История евреев в России
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
PolTstConf (Обсуждение | вклад) |
(→1905—1917) |
||
Строка 145: | Строка 145: | ||
Крещеных евреев и их детей перестали принимать в [[Военно-медицинская академия|Военно-медицинскую академию]]. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в [[кадетские корпуса]]», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды. | Крещеных евреев и их детей перестали принимать в [[Военно-медицинская академия|Военно-медицинскую академию]]. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в [[кадетские корпуса]]», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды. | ||
+ | |||
+ | <blockquote> | ||
+ | П.А. Столыпин в «Новом времени» в 1912 году: | ||
+ | «Необходимо понять, что расовые особенности так сильно ограничили еврейский народ от всего человечества, что они из них сделали совершенно особые существа, которые не могут войти в наше понятие о человеческой натуре. | ||
+ | Мы можем их рассматривать так, как мы рассматриваем и исследуем зверей, мы можем чувствовать к ним отвращение, неприязнь, как мы чувствуем к гиене, к шакалу или пауку, но говорить о ненависти к ним значило бы их поднять к нашей ступени. Англичане так устроили, что на Британских островах нет ни единого волка, и ни один англичанин не будет даже думать о своей ненависти к этому вредному гнусному зверю… | ||
+ | Только распространение в народном сознании понятия, что существо еврейской расы не то же самое, что другие люди, а подражание человеку, с которым нельзя иметь никакого отношения, - только это может постепенно оздоровить народный организм и может еврейский народ так ослабить, чтобы он больше не мог принести вред или чтобы он совсем сгинул. История знает о вымирающих племенах. Наука должна поставить не еврейскую расу, но характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло». | ||
+ | </blockquote><ref>Аркадий Ваксберг «Сталин против евреев» Liberty publishing house, New York, 1995, стр. 12. | ||
+ | </ref> | ||
+ | |||
В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего [[Ющинский, Андрей|А. Ющинского]] в [[Киев]]е был обвинен служащий сахарного завода М. Бейлис. [[Дело Бейлиса]] вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса. | В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего [[Ющинский, Андрей|А. Ющинского]] в [[Киев]]е был обвинен служащий сахарного завода М. Бейлис. [[Дело Бейлиса]] вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса. |
Версия 13:56, 23 апреля 2010
Шаблон:Редактору-просьба-разделить
Часть серии статей об |
Хронология еврейской истории |
В странах ислама |
Авраам · Исаак · Иаков |
|
История еврейского народа вне Страны Израиля со II по VII вв. |
Новое время (XVI—XVIII вв.)
Евреи в Польше и России |
Новейшее время (XIX—XX вв.)
|
Категории: |
История еврейского народа |
На территории Российской империи к 1917 году жила самая большая еврейская община мира. Её представители внесли большой вклад как в еврейскую, так и в российскую культуру.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов, после отмены ограничений на эмиграцию, половина еврейского населения СССР покинула страну, эмигрировав, в основном, в Израиль, США и Германию. Но несмотря на это, еврейское население стран бывшего СССР все еще является одним из самых больших по численности в мире.
Значительная часть русскоязычных евреев в настоящее время проживает за пределами бывшего СССР (результат эмиграции, волны которой происходили после 1970 года), в таких странах как США, Израиль, Канада, Германия, Австрия, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды и проч.
В Израиле русскоязычные евреи называются по-русски «русскоязычными израильтянами» или «русскими». Дети русскоязычных евреев, рождённые в этих странах во многих случаях забывают русский язык, а если и говорят на русском, то с местным акцентом. В Израиле у потомков русскоязычных евреев родным языком, в большинстве случаев, является иврит, хотя большинство потомков репатриантов владеют русским языком на уровне родного.
Содержание |
IV век — конец XVIII века
Евреи впервые появились на примыкающей к Черному и Азовскому морям территории Восточной Европы не позднее II—I веков до н. э. Они жили в греческих колониях и их разговорным языком был древнегреческий язык. Среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея I века найдена в Тамани).
В конце IV века в Боспорском царстве жили евреи — потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также участников восстания Бар-Кохбы. Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев; византийский хронист Феофан в 671 году отмечал: «… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».
Источники начиная с IV века подтверждают, что в Крыму существовали армянские города с еврейским населением в пределах от 10 000 — 30 000 жителей в каждом.
Согласно Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев из Персии через Дербентский проход переместилась [1] на нижнюю Волгу, где с 724 н. э. вырос Итиль — столица хазарского каганата. Под влиянием этих еврейских общин правитель хазар Булан и правящий класс Хазарии (располагавшейся на месте современной Украины, юга России и Казахстана) приняли иудаизм во второй половине VIII века или в начале IX века. В Хазарии также жили и этнические евреи. Под покровительством хазарских правителей процветала торговля между Востоком и Западом. Ее осуществляли, в частности, еврейские купцы — раданиты, которые вели торговлю рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями.
