Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Точка зрения современных историков) |
(→Источники) |
||
Строка 81: | Строка 81: | ||
* [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/09-4/137.htm Статья "Иошуа" в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона - перевод из Jewish Encyclopedia] | * [http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/09-4/137.htm Статья "Иошуа" в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона - перевод из Jewish Encyclopedia] | ||
* [http://www.sciencedaily.com/releases/2009/04/090406102600.htm Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous 'Foot-Shaped' Enclosures] | * [http://www.sciencedaily.com/releases/2009/04/090406102600.htm Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous 'Foot-Shaped' Enclosures] | ||
+ | * [http://www.biblewalks.com/Sites/GilgalArgaman.html Gilgal Argaman - спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна] | ||
{{Книги ТаНаХа}} | {{Книги ТаНаХа}} |
Версия 09:22, 28 апреля 2013
Источник: | ||||||||||||
|
Не следует путать Йеhошу́а бин Нуна с Йеhошу́а hа-Ноцри́ (Иисусом из Назарета). В русских переводных текстах обоих называют одинаково - Иисус, поэтому добавляют уточнение. То же относится к Йеhошуа бен Сира, автору одной из поздних книг ТАНАХа, названному в русском переводе Иисусом сыном Сираховым.
Йеhошу́а бин Нун (יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן; в русской традиции Иисус Навин или Иисус сын Навина) - предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана (конец XIII века до н.э.).
Содержание |
Сведения о личности
Йеhошуа бин Нун упоминается в Торе и книге Йеhошуа бин Нуна.
Йеhошуа бин Нун был ближайшим сподвижником Моше. Он сопровождал его в восхождении на гору Синай (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13).
Йеhошуа бин Нун был одним из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан.
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕЛИ ОНИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ОТЧЕГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ должен быть ВОЖДЕМ".
/3/ И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ ЛЮДИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ. /4/ И ВОТ ИМЕНА ИХ: ОТ КОЛЕНА РЕУВЕНА - ШАМУА, СЫН ЗАКУРА. /5/ ОТ КОЛЕНА ШИМОНА - ШАФАТ, СЫН ХОРИ. /6/ ОТ КОЛЕНА ЙЕhУДЫ - КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ. /7/ ОТ КОЛЕНА ИСАХАРА - ИГАЛЬ, СЫН ЙОСЕФА. /8/ ОТ КОЛЕНА ЭФРАИМА - ЃОШЕА, СЫН НУНА. /9/ ОТ КОЛЕНА БИНЬЯМИНА - ПАЛЬТИ, СЫН РАФУ. /10/ ОТ КОЛЕНА ЗВУЛУНА - ГАДИЭЛЬ, СЫН СОДИ. /11/ ОТ КОЛЕНА ЙОСЕФА: ОТ КОЛЕНА МЕНАШЕ - ГАДИ, СЫН СУСИ. /12/ ОТ КОЛЕНА ДАНА - АМИЭЛЬ, СЫН ГМАЛИ. /13/ ОТ КОЛЕНА АШЕРА - СТУР, СЫН МИХАЭЛЯ. /14/ ОТ КОЛЕНА НАФТАЛИ - НАХБИ, СЫН ВОФСИ. /15/ ОТ КОЛЕНА ГАДА - ГЕУЭЛЬ, СЫН МАХИ.
/16/ ЭТО ИМЕНА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ПОСЛАЛ МОШЕ ВЫСМОТРЕТЬ СТРАНУ. И НАЗВАЛ МОШЕ ЃОШЕА, СЫНА НУНА, - ЙЕhОШУА.[1]
Он вместе с Калевом бен Иефуне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника и рисковал быть убитым взбунтовавшимся народом (Чис. 13; 14:6–9).
/6/ А ЙЕhОШУА, СЫН НУНА, И КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ, ИЗ ТЕХ, КТО ВЫСМАТРИВАЛ СТРАНУ, РАЗОРВАЛИ ОДЕЖДЫ СВОИ. /7/ И СКАЗАЛИ ОНИ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ТАК: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, СТРАНА ЭТА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ХОРОША! /8/ ЕСЛИ БЛАГОВОЛИТ К НАМ БОГ, ТО ПРИВЕДЕТ ОН НАС В ЭТУ СТРАНУ И ДАСТ ЕЕ НАМ, СТРАНУ, КОТОРАЯ ТЕЧЕТ МОЛОКОМ И МЕДОМ.
/9/ НЕ ВОССТАВАЙТЕ ЖЕ ПРОТИВ БОГА И НЕ БОЙТЕСЬ НАРОДА ТОЙ СТРАНЫ, ВЕДЬ ОНИ - ПИЩА ДЛЯ НАС, УШЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИХ, И С НАМИ БОГ! НЕ БОЙТЕСЬ ИХ!".
/10/ И СОБРАЛОСЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО сынов Израиля ЗАБРОСАТЬ ИХ КАМНЯМИ, НО СЛАВА БОГА ЯВИЛАСЬ В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ ВСЕМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ.[1]
За твердость и веру в победу лишь Йеhошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Землю обетованную (Чис. 14:26–30).
/20/ И СКАЗАЛ БОГ: "ПРОСТИЛ Я, ПО СЛОВУ ТВОЕМУ. /21/ ОДНАКО, КАК ЖИВ Я И СЛАВА БОГА НАПОЛНЯЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ, /22/ ТАК ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ, ВИДЕВШИЕ СЛАВУ МОЮ И ЗНАМЕНИЯ МОИ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШАЛ В ЕГИПТЕ И В ПУСТЫНЕ, НО ИСПЫТЫВАЛИ МЕНЯ УЖЕ ДЕСЯТЬ РАЗ И НЕ СЛУШАЛИСЬ ГОЛОСА МОЕГО, /23/ НЕ УВИДЯТ ОНИ СТРАНЫ, КОТОРУЮ Я ОБЕЩАЛ ОТЦАМ ИХ, И ВСЕ, КТО ГНЕВИЛ МЕНЯ, НЕ УВИДЯТ ЕЕ! /24/ РАБА ЖЕ МОЕГО КАЛЕВА, ЗА ТО ЧТО В НЕМ БЫЛ ДУХ ИНОЙ И БЫЛ ОН ПРЕДАН МНЕ, ПРИВЕДУ Я В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ОН ХОДИЛ, И ПОТОМСТВО ЕГО БУДЕТ ВЛАДЕТЬ ЕЮ.[1]
Моше назначил Йеhошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).
Биографические подробности
Йеhошуа бин Нун был из колена Эфраима. Имя Ѓоше́а (הושע), полученное при рождении, Моше сменил ему перед выходом на задание. Смена состояла в переводе глагола להושיע ("леhоши́а" - спасать, избавлять), образующего его имя, из настоящего в будущее время. Как и все имена, образованные от имени Бога, оно содержало его упоминание. Новое имя можно перевести как "[Господь] избавит".
После покорения и раздела земли Израиля он скончался и похоронен в горах удела Эфраима (Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти он призывал народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).
В современной Самарии, в арабской деревне Кифл Харес находится древняя могила, которую принято считать могилой Йеhошуа бин Нуна. Евреи ходят к ней молиться, несмотря на опасность.
Облик Йеhошуа по материалу ТАНАХа
В Йеhошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Йеhошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Йеhошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).
Точка зрения современных историков
Большинство современных исследователей не сомневается в историчности Йеhошуа бин Нуна.
Но в течение всего двадцатого века было принято считать, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан, и что в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.
Это аргументировалось ссылками на ТАНАХ, где содержится множество упоминаний о войнах с ханаанеями в эпоху Судей. Делался вывод, что завоевание Земли Обетованной было не спланированной военной кампанией, а процессом спорадических набегов отдельных племён, растянувшимся на века.
Но в конце века профессор Адам Зерталь обнаружил жертвенник Йеhошуа бин Нуна на горе Эйваль - точно там, где указано в ТАНАХе.[2]
С другой стороны, неясно, где должны были находиться израильские племена то время, когда они якобы ещё не завоевали остаток Ханаана и время от времени возобновляли попытки. Следы их пребывания в Заиорданье и Сирии должны были бы быть давно найдены.
Археологические исследования в Израиле дают всё новые факты, говорящие о массированном натиске израильских племён на рубеже XIII-XII веков до н.э.[3][4]
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Бамидбар
- ↑ Начинаются работы по датировке жертвенника Егошуа бин Нуна
- ↑ Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous 'Foot-Shaped' Enclosures
- ↑ Gilgal Argaman - спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
Источники
- КЕЭ, том 2, кол. 766–767
- TAНAХ на сайте Маханаим
- TAНAХ на сайте Толдот ешурун
- JOSHUA (JEHOSHUA) в Jewish Encyclopedia
- Статья "Иошуа" в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона - перевод из Jewish Encyclopedia
- Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous 'Foot-Shaped' Enclosures
- Gilgal Argaman - спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Йеhошуа бин Нун в ЭЕЭ