Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Точка зрения современных историков)
(Биографические подробности)
Строка 47: Строка 47:
Йеhошуа бин Нун был из колена [[Эфраим]]а. ''Имя Ѓоше́а ('''<big>הושע</big>'''), полученное при рождении, Моше сменил ему перед выходом на задание.'' Смена состояла в переводе глагола '''<big>להושיע</big>''' ("леhоши́а" - спасать, избавлять), образующего его имя, из настоящего в будущее время. Как и все имена, образованные от имени Бога, оно содержало его упоминание. Новое имя можно перевести как "[Господь] избавит".
Йеhошуа бин Нун был из колена [[Эфраим]]а. ''Имя Ѓоше́а ('''<big>הושע</big>'''), полученное при рождении, Моше сменил ему перед выходом на задание.'' Смена состояла в переводе глагола '''<big>להושיע</big>''' ("леhоши́а" - спасать, избавлять), образующего его имя, из настоящего в будущее время. Как и все имена, образованные от имени Бога, оно содержало его упоминание. Новое имя можно перевести как "[Господь] избавит".
[[File:Joshua1.jpg|thumb|right|250px|На могиле Иеhошуа в [[Кифл Харес]], апрель 2007]]
[[File:Joshua1.jpg|thumb|right|250px|На могиле Иеhошуа в [[Кифл Харес]], апрель 2007]]
 +
 +
После покорения и раздела [[Земля Израиля|земли Израиля]] он скончался и похоронен в горах удела [[Эфраи]]ма ({{Библия|Нав|19:49|-50}}, {{Библия|Нав|24:29|-30}}). Незадолго до смерти он призывал народ: ''«бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу»'' ({{Библия|Нав|24:14}}).
 +
В современной [[Самария|Самарии]], в арабской деревне [[Кифл Харес]] находится древняя могила, которую принято считать могилой Йеhошуа бин Нуна. Евреи ходят к ней молиться, несмотря на опасность.
В современной [[Самария|Самарии]], в арабской деревне [[Кифл Харес]] находится древняя могила, которую принято считать могилой Йеhошуа бин Нуна. Евреи ходят к ней молиться, несмотря на опасность.

Версия 15:01, 27 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 27.04.2013

Не следует путать Йеhошу́а бин Нуна с Йеhошу́а hа-Ноцри́ (Иисусом из Назарета). В русских переводных текстах обоих называют одинаково - Иисус, поэтому добавляют уточнение. То же относится к Йеhошуа бен Сира, автору одной из поздних книг ТАНАХа, названному в русском переводе Иисусом сыном Сираховым.

Йеhошу́а бин Нун (יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן; в русской традиции Иисус Навин или Иисус сын Навина) - предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана (конец XIII века до н.э.).

Файл:Dore joshua sun.jpg
Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

Содержание

Сведения о личности

Йеhошуа бин Нун упоминается в Торе и книге Йеhошуа бин Нуна.

Йеhошуа бин Нун был ближайшим сподвижником Моше. Он сопровождал его в восхождении на гору Синай (Исх. 24:13; 32:17), охранял в отсутствие Моше скинию (Исх. 33:11), а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим (Исх. 17:9–13).

Йеhошуа бин Нун был одним из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан.

/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ПОШЛИ ОТ СЕБЯ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕЛИ ОНИ СТРАНУ КНААН, КОТОРУЮ Я ДАЮ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОТ ОТЧЕГО КОЛЕНА ПОШЛИТЕ, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ должен быть ВОЖДЕМ".
/3/ И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ ЛЮДИ ЭТИ - ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ. /4/ И ВОТ ИМЕНА ИХ: ОТ КОЛЕНА РЕУВЕНА - ШАМУА, СЫН ЗАКУРА. /5/ ОТ КОЛЕНА ШИМОНА - ШАФАТ, СЫН ХОРИ. /6/ ОТ КОЛЕНА ЙЕhУДЫ - КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ. /7/ ОТ КОЛЕНА ИСАХАРА - ИГАЛЬ, СЫН ЙОСЕФА. /8/ ОТ КОЛЕНА ЭФРАИМА - ЃОШЕА, СЫН НУНА. /9/ ОТ КОЛЕНА БИНЬЯМИНА - ПАЛЬТИ, СЫН РАФУ. /10/ ОТ КОЛЕНА ЗВУЛУНА - ГАДИЭЛЬ, СЫН СОДИ. /11/ ОТ КОЛЕНА ЙОСЕФА: ОТ КОЛЕНА МЕНАШЕ - ГАДИ, СЫН СУСИ. /12/ ОТ КОЛЕНА ДАНА - АМИЭЛЬ, СЫН ГМАЛИ. /13/ ОТ КОЛЕНА АШЕРА - СТУР, СЫН МИХАЭЛЯ. /14/ ОТ КОЛЕНА НАФТАЛИ - НАХБИ, СЫН ВОФСИ. /15/ ОТ КОЛЕНА ГАДА - ГЕУЭЛЬ, СЫН МАХИ.
/16/ ЭТО ИМЕНА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫХ ПОСЛАЛ МОШЕ ВЫСМОТРЕТЬ СТРАНУ. И НАЗВАЛ МОШЕ ЃОШЕА, СЫНА НУНА, - ЙЕhОШУА.[1]

Он вместе с Калевом бен Иефуне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника и рисковал быть убитым взбунтовавшимся народом (Чис. 13; 14:6–9).

