Катастрофа европейского еврейства

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Холокост в Северной Африке)
(Помощь евреям)
Строка 432: Строка 432:
В [[Нидерланды|Нидерландах]], [[Норвегия|Норвегии]], [[Бельгия|Бельгии]] и [[Франция|Франции]] подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В [[Дания|Дании]], после предупреждения немецкого военного атташе [[Дуквиц, Георг Фердинанд|Дуквица]], простые датчане переправили на рыбацких лодках в [[Швеция|Швецию]] 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев.
В [[Нидерланды|Нидерландах]], [[Норвегия|Норвегии]], [[Бельгия|Бельгии]] и [[Франция|Франции]] подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В [[Дания|Дании]], после предупреждения немецкого военного атташе [[Дуквиц, Георг Фердинанд|Дуквица]], простые датчане переправили на рыбацких лодках в [[Швеция|Швецию]] 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев.
-
Сопротивление нацистам оказали болгары<ref>http://shoa.com.ua/php/content/view/39/9</ref>. [[Болгария]], попавшая к этому времени в международную изоляцию, была вынуждена стать союзником Германии. Но когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев (их было около 50 000), поднялась вся общественность. [[Демократия|Демократы]], [[Коммунизм|коммунисты]], общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом встали на защиту евреев—граждан Болгарии. Царь [[Борис III]] неоднократно саботировал соответствующие указания Германии. Евреи были высланы из столицы в провинцию, чтобы{{нет АИ|18|11|2009}} скрыть их от глаз немцев. В результате удалось спасти около 50 000 человек. Не удалось спасти 11 343 человека — евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии. В Израиле в 1996 году состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев.
+
Сопротивление нацистам оказали болгары<ref>http://shoa.com.ua/php/content/view/39/9</ref>. [[Болгария]], попавшая к этому времени в международную изоляцию, была вынуждена стать союзником Германии. Но когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев (их было около 50 000), поднялась вся общественность. [[Демократия|Демократы]], [[Коммунизм|коммунисты]], общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом встали на защиту евреев—граждан Болгарии. Царь [[Борис III]] неоднократно саботировал соответствующие указания Германии. Евреи были высланы из столицы в провинцию, чтобы скрыть их от глаз немцев {{нет АИ|18|11|2009}}. В результате удалось спасти около 50 000 человек. Не удалось спасти 11 343 человека — евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии. В Израиле в 1996 году состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев.
[[Новейшая история Италии|Итальянские]] военные и гражданские власти в 1942-43 годах также отказывались помогать в осуществении отправки евреев из оккупированных Италией областей Югославии и Франции в лагеря смерти.
[[Новейшая история Италии|Итальянские]] военные и гражданские власти в 1942-43 годах также отказывались помогать в осуществении отправки евреев из оккупированных Италией областей Югославии и Франции в лагеря смерти.

Версия 18:54, 20 февраля 2010

Шаблон:ДублирующаяШаблон:Редактору-просьба-разделить

Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р
Национал-социализм
Основные понятия
Диктатура · Вождизм · Правая идеология · Шовинизм · Нацистская расовая политика · Милитаризм · Антидемократизм
Идеология
Фёлькише бевегунг · 25 пунктов · «Моя борьба» · Недочеловек · Нюрнбергские расовые законы · Расовая теория Гюнтера · Расовая политика
История
Третий рейх · Ночь длинных ножей · Хрустальная ночь · Вторая мировая война · Холокост · Катастрофа европейского еврейства · Нюрнбергский процесс
Персоналии
Адольф Гитлер · Ференц Салаши · Корнелиу Зеля Кодряну · Константин Родзаевский · Анте Павелич · Шарль Моррас · Видкун Квислинг
Организации
НСДАП · СА · СС · Национал-соц. водительский корпус . Гитлерюгенд . Национал-соц. студенческий союз . Национал-соц. женская организация . Германский женский союз . Германский трудовой фронт . Зимняя помощь · Национал-социалистическая народная благотворительность (НСВ) · Сила через радость · Вера и красота · Национал-соц. союз помощи жертвам войны . Национал-соц. союз врачей . Национал-соц. союз учителей . Национал-соц. союз юристов . Вервольф
Нацистские партии и движения
Скрещенные стрелы (Венгрия) · Железная Гвардия (Румыния) · Усташи (Хорватия) · Аксьон Франсэз (Франция) · Фламандский национальный союз (Бельгия) · Национал-социалистическое движение (Нидерланды) · Национальное единение (Норвегия)
Родственные понятия
Военный фашизм · Антифашизм · Антикоммунизм · Неонацизм · Интегральный национализм · Независимое государство Хорватия · Нацистский оккультизм
Портал:Политика   п·о·р 

Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам[1][2].

Английское слово «holocaust» заимствовано из латинской Библии (где используется в латинизированной форме holocaustum наряду с holocau(s)toma и holocaustosis), а там оно происходит из греческих также библейских форм ὁλόκαυ(σ)τος, ὁλόκαυ(σ)τον «сжигаемый целиком», «всесожжение, жертва всесожжения», ὁλοκαύτωμα «жертва всесожжения», ὁλοκαύτωσις «принесение жертвы всесожжения»; в русском языке употреблялось в формах «олокауст» и «олокаустум» («Геннадиевская Библия» 1499 г.), в «Письмовнике» Курганова (XVIII век) употреблена форма голокость с толкованием «жертва, всесожжение».