После разгрома хазарского каганата киевским князем Святославом I (969 год), евреи Хазарии, как предполагается, бежали в большом количестве в Крым, на Кавказ и в Киевское княжество. Согласно так называемому Киевскому письму из Каирской генизы, в начале X века в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, известном как «Жидове», ворота в который были известны как «Жидовская ворота». Киевская еврейская община была ориентирована на Византию (романиоты), Вавилон и Палестину в X и XI веках, но c XII века была связана и с западноевропейскими еврейскими общинами. Однако до наших дней сохранилось очень мало следов существования этой общины. Известны также еврейские общины Чернигова и, возможно, Владимира-Волынского. В этот период евреи, возможно, появились также в северо-восточной части России, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.), хотя и неизвестно точно, жили ли они там постоянно.
В еврейских средневековых источниках Восточная Европа именовалась Ханаан; еврейские ученые того времени связывали славян с обитателями библейского Ханаана и славянский язык называли кнаанит (смотри статью Еврейско-славянские диалекты). Византийские евреи с удивлением отмечали, что к северу от живут евреи, не знающие ни одного языка, кроме кнаанит. Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо- татарского нашествия. После него о евреях на Руси долго ничего не было слышно. В Крыму же продолжали жить как местные евреи, так и караимы. В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.
На землях Великого княжества Литовского оставались евреи, говорившие (а иногда и писавшие) по-славянски. Массовое изгнание из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран в разное время, преследования в Германии в XIV веке привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши. Малочисленная славяноязычная еврейская община ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую.
В конце 1470 года новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева. В его свите был ученый еврей Схария. С князем приехали для ведения торговых дел и другие «литовские» евреи. Они познакомились со русскими православными священниками и встреча образованных христиан и иудеев привела к появлению ереси жидовствующих, охватившей русские княжества.
Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам. Московские великие князья и русские цари не позволяли евреям поселяться в их землях. Русские люди того времени с подозрением относились к нехристианам, а особенно к евреям, которые привели к появлению ереси жидовствующих.
Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, христиан и евреев, Иван Грозный ответил: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине.
Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили.
Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве согласно переписям 1676 г. и 1684 г. было несколько евреев-выкрестов. Жили выкресты и в московской Новоиноземной слободе.
Петр I ввел в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов: крещеными евреями были вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский; оба — выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять отношения с православной церковью.
Тем не менее, при Петре I и его преемниках евреи начали проникать массами в пограничные с Польшей российские земли, особенно на Украину. При Петре I их не трогали; но после его смерти в 1727 г. Екатерина I издала указ о высылке всех евреев с Украины.
В 1743 г. Сенат просил императрицу Елизавету Петровну допустить евреев для торговли на Украину, доказывая, что еврейские купцы принесут большую пользу её развитию. Но императрица написала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
1772—1917
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть по возможности подкреплена ссылками, это увеличивает авторитетность материалов Ежевики.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. |
1772—1825
Усилия, прилагаемые для того, чтобы не допустить евреев в Российскую империю, оказались безрезультатными, поскольку польские земли с их многочисленным еврейским населением вошли в состав Российской империи в конце XVIII века после разделов Польши в 1772—1795 г.. В 1783 г. в состав Российской империи вошёл Крым и крымчаки, а также караимы также стали российскими подданными.
Однако евреям не позволялось свободно перемещаться по территории империи — указом Екатерины II от 28 декабря 1791 г. была учреждена Черта оседлости. Она охватывала Литвe, Белоруссии, а также части территории современной Украины. Бессарабия после её вхождения в Российскую империю в 1812 г. и Царство Польское, (собственно польские земли, отошедшие к Российской империи в 1815 г.) также были затем отнесены к черте оседлости. Евреям полагалось оставаться в черте оседлости, а для того, чтобы выехать за черту, требовалось специальное разрешение. Евреи в черте оседлости жили в городах (составля значительную часть городского населения), в местечках, а также в селах и деревнях.
В 1794 г. подушная подать с евреев, записавшихся в мещанство и купечество, была установлена в двойном размере по сравнению с податью с мещан и купцов христианских исповеданий. В двух белорусских губерниях некоторые евреи были избраны в магистраты. Однако губернаторы украинских губерний самовольно установили ограничительную норму для евреев в магистратах: в местах с преобладающим еврейским населением они разрешали евреям выбирать только одну треть членов магистрата.
Время раздела Польши было временем религиозного раскола в польском еврействе — появился хасидизм. Хасиды были особенно многочисленными на Украине. В большинстве городов еврейские общины состояли из обоих элементов — хасидов и их противников, названных миснагидами, с преобладанием то одной, то другой партии, — что служило причиной непрекращающихся раздоров в кагалах и синагогах. Обе стороны в своей борьбе зачастую использовали доносы друг на друга российским властям.
