Исфахан (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Еврейские общины» с помощью HotCat)
Строка 71: Строка 71:
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]

Версия 20:01, 28 апреля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Исфахан - город в Иране.

Содержание

Первое упоминание

Еврейская община Исфахана является одной из старейших в Персии. Первое упоминание о евреях в Исфахане относится к 472 г. н. э., когда сасанидский царь Пероз (Фируз) истребил половину евреев Исфахана по обвинению в убийстве двух жрецов местного культа огнепоклонников.

VII - XIV вв.

В Исфахане под властью халифата (7–14 вв.) еврейское население достигло таких размеров, что арабские и персидские источники тех лет зачастую называют еврейский квартал города (махалле) ал-Яхудия (Еврейский город). Арабский географ 10 в. Истахри именует область Исфахана Яхудистаном. Исфахан был родиной мессианского движения Абу-Исы ал-Исфахани, жившего при халифе Абд ал-Малике (685–705).

Средние века

В средние века город считался центром еврейских грамматиков и экзегетов. Биньямин из Туделы оценивал еврейское население Исфахана в 15 тысяч человек.

Когда династия Сефевидов избрала Исфахан своей столицей (1598), наступил экономический расцвет города. Большая часть еврейского населения Исфахана занималась различными ремеслами и торговлей пряностями, ювелирными изделиями и текстильным товаром, главным образом шелком.

XVII в.

Евреи Исфахана, как и всей Персии, сильно пострадали от жестоких гонений и насильственного обращения в ислам в 17 в. Жители некоторых деревень в окрестностях Исфахана до сих пор говорят на исфаханском диалекте еврейско-персидского языка и, по-видимому, соблюдают некоторые еврейские обряды.

XVIII в.

Община Исфахана строго придерживалась ортодоксальных традиций. В городе было несколько синагог, школ и общественных учреждений. В Исфахане существовала также небольшая караимская община (см. Караимы). После перевода столицы в Тегеран в конце 18 в. община Исфахана утрачивает свое былое культурное и политическое значение.

XIX в.

Посетившие в 19 в. Исфахан путешественники Биньямин II, Давид де-вет-Гилель и Э. Ноймарк (1860–?) оценивали еврейское население города в 300–400 семей.

Культурной жизни общины угрожала деятельность бехаистов и христианских миссионерских обществ, учредивших в 1889 г. в еврейском квартале города миссионерскую школу.

XX в.

Основание в 1901 г. Альянсом еврейской школы, провозглашение в 1906 г. конституции и особенно социальные реформы периода правления Реза-шаха Пехлеви (1925–41) способствовали повышению уровня жизни евреев Исфахана.

Накануне Второй мировой войны община Исфахана была одной из крупнейших в Иране и насчитывала около десяти тысяч человек. Хотя экономическое положение общины значительно улучшилось с приходом к власти Мохаммеда Резы Пехлеви (1941) и к 1948 г. она насчитывала двенадцать тысяч человек, подавляющее большинство евреев Исфахана (80%) проживало в условиях нищеты.

В результате репатриации после 1948 г. малоимущего элемента еврейского населения Исфахана в Израиль, а также переселения в Тегеран к 1979 г. в городе оставалось лишь около трех тысяч евреев, из которых примерно 10% нуждалось в материальной поддержке. Около 32% занималось розничной торговлей, 40% — свободными профессиями, а 26% зарабатывало на жизнь ремесленным трудом.

Достоверных сведений о положении евреев Исфахана после провозглашения Ирана республикой и захвата власти Хомейни не имеется. См. также Иран.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИСФАХАН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация