Кейлихис, Яков Иосифович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Eytil (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{Полуфабрикат}} | ||
+ | |||
{{Художник | {{Художник | ||
|фон = | |фон = | ||
Строка 30: | Строка 32: | ||
== Творчество (1908-1950) == | == Творчество (1908-1950) == | ||
- | [[Файл:Sabir Keylixis.jpg|thumb|200px|left|Памятник М.А.Сабира в Баку (1922 -1958). Железобетон, цемент. Скульптор Я. Кейлихис, архитектор Я.Сырыщев]]В [[1909]] Кейлихис открывает первую в [[Азербайджан|Азербайджане]] скульптурное училище - студию лепки и каменорезного дела, где преподавал лепку и теску камня и вел занятия по [[рисунок|рисунку]]. | + | [[Файл:Sabir Keylixis.jpg|thumb|200px|left|Памятник М.А.Сабира в Баку (1922 -1958). Железобетон, цемент. Скульптор Я. Кейлихис, архитектор Я.Сырыщев]]В [[1909]] Кейлихис открывает первую в [[Азербайджан|Азербайджане]] скульптурное училище - студию лепки и каменорезного дела, где преподавал лепку и теску камня и вел занятия по [[рисунок|рисунку]]. |
- | В [[1912 год]]у Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым жипописцем [[Бродский, Исаак Израилевич|Исааком Бродским]] и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей [[Бакинское художественное общество|Бакинского художественного общества]], которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане. В 1920 студия лепки и каменорезного дела Кейлихиса [[декрет]]ом [[Народный комиссариат просвещения РСФСР|Народного комиссариата просвещения]] [[Азербайджанская ССР|Азербайджанской ССР]] была закрыта, но на её базе был создан Азербайджанский Индустриальный институт, позднее переименованный в Институт нефти и химии (нынешняя [[Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия]]). При новом институте Кейлихис преподавал почти 30 лет ибыл избран заведующим скульптурного отделения. В | + | В [[1912 год]]у Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым жипописцем [[Бродский, Исаак Израилевич|Исааком Бродским]] и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей [[Бакинское художественное общество|Бакинского художественного общества]], которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане. В 1920 студия лепки и каменорезного дела Кейлихиса [[декрет]]ом [[Народный комиссариат просвещения РСФСР|Народного комиссариата просвещения]] [[Азербайджанская ССР|Азербайджанской ССР]] была закрыта, но на её базе был создан Азербайджанский Индустриальный институт, позднее переименованный в Институт нефти и химии (нынешняя [[Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия]]). При новом институте Кейлихис преподавал почти 30 лет ибыл избран заведующим скульптурного отделения. В С этого периода начинаются первые попытки включения скульптуры в архитектурные ансабли Баку. |
В [[1922 год]]у, к [[Коминтерн|I съезду народов Востока]], который состоялся в Баку, Кейлихис [[Памятник Мирза Алекпер Сабиру|создаёт скульптурный памятник]] азербайджанского поэта — сатирика [[Сабир, Мирза Алекпер|Мирза Алекбера Сабира]], который был установлен в сквере около Исмаилии (нынешнее здание Президиума [[Национальная академия наук Азербайджана|Национальной Академии Наук Азербайджана]]). Мало кому известен такой занимательный исторический факт, что памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском Востоке. В 1958 году памятник Сабира работы Кейлихиса был заменён на памятник работы [[Гарягды, Джалал Магеррам оглы|Джалала Гарягды]]. Яков Кейлихис в [[1934 год]]у снимал посмертную маску с азербайджанского поэта [[Джаббарлы, Джафар Кафар оглы|Джафара Джаббарлы]]. После кончины супруги Веры Алесковской в [[1939]], отошел от активной творческой деятельности, посвятив себя посвящает преподаванию. Был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «[[баухаус]]». В 1949 году за большую 40-летную плодотворную работу в стране получил звание [[Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР|заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР]]. | В [[1922 год]]у, к [[Коминтерн|I съезду народов Востока]], который состоялся в Баку, Кейлихис [[Памятник Мирза Алекпер Сабиру|создаёт скульптурный памятник]] азербайджанского поэта — сатирика [[Сабир, Мирза Алекпер|Мирза Алекбера Сабира]], который был установлен в сквере около Исмаилии (нынешнее здание Президиума [[Национальная академия наук Азербайджана|Национальной Академии Наук Азербайджана]]). Мало кому известен такой занимательный исторический факт, что памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском Востоке. В 1958 году памятник Сабира работы Кейлихиса был заменён на памятник работы [[Гарягды, Джалал Магеррам оглы|Джалала Гарягды]]. Яков Кейлихис в [[1934 год]]у снимал посмертную маску с азербайджанского поэта [[Джаббарлы, Джафар Кафар оглы|Джафара Джаббарлы]]. После кончины супруги Веры Алесковской в [[1939]], отошел от активной творческой деятельности, посвятив себя посвящает преподаванию. Был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «[[баухаус]]». В 1949 году за большую 40-летную плодотворную работу в стране получил звание [[Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР|заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР]]. |
Версия 16:05, 1 марта 2010
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Яков Иосифович Кейлихис | |
Файл:Keylixis1949.jpg | |
Дата рождения: |
1872 |
---|---|
Место рождения: |
Балта, Российская империя |
Дата смерти: |
1950 |
Место смерти: |
Баку, Азербайджанская ССР |
Национальность: | |
Гражданство: |
<!DOCTYPE html> Wikimedia FoundationErrorOur servers are currently experiencing a technical problem. This is probably temporary and should be fixed soon. Please try again in a few minutes. You may be able to get further information in the #wikipedia channel on the Freenode IRC network. The Wikimedia Foundation is a non-profit organisation which hosts some of the most popular sites on the Internet, including Wikipedia. It has a constant need to purchase new hardware. If you would like to help, please donate. If you report this error to the Wikimedia System Administrators, please include the details below.
Request: GET http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A8%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD:%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%90%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A1%D0%A1%D0%A0&action=edit&redlink=1&action=raw, from 109.74.196.34 via amssq43.esams.wikimedia.org (squid/2.7.STABLE7) to ()
Error: ERR_ACCESS_DENIED, errno [No Error] at Thu, 03 Mar 2011 17:47:04 GMT |
Жанр: |
Скульптура |
Стиль: |
Станковая скульптура |
Награды: |
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1949) |
Кейлихис, Яков Иосифович (р. 11 мая 1872, Балта, Российская империя — 1950, Баку, Азербайджанская ССР) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1949). Автор первого скульптурного памятника в Баку.
Содержание |
Жизнь и творчество до бакинского периода
Родился в 1872 году в городке Балта в многодетной еврейской купеческой семье Иосифа Кейлихиса. Через некоторое время, в связи с расширением бизнеса, Иосиф Кейлихис переезжает в Одессу. Уже в Одессе, с благословения отца, Яков Кейлихис поступает в Одесскую рисовальную школу, а затем в Одесское художественное училище. В Одесском художественном училище учиться в классе профессора из Флоренции Луиджи Йорини. Там же и выявилось склонность Кейлихиса к скульптурному жанру. За бюст императора Каракаллы на одесской выставке Яков Кейлихис получает бронзовую медаль. Затем поступает в Петербургскую Императорскую Академию художеств, благодаря успехам в учёбе, его направляют в Италию, во Флорентийскую Академию Художеств, к профессору Монти, в мастерской которого, после завершения стажировки, продолжает работать. Первая крупная работа Якова Кейлихиса экспонировалась на художественной выставке во Флоренции в 1897 году и изображала мальчика, поймавшего на морском берегу краба. После Флоренции Яков Кейлихис много путешествует по Европе, и в 1908 году вместе с семьей переезжает в Баку, переживавшего на заре ХХ века нефтяной бум.
Творчество (1908-1950)
В 1909 Кейлихис открывает первую в Азербайджане скульптурное училище - студию лепки и каменорезного дела, где преподавал лепку и теску камня и вел занятия по рисунку.
В 1912 году Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым жипописцем Исааком Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане. В 1920 студия лепки и каменорезного дела Кейлихиса декретом Народного комиссариата просвещения Азербайджанской ССР была закрыта, но на её базе был создан Азербайджанский Индустриальный институт, позднее переименованный в Институт нефти и химии (нынешняя Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия). При новом институте Кейлихис преподавал почти 30 лет ибыл избран заведующим скульптурного отделения. В С этого периода начинаются первые попытки включения скульптуры в архитектурные ансабли Баку.
В 1922 году, к I съезду народов Востока, который состоялся в Баку, Кейлихис создаёт скульптурный памятник азербайджанского поэта — сатирика Мирза Алекбера Сабира, который был установлен в сквере около Исмаилии (нынешнее здание Президиума Национальной Академии Наук Азербайджана). Мало кому известен такой занимательный исторический факт, что памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском Востоке. В 1958 году памятник Сабира работы Кейлихиса был заменён на памятник работы Джалала Гарягды. Яков Кейлихис в 1934 году снимал посмертную маску с азербайджанского поэта Джафара Джаббарлы. После кончины супруги Веры Алесковской в 1939, отошел от активной творческой деятельности, посвятив себя посвящает преподаванию. Был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «баухаус». В 1949 году за большую 40-летную плодотворную работу в стране получил звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР.
Скончался в 1950 году, в Баку. С самого своего приезда в Баку и до самой своей смерти в Яков Кейлихис не менял место проживания – жил улице Нижне-Приютской 129, квартира 21(впоследствии ул. Камо, а сейчас – ул. Рагимова). В этой же квартире затем прожил всю свою жизнь от рождения до смерти его единственный сын Борис Кейлихис с семьёй, а затем с рождения до отъезда из Баку его его единстенный внук Иосиф Кейлихис. Единственный его правнук назван в его память и он тоже Яков Иосифович Кейлихис.
Наследие
Многие азербайджанские архитекторы и скульпторы, чьим творчеством расцвели Баку и другие города Азербайджана, азы профессии осваивали с помощью Якова Иосифовича Кейхилиса. Под его руководством начал свою творческую деятельность первый азербайджанский скульптор Народный художник Азербайджана Ибрагим Кулиев, которого Кейхилис называл Радиком.
См. также
- Кулиев, Ибрагим Али оглы
- Гарягды, Джалал Магеррам оглы
Источники
- Д.Г. Новрузова. Монументальная скульптура Советского Азербайджана, Баку, 1960.
- Большая советская энциклопедия, Москва, 1971.
- Большая Художественная Энциклопедия, Москва, 2008.
- И. Кейлихис. «Кейлихис Яков Иосифович - скульптор, патриарх азербайджанской скульптуры и архитектуры», Тель-Авив, 2007.
- «Кейлихес и правда жизни», газета «Новости Недели», Тель Авив, 2007.
Ссылки
- Кейлихис (Кейхилис) Яков Израилевич
- Кейлихис, фото, работы, семьяУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.