Александр I учредил особый комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России, а в 1804 году утвердил выработанное этим комитетом «Положение об устройстве евреев». Этим законодательным актом религиозный раскол евреев был узаконен. В каждой общине устраивать хасидам и миснагидам было разрешено устраивать свои особые синагоги и выбирать своих раввинов, с тем только, чтобы кагальное управление в каждом городе было общее для всех частей общины. Евреи были разделены на четыре класса; земледельцев, фабрикантов к ремесленников, купцов и мещан.
Евреям-земледельцам были предоставлены значительные налоговые льготы. Для привлечения евреев к земледелию правительство отвело земли в Новороссии и предложило желающим селиться там на льготных условиях. На призыв правительства откликнулись несколько сотен еврейских семей из Белорусси, которые основали первые земледельческие колонии в 1808 г. Но непривычность евреев к земледелию, с одной стороны, и трудность заселения неосвоенного степного края, с другой — привели вскоре к упадку этих колоний.
Занятие же евреев шинкарством и арендой мельниц, молочных ферм, рыбных ловлей у помещиков правительство пыталось пресечь, так как считалось, что это приводило к разорению местных крестьян. В связи с этим евреям было запрещено проживать в деревнях. Этим запретом сразу вычёркивался из экономической жизни промысел, кормивший почти половину еврейского населения Российской империи. Однако роль евреев в экономике в сельской местности была столь значительна, что выселение евреев из деревень в города с 1809 г. было приостановлено.
Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Белоруссии часто оказывали существенные услуги российской армии в области обеспечения продовольствием и разведки. При главной квартире продвигавшейся на Запад русской армии находились в 1812-13 годах два еврейских «депутата». Они получали поручения от интендантства и передавали их своим агентам на местах. Евреи, укрывавшие в своих домах русских курьеров с депешами или дававшие русским командирам сведения о расположении неприятельской армии, расстреливались или вешались, если они попадались в руки французам. Денис Давыдов писал: «Дух польских жителей Гродно был для нас весьма неблагоприятен. Напротив, все вообще евреи, обитающие в Польше, были столь преданы нам, что не хотели служить неприятелю в качестве лазутчиков и весьма часто нам сообщали важнейшие сведения о нём». Из-за ненадёжности поляков Денис Давыдов передал всю полицейскую власть в освобождённом от французов Гродно еврейскому кагалу.
Тем не менее, после войны правительство предприняло новые меры по ограничению прав евреев. Указом от 11 апреля 1823 г. Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 г. все винные промыслы, а к 1 января 1825 г. переселились в города и местечки. К январю 1824 г. было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых остались без крыши над головой и кочевали по дорогам. В 1824 г. последовал евреям — подданным иностранных государств было запрещено селиться в России; правительство мотивировало его необходимостью положить предел «чрезвычайному размножению еврейского племени». В 1825 г. под предлогом борьбы с контрабандной торговлей евреям (за исключением владельцев недвижимости) было запрещено жить в сельской местности в 50-верстной полосе вдоль границы. Ухудшение отношения Александра I к евреям выразилось и в принятом им осенью 1825 г. решении возобновить Велижское дело, несмотря на циркуляр 1817 г., запрещавший возбуждать дела о ритуальных убийствах без достаточных оснований. Между тем намеченные «Положением» 1804 года меры для поднятия уровня образования и хозяйственного быта евреев оставались на бумаге.
1825—1856
В царствование Николая I в 1827 году был издан закон, обязавший евреев к отбыванию рекрутской повинности, от которой они ранее были освобождены. Евреи, в отличие от христиан, брались в рекруты с 12 лет. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, и немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы (25 лет) как евреям так и неевреям. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.
Также издавались законы, ограничивавшие права евреев на избрание местожительства и рода занятий. 2 декабря 1827 г. были опубликованы указы о выселении евреев из сельской местности в Гродненской губернии и из Киева в течение двух лет (по различным причинам исполнение второго указа было отложено до февраля 1835 г.). В 1829 г. Николай I распорядился выслать из Курляндии всех евреев, приехавших туда из других мест. В 1830 г. евреи были высланы из сел Киевской губернии. В 1835 г. императором было утверждено новое «Положение о евреях». Согласно нему в Белоруссии евреям разрешалось проживать только в городах, в Малороссии — везде, кроме Киева и сел, принадлежащих государственной казне, в Новороссии — во всех населенных пунктах, за исключением Николаева и Севастополя; в прибалтийских губерниях могли жить только их уроженцы. Евреям было запрещено вновь селиться в 50-верстной пограничной полосе. Во внутренние губернии евреям разрешалось приезжать не более чем на шесть недель по паспортам, выдаваемым губернаторами, и при условии ношения русской одежды. В 1844 году кагалы были лишены административных полномочий. В том же году Николай I запретил принимать евреев на государственную службу, «доколе они остаются в еврейском законе».