/6/ А ЙЕhОШУА, СЫН НУНА, И КАЛЕВ, СЫН ЙЕФУНЭ, ИЗ ТЕХ, КТО ВЫСМАТРИВАЛ СТРАНУ, РАЗОРВАЛИ ОДЕЖДЫ СВОИ. /7/ И СКАЗАЛИ ОНИ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ТАК: "СТРАНА, КОТОРУЮ ПРОШЛИ МЫ, ЧТОБЫ ВЫСМОТРЕТЬ ЕЕ, СТРАНА ЭТА ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ХОРОША! /8/ ЕСЛИ БЛАГОВОЛИТ К НАМ БОГ, ТО ПРИВЕДЕТ ОН НАС В ЭТУ СТРАНУ И ДАСТ ЕЕ НАМ, СТРАНУ, КОТОРАЯ ТЕЧЕТ МОЛОКОМ И МЕДОМ.
/9/ НЕ ВОССТАВАЙТЕ ЖЕ ПРОТИВ БОГА И НЕ БОЙТЕСЬ НАРОДА ТОЙ СТРАНЫ, ВЕДЬ ОНИ - ПИЩА ДЛЯ НАС, УШЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИХ, И С НАМИ БОГ! НЕ БОЙТЕСЬ ИХ!".
/10/ И СОБРАЛОСЬ ВСЕ ОБЩЕСТВО сынов Израиля ЗАБРОСАТЬ ИХ КАМНЯМИ, НО СЛАВА БОГА ЯВИЛАСЬ В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ ВСЕМ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ.[1]

За твердость и веру в победу лишь Йеhошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Землю обетованную (Чис. 14:26–30).

/20/ И СКАЗАЛ БОГ: "ПРОСТИЛ Я, ПО СЛОВУ ТВОЕМУ. /21/ ОДНАКО, КАК ЖИВ Я И СЛАВА БОГА НАПОЛНЯЕТ ВСЮ ЗЕМЛЮ, /22/ ТАК ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ, ВИДЕВШИЕ СЛАВУ МОЮ И ЗНАМЕНИЯ МОИ, КОТОРЫЕ Я СОВЕРШАЛ В ЕГИПТЕ И В ПУСТЫНЕ, НО ИСПЫТЫВАЛИ МЕНЯ УЖЕ ДЕСЯТЬ РАЗ И НЕ СЛУШАЛИСЬ ГОЛОСА МОЕГО, /23/ НЕ УВИДЯТ ОНИ СТРАНЫ, КОТОРУЮ Я ОБЕЩАЛ ОТЦАМ ИХ, И ВСЕ, КТО ГНЕВИЛ МЕНЯ, НЕ УВИДЯТ ЕЕ! /24/ РАБА ЖЕ МОЕГО КАЛЕВА, ЗА ТО ЧТО В НЕМ БЫЛ ДУХ ИНОЙ И БЫЛ ОН ПРЕДАН МНЕ, ПРИВЕДУ Я В СТРАНУ, В КОТОРУЮ ОН ХОДИЛ, И ПОТОМСТВО ЕГО БУДЕТ ВЛАДЕТЬ ЕЮ.[1]

Моше назначил Йеhошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).

Биографические подробности

Йеhошуа бин Нун был из колена Эфраима. Имя Ѓоше́а (הושע), полученное при рождении, Моше сменил ему перед выходом на задание. Смена состояла в переводе глагола להושיע ("леhоши́а" - спасать, избавлять), образующего его имя, из настоящего в будущее время. Как и все имена, образованные от имени Бога, оно содержало его упоминание. Новое имя можно перевести как "[Господь] избавит".

Файл:Joshua1.jpg
На могиле Иеhошуа в Кифл Харес, апрель 2007

После покорения и раздела земли Израиля он скончался и похоронен в горах удела Эфраима (Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти он призывал народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).

В современной Самарии, в арабской деревне Кифл Харес находится древняя могила, которую принято считать могилой Йеhошуа бин Нуна. Евреи ходят к ней молиться, несмотря на опасность.

Облик Йеhошуа по материалу ТАНАХа

В Йеhошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Йеhошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Йеhошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).

Точка зрения современных историков

Большинство современных исследователей не сомневается в историчности Йеhошуа бин Нуна.

Файл:Mount Ebal 111.jpg
Жертвенник на горе Эйваль

Но в течение всего двадцатого века было принято считать, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан, и что в национального героя Йеhошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.

Это аргументировалось ссылками на ТАНАХ, где содержится множество упоминаний о войнах с ханаанеями в эпоху Судей. Делался вывод, что завоевание Земли Обетованной было не спланированной военной кампанией, а процессом спорадических набегов отдельных племён, растянувшимся на века.

Но в конце века профессор Адам Зерталь обнаружил жертвенник Йеhошуа бин Нуна на горе Эйваль - точно там, где указано в ТАНАХе.[2]

С другой стороны, неясно, где должны были находиться израильские племена то время, когда они якобы ещё не завоевали остаток Ханаана и время от времени возобновляли попытки. Следы их пребывания в Заиорданье и Сирии должны были бы быть давно найдены. Археологические исследования на севере Израиля дают всё новые факты, говорящие о массированном натиске израильских племён на рубеже XIII-XII веков до н.э.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бамидбар
  2. Начинаются работы по датировке жертвенника Егошуа бин Нуна

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Йеhошуа бин Нун в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация