Берлин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Leah (Обсуждение | вклад)
(Средние века)
Leah (Обсуждение | вклад)
(Движение ассимиляции и реформа иудаизма)
Строка 82: Строка 82:
Первым выдвинувшимся евреем, всецело посвятившим себя науке и получившим докторский диплом, был местный уроженец Берлина, Аарон Соломон Гумпертц; виднейшим представителем науки среди евреев был тогда Моисей Мендельсон, который своим немецким переводом Библии оказал сильнейшее влияние на германское еврейство. Были основаны бесплатная школа, типография и книжный магазин. <br>
Первым выдвинувшимся евреем, всецело посвятившим себя науке и получившим докторский диплом, был местный уроженец Берлина, Аарон Соломон Гумпертц; виднейшим представителем науки среди евреев был тогда Моисей Мендельсон, который своим немецким переводом Библии оказал сильнейшее влияние на германское еврейство. Были основаны бесплатная школа, типография и книжный магазин. <br>
-
Берлинские евреи быстро переродились. Еще незадолго перед тем некоему еврею, который позволил себе подстричь бороду, власти, по ходатайству одного из видных членов общины, сделали весьма серьезное внушение, а один из предков известной ныне семьи Блейхредеров выслан был из Б. только за то, что у него нашли немецкую книгу; теперь же евреи стояли в первых рядах представителей немецкой культуры. <br>
+
Одновременно с ростом увлечения немецкой культурой увеличивались равнодушие и пренебрежение евреев к вере их отцов. <br>
-
 
+
-
Берлинский врач Маркус Герц был ревностным приверженцем философии Канта, с которым находился в очень близких, дружеских отношениях. Его лекции по физике, которые он читал у себя на дому, посещались министром Цедлитцом и даже кронпринцем. Салон его жены, Генриетты Герц, стал культурным центром, привлекавшим к себе наиболее блестящее общество не только Германии, но и многих других стран. <br>
+
-
 
+
-
Одновременно с ростом увлечения немецкой культурой увеличивались, однако, равнодушие и пренебрежение евреев к вере их отцов. <br>
+
Сам Мендельсон и его сотрудники в самом даже разгаре нового движения по-прежнему придерживались учения иудаизма; но с молодежью было не то: утверждают, что в короткое время большая часть членов еврейской общины приняла христианство. Попытки противодействия со стороны старейшин общины не привели ни к чему, несмотря даже на то, что удалось провести закон, согласно которому детей и слуг можно было крестить лишь с согласия родителей и господ, а иностранцы могли быть крещены только на своей родине. <br>
Сам Мендельсон и его сотрудники в самом даже разгаре нового движения по-прежнему придерживались учения иудаизма; но с молодежью было не то: утверждают, что в короткое время большая часть членов еврейской общины приняла христианство. Попытки противодействия со стороны старейшин общины не привели ни к чему, несмотря даже на то, что удалось провести закон, согласно которому детей и слуг можно было крестить лишь с согласия родителей и господ, а иностранцы могли быть крещены только на своей родине. <br>
-