1 мая 1850 г. последовал запрет на ношение традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым евреям было разрешено донашивать ее при условии уплаты соответствующего налога. В апреле 1851 г. еврейским женщинам запретили брить голову, с 1852 г. не разрешалось «ношение пейсиков», а талесы и кипы можно было одевать только в синагогах. Однако большинство евреев продолжало носить традиционную одежду и пейсы; власти боролись с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились.
Для распространения русского языка среди евреев и для контроля над их религиозной жизнью в 1840-х годах были созданы государственные начальные еврейские училища с общеобразовательным курсом, а также два раввинских училища (в Вильне и Житомире) для подготовки образованных раввинов и учителей.
В ноябре 1851 г. все еврейское население было разделено на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане (оседлыми мещанами считались евреи, имевшие недвижимую собственность или занимавшиеся «мещанским торгом»). Большинство еврейского населения попало в разряд неоседлых мещан, для которых вводился усиленный рекрутский набор. Им запрещалось отлучаться из городов, к которым они были приписаны. В правилах говорилось и об отправке неоседлых мещан на казенные работы. Попытка осуществления «разбора» на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращен.
Рекрутчина, рост налогов, различного рода преследования привели к обнищанию широких слоев еврейского населения — в 1827 г. недоимки с евреев составляли по одному рублю на человека, а в 1854 г. — по 15 рублей 50 копеек.
Начало еврейской земледельческой колонизации в Бессарабской области и соседних уездах было положено указом императора Николая I «Положение о евреях» от 13 апреля 1835 года. Этот указ позволял евреям получать казённые земли в бессрочное пользование, приобретать и арендовать земельные участки в шести губерниях, а также предусматривал временные рекрутские и налогоплатёжные послабления для колонистов. Подавляющее большинство еврейских сельскохозяйственных колоний последующих лет было организовано в Бессарабской области, Екатеринославской и Херсонской губерниях. За короткий промежуток времени в России появилась новая прослойка евреев-земледельцев, которые к середине XIX столетия составляли уже 3 % от всего еврейского населения страны, а в Бессарабской области — около 16 %.
Так как, в отличие от Новороссии, казённых земель в Бессарабии практически не было, все новые колонии были частновладельческими: помещичьи земли выкупались или арендовались вскладчину переселявшимися из соседней Подольской губернии еврейскими семьями. К началу колонизации в Бессарабской области было около 49 тысяч евреев (около 11 % от всего населения края) и ещё около 10 тысяч переселились из Подольской губернии в последующие несколько десятилетий. Всего в последующие два десятилетия (с 1836 до 1853 года) было образовано 17 сельскохозяйственных колоний, преимущeственно в северных районах края.
1856—1881
Со вступлением на престол императора Александра II был прекращен набор еврейских детей в кантонисты (1856 г.); евреям-купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием и ремесленникам было предоставлено право жительства за пределами черты оседлости (1859—1865 годы). В положении о земских учреждениях (1864) не было никаких ограничений для евреев, но в Городовом положении 1870 г. предусматривалось, что число евреев в городских думах и управах не должно превышать одной трети общего состава этих органов.
Политика поощрения еврейского земледелия в России была свёрнута Александром II новым указом от 30 мая 1866 года, вновь наложившим запрет на приобретение евреями земельных участков. К этому времени (1873) в Бессарабском крае насчитывалось 1082 еврейских хозяйства (10589 душ). Ещё более усугубили положение земледельческих колоний «Временные правила» 1882 года, согласно которым по истечении первоначального арендного срока земельные участки колоний не могли быть ни куплены ни арендованы самими колонистами. Несмотря на запрет и активные меры по ограничению еврейского земледелия, около 20—25 % жителей еврейских колоний продолжали заниматься сельскохозяйственной деятельностью.
В быстром экономическом подъеме, начавшемся в России в результате реформ Александра II, сыграли значительную роль еврейские предприниматели и во многом благодаря их усилиям Украина стал одним из наиболее динамично развивавшихся регионов империи. Ведущую роль в становлении различных отраслей экономики России сыграли банкирские дома Гинцбургов и Поляковых, тесно сотрудничавшие с государством. В стремительно развивавшейся сахарной промышленности крупнейшими предпринимателями были Зайцевы и Бродские, в прошлом крупные откупщики. Развитие Одессы как важнейшего порта вызвало быстрый рост еврейской общины этого города, которая стала одной из крупнейших в Российской империи.
Евреи также начали вносить значительный вклад в культуру России. Всероссийскую известность получили художник-пейзажист Исаак Левитан и скульптор Марк Антокольский.
В связи с расширением границ Российской империи в XIX веке её подданными стали также грузинские евреи, горские евреи и среднеазиатские евреи.
Начиная с 1860-х годов культурная изоляция евреев постепенно ослабевала. Постоянно увеличивающееся число евреев принимали русский язык и обычаи. Усиливалось стремление еврейской молодежи поступить в гимназии и университететы. Усилилась борьба старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию с ней.