В английском термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) — с 1942 года. Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.

В современном английском с прописной буквы слово «Holocaust» пишется в значении истребления евреев нацистами, а со строчной (holocaust) в других случаях. В русском языке слово «холокост», как обозначающее понятие, не являющееся именем собственным, пишется со строчной буквы[3].

Файл:Children in the Holocaust concentration camp liberated by Red Army.jpg
Малолетние узники немецкого концлагеря, освобождённые советскими войсками

Шоа́ (ивр. שׁוֹאָה‎ — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет (наряду с термином «Катастрофа европейского еврейства») собой менее корректный термин «Холокост». В 2005 г. в интервью Би-би-си Эли Визель заявил, что отказывается от употребления слова «Холокост» по отношению к евреям. На идише используется термин «дритер хурбм» (идиш דריטער חורבן — третье разрушение, специфически катастрофические события в истории еврейского народа, начиная с разрушения Первого и Второго Иерусалимских храмов).

Содержание

Отличительные черты Шоа

  1. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы[4] и около трети еврейского населения мира[1]. Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков (не включая военные потери и потери от истребления литовскими и украинскими коллаборационистами) составили 10 %[5], подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные (при потере трудоспособности на срок более 5 лет — см. Программа умерщвления Т-4), погибли около 3 миллионов[6] советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д.
  2. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.
  3. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
  4. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами Холокоста.

Жертвы Шоа

Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Из общего числа погибших значительная часть была уничтожена на территории СССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших как о неких «советских гражданах», замалчивая их происхождение.

Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1.2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Попытка установить точное число жертв «окончательного решения» сопряжена с чрезвычайными трудностями как из-за отсутствия проверенных данных о масштабах геноцида на ряде территорий (особенно Восточной Европы), так и по причине различного определения границ государств и понятия «гражданство».

Даже при определении числа жертв Освенцима, где вёлся частичный учёт узников, называются разные цифры: четыре миллиона (Нюрнбергский процесс главных военных преступников, 1946); два-три миллиона (по данным лагерных эсэсовцев П. Броада и Ф. Энтресса); 3,8 млн (чехословацкие учёные О. Краус и Э. Кулька); один миллион (Р. Хильберг); два миллиона (Люси Давидович, М. Гилберт); 1,1-1,5 млн (Ф. Пипер, Польша); 1,4-1,5 млн (Г. Уэллерс, США, И. Бауэр, Израиль).

Тем более невозможно установить число жертв массовых казней, охватывавших, наряду с местным еврейским населением, множество жителей-неевреев. Меры секретности, предпринятые в ходе реализации «окончательного решения», недостаток статистических данных (например, о количестве евреев, погибших во время бегства с оккупированных территорий, или евреев-военнопленных, убитых по расовым мотивам), а также многолетнее замалчивание Катастрофы европейского еврейства в СССР усложняют уточнение его общих масштабов.

Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 г. Всемирным еврейским конгрессом, привело к выводу, что число погибших в Катастрофе составляет шесть миллионов человек; это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников, процесса Эйхмана и признано большинством участников Международного совещания учёных по вопросам статистики Катастрофы (Париж, 1987), где обсуждались цифры от 4,2 млн (по Г. Рейтлингеру) до шести миллионов (по М. Маррусу и другим).

Л. Поляков приводит германские данные времен войны, на основании которых, с учётом демографических последствий расовой политики нацистов (падение рождаемости преследуемых евреев и уничтожение детей), он оценивает общие потери еврейского народа примерно в восемь миллионов. Немецкий учёный Р. Руммель в 1992 году опубликовал демографическое исследование, в котором оценил число погибших евреев от 4 млн 204 тыс. до семи миллионов, считая наиболее вероятной цифру 5 млн 563 тыс. По подсчёту Я. Робинзона погибло около 5 млн 821 тыс. евреев.

Рауль Хильберг определяет число погибших в 5,1 млн человек («Уничтожение европейского еврейства», 1961). Эти подсчёты не принимают во внимание данных о смерти среди бывших узников лагерей в первое время после освобождения, хотя несомненно, что многие из них погибли вследствие перенесённых мук и болезней, приобретённых в лагерях.[7]

Статистика

Уничтожение евреев в странах Европы по данным справочника «СС в действии»:[8]

Страна Еврейское население на сентябрь 1939 Уничтожено гитлеровцами То же в %
Польша 3300000 2800000 85,00
СССР (оккупированные районы) 2100000 1500000 71,40
Румыния 850000 425000 50,00
Венгрия 404000 200000 49,50
Чехословакия 315000 260000 82,54
Франция 300000 90000 30,00
Германия 210000 170000 80,95
Литва 150000 135000 90,00
Голландия 150000 90000 60,00
Латвия 95000 85000 89,47
Бельгия 90000 40000 44,44
Греция 75000 60000 80,00
Югославия 75000 55000 73,33
Австрия 60000 40000 66,67
Италия 57000 15000 26,32
Болгария 50000 7000 14,00
Другие страны (Дания, Эстония, Люксембург, Норвегия…) 20000 6000 30,00
Итого 8301000 5978000 72,00