В 1792 г. общество "Gesellschaft der Freunde" учреждено было с целью бороться против ортодоксии и безнравственности. В 1799 г. появлось известное письмо Давида Фридлендера к Теллеру — главе берлинской консистории — о coгласии многих евреев креститься, в случае если они не обязаны будут исповедовать главных догматов христианской религии (см. Ассимиляция в Западной Европе). Молодое еврейское поколение относилось с особенной болезненной чуткостью к своему гражданскому бесправию; оно направило все силы на работу в пользу эмансипации, достижение которой, казалось, стало более возможным при вступлении на престол Фридриха-Вильгельма II (1786 г.). И действительно, эдиктом 11 марта 1812 г. прусские евреи получили наконец права гражданства и с этого времени, наравне с прочими гражданами, должны были выполнять воинскую повинность. <br>
+
В 1792 г. общество "Gesellschaft der Freunde" учреждено было с целью бороться против ортодоксии и безнравственности. В 1799 г. появлось известное письмо Давида Фридлендера к Теллеру — главе берлинской консистории — о coгласии многих евреев креститься, в случае если они не обязаны будут исповедовать главных догматов христианской религии. Молодое еврейское поколение относилось с особенной болезненной чуткостью к своему гражданскому бесправию; оно направило все силы на работу в пользу эмансипации, достижение которой, казалось, стало более возможным при вступлении на престол Фридриха-Вильгельма II (1786 г.). И действительно, эдиктом 11 марта 1812 г. прусские евреи получили наконец права гражданства и с этого времени, наравне с прочими гражданами, должны были выполнять воинскую повинность. <br>
-
К тому времени еврейское население Б. достигло более 10 тыс. душ. <br>
+
К тому времени еврейское население Б. достигло более 10 тыс. <br>
-
После 1812 г. в общине началось сильное движение в пользу религиозных реформ, разделившее ее на две враждебные партии. Фридлендер подал королю петицию ο необходимости религиозных реформ в области богослужения; но, несмотря на поддержку этой петиции первым министром Гарденбергом, король отклонил ее. Вскоре, однако, реформы были все-таки введены: известный тогда богач Яков Герц Бер (отец Мейербера) открыл частную молельню, в которой богослужение совершалось по новому ритуалу, причем проповедником выступал Цунц. Примеру Бера последовал Израиль Якобсон (см.). В 1817 г. король, вспомнив ο "Generalprivilegium", приказал закрыть все частные молельни; но так как общественную синагогу необходимо было ремонтировать, молельня Бера была превращена во временную синагогу. <br>
+
После 1812 г. в общине началось сильное движение в пользу религиозных реформ, разделившее ее на две враждебные партии. Вскоре реформы были введены: известный тогда богач Яков Герц Бер (отец Мейербера) открыл частную молельню, в которой богослужение совершалось по новому ритуалу, причем проповедником выступал Цунц. Примеру Бера последовал Израиль Якобсон (см.). В 1817 г. король, вспомнив ο "Generalprivilegium", приказал закрыть все частные молельни; но так как общественную синагогу необходимо было ремонтировать, молельня Бера была превращена во временную синагогу. <br>
-
 
+
-
По распоряжениио правительства, древнееврейское богослужение должно было чередоваться с молитвами и проповедью на немецком языке, но стараниями ортодоксов 9 дек. 1823 г. издан был новый королевский указ, по которому "богослужение евреев может совершатся только в общественной синагоге и по старому ритуалу, без всяких новшевств касательно языка и обрядностей и без малейших отступлений от древних обычаев". Этот указ применялся с такой строгостью, что когда в 1827 г., при освящении нового еврейского кладбища, раввин Эттингес произнес речь на немецком языке, полиция усмотрела в этом нарушение закона. <br>
+
Движение в пользу религиозных реформ вспыхнуло с новой силой в 40-х годах 19 в. благодаря культурным кружкам, возникшим при участии и руководстве Зигмунда Штерна (см.). 10 марта 1845 г. состоялся митинг под председательством Штерна и А. Бернштейна (см.); на нем вынесена была резолюция, что "учение ортодоксальных евреев в целом и в частностях вполне противоречит требованиям науки и современной жизни". <br>
Движение в пользу религиозных реформ вспыхнуло с новой силой в 40-х годах 19 в. благодаря культурным кружкам, возникшим при участии и руководстве Зигмунда Штерна (см.). 10 марта 1845 г. состоялся митинг под председательством Штерна и А. Бернштейна (см.); на нем вынесена была резолюция, что "учение ортодоксальных евреев в целом и в частностях вполне противоречит требованиям науки и современной жизни". <br>
-
В следующем году образовалось общество под названием "Die Genossenschaft für Reform des Judenthums", котоpoe, под руководством раввина Самуила Гольдгейма (см.), выработало формы богослужения. Последнее происходило по субботам и воскресеньям (впоследствии только по врскресеньям) и совершенно исключало еврейский язык. Параллельно борьбе партий на почве религиозных реформ культурная жизнь берлинских евреев шла своим чередом. Основанное Гансом, Мозером и Цунцом общество (1819 г.) "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden" занимает в этом отношении первое место. Общество (к которому принадлежал также и Гейне) просуществовало, однако, недолго и скоро распалось вследствие отсутствия интереса к нему в населении. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
+
В следующем году образовалось общество под названием "Die Genossenschaft für Reform des Judenthums", котоpoe, под руководством раввина Самуила Гольдгейма (см.), выработало формы богослужения. Последнее происходило по субботам и воскресеньям (впоследствии только по врскресеньям) и совершенно исключало еврейский язык. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
Особенное внимание обращено было в то время на воспитание берлинского юношества. Кроме бесплатной школы, директором которой с 1806 г. состоял Бендавид, была еще частная школа, основанная Боком и перешедшая позже в ведение Иоста и Штерна. В 1823 г. Цунц от имени "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden", представил директорам доклад о необходимости дальнейших реформ. С целью обсуждения проекта организации новой народной школы составлена была комиссия, в состав которой вошли Цунц, Мозер и Бендавид.  
Особенное внимание обращено было в то время на воспитание берлинского юношества. Кроме бесплатной школы, директором которой с 1806 г. состоял Бендавид, была еще частная школа, основанная Боком и перешедшая позже в ведение Иоста и Штерна. В 1823 г. Цунц от имени "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden", представил директорам доклад о необходимости дальнейших реформ. С целью обсуждения проекта организации новой народной школы составлена была комиссия, в состав которой вошли Цунц, Мозер и Бендавид.  
-
С коренным изменением условий общественно-культурной жизни евреев явилась необходимость реформировать и общинные управления. В 1793 г. впервые введен был новый устав не по почину правительства, а исключительно согласно решению совета 15 членов общин. Когда эдиктом 1812 г. были отменены снециальные еврейские налоги, обязанности старейшин, конечно, коренным образом изменились. Так как правительство медлило с необходимыми новыми законами, старейшины сами издали ряд новых правил, касающихся выборов представителей, и соответственно сему произвели выборы в 1849 г. Правительство первоначально отказалось утвердить таковые, и 11 апр. 1851 г. состоялись новые выборы по правилам 1750 г.; однако в 1854 г. правительство уступило и признало правила 1849 г., согласно которым 23 февр. 1854 г. выборы были повторены. Статут для еврейской общины в Б. окончательно был принят в 1860 г.; он продолжает действовать и по настоящее время (1909). Согласно статуту, в состав местной общины входят все евреи Берлина и его окрестностей. Во главе ее стоят старейшины (Aelteste) и коллегия представителей (Repräsentantenversammlung), состоящая из 21 члена и 15 кандидатов, которые избираются на три года большинством голосов.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
+
1793 г. - впервые введен был новый устав не по почину правительства, а исключительно согласно решению совета 15 членов общин. Когда эдиктом 1812 г. были отменены снециальные еврейские налоги, обязанности старейшин, конечно, коренным образом изменились. Статут для еврейской общины в Б. окончательно был принят в 1860 г.; он продолжает действовать и по настоящее время (1909). Согласно статуту, в состав местной общины входят все евреи Берлина и его окрестностей. Во главе ее стоят старейшины (Aelteste) и коллегия представителей (Repräsentantenversammlung), состоящая из 21 члена и 15 кандидатов, которые избираются на три года большинством голосов.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
-
 