Между двумя крайними слоями — отвергавшей светское просвещение массой ортодоксов и полностью ассимилированными евреями (многие из которых переходили в христианство, что освобождало от всех правовых ограничений — в XIX веке 69,4 тыс. евреев перешли в православие, около 12 тыс.(преимущественно в Царстве Польском) перешли в католицизм и около 3 тыс. перешли в лютеранство) — промежуточное положение занимали так называемые маскилим, то есть сторонники Хаскалы (еврейского Просвещения). Еврейский поэт и писатель Лев Гордон резко обличал нетерпимость и косность раввинов и цадиков. В 1855—1860 гг. появились газеты «Гамагид», «Гамелиц» и «Гаркамель» на иврите. В начале 60-х годов возникла и еврейская литература на русском языке. Периодические издания на русском языке («Рассвет», «Сион» и «День» в Одессе, новый «Рассвет», «Восход» и др. в Петербурге) отстаивали равноправие евреев.
1881—1905
После убийства Александра II народовольцами в 1881 году в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Это привлекло внимание правительства к еврейскому вопросу. Были введены так называемые «Майские правила» («временные правила» 3 мая 1882 г.) о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях. В царствование Александра III (1881—1894 гг.) также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.).
Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные городской думы не более 10 % от общего числа гласных).
После почти полного вытеснения евреев-юристов с государственной службы одной из немногих сфер деятельности, где могли работать евреи-юристы, осталась адвокатура но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий… до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев.
Преследования и ухудшение экономического положения евреев приводило к их эмиграции из России. Она была вызвана и отношением властей: на суде над участниками еврейского погрома прокурор Киева сказал о еврейской «эксплуатации» края; на замечание о чудовищной скученности еврейского населения в черте оседлости, он заявил: «Если для евреев закрыта восточная граница, то ведь для них открыта западная граница; почему же они ею не воспользуются?» Повторил это и министр внутренних дел Н. Игнатьев: «Западная граница для евреев открыта»[2][3].
Напуганные погромами 1881-82 гг. десятки тысяч евреев бежали из страны и сосредоточились в Германии и Австро-Венгрии, ожидая возможности уехать в США. В 1881—1914 гг. покинули 1 млн. 980 тыс. евреев, 78,6 % евреев, покинувших Российскую империю в этот период (1 млн. 557 тыс. человек) прибыли в США, лишь немногие ехали в Палестину, Аргентину и другие страны.
В связи с усилением преследований среди российских евреев произошел подъем их национального чувства. Значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла идею ассимиляции и сблизилась со своим народом. Часть еврейской молодёжи была увлечена идеями нарождающегося сионизма. В 1881 г. в России стали создаваться кружки Ховевей Цион (палестинофилов); к концу года их уже насчитывалось около 30. Члены палестинофильского общества Билу положили начало первой алие в Палестину.
В то же время всё более популярными среди еврейской молодёжи становились социалистические идеи. В октябре 1897 г. на нелегальном съезде представителей еврейских рабочих групп был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Беларуси, Литве, Польше и России), вошедший в 1898 г. в состав РСДРП в качестве автономной организации, самостоятельно проводившей революционную работу среди еврейских рабочих.
По данным первой российской переписи населения, прошедшей в 1897 году, в Российской империи жили 5 110 548 лиц иудейского вероисповедания, из которых 3 578 229 проживали в пятнадцати губерниях черты оседлости, 1 321 100 — в Царстве Польском, и 202 000 — на остальной части Российской империи. Они составляли 4,03 % всего населения европейской России, 10,8 % населения пятнадцати губерний черты оседлости и 14,01 % населения Царства Польского.[4] Но при этом евреи составляли около 50 % городского населения Литвы и Белоруссии и около 30 % городского населения Украины.[5].
Евреи ассимилировались медленно: к 1897 году только лиц иудейского вероисповедания 1,4 % признали русский язык родным, для 97,9 % родным был идиш.[6]. В 1897 г. русским языком в той или иной степени владели только 24,6 % лиц иудейского вероисповедания. Распределение лиц иудейского вероисповедания по роду занятий по данным переписи было следующим: 43,6 % — мелкие ремесленники, 14,4 % — портные и швеи, 6,6 % — плотники, 3,1 % — слесари, остальные занимались торговлей и другими формами обслуживания или не имели определённых занятий[5].
В апреле 1903 г. произошел погром в Кишиневе, во время которого было убито 49 человек. Он вызвал волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом. Пытаясь улучшить свой имидж, Николай II издал 10 мая 1903 г. указ, разрешавший евреям проживать в черте оседлости в 101 селении, фактически ставших местечками. Однако евреям было запрещено приобретать недвижимость в сельской местности. 29 августа — 1 сентября 1903 г. произошел погром в Гомеле, в ходе которого впервые активно действовала еврейская самооборона.
В январе 1904 г. началась русско-японская война. Около тридцати тысяч евреев участвовали в боях; многие из них были награждены за боевые заслуги. И. Трумпельдор и некто Столберг после окончания войны были произведены в офицеры. 11 августа 1904 г., в связи с рождением наследника престола Алексея право повсеместного жительства в империи получили иудеи — коммерции советники и мануфактур-советники, «беспорочно прослужившие» участники русско-японской войны и члены их семей. В сельской местности черты оседлости было разрешено проживать купцам 1-й гильдии и некоторым категориям ремесленников. Жены и дети евреев с высшим образованием получили право повсеместного жительства отдельно от главы семьи и приобретения недвижимости всюду, где евреям это дозволено.
1905—1917
В начале XX века много евреев вступило в ряды двух основных революционных партий России: партии эсеров и РСДРП. Значительное число членов большевистской фракции РСДРП были евреями, а процент евреев среди соперничающих с большевиками меньшевиков был даже выше. Оба основателя и лидера фракции меньшевиков — Юлий Мартов и Павел Аксельрод — были евреями.
Во время революции 1905—1907 годов в губерниях черты оседлости евреи были активными участниками революционных событий. В то же время поборы на революцию и самооборону, террористические акты, забастовки разоряли и деморализовали еврейское население. После опубликования манифеста от 17 октября начались антиеврейские погромы, охватившие 660 населенных пунктов и продолжавшиеся до 29 октября, было убито более 800 евреев.
От губерний черты оседлости в 1-ю Государственную думу было избрано 11 депутатов-евреев; М. Винавер был избран от Петербурга. Депутаты-евреи образовали постоянное совещание «для достижения полноправия еврейского народа в России». Во 2-ю Государственную думу было избрано четыре депутата-еврея: трое — от губерний черты оседлости, член РСДРПВ. Мандельберг — от Иркутска. В 3-ю Думу прошли только два депутата-еврея: Л. Нисселович от Курляндской губернии и Н. Фридман от Ковенской. В 4-ю Государственную думу было избрано три депутата-еврея: Н. Фридман от Ковенской губернии, Э. Гуревич от Курляндской губернии и М. Бомаш от Лодзи.
27 августа 1905 г. правительство предоставило университетам автономию. В результате высшие учебные заведения стали принимать евреев не считаясь с процентной нормой и министерство народного просвещения не настаивало на ее жестком соблюдении. Но в 1908 г. Совет министров принял постановление о введении во всех государственных высших учебных заведениях, «за исключением консерватории», процентной нормы для евреев и был запрещен полностью прием евреев в ряд высших учебных заведений (Электротехнический институт и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, Сельскохозяйственный институт в Москве, Домбровское горное училище (в Царстве Польском), театральные училища в Москве и Петербурге).
22 августа Совет министров установил повышенную процентную норму для евреев в гимназиях и реальных училищах: число евреев в них не должно было превышать в черте оседлости 15 %, во внутренних губерниях — 10 %, в Москве и Петербурге — 5 %. Но эта норма была распространена и на частные гимназии. В 1911 г. процентная норма была впервые введена для тех, кто сдавал экзамены за гимназический курс экстерном (как делали многие евреи). В 1912 г. Сенат запретил назначать евреев помощниками присяжных поверенных.
В 1910 г. П. Столыпин издал циркуляр, запрещавший национальные культурно-просветительские общества, которые, по его мнению, способствовали росту «узкого национально-политического самосознания». На основании этого циркуляра в 1911 г. было закрыто Еврейское литературное общество, насчитывавшее 120 отделений.
Крещеных евреев и их детей перестали принимать в Военно-медицинскую академию. В изданных в 1912 г. дополнениях к «Правилам о приеме в кадетские корпуса», запрещалось зачислять в них детей еврейского происхождения, даже если крестились их отцы или деды.
П.А. Столыпин в «Новом времени» в 1912 году: «Необходимо понять, что расовые особенности так сильно ограничили еврейский народ от всего человечества, что они из них сделали совершенно особые существа, которые не могут войти в наше понятие о человеческой натуре. Мы можем их рассматривать так, как мы рассматриваем и исследуем зверей, мы можем чувствовать к ним отвращение, неприязнь, как мы чувствуем к гиене, к шакалу или пауку, но говорить о ненависти к ним значило бы их поднять к нашей ступени. Англичане так устроили, что на Британских островах нет ни единого волка, и ни один англичанин не будет даже думать о своей ненависти к этому вредному гнусному зверю… Только распространение в народном сознании понятия, что существо еврейской расы не то же самое, что другие люди, а подражание человеку, с которым нельзя иметь никакого отношения, - только это может постепенно оздоровить народный организм и может еврейский народ так ослабить, чтобы он больше не мог принести вред или чтобы он совсем сгинул. История знает о вымирающих племенах. Наука должна поставить не еврейскую расу, но характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло».
В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего А. Ющинского в Киеве был обвинен служащий сахарного завода М. Бейлис. Дело Бейлиса вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса.
Сотни тысяч евреев-солдат служили в российской армии во время Первой мировой войны: в 1914 г. в армии насчитывалось четыреста тысяч евреев, к концу 1916 г. их число возросло до пятисот тысяч. Среди офицеров некрещеных евреев не было. Во время Первой мировой войны евреев часто обвиняли в сочувствии к Германии.
В оккупированной российскими войсками Галиции командование в приказах, расклеенных на улицах галицийских городов сообщало о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии. Издевательства над евреями, избиения, и даже погромы, которые чаще всего устраивали казачьи части, стали в Галиции обычным явлением. Во Львове и в других местах оккупационные власти брали евреев в качестве заложников. После того, как в мае 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции, российское военное командование выслало оттуда всех евреев — их вывозили в товарных вагонах под конвоем.
Российские военные власти стали брать евреев в заложники и на территории самой Российской империи. Безосновательно заявив, что в местечке Кужи около Шавлей российские войска подверглись внезапному нападению немцев и понесли большие потери из-за того, что «в подвалах евреями были спрятаны немецкие солдаты», верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и его начальник штаба Н. Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.) губерний. В приказе также говорилось, что «… в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру [выселение] немедленно вслед за занятием их нашими войсками». В Ковенской губернии выселение было поголовным, включая больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. На сборы давалось 48 часов, иногда не разрешали брать самые необходимые вещи, высланные часто подвергались издевательствам, их иногда перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы». Все это вызвало волну возмущения в России и за границей. Военное командование было вынуждено отдать приказ о приостановке выселений (10-11 мая 1915 г.).
Однако в 1915 г. с продвижением германской армии на восток, многие губернии черты оседлости стали театром боевых действий и значительная часть живших здесь евреев была вынуждена эвакуироваться. К концу 1916 г. насчитывалось около 350 тыс. беженцев-евреев. Когда сотни тысяч евреев бежали или были высланы из Польши, Западной Белоруссии, Литвы и Западной Украиныи распределились во внутренних губерниях Российской империи, то черта оседлости фактически перестала существовать. 15 августа 1915 г. был издан циркуляр разрешавший евреям «жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного»; таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. 10 августа 1915 г. было опубликовано постановление Совета министров, разрешавшее евреям — участникам войны и их детям поступать в средние и высшие учебные заведения «вне конкурса и не считаясь с существующими ограничениями». В декабре 1915 г. Совет министров одобрил заключение Особого совещания при министерстве юстиции о возможности зачисления евреев в присяжные поверенные на основании процентной нормы.
В СССР
Из сталинских антиеврейских акций наиболее известен расстрел Еврейского Антифашистского комитета. Уже в июне 1946 начальник Совинформбюро Лозовский, которому подчинялся ЕАК, был обвинён комиссией ЦК в «недопустимой концентрации евреев» в Совинформбюро. В конце 1947 Сталин принял решение о роспуске ЕАК и массовых арестах среди еврейской культурно-политической элиты. Зная о усиливающемся антисемитизме Сталина и его ненависти к родственникам покончившей с собой жены Надежды Аллилуевой, министр ГБ В. Абакумов составил сценарий американо-сионистского заговора, якобы направленного против самого Сталина и его семьи. Главой заговора был объявлен И. Гольдштейн, знакомый семьи Аллилуевых.
В конце 1947-начале 1948 гг. были арестованы родственники Н. Аллилуевой и их знакомые, включая филолога З. Гринберга, помощника С. Михоэлса в Еврейском антифашистском комитете. По версии МГБ руководство ЕАК через Гольдштейна и Гринберга по заданию американской разведки добывало сведения о жизни Сталина и его семьи. Сталин лично контролировал ход следствия и давал указания следователям. В начале 1948 он дает указание срочно организовать ликвидацию Михоэлса. При этом, однако, Михоэлсу были организованы торжественные похороны.[8]
Исход
В Перестройку проявился рост национального самосознания всех народов СССР, в том числе евреев. А также множились слухи о еврейских погромах. По этим причинам Сохнуту удалось в 1989—2004 годах увлечь многих евреев СССР-СНГ программой репатриации в Израиль. За тот период в Израиль переселилось более 1 100 000 человек, из них евреев максимум 800 000, остальные — неевреи, то есть нееврейские жёны евреев, нееврейские мужья евреек, и даже лица с одной второй или одной четвёртой частью еврейской крови. Процесс переселения евреев из стран диаспоры в Израиль называется алия.
Русскоязычные евреи составляют более 17 % населения Израиля, и более 20 % еврейского населения страны. В некоторых городах они составляют даже более 40 % жителей. Количество СМИ на русском языке в Израиле превышает количество СМИ на иврите по данным пресс-секретаря Посольства Израиля в РФ. Существуют телеканалы, газеты, журналы, книги на русском языке, и израильские власти не чинят препятствий их возникновению.
Русскоязычные израильтяне представлены в Кнессете партией «Наш дом — Израиль».
См. также
Примечания
- ↑ Александр Исаевич Солженицын. Двести лет вместе (1795—1995). Часть I
- ↑ Ф. Кандель «Очерки времен и событий»
- ↑ История евреев в России. М.: Лехаим, 2005, стр. 207—209 (Гл. VII.1. — автор Л. Прайсман). Прайсман, в частности, пишет: «Погром в Балте [конец марта 1882 года] вызвал беспокойство высших властей империи. Александр III распорядился, чтобы дела о беспорядках, сопровождавшихся насилием над еврейским населением, во всех судебных заседаниях рассматривались безотлагательно, вне очереди. Даже Победоносцев осуждал Игнатьева за покровительство юдофобской демагогии, приведшей к еврейским погромам.» (Ibid., стр. 206.)
- ↑ Морис Фишберг ЕВРЕИ: ИССЛЕДОВАНИЕ РАСЫ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
- ↑ 5,0 5,1 Иосиф Кременецкий Основные сведения о развитии этноса восточно-европейских евреев (рус.). Проверено 18 декабря 2009.
- ↑ Еврейская диаспора в России по данным переписи 2002 года: Конец русской эры в истории евреев?
- ↑ Аркадий Ваксберг «Сталин против евреев» Liberty publishing house, New York, 1995, стр. 12.
- ↑ Статья «Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1941-53 гг.» в Электронной еврейской энциклопедии
Ссылки
- Статья «Россия» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Евреи в Советском Союзе» в Электронной еврейской энциклопедии
- Статья «Русская литература» в Электронной еврейской энциклопедии
- Документы по истории российских евреев на сайте «Хронос»
- В. Энгель. Курс лекций по истории евреев в России
- ФЕЛИКС КАНДЕЛЬ ОЧЕРКИ ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ
- Александр Солженицын «Двести лет вместе»
- Андрей Дикий ЕВРЕИ В РОССИИ И В СССР. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
- А.Миллер. Империя Романовых и евреи.
- Аркадий Ваксберг «ИЗ АДА В РАЙ И ОБРАТНО Еврейский вопрос по Ленину, Сталину и Солженицыну»
- Сетевой портал «Заметки по еврейской истории»
- Михаил НОСОНОВСКИЙ «ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА БЫЛА ПРИГОВОРЕНА К УНИЧТОЖЕНИЮ В 1930-Е ГОДЫ»
- Круглый стол, посвященный 40-летию возрождения еврейского национального движения в СССР
- И.Солганик «Еврейский народный университет»
- Давид Заславский «Евреи в русской литературе»
- Евгений БЕРКОВИЧ "МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ (Положение восточноевропейских евреев во времена союза Гитлера и Сталина)
Библиография
1. Дубнов С. М. Об изучении истории русских евреев и об учреждении русско-еврейского исторического общества. СПб., 1891.
2. Эльяшевич Д. А. Источниковедение истории евреев в России. (К постановке вопроса). //История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии. СПб., 1993. С. 27 — 53.
3. Эльяшевич Д. А. Документальные материалы по истории евреев в архивах СНГ и стран Балтии. СПб.: Акрополь, 1994. 136 с.
4. Раскин Д. И. «Еврейский вопрос» в документах высших государственных учреждений Российской империи XIX — начала ХХ в. //История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии. СПб., 1993. С. 60 — 77.
5. Документы, собранные Еврейской историко-археографической комиссией Всеукраинской Академии Наук. Киев: Ин-т иудаики — Иерусалим: Гешарим, 1999. 299 с.
6. Бунд в Беларуси, 1897—1921. Документы и материалы. Минск: БелНИИДАД, 1997. 607 с.
7. Антропова И. Сборник документов по истории евреев Урала из фондов учреждений досоветского периода Государственного архива Свердловской области. М.: Древлехранилище, 2004. 459 с.
8. Дейч Г. М. Архивные документы по истории евреев в России в XIX — начале ХХ вв. М.: Благовест, [1993]. 132 с.
9. Документы по истории и культуре евреев в архивах Москвы. Путеводитель. М.: РГГУ, 1997. 503 с.
10. Документы по истории и культуре евреев в архивах Беларуси. Путеводитель. М.: РГГУ, 2003. 607 с.
11. Меламед Е. И. Архивная иудаика. СПб.: Изд-во ПИИ, 2002. 83 с.
12. Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. Пг., 1925.
13. Guide to the YIVO Archives. N.Y. — L.: M.E. Sharpe, 1998. 401 pp.
14. Central Zionist Archives, Jerusalem. Guide to the Archival Record Groups and Collections. Jerusalem: CZA, 2000. 55 pp.
15. World Council on Jewish Archives. Guide to Jewish Archives. Jerusalem — N.Y., 1981. 90 pp.nl:Geschiedenis van de Joden in RuslandУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.