Оценка разными историками численности жертв по странам:[9]

Страна Райтлингер Хильберг Гутман и Розетт Бенц
Польша 2 350 000 — 2600000 3 000 000 2 900 000 — 3000000 2 700 000
СССР 700 000 — 750 000 900 000 1 211 000 — 1 316 500 2 100 000
Венгрия 180 000 — 200 000 ~ 180 000 550 000 — 569 000 550 000
Румыния 200 000 — 220 000 270 000 271 000 — 287 000 211 214
Германия 160 000 — 180 000 ~ 120 000 134 500 — 141 000 160 000
Чехословакия 233 000 — 243 000 260 000 146 150 — 149 150 143 000
Нидерланды 104 000 ~ 100 000 100 000 102 000
Франция 60 000 — 65 000 75 000 77 320 76 134
Австрия 60 000 ~ 50 000 50 000 65 459
Югославия 58 000 60 000 56 200 — 63 300 60 000 — 65 000
Греция 57 200 60 000 60 000 — 67 000 59 185
Бельгия 25 000 — 28 000 24 000 28 900 28 518
Италия 8 500 — 9 500 10 000 7 680 6 513
Люксембург 3000 ~ 1000 1950 1200
Норвегия ~ 1000 762 762 758
Дания ~ 100 60 60 116
Всего: 4 578 800 5 109 822 5 859 622 6 269 097

Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы.[10][11] Это число фигурировало в слушаниях на Нюрнбергском процессе. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории СССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.

Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Попытка установить точное число жертв «окончательного решения» сопряжена с чрезвычайными трудностями как из-за отсутствия проверенных данных о масштабах геноцида на ряде территорий (особенно Восточной Европы), так и по причине различного определения границ государств и понятия «гражданство».

Даже при определении числа жертв Освенцима, где вёлся частичный учёт узников, называются разные цифры: четыре миллиона (Нюрнбергский процесс главных военных преступников, 1946);[11] два-три миллиона (по данным лагерных эсэсовцев П. Броада и Ф. Энтресса); 3,8 млн (чехословацкие учёные О. Краус и Э. Кулька); один миллион (Р. Хильберг); два миллиона (Люси Давидович, М. Гилберт); 1,1-1,5 млн (Ф. Пипер, Польша); 1,4-1,5 млн. (Г. Уэллерс, США, И. Бауэр, Израиль).

Тем более невозможно установить число жертв массовых казней, охватывавших, наряду с местным еврейским населением, множество жителей-неевреев. Меры секретности, предпринятые в ходе реализации «окончательного решения», недостаток статистических данных (например, о количестве евреев, погибших во время бегства с оккупированных территорий, или евреев-военнопленных, убитых по расовым мотивам), а также многолетнее замалчивание Катастрофы европейского еврейства в СССР усложняют уточнение его общих масштабов.

Сравнение численности евреев в странах Европы до и после войны, проведённое в 1949 г. Всемирным еврейским конгрессом, привело к выводу, что число погибших в Катастрофе составляет шесть миллионов человек; это число закреплено в приговорах Нюрнбергского процесса главных военных преступников,[11] процесса Эйхмана и признано большинством участников Международного совещания учёных по вопросам статистики Катастрофы (Париж, 1987), где обсуждались цифры от 4,2 млн. (по Г. Рейтлингеру) до шести миллионов (по М. Маррусу и другим).

Л. Поляков приводит германские данные времен войны, на основании которых, с учётом демографических последствий расовой политики нацистов (падение рождаемости преследуемых евреев и уничтожение детей), он оценивает общие потери еврейского народа примерно в восемь миллионов. Немецкий учёный Р. Руммель в 1992 году опубликовал демографическое исследование, в котором оценил число погибших евреев от 4 млн. 204 тыс. до семи миллионов, считая наиболее вероятной цифру 5 млн. 563 тыс. По подсчёту Я. Робинзона погибло около 5 млн. 821 тыс. евреев.

Рауль Хильберг определяет число погибших в 5,1 млн человек («Уничтожение европейского еврейства», 1961). Эти подсчёты не принимают во внимание данных о смерти среди бывших узников лагерей в первое время после освобождения, хотя несомненно, что многие из них погибли вследствие перенесённых мук и болезней, приобретённых в лагерях.[12]

Положение евреев в Германии в 1933—1939 годах

Положение евреев в Германии в 1933—1939 годах

См. также статью: Еврейские беженцы

Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президента Израиля), «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».[13] Практика запрета большинства западных стран на въезд еврейских беженцев отражала глобальный климат протекционизма с оттенком ксенофобии и откровенного антисемитизма. Международная конференция по беженцам в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. Кроме Доминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину.

Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

В 1933—1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.

В начале 1939 года Гитлер поручил «ответственному за 4-летний план» Герману Герингу подготовить меры по выселению евреев Германии. Начало Второй мировой войны не только увеличило их количество (после присоединения к Германии западной Польши), но и осложнило пути для легальной эмиграции.

В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

Положение евреев во время войны

Гетто

С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.

В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.

На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

Исследователь Соломон Шварц, автор вышедшей в 1966 году в Нью-Йорке книги «Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны»[14], доказывал, что в СССР ничего не было сделано для своевременной эвакуации и спасения евреев от фашистов[15].


Массовые расстрелы
Основная статья: Холокост в СССР

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами (нем. Einsatzgruppen) СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

Первая массовая акция произошла 24 июня 1941 года: члены зондеркомманды «Тильзит», состоявшей из полицейских Восточной Пруссии, расстреляли около 100 евреев в литовском местечке Кретинга.[16]

Уже в конце июля 1941 г. в Каунасе были убиты немцами и их литовскими пособниками тысячи евреев; из 60 тыс. евреев Вильнюса около 45 тыс. погибли в ходе массовых расстрелов в оврагах около Понар, продолжавшихся до конца 1941 г. Волна убийств прокатилась по всей Литве. К началу 1942 г. остатки еврейских общин сохранялись лишь в городах Каунас, Вильнюс, Шяуляй и Швенчис.

В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено всё еврейское население провинциальных городов; сохранились лишь общины Даугавпилса, Риги и Лиепаи. Из тридцати трёх тысяч евреев Риги двадцать семь тысяч были убиты в конце ноября — начале декабря 1941 г. Примерно тогда же были истреблены евреи Даугавпилса и Лиепаи.

Значительной части немногочисленного еврейского населения Эстонии, насчитывавшего в 1940 году примерно 4,5 тыс. человек, удалось избежать гибели. Так 14 июня 1941 года, всего за 8 дней до войны, примерно 500 евреев вместе с 10 тыс. эстонцев были депортированы органами НКВД в Сибирь, около 500 еврейских мужчин были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны. Из оставшихся в Эстонии 3,5 тыс. евреев только около 950 человек не смогли или не захотели эвакуироваться, помня жестокость сотрудников советских силовых структур, проявленную в ходе недавней депортации, и наивно полагались на гуманизм немецких оккупационных властей. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться во внутренние регионы Советского Союза, чему способствовал тот факт, что немцы заняли Таллин только 28 августа 1941. 929 оставшихся в Эстонии евреев были сконцентрированы в лагере под Таллином и расстреляны ещё до конца 1941 года силами прибывшей из Риги Зондеркоманды 1a (в составе Айнзатцгруппы A) под руководством штандартенфюрера СС Мартина Зандбергера. Расстрелы происходили в Таллине, Тарту и Пярну, в некоторых из них принимали участие и члены эстонской военизированной организации «Омакайтсе». Эстония была первой и единственной страной Европы, ставшей «свободной от евреев» (нем. «Judenfrei»), о чём было доложено в Берлин в феврале 1942 года. Всего в Эстонии погибло 963 еврея, в том числе 929 эстонских евреев.[17]

В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. 27 июня 1941 г. в Белостоке были убиты две тысячи евреев, а спустя несколько дней — ещё несколько тысяч. В течение пяти дней около 80 тыс. евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто (создано 20 июля 1941 г.). До начала зимы свыше 50 тыс. человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилёва. Двенадцать из двадцати трёх гетто, созданных в Белоруссии и в оккупированных частях РСФСР (главным образом в Смоленской области), были ликвидированы до конца 1941 г., а ещё шесть — в первые месяцы 1942 г.

На Западной Украине немцы и местное население устроили погромы уже в конце июня — начале июля 1941 г. Во Львове 30 июня — 3 июля было убито четыре тысячи евреев, а 25—27 июля — около двух тысяч. Спустя несколько дней после захвата немцами Луцка там было убито две тысячи евреев; из двадцати семи тысяч евреев Ровно двадцать одна тысяча была убита в ноябре 1941 г.

Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев, попали в руки нацистов и разделили участь еврейского населения восточноевропейских областей (см., например, Бабий Яр в Киеве, Богдановка в Николаевской области, Дробицкий яр в Харькове). Наступление немецких войск на восток и оккупация ими обширных территорий СССР привели к тому, что под власть нацистов попала часть евреев, сумевших эвакуироваться из западных районов страны в начале военных действий. Их постигла общая участь еврейского населения оккупированных территорий (например, в 1942 г. на Кубани). Многие общины Украины были уничтожены бесследно. Из семидесяти еврейских центров довоенной Украины, судьба которых известна, 43 были уничтожены ещё в 1941 г., а остальные — до середины 1942 г.

После занятия немцами в конце октября 1941 г. почти всего Крыма было убито при активном содействии местного населения около пяти тысяч крымских евреев (Крымчаки) и ещё около восемнадцати тысяч еврейских жителей[12]. [2]

В оккупированных Псковской, Смоленской и Брянской областях РСФСР во всех местах со сколько-нибудь значительной концентрацией еврейского населения были созданы гетто и лишь затем начались массовые расстрелы. В Ленинградской и Новгородской областях, на Северном Кавказе и в Крыму (за небольшим исключением) уничтожение еврейского населения проводилось сразу же после захвата населенных пунктов и евреи перед расстрелом концентрировались в определенных зданиях лишь на несколько часов или дней. Однако в Калужской и Калининской областях в результате контрнаступления под Москвой в нескольких населенных пунктах оккупанты не успели уничтожить еврейское население.