+
-
К числу известных раввинов общины конца 17 и 18 вв. принадлежали: Шемая, называвшийся также Симон Беренд (1687 г.), известный талмудист; Аарон Веньямин Вольф, племянник и зять Иоста Либмана (1709—21); Михаил Хасид (1714—1728), талмудист и специалист по каббале, прозванный "великим каббалистом"; Моисей Аарон из Львова, избранный против желания общины и вопреки протестам старейшин ее, по приказанию Фридриха-Вильгельма I (между ним и общиной происходили поэтому нередко крупные недоразумения; в конце концов в 1730 г. община, за сумму 4500 марок, купила себе право избрать нового раввина); Яков Иошуа из Кракова (1730—1735), автор талмудического комментария "Pene Jehoschua"; Давид Френкель, уроженец Берлина, известный своими комментариями к "Jeruschalmi" (см.); Аарон Гирш (избран в 1763 г.), автор "Minchat Aharon"; Гиршель Левин, называвшийся также Гиршель Лебелем (1772—1800), человек тихий, скромный и относившийся терпимо к новым веяниям. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
+
-
 
+
-
Ko времени смерти Г. Лебеля (см.) различие во взглядах отдельных членов общины стало столь резким, что приглашение подходящего раввина сделалось прямо-таки затруднительным. Левина замещал в течение 25 лет Меир-Симон Вейль в качестве "Viceoberlandrabbiner", большой знаток Талмуда, но не обладавший достаточным светским образованием. После смерти Вейля (в 1825 г.) раввинские обязанности исполняли совместно Яков Иосиф Эттингер (до 1860 г.) и Элиас (Илья) Розенштейн (до 1866 г.); из них первый пользовался всеобщим уважением. Историк берлинских евреев Гейгер называет их "руинами минувшего времени", не сумевшими проникнуться новыми веяниями. Между тем, все-таки делались попытки назначить одного главного раввина; в 1842 г. эта должность была предложена известному Захарию Френкелю; но, несмотря на то, что назначение его встретило благосклонное отношение со стороны министра просвещения и исповеданий Эйхгорна, Френкель не решился занять этот пост, и место раввина оставалось вакантным. Тогда решено было назначить помощника раввина (Rabbinatsassessor) к упомянутым двум раввинам, которые втроем составили бы коллегию. Новый помощник обязан был наблюдать в особенности за обучением молодого поколения закону веры и произносить немецкие проповеди. Выбор пал на блестящего проповедника и выдающегося ученого Михаила Закса, занимавшего этот пост до 1864 г. <br>
+
-
После его смерти между представителями реформированного еврейства (старейшинами) и более умеренного течения (коллегией представителей) снова возгорелась борьба из-за раввина. Победили первые. За невозможноетью найти подходящее лицо на пост главного раввина решено было избрать двух раввинов на равных правах; тогда был избран 1866 г.) Иосиф Ауб, один из видных борцов реформированного еврейства, а вторым, лишь три года спустя, известный Авраам Гейгер, занимавший этот пост всего два года.
+
К числу известных раввинов общины конца 17 и 18 вв. принадлежали: Шемая, называвшийся также Симон Беренд (1687 г.), известный талмудист; Аарон Веньямин Вольф, племянник и зять Иоста Либмана (1709—21); Михаил Хасид (1714—1728), талмудист и специалист по каббале, прозванный "великим каббалистом"; Моисей Аарон из Львова, избранный против желания общины и вопреки протестам старейшин ее, по приказанию Фридриха-Вильгельма I (между ним и общиной происходили поэтому нередко крупные недоразумения; в конце концов в 1730 г. община, за сумму 4500 марок, купила себе право избрать нового раввина); Яков Иошуа из Кракова (1730—1735), автор талмудического комментария "Pene Jehoschua"; Давид Френкель, уроженец Берлина, известный своими комментариями к "Jeruschalmi" (см.); Аарон Гирш (избран в 1763 г.), автор "Minchat Aharon"; Гиршель Левин, называвшийся также Гиршель Лебелем (1772—1800), человек тихий, скромный и относившийся терпимо к новым веяниям. <ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Berlin_Germany&article=Encyclopedia:Берлин,%20город/ Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона]</ref>.<br>
== Источники ==
== Источники ==

Версия 20:17, 16 февраля 2010


Берли́н (нем. Berlin) — столица и самый большой город Германии (ок. 3,5 млн человек), второй по количеству населения (после Лондона) город Евросоюза.

Содержание

История города

С VI века до н. э. территория заселялась преимущественно германцами.

В VI веке славянские племена заселили старые германские городища и обосновывались на ранее незаселённых территориях. Славянский период истории Берлина заканчивается в 1157 году, когда бранденбуржцы разбили славян.

Город Берлин возник из парного города Берлин — Кёльн в 1307 г.

Фридрих Вильгельм в 1640 г. принял правление от своего отца. Его политика характеризовалась стимулированием иммиграции и высокой степенью религиозной толерантности.

Берлин был столицей Пруссии и в стал столицей Германской империи.

В 1920 году - основаниe Большого Берлина с численностью более 4 миллионов человек.

После прихода к власти в 1933 году национал-социалистов Берлин стал столицей Третьего рейха. Во время Второй мировой войны большая часть Берлина была разрушена. После войны Берлин был разделён четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы. Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин.

В 1991 году бундестаг принял решение о переезде в Берлин. 1 сентября 1999 года правительство и парламент Германии приступили к работе уже в Берлине.

Евреи в Берлине

Средние века

1296г. - первое документальное упоминание о евреях в Берлине[1].
До начала 14 в. евреи служили Асканским маркграфам источником доходов.

1320 г. городскому совету удалось приобрести право собственности над евреями, которые стали, доходной статьей городского совета. В Городской книге отмечены особо евреи "богатые", т. е. имевшие собственные дома (Judenbuden), и "простые", жившие при богатых или вне города.
Евреям разрешалось на основании особого постановления заниматься ссудой денег под известный процент. Городской совет разрешил евреям (1343 г.), ввиду приносимой ими пользы, производить убой скота.
Маркграфы Баварского дома (с 1324 г.) относились к евреям благожелательно, так же как и городской совет. [2].

1348 г. - преследования по поводу Черной смерти; все евреи были либо убиты, либо изгнаны. Вероятно, что городской совет вместе с духовенством поддерживал народную вспышку против евреев с целью овладеть разграбленным еврейским имуществом.
Два года спустя евреям было разрешено вернуться (но не восстановить синагогу). [3].

В течение дальнейших 150 лет нет никаких сведений ο судьбе еврейского населения.

1510 г. - были сожжены 42 еврея, из числа жителей маркграфства Бранденбург, присужденных к костру по делу об осквернении гостии (см. Бранденбург), а вслед за тем берлинские евреи вместе с единоверцами из маркграфства были изгнаны.

40-е гг 16 в. - курфюрст Иоахим II разрешил в евреям вновь селиться в Б. и настолько покровительствовал им, что вызвал недовольство городского совета. Заведующего чеканкой монет Липпольда ненавидели за алчность и евреи и христиане.

1573 г. - после внезапной смерти курфюрста распространился слух, будто Липпольд его отравил. Липпольд под пыткой сознался в преступлении и был казнен; бранденбургские евреи, в том числе и берлинские, были изгнаны "на вечные времена". [4].

Начало истории берлинской общины - XVII нач. XVIII вв.

1671 г. - курфюрст Фридрих-Вильгельм допустил в Берлин известное число изгнанных из Вены еврейских семейств.
Иммигрантам предоставлялась полная свобода торговли, но их лишили права заниматься ростовщичеством; за протекторат каждая семья должна была ежегодно платить налог в восемь талеров. Строить синагогу им было запрещено. Указ ставил вопрос об иммигрантах в зависимость от их материального положения.
Привилегии даны были им на 20 лет.

10 сент. 1671 г. была дана грамота 2-м еврейским семействам и этот день считается днем возникновения еврейской общины в Б.
В 1672 г. куплена была земля для кладбища общины, а в 1676 г. учреждено было погребальное братство под названием "Gemiluth Chassadim". [5].


1700 г. учреждена была новая комиссия для разработки общего положения об евреях. Число еврейских семейств во всем курфюршестве не должно было превышать пятидесяти; личный налог в 8 талеров был заменен общим налогом на всю общину в 3000 талеров в год; был установлен новый общий налог (за протекторат) в 1000 дукатов; по просьбе лавочников, были ограничены торговые права евреев, напр., запрещено было содержать магазины и лари на базарах, торговать в разнос, проживать в деревнях и селах.

1703 г. - Франц Венцель выступил с обвинением евреев в том, что они при произнесении молитвы "Alenu" глумятся над государственной религией, было назначено расследование и последовало распоряжение иъзять из молитвы некоторые слова и произносить ее благопристойно. Это постановление часто возобновлялось и подтверждалось; молитву "Alenu" разрешалось произносить только в синагоге, громким голосом и в присутствии христианского представителя, обязанного следить за точным исполнением предписания (впоследствии, по ходатайству Мендельсона, это постановление было отменено). [6].

1708 - 1750 гг. существовала особая комиссия, заведовавшая еврейскими делами; сами евреи принимали мало участия в управлении своими делами.

1714 г. - принят новый указ, который обязал евреев платить более значительный налог, но расширил их торговые права и дозволил взимать более высокие проценты. В этом же году произошло торжественное освящение первой общественной синагоги Берлина в присутствии короля и его двора.

1722 г. (а по другим сведениям — в 1723 г.) еврейская община приняла новый устав внутреннего управления. Правление ежегодно представляло отчет комиссии, избираемой общиной. Для исключения члена из общины требовалось единогласное постановление, а для отлучения или анафемы необходимо было согласие раввина и комиссии. Сборщики податей, отвечавшие за правильное поступление сборов собственным имуществом, имели право предавать суду уклонявшихся от уплаты сбора. Были установлены новые дополнительные налоги (за содержание ломбардов, вступление в брак и т. д.).[7].

В 1737 г. король приказал выселить лишние 60 еврейских семей (сверх квоты 120 семей), заявив, что скорее готов лишиться остальных евреев (с ежегодным доходом в 20.000 талеров), чем допустить эксплуатацию своих прочих подданных.

В 1737 г евреев заставили отдать жилища солдатам и переселиться в солдатские бараки (бывшие в антисанитарном состоянии). Было выработано новое законоположение, чтобы постепенным уменьшением числа евреев в Б. окончательно уничтожить общину, но оно не получило силы закона ввиду смерти Фридриха-Вильгельма I в 1740 г.[8].

Положение евреев в XVIII в.

Положение евреев не улучшилось и при Фридрихе Великом (1740—86); в некоторых отношениях оно даже ухудшилось. В 1747 году установлено было, что право евреев проживать в Б. не переходит на их детей, за исключением одного лишь первенца. Обанкротившийся еврей лишался права проживания в Б. В 1750 г. эти ограничения должны были получить силу закона, но евреям удалось предотвратить обнародование закона; шесть лет спустя. впрочем, закон этот все-таки был опубликован.

С целью развить промышленность страны Фридрих Великий заставлял евреев разными способами, не исключая даже насилия, заниматься фабрично-заводской деятельностью, хотя и противился их численному возрастанию. По декрету 1751 г., евреи получали новые привилегии лишь при условии открытия фабрики; в виде особого преимущества им разрешалось в таких случаях иметь при себе (кроме первенца) еще одного ребенка. Король смотрел на евреев, как на статью дохода, и устанавливал для них всевозможные налоги.

Весьма своеобразен был так называемый "фарфоровый налог": каждый еврей, добиваясь какой-либо милости, обязан был прежде всего купить на королевском фарфоровом заводе известное количество фарфора и продать последний за пределами страны. Делалось это потому, что перевозка фарфора была слишком дорога сравнительно с его стоимостью. — Король с особой строгостью проводил по отношению к евреям принцип круговой поруки; за кражу, напр., произведенную одним из членов общины, должна была отвечать вся община. В 1784 г. подобная ответственность всей общины установлена была также за банкротство отдельных ее членов.

Несмотря на все притеснения в 70-х годах 18 в. в Б. было уже более 4 тыс. евреев. [9].

Движение ассимиляции и реформа иудаизма

70-е гг XVIII в. известны как начало культурного движения, совершенно изменившего духовную жизнь евреев.
Первым выдвинувшимся евреем, всецело посвятившим себя науке и получившим докторский диплом, был местный уроженец Берлина, Аарон Соломон Гумпертц; виднейшим представителем науки среди евреев был тогда Моисей Мендельсон, который своим немецким переводом Библии оказал сильнейшее влияние на германское еврейство. Были основаны бесплатная школа, типография и книжный магазин.

Одновременно с ростом увлечения немецкой культурой увеличивались равнодушие и пренебрежение евреев к вере их отцов.

Сам Мендельсон и его сотрудники в самом даже разгаре нового движения по-прежнему придерживались учения иудаизма; но с молодежью было не то: утверждают, что в короткое время большая часть членов еврейской общины приняла христианство. Попытки противодействия со стороны старейшин общины не привели ни к чему, несмотря даже на то, что удалось провести закон, согласно которому детей и слуг можно было крестить лишь с согласия родителей и господ, а иностранцы могли быть крещены только на своей родине.

В 1792 г. общество "Gesellschaft der Freunde" учреждено было с целью бороться против ортодоксии и безнравственности. В 1799 г. появлось известное письмо Давида Фридлендера к Теллеру — главе берлинской консистории — о coгласии многих евреев креститься, в случае если они не обязаны будут исповедовать главных догматов христианской религии. Молодое еврейское поколение относилось с особенной болезненной чуткостью к своему гражданскому бесправию; оно направило все силы на работу в пользу эмансипации, достижение которой, казалось, стало более возможным при вступлении на престол Фридриха-Вильгельма II (1786 г.). И действительно, эдиктом 11 марта 1812 г. прусские евреи получили наконец права гражданства и с этого времени, наравне с прочими гражданами, должны были выполнять воинскую повинность.

К тому времени еврейское население Б. достигло более 10 тыс.
После 1812 г. в общине началось сильное движение в пользу религиозных реформ, разделившее ее на две враждебные партии. Вскоре реформы были введены: известный тогда богач Яков Герц Бер (отец Мейербера) открыл частную молельню, в которой богослужение совершалось по новому ритуалу, причем проповедником выступал Цунц. Примеру Бера последовал Израиль Якобсон (см.). В 1817 г. король, вспомнив ο "Generalprivilegium", приказал закрыть все частные молельни; но так как общественную синагогу необходимо было ремонтировать, молельня Бера была превращена во временную синагогу.

Движение в пользу религиозных реформ вспыхнуло с новой силой в 40-х годах 19 в. благодаря культурным кружкам, возникшим при участии и руководстве Зигмунда Штерна (см.). 10 марта 1845 г. состоялся митинг под председательством Штерна и А. Бернштейна (см.); на нем вынесена была резолюция, что "учение ортодоксальных евреев в целом и в частностях вполне противоречит требованиям науки и современной жизни".

В следующем году образовалось общество под названием "Die Genossenschaft für Reform des Judenthums", котоpoe, под руководством раввина Самуила Гольдгейма (см.), выработало формы богослужения. Последнее происходило по субботам и воскресеньям (впоследствии только по врскресеньям) и совершенно исключало еврейский язык. [10].

Особенное внимание обращено было в то время на воспитание берлинского юношества. Кроме бесплатной школы, директором которой с 1806 г. состоял Бендавид, была еще частная школа, основанная Боком и перешедшая позже в ведение Иоста и Штерна. В 1823 г. Цунц от имени "Verein für Kultur und Wissenschaft der Juden", представил директорам доклад о необходимости дальнейших реформ. С целью обсуждения проекта организации новой народной школы составлена была комиссия, в состав которой вошли Цунц, Мозер и Бендавид.

1793 г. - впервые введен был новый устав не по почину правительства, а исключительно согласно решению совета 15 членов общин. Когда эдиктом 1812 г. были отменены снециальные еврейские налоги, обязанности старейшин, конечно, коренным образом изменились. Статут для еврейской общины в Б. окончательно был принят в 1860 г.; он продолжает действовать и по настоящее время (1909). Согласно статуту, в состав местной общины входят все евреи Берлина и его окрестностей. Во главе ее стоят старейшины (Aelteste) и коллегия представителей (Repräsentantenversammlung), состоящая из 21 члена и 15 кандидатов, которые избираются на три года большинством голосов.[11].

К числу известных раввинов общины конца 17 и 18 вв. принадлежали: Шемая, называвшийся также Симон Беренд (1687 г.), известный талмудист; Аарон Веньямин Вольф, племянник и зять Иоста Либмана (1709—21); Михаил Хасид (1714—1728), талмудист и специалист по каббале, прозванный "великим каббалистом"; Моисей Аарон из Львова, избранный против желания общины и вопреки протестам старейшин ее, по приказанию Фридриха-Вильгельма I (между ним и общиной происходили поэтому нередко крупные недоразумения; в конце концов в 1730 г. община, за сумму 4500 марок, купила себе право избрать нового раввина); Яков Иошуа из Кракова (1730—1735), автор талмудического комментария "Pene Jehoschua"; Давид Френкель, уроженец Берлина, известный своими комментариями к "Jeruschalmi" (см.); Аарон Гирш (избран в 1763 г.), автор "Minchat Aharon"; Гиршель Левин, называвшийся также Гиршель Лебелем (1772—1800), человек тихий, скромный и относившийся терпимо к новым веяниям. [12].

Источники

  1. Хроника Еврейской общины Берлина
  2. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  3. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  4. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  5. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  6. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  7. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  8. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  9. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  10. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  11. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
  12. Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона

Ссылки

ace:Berlin af:Berlyn als:Berlin am:በርሊን an:Berlín ang:Berlin ar:برلينarz:بيرلين ast:Berlín az:Berlin ba:Берлин bar:Berlin bat-smg:Berlīns be:Горад Берлін be-x-old:Бэрлін bg:Берлин bi:Berlin bn:বার্লিন bo:པེ་ལིང་། br:Berlin bs:Berlin ca:Berlín cbk-zam:Berlín ckb:بەرلین co:Berlinu crh:Berlin cs:Berlín csb:Berlëno cu:Бєрли́нъ cv:Берлин cy:Berlin da:Berlindiq:Berlin dsb:Barliń el:Βερολίνοeo:Berlinoet:Berliin eu:Berlin ext:Berlín fa:برلین fi:Berliini fiu-vro:Berliin fo:Berlinfrp:Bèrlin fur:Berlin fy:Berlyn ga:Beirlín gan:柏林 gd:Berlin gl:Berlín - Berlin gn:Berlin gv:Berleen haw:Pelelinahi:बर्लिन hif:Berlin hr:Berlin hsb:Berlin ht:Bèlen hu:Berlin hy:Բեռլին ia:Berlin id:Berlin ie:Berlin ilo:Berlin, Alemania io:Berlin is:Berlínja:ベルリン jbo:berlin jv:Berlin ka:ბერლინი kab:Berlin kk:Берлин kn:ಬರ್ಲಿನ್ ko:베를린 ks:बर्लिन ksh:Bälliin (Bundesland) ku:Berlîn kv:Берлин kw:Berlin la:Berolinum lb:Berlin lg:Berlin li:Berlien lij:Berlin lmo:Berlin ln:Berlin lt:Berlynas lv:Berlīne mg:Berlin mhr:Берлин mi:Pearīni mk:Берлин ml:ബെര്‍ലിന്‍ mn:Берлин mr:बर्लिन ms:Berlin mt:Berlin mwl:Berlin my:ဘာလင်မြို့ myv:Берлин ош na:Berlin nah:Berlin nap:Berlino nds:Berlin nl:Berlijn nn:Berlin no:Berlin nov:Berlin nrm:Bèrlîn oc:Berlin os:Берлин pam:Berlin pap:Berlin pdc:Berlin pih:Berlin pl:Berlin pms:Berlin pnb:برلن ps:برلين pt:Berlim qu:Berlin rm:Berlin rmy:Berlin ro:Berlin roa-rup:Berlin roa-tara:Berline sah:Берлин sc:Berlino scn:Birlinu sco:Berlin se:Berlin sh:Berlinsk:Berlín sl:Berlin so:Berlin sq:Berlini sr:Берлин srn:Berlin stq:Berlin sv:Berlin sw:Berlin szl:Berlin ta:பெர்லின் te:బెర్లిన్ tet:Berlín tg:Берлин th:เบอร์ลิน tl:Berlin tpi:Berlin tr:Berlin tt:Берлин ty:Berlin udm:Берлин ug:Bérlinur:برلن uz:Berlin vec:Berlin vi:Berlin vls:Berlyn vo:Berlin war:Berlin wo:Berlinyo:Berlin zh:柏林 zh-classical:柏林 zh-min-nan:Berlin zh-yue:柏林 zu:IBerlin{{WikiCopyRight

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация