Институте Медицинской Этики при больнице Шаарей-Цедек
- Jewish Medical Ethics series (2 volumes) ditors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD, "Определение момента смерти" (англ)
- Раввин сказал: в морг