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 г. после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 г. произошло массовое убийство евреев Ростова-на Дону в Змиевской балке. Всего на территории трех автономных республик, двух краев и трех областей РСФСР, оккупированных летом-осенью 1942 г., погибло около 70 000 евреев.[18]

«Окончательное решение еврейского вопроса»

31 июля 1941 года Герман Геринг подписал приказ о назначении главы РСХА Рейнхарда Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса».

В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии в гетто Польши, Прибалтики и Белоруссии.

В январе 1942 года на Ванзейской конференции была одобрена программа «окончательного решения еврейского вопроса». Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в XX веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались лагеря смерти, которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших. Места для строительства первых из них (Хелмно и Белжец) были выбраны ещё в октябре 1941 г. Уничтожение евреев Польши получило название «Операция Рейнхард» в честь убитого в мае 1942 г. в Праге Рейнхарда Гейдриха.

В начале декабря 1941 г. лагерь смерти в Хелмно начал функционировать. Там евреев убивали угарным газом, который вырабатывали огромные дизельные двигатели, закачивавшие его в газовые камеры.

В июле 1942 г. начались массовые депортации из гетто Варшавы (самого крупного из всех созданных) в лагерь смерти Треблинка. До 13 сентября 1942 г. были депортированы или погибли в гетто 300 тыс. евреев Варшавы.

В гетто города Лодзь содержалось до 160 000 евреев. Это гетто было уничтожено постепенно: первая волна депортаций в Хелмно происходила между январём и маем 1942 года (55 тыс. евреев Лодзи и провинциальных городков Калишского района), затем ряд последующих депортаций в Хелмно и другие лагеря, а 1 сентября 1944 года оно было окончательно ликвидировано. Еврейское население Люблина было отправлено в лагерь уничтожения Белжец. В ходе акции 17 марта — 14 апреля 1942 г. были отправлены на смерть 37 тыс. евреев, а четыре тысячи оставшихся были сконцентрированы в гетто Майдан-Татарский на окраине города. В марте 1942 г. в Белжец были переведены евреи из всего Люблинского воеводства; начали прибывать также поезда с жертвами из Западной Украины. Из Львова в марте 1942 г. были отправлены в Белжец около 15 тыс. евреев, а в августе — еще 50 тыс.

Из Кракова в июне и октябре 1942 г. большинство евреев было отправлено в Белжец; в марте 1943 г. около шести тысяч из остававшихся там евреев были переведены в рабочий лагерь в пригороде Кракова Плашув, а около трёх тысяч — в Освенцим. В сентябре 1942 г. большинство евреев Радома, Кельце, Ченстоховы и других городов Восточной Польши было отправлено в Треблинку. Из 300 тыс. евреев Радомского района в конце 1942 г. оставалось в живых лишь около 30 тыс.

В 1942 г. было уничтожено большинство евреев Восточной и Центральной Европы и значительная часть евреев Западной Европы. Успешное наступление советской армии на ряде фронтов в 1943 г., изменение ситуации после Сталинградской битвы и поражения армии Роммеля под Эль-Аламейном повлекли за собой ускорение темпов расправы нацистов над евреями.

Быстрое продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершённых в них преступлений. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов[12]. [3]

Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы (так, например, после подавления восстания в вильнюсском гетто последние несколько тысяч евреев были 23 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии); началась массовая отправка еврейского населения из Италии, Норвегии, Франции, Бельгии, Словакии и Греции в Освенцим, продолжавшаяся до октября 1944 г. К уничтожению евреев Венгрии приступили уже после того, как советские войска завладели восточными областями этой страны[12]. [4]

Холокост в Северной Африке

С 1940 по 1942 годы французская Северная Африка (Алжир и Тунис) находилась под контролем коллаборационистского правительства Виши. В Алжире и Тунисе евреев сразу же начали преследовать в точности так, как это происходило в оккупированной нацистами Европе — лишили гражданских прав и возможностей заработка, заставили прикрепить к одежде жёлтые звезды, создали юденраты, погнали на принудительные работы, загнали в концентрационные лагеря и гетто, наложили контрибуции, начали готовить к депортации в лагеря смерти.

После высадки англо-американских войск в Марокко и Алжире 9 ноября 1942 года немецкие войска оккупировали Тунис и уже 9 ноября евреи Туниса были мобилизованы на работу и отправлены в рабочие лагеря. С них потребовали большие денежные контрибуции, приказали надеть жёлтые звезды Давида. Был создан юденрат. Зондеркоманда «Египет» приступила к уничтожению евреев. Около двух тысяч тунисских евреев было убито или отправлено в лагеря смерти.

