Gorozmey (Обсуждение | вклад)м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Витебск (еврейская община)]] |
- | | АВТОР1 = Спивак Евгений
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =26 ноября 2010
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ви́тебск''' — город в [[Белоруссия|Белоруссии]].
| + | |
- | | + | |
- | == Ранний период еврейской общины==
| + | |
- | | + | |
- | Начало образования общины относится к 1627 году, когда воевода Симеон Сангушко разрешил евреям на имя арендатора Юды Якубовича построить синагогу на собственной земле, в замке или городе, соответственно королевским привилегиям и листам прежних витебских воевод. Община была объявлена свободной от постоя и всяких повинностей. Согласно королевской привилегии 1634 г., за евреями Витебска признавалось (кроме общих для всех евреев Литвы прав и льгот в отношении торговли и устройства синагог и кладбищ) право приобретать в Витебске земельную собственность и дома, уплачивая за них обыкновенные налоги; они были подчинены воеводе.<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Религиозный и культурный центр ==
| + | |
- | Витебск был центром еврейской жизни региона. | + | |
- | | + | |
- | С конца XVIII в. город становится одним из основных центров направления Хабад в хасидизме. В XIX в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов [[Хаскала|Хаскалы]]. Начало развиваться движение [[Ховевей Цион|Ховевей Цион]], а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров [[Бунд|Бунда]]). Сионистский лидер Г. Брук занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 года. Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления По‘алей Цион, одна из еврейских религиозных школ (Талмуд-Тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Художник [[Пэн, Юдель Моисеевич|Ю.Пэн]] открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая [[Шагал, Марк Захарович|М. Шагала]] и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]].<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Витебск, как один из центров еврейства ==
| + | |
- | Витебск был оплотом [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. С конца 18 в. город становится одним из основных центров направления [[Хабад]] в [[Хасидизм|хасидизме]]. В 19 в. прибытие в Витебск евреев, выселенных из Москвы, увеличило влияние элементов [[Хаскала|Хаскалы]]. Начало развиваться движение [[Ховевей Цион]], а позднее также социалистическое движение (Витебск был одним из первых центров [[Бунд|Бунда]]). Сионистский лидер [[Брук, Григорий|Г. Брук]] занимал пост казенного раввина Витебска с 1901 г.
| + | |
- | | + | |
- | Под воздействием сионистов, главным образом рабочего направления [[Поалей Цион|Поалей Цион]], одна из еврейских религиозных школ ([[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на [[Иврит Язык|иврите]]. После 1905 г. в Витебске открылось несколько частных гимназий, большинство учащихся которых были евреями. Художник [[Пэн, Иехуда|И. Пэн]] открыл художественную школу, в которой обучались сотни молодых людей, включая [[Шагал, Марк|М. Шагала]] и [[Юдовин, Соломон Борисович|С. Юдовина]].
| + | |
- | | + | |
- | == Витебский пинкос ==
| + | |
- | | + | |
- | Витебский [[пинкос]] (актовая книга еврейской общины) охватывает период около 200 лет; первый протокол датирован 5466 годом (от Сотворения мира). Заключая в себе исторические сведения, пинкос приводит также много бытовых данных.
| + | |
- | | + | |
- | Пинкос отмечает долги обществ священникам разных церквей (доминиканцам 2000 злотых из 7—8%); заемный лист написан на пергаменте, с одной стороны на русском языке, a с другой — на польском. Для раскладки налогов на членов общины назначались особые оценщики и ассистенты-домохозяева, которые обязывались присягой производить раскладку пропорционально и по справедливости (приводится текст присяги). Ввиду того, что многие, живущие в селах и окрестностях Витебска, не платят общественных налогов, связанных с обрядами и культом, и сами устраивают молитвенные дома и свадьбы, было постановлено подвергать таких лиц [[херем|херему]] . Обложение начиналось с 1 коп. и доходило до 14 коп. (в месяц или год — неизвестно).
| + | |
- | | + | |
- | В месяце Хешване 1737 г. собрался областной съезд, и постановлено было бойкотировать его, так как участникам съезда от Витебска грозил штраф и лишение права быть избранным на общественную должность. Во избежание недоразумений при распределении "алии" (вызова, т.е. "поднятия" к чтению Торы) постановлено: все почести, связанные с отправлением культа, продавать и вырученные деньги передавать через главного старосту в пользу благотворительных учреждений. На каждый свадебный обед — которых всего бывало три — дозволялось приглашать не свыше 20 чел., не считая сватов и близких родственников. Каждый из приглашенных мог участвовать только в одном свадебном обеде; очередь же гостей из числа 60, выбираемых устроителями свадьбы, — намечалась жребием. На обряд обрезания дозволено приглашать не больше 30 человек. Пряниками и сластями угощать гостей запрещалось.
| + | |
- | - Эти ограничения сделаны были во избежание больших пиршеств, благодаря которым люди малоимущие, не будучи в состоянии их устраивать, могли бы почувствовать себя униженными.
| + | |
- | — Лица, не уплачивающие налога в пользу общества, имеют право приглашать на свадьбу лишь 10 чел. Для свадьбы можно резать две коровы, не платя [[коробочный сбор|коробочного сбора]]; для обрезания — одну корову. Во избежание могущих возникнуть волнений строго запрещено — под страхом отлучения — арендовать площадь близ костела.
| + | |
- | | + | |
- | Жалование раввинам определялось заранее, в 1725 году — 250 золот., кроме того, раввин имел доходы от "коробки" (коробочного сбора) — 1 талер, от кабаков — 1 талер и пр. Пропинационное право ценилось чрезвычайно высоко: община монополизировала право на все кабаки; для того чтобы удовлетворить прежних держателей кабаков, она выбрала двух лиц, a кабатчики со своей стороны также двух лиц; содержание этого постановления было оглашено в синагогах для вызова тех, которые желали бы предъявить какие-либо претензии к общине.
| + | |
- | | + | |
- | В 1729 г. были введены новые правила управления:
| + | |
- | ** избирательным правом пользуются те, которые 3 года числятся в общественных реестрах и платят общинные подати; глава — "парнас" — имеет право передать свой голос кому желает; другие могут передать свой голос только тем, кто сам владеет им; содержатели "коробки" и других сборов, a также ремесленники, не имеют права голоса.
| + | |
- | ** При установлении подоходного налога каждый имеет право сослаться на свой реестр и подтвердить его присягой.
| + | |
- | ** Особенно сурово преследуется тот, кто не платит общественных сборов: с ним нельзя вступать в брак; ему нельзя продавать кошерного мяса, детей его нельзя обрезать и обучать, и вообще нельзя приблизиться к нему на расстояние 4 локтей; его хоронят по обряду "ослиного погребения", [т.е. выбрасывают либо закапывают за пределами города, как животное ([[Ирмеяhу (Иеремия), библейская книга|Ирмеяhу]], 22:19)].<ref>[http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA] jewage.org </ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Советский Витебск ==
| + | |
- | * С установлением советской власти начался упадок еврейской общины Витебска.
| + | |
- | * Тысячи евреев, переселившихся в Витебск из Литвы и Латвии, воспользовались правом вернуться на прежние места жительства и оставили СССР.
| + | |
- | * Евсекция сделала Витебск одним из своих белорусских центров, издавая там газету «Дер ройтер штерн», выходившую вплоть до 1923 г.
| + | |
- | * 12–18 января 1921 г. в Витебске произошел первый показательный процесс против иудаизма. Подобранный состав судей, экспертов, свидетелей, публики в зале обеспечил нужный результат. Судили еврейскую систему начального религиозного образования. В речи прокурора отмечалось, что ни у одного народа нет подобной системы обучения. В защиту [[хедер|хедеров]] осмелился выступить только бывший Витебский казенный раввин Х. Меламед, заявивший, что благодаря хедерам еврейские дети получали лучшее образование, чем дети окружающих народов. В приговоре говорилось: «Хедеры должны быть закрыты в кратчайшие сроки, а дети отправлены в еврейские школы с преподаванием на идиш». В 1921 г. хедеры были закрыты, и несколько синагог было конфисковано.
| + | |
- | * Полулегальная иешива [[Хабад|Хабада]] находилась в Витебске до 1930 г.
| + | |
- | * В 1921–37 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, в 1921–23 гг. еврейский театр, с 1925 г. при Втором государственном театре работал коллектив еврейской драмы и комедии «Ди идише фольксштиме».
| + | |
- | * В 1926 г. в Витебске было 37 013 евреев (около 37,5% всего населения). <ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Вторая мировая война ==
| + | |
- | | + | |
- | Немцы захватили Витебск 11 июля 1941 г. Часть еврейского населения города успела эвакуироваться. В первые дни оккупации был создан юденрат, и евреи должны были носить отличительный знак.
| + | |
- | | + | |
- | 24 июля было вывешено объявление, что за поджог города расстреляно 400 евреев. Тогда же был издан приказ о переселении всех евреев на правый берег Двины. Переправа была поручена добровольцам из местного населения, которые «для забавы» топили переселенцев (так погибло, по некоторым сведениям, около двух тысяч человек).
| + | |
- | | + | |
- | В начале сентября 1941 г. было создано гетто закрытого типа. Узников разместили в Доме металлистов и в окружающих (фактически полностью разрушенных) зданиях. По свидетельству очевидцев, «здесь было очень мало подвалов, жить приходилось под навесом, в конурах из кирпичей, жести и горелых кроватей». Евреи соорудили некоторое подобие шалашей. В гетто была очень высокая смертность от голода, холода и эпидемии.
| + | |
- | | + | |
- | Под предлогом борьбы с эпидемией 15–30 сентября было уничтожено около трех тысяч евреев, 20–25 октября еще три тысячи человек. В декабре 1941 г. были расстреляны последние обитатели гетто (4090 человек). Однако и после этого убийства евреев продолжались.
| + | |
- | | + | |
- | В сентябре 1943 г. немцы, чтобы скрыть следы преступлений, раскапывали места расстрелов и сжигали останки своих жертв. Всего во время оккупации Витебска было уничтожено около 20 000 евреев. Сотни бежавших из гетто евреев сражались в партизанских отрядах.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Послевоенный период ==
| + | |
- | | + | |
- | После освобождения города многие уцелевшие евреи вернулись в Витебск. В 1970 г. еврейское население Витебска составляло 17 343 человека (7,5% от всего населения), в 1979 г. — 9 328 человек (3,1%).
| + | |
- | | + | |
- | В послевоенные годы власти, последовательно проводя политику государственного антисемитизма, замалчивали гитлеровский геноцид. В местном краеведческом музее материалы по истории евреев изымались или переводились в «спецхран». Имя М. Шагала подверглось шельмованию.В 1947 г. была открыта синагога, но через год она была закрыта властями. Верующие евреи собирали миньян в частных квартирах<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В современной Беларуси ==
| + | |
- | | + | |
- | По переписи 1989 г. в Витебске зарегистрировано 8139 евреев (2,3% общего населения). В этом же году в городе было учреждено Общество любителей еврейской культуры, в 1992 г. основан Центр еврейской культуры (директор А. Шульман).
| + | |
- | | + | |
- | В 1990 года в Витебске открылись Витебский центр документальных исследований «Евреи в Беларуси: история и современность», отделение научно-просветительского центра «Халакост» (Катастрофа).
| + | |
- | | + | |
- | С 1991 года газета «Витебский курьер» регулярно публикует материалы на еврейские темы; специальные выпуски были посвящены Дням Шагала, широко отмеченным в республике; открывается воскресная еврейская школа и синагога.
| + | |
- | | + | |
- | В 1992 году мэр города Н. Федорчук посетил с официальным визитом Хайфу.
| + | |
- | | + | |
- | С 1993 году Центр еврейской культуры издает приложение «Шалом» (на белорусском языке) к газете «Выбор».. В 1997 г. был открыт Дом-музей М. Шагала. Проводятся ежегодные Шагаловские чтения (с 1991 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Функционирует Витебский еврейский культурный центр «Мишпоха», который с 1995 г. выпускает одноименный художественно-публицистический альманах.
| + | |
- | | + | |
- | С 1995 года в Витебске проводится фестиваль «Пуримшпиль в Витебске», в котором участвуют молодежные коллективы из Беларуси, России, Украины, стран Прибалтики. Действует еврейский молодежный клуб.
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1990-х гг. в городе издается большое количество еврейских книг.
| + | |
- |
| + | |
- | Массовый выезд евреев в Израиль и другие страны мира привел к резкому сокращению численности еврейского населения. Согласно переписи населения Республики Беларусь 1999 г., в Витебске проживало 2883 еврея (1,7% общего населения).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA] Электронная еврейская энциклопедия</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Витебск - город Марка Шагала ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:HausChagallW.JPG|thumb|250px|Дом-музей Марка Шагала]]
| + | |
- | В 1887 году в Витебске родился художник [[Марк Шагал]]. Образ Витебска довольно часто встречается в картинах Шагала, воспоминания о городе детства являлись вдохновением для художника. В Витебске регулярно проводятся Международные [[Марк Шагал|Шагаловские]] дни. Имеется [[Дом-музей Марка Шагала]]
| + | |
- | | + | |
- | == Известные евреи - жители и уроженцы Витебска ==
| + | |
- | | + | |
- | * [[Бразер, Абрам Маркович|Абрам Маркович Бразер]] ([[1892]]—[[1942]]) — белорусский художник и скульптор.
| + | |
- | * [[Гинцбург, Евзель Гавриилович|Гинцбург, Иосиф-Евзель Гавриилович]] ([[1813]]—[[1887]]) — банкир, меценат, барон.
| + | |
- | * [[Лагин, Лазарь Иосифович|Лазарь Лагин]] ([[1903]]—[[1979]]) — писатель, автор повести-сказки
| + | |
- | * [[Маршак, Самуил Яковлевич]] ([[1887]]—[[1964]]) — советский поэт, драматург, переводчик, критик.
| + | |
- | * [[Пэн, Юдель Моисеевич|Юрий (Иеhуда, Юдель) Пэн]] ([[1854]]—[[1937]]) — российский и советский художник-живописец.
| + | |
- | * [[Шагал, Марк Захарович|Марк Шагал]] ([[1887]]—[[1985]]) — художник-авангардист.
| + | |
- | * [[Харель, Иссер]] -руководитель служб разведки и безопасности Израиля с 1948 по 1963 годы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Белоруссии]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи стран СНГ]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские общины]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:Vitebsk_Belarus&article=Encyclopedia:%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA jewage]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.ru/?mode=article&id=10936&query=%C2%C8%D2%C5%C1%D1%CA электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{checked}}
| + | |