Хотя потери евреев Северной Африки несравнимы с потерями европейского еврейства (там погибло около пяти тысяч человек), однако их тоже считают жертвами Катастрофы.[19]

Конец войны

По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943-45 гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943-44 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определённый момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп (смотри статью Кровь за товары).

На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых.[20] [12]

«

Я указал ему на то, что за границей ходят слухи о том, что евреев в Польше истребляют. Я указал на то, что со стороны папы последовало заявление, адресованное словацкому правительству. Я указал на то, что такие действия, если они действительно имели место, могут повредить нашему престижу, то есть престижу Германии. По всем этим причинам я просил его допустить осмотр. После продолжительной дискуссии Эйхман заявил мне, что он ни при каких обстоятельствах не может разрешить посещение польских гетто. На мой вопрос «почему?» он ответил, что большей части евреев уже нет в живых. Когда я спросил его, кто отдал такой приказ, он сказал мне, что это приказ Гиммлера. После этого я просил его, чтобы он показал мне этот приказ, - потому что я не мог представить себе, что действительно существует такой письменный приказ.
Вопрос: Расскажите об обстоятельствах издания и содержании приказа.
Ответ: Эйхман сказал мне, что он может показать мне этот письменный приказ, если это беспокоит мою совесть. Он достал из своего сейфа маленькую папку, которую он перелистал, и показал мне письмо Гиммлера начальнику полиции безопасности и СД. В этом письме было написано приблизительно следующее:
«Фюрер приказал разрешить окончательно еврейский вопрос. Разрешение этого вопроса поручается начальнику полиции безопасности и СД и инспектору по концентрационным лагерям. Это так называемое окончательное решение не распространяется пока на работоспособных евреев мужского и женского пола, которые должны использоваться для работы в концентрационных лагерях». Этот приказ был подписан самим Гиммлером. Тут не может быть ошибки, так как я точно знаю подпись Гиммлера.
Вопрос: Кому был адресован этот приказ?
Ответ: Начальнику полиции безопасности и СД, это значит в аппарат начальника полиции безопасности и СД.
Вопрос: Был ли он адресован еще кому-либо?
Ответ: Да, инспектору концентрационных лагерей. Этим двум учреждениям был адресован приказ.
Вопрос: Был ли на этом приказе какой-либо гриф секретности?
Ответ: Это был совершенно секретный приказ.
Вопрос: Когда он был, примерно, издан?
Ответ: Этот приказ был издан, примерно, в апреле 1942 года.
Вопрос: Кем он был подписан?
Ответ: Гиммлером лично.
Вопрос: И вы лично ознакомились с этим приказом в отделе Эйхмана?
Ответ: Да. Эйхман подал мне этот документ, и я сам видел этот приказ.
Вопрос: Задавали ли вы какие-нибудь вопросы относительно значения слов «окончательное решение», которые имелись в приказе?
Ответ: Эйхман пояснил мне смысл этого выражения. Он сказал, что за словами «окончательное решение» скрывается физическое уничтожение еврейской расы в восточных областях. И в более поздних дискуссиях на эту тему это выражение «окончательное решение» постоянно употреблялось.
Вопрос: Когда вы в последний раз видели Эйхмана?
Ответ: В последний раз я видел Эйхмана в конце февраля 1945 года в Берлине. Он сказал тогда, что если война будет проиграна, то он покончит жизнь самоубийством.
Вопрос: Называл ли он тогда общее число евреев, которые были убиты?

Ответ: Да, он высказался тогда очень цинично. Он сказал, что он с улыбкой прыгнет в могилу, так как он с особым удовлетворением сознает, что на его совести около 5 млн человек.
из показаний Дитера Вислицени на Нюрнбергском процессе [21]
»

[5]

«

Здесь я буду говорить с вами совершенно откровенно об особенно трудной главе… Между собой мы будем говорить открыто, хотя никогда не сделаем этого публично… Я имею в виду изгнание евреев, уничтожение еврейского народа…

Лишь немногие из присутствующих знают, что это значит, когда лежит груда трупов, — сто, пятьсот, тысяча трупов… Выдержать все это и сохранить порядочность, — вот что закалило наш характер. Это славная страница нашей истории, которая никогда не была написана и никогда не будет написана.
из речи Генриха Гиммлера в Познани 4 октября 1943 г. перед офицерами СС [22]
»

Сопротивление и Праведники мира

Холокост и местное нееврейское население

Роль местного нееврейского населения оккупированных Германией территорий в процессе холокоста была неоднозначной. Тысячи местных жителей служили в вспомогательной полиции, созданной оккупантами и принимали участие в охране гетто, конвоировании евреев к месту убийств и в самих убийствах. Местная полиция осуществляла отправку евреев в лагеря смерти на территориях, контролируемых режимом Виши во Франции, в Словакии, в Венгрии. Многие местные жители доносили оккупантам на скрывающихся евреев. Многие местные жители присваивали себе имущество убитых евреев, вселялись в их жилища. Наконец, были случаи, когда местные жители сами расправлялись с евреями, без непосредственного участия оккупантов (см. статьи Холокост во Львове, Холокост в Литве, Погром в Едвабне). В Хорватии убийства евреев также осуществлялись без непосредственного немецкого участия (см. статью Усташи).

В то же время немало местных жителей-неевреев спасали евреев, рискуя свободой и жизнью (см. Праведники мира)

Юденраты и еврейская полиция

Основные статьи: Юденрат, Еврейская полиция

По инициативе немецких оккупационных властей в каждом гетто на оккупированных территориях создавались еврейские административные органы самоуправления — юденраты (нем. Judenrat) — «еврейские советы». Отдельный юденрат мог отвечать за определенное гетто, отдельную территорию, регион или даже за целую страну. В полномочия юденратов входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденраты активно сотрудничали с немецкими властями, стараясь завоевать авторитет и показать свою значимость для «дела» Германии и тем самым спасти как можно больше евреев. В частности, глава юденрата Лодзинского гетто Хаим Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь, призывая отдать на смерть детей гетто, якобы ради того, чтобы этой ценой спасти всё гетто. Только массовые отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году развеяли иллюзии членов юденратов (так, покончил с собой глава варшавского юденрата Адам Черняков).

Юденратам подчинялась еврейская полиция. Главой еврейской полиции обычно был один из членов юденрата. Комплектование еврейской полиции происходило при участии немцев и руководителей юденратов. Обычно еврейская полиция оружия не имела — членам полиции разрешалось носить резиновые дубинки. Однако некоторые еврейские полицейские были вооружены.

Функции еврейской полиции можно разделить на три типа:

  1. выполнение немецких приказов, полученных через юденрат или непосредственно от оккупационных властей;
  2. выполнение распоряжений юденрата в связи с его мероприятиями: сбор контрибуций.
  3. охрана улиц гетто, охрана входа и выхода из гетто.

Иногда еврейские полицейские принимали участие в расстрелах евреев. 27 октября 1942 года 7 членов еврейской полиции под руководством начальника еврейской полиции Вильнюсского гетто С. Деслера в Ошмянах (Белоруссия) участвовали в массовом убийстве 406 человек.[23] Еврейские полицейские Вильнюсского гетто сопровождали колонны евреев в Панеряй к месту массовых убийств. Также в Вильнюсском гетто в 1942 году еврейской полицией было повешено 6 евреев за уголовные преступления.[23]

Несмотря на то, что еврейская полиция помогала нацистам в уничтожении других евреев, многие (но не все) её члены в конце концов разделили судьбу других жертв холокоста.

Сопротивление самих евреев

Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить (см. Юденрат, Еврейская полиция).

Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания: наиболее известны восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года, а также восстание в лагере уничтожения «Собибор» — единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Активным центром сопротивления было Минское гетто. Гетто в Белостоке (польск. Bialystok, ныне Польша), содержавшее вначале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем.

Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в Шоа — те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители (неевреи, названные «Праведниками мира», спасли от гибели десятки тысяч евреев); те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан воевали 30 тысяч евреев — число выживших белорусских евреев с этой цифрой почти совпадает. Известен еврейский партизанский отряд имени Калинина, созданный братьями Бельскими. Евреи воевали также в партизанских отрядах в Литве и на Северной Украине.

Помощь евреям

Основная статья: Праведники мира
Файл:Righteous.jpg
Аллея праведников мира в Белоруссии

В Польше было казнено свыше 2 000 человек, спасавших или помогавших евреям.[24]. Польское правительство в изгнании создало специальное подпольное агентство Жегота польск. Żegota (Совет помощи евреям на оккупированной территории Польши) (1942—1945), чтобы организовать спасение евреев. Во главе его стояла Зофия Козак-Щуцька[25]

В Нидерландах, Норвегии, Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В Дании, после предупреждения немецкого военного атташе Дуквица, простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовали против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев.

Сопротивление нацистам оказали болгары[26]. Болгария, попавшая к этому времени в международную изоляцию, была вынуждена стать союзником Германии. Но когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев (их было около 50 000), поднялась вся общественность. Демократы, коммунисты, общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом встали на защиту евреев—граждан Болгарии. Царь Борис III неоднократно саботировал соответствующие указания Германии. Евреи были высланы из столицы в провинцию, чтобы скрыть их от глаз немцев . В результате удалось спасти около 50 000 человек. Не удалось спасти 11 343 человека — евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии. В Израиле в 1996 году состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев.

Итальянские военные и гражданские власти в 1942-43 годах также отказывались помогать в осуществении отправки евреев из оккупированных Италией областей Югославии и Франции в лагеря смерти.

Несмотря на жёсткую антисемитскую политику нацистов, в Германии периодически раздавались голоса протеста против преследования евреев. Крупнейшим спонтанным выступлением против антисемитской политики стала демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27-28 февраля 1943 года этнических немцев — супругов и других родственников евреев, которым грозила отправка в лагеря. Во избежание скандала гауляйтер Берлина Геббельс распорядился освободить родственников демонстрантов, числом около 2000 человек, и направить их на принудительные работы в Берлине (почти все они дожили до конца войны).

В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен, спасший тысячи евреев из лагеря Плашув (польск. Plaszow), устроив их работать на свою фабрику.

Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных — Аристидес Соуса Мендес (Aristides Sousa Mendes, Португалия), Семпо Сугихара (Sempo Sugihara, Япония) и Пауль Грунингер (Paul Gruninger, Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз[27]. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев — это, вероятно, Рауль Валленберг из Швеции, спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбами и пропал без вести.[28] Лишь в 2006 году стало широко известно имя сальвадорского дипломата — полковника Хосе Артуро Кастельяноса, выдавшего около 40 тысяч фальшивых документов о сальвадорском гражданстве европейским евреям (в основном из Венгрии), что позволило спасти более 25 тысяч человек.

По состоянию на 1 января 2009 года по данным института Яд ва-Шем установлено 22765 спасителей, которым присвоено почетное звание «Праведник мира». На долю Польши приходится больше всего праведников мира — 6135 человек, в Голландии их 4947, во Франции 2991 праведник мира. Из бывших республик СССР наибольшее число праведников приходится на Украину — 2246.[29]

Также на сайте Яд ва-Шем сказано: «Эти цифры не являются показателем действительного числа евреев, спасенных в каждой стране, но они отображают материал по спасению, ставший доступным Яд ва-Шем.» («These figures are not necessarily an indication of the actual number of Jews saved in each country, but reflect material on rescue operations made available to Yad Vashem.») [30]

Последствия Шоа

Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце (Kielce) в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев.

Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Пан Ги Мун Послание по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста (27 января 2009 года). — «Сегодня мы чтим память миллионов жертв нацизма — почти одной трети еврейского народа и бесчисленных представителей других меньшинств, — которые, подверглись жестокой дискриминации, лишениям, зверствам и убийствам»  Проверено 22 ноября 2009.
  2. Указания по образованию в отношении изучения Холокоста, holocausttaskforce.org
  3. Портал Грамота.ру
  4. American Jewish Committee, Harry Schneiderman and Julius B. Maller, eds., American Jewish Year Book, Vol. 48 (1946—1947), Press of Jewish Publication Society of America, Philadelphia, 1946, page 599
  5. Tadeusz Piotrowski Poland's Holocaust. — McFarland & Company, 1997. — С. 305. — 437 с. — ISBN 978-0786403714
  6. Ueberschar Gerd R., Wette Wolfram. Unternehmen Barbarossa: Der Deutsche Uberfall Auf Die Sowjetunion, 1941 Berichte, Analysen, Dokumente. — Frankfurt-am-Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1984. — P. 364—366. — ISBN 3-506-77468-9, со ссылкой на: Nachweisung des Verbleibes der sowjetischen Kriegsgefangenen nach dem Stand vom 1.05.1944 (Bundesarchiv/Militararchiv Freiburg, RH 2 / v. 2623).
  7. [1]
  8. СС в действии. Документы о преступлениях СС. Москва, 1960, стр. 181.
  9. М. Альтман. Отрицание холокоста: история и современные тенденции
  10. «Holocaust», Энциклопедия Британника (Проверено 22 ноября 2009)
  11. 11,0 11,1 11,2 The Trial of German Major War Criminals. Sitting at Nuremberg, Germany. December 3 to December 14, 1945. Twentieth Day: Friday, 14th December, 1945 (Part 5 of 9), The Nizkor Projec (Проверено 22 ноября 2009)
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Статья «Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы» в Электронной еврейской энциклопедии
  13. Беркович, Евгений Михайлович Жертва двух диктатур // Еврейское слово. — 2009. — В. 22 (440).
  14. Библиотечная компьютерная сеть
  15. Эвакуация и национальные отношения в советском тылу в годы Великой Отечественной войны
  16. Советские евреи в немецком плену // Обречённые погибнуть / Составители Павел Полян, Арон Шнеер. — М.: «Новое издательство», 2006. — С. 12. — 576 с. — ISBN 5983790692
  17. Антон Вайс-Вендт. Советская оккупация Эстонии в 1940-41 и евреи // Перевод с английского: Т. Гурфель Holocaust and Genocide Studies : журнал. — Нью-Йорк: Нью-Йоркский Университет, 1998. — В. 2. — Т. 12.
  18. И. А. Альтман. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Глава 4: Уничтожение евреев СССР
  19. Кто забыл арабов — «праведников народов мира»?, Михаэль Дорфман, scepsis.ru (Проверено 22 ноября 2009)
  20. http://www.eleven.co.il/article/15341
  21. http://nurnbergprozes.narod.ru/011/9.htm
  22. http://www.megapolis.org/israel/ind147.html
  23. 23,0 23,1 Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг.. — Москва: Вече, 2009. — С. 105-106. — 299 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3897-4
  24. Список 700 поляков, казненных нацистами
  25. http://www.holocaustforgotten.com/zegota.htm
  26. http://shoa.com.ua/php/content/view/39/9
  27. http://scepsis.ru/library/id_1049.html
  28. http://shoa.com.ua/php/content/view/478/9
  29. Righteous Among the Nations — per Country & Ethnic Origin January 1, 2009 (англ.)
  30. http://www1.yadvashem.org/righteous/righteous_table.html

Литература

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках