Тернополь (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Тернополь - еврейская община» в «Тернополь (еврейская община)») |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Терно́поль''' | + | '''Терно́поль''' - город в Украине. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Еврейская история города до начала XIX в.== | == Еврейская история города до начала XIX в.== |
Версия 12:33, 27 апреля 2013
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Терно́поль - город в Украине.
Содержание |
Еврейская история города до начала XIX в.
Евреи поселились в Тернополе со времени основания города и вскоре составили большинство его населения.
XVI век
В 1550 г. еврейская община получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади.
XVII век
В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу.
В XVI и XVII веках в городе проживало 300 еврейских семей.
Между 1622 и 1628 гг. в Тернополе была построена большая синагога в готическом стиле. Здание было построено в виде крепости, так что в случае военных действий обороняющиеся могли вести огонь во всех направлениях. Открыта в 1640. В XVII в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя.
Тернополь был одним из городов Западной Украины, уничтоженных бандами Богдана Хмельницкого во время похода от Золочова через Галицию. Большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.
Во второй половине XVII в. происходил процесс восстановления общины.
XVIII в.
К середине XVIII в., когда город принадлежал семейству Потоцких, еврейская община достигла расцвета. Ее численность превысила все предыдущие показатели - евреи составляли подавляющее большинство населения города.
В 1740 г. привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого было подтверждено право евреев:
- жить и торговать во всех частях города,
- производить водку,
- содержать питейные заведения,
- владеть половиной городской скотобойни,
- еврейские ремесленники, обязанные по закону записываться в христианские цеха, могли быть освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях.
В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев.
Основу еврейской экономической деятельности составляли:
- ремесла,
- торговля зерном,
- торговля скотом.
Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией.
С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку.
Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове), и ее представители играли в них видную роль.
В 1788 г. Н. Х. Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке. Проект был встречен религиозными евреями города с неприязнью, и школа была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.
XIX век
С 1801 г. тернопольским раввином был рав Иошуа Гешель бен Ицхак Бабад (1754–1838). Его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до начала Шоа.
После второго раздела Польши город был включен в состав Австрии.
Образование и просвещение
Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам разных направлений.
С начала XIX в. благодаря деятельности Иосифа Перла и Д. (Б.) Гинцбурга Тернополь стал центром Хаскалы (просвещения) в Галиции. В 1813 Иосиф Перл на собственные средства создал еврейскую школу - "Бейт хинух" ( "בית חינוך"), где велось изучение иврита и различных наук.
Противостояние традиционного хасидизма и модернизированного "маскилизма" продолжалось четыре года и окончилось победой последнего.
Учебное заведение получило официальное признание и было помещено под коммунальное управление. Школа сыграла большую роль в распространении идей Хаскалы в Галиции и в Восточной Европе.
Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–1830-е г.г. в городе проживали
- Н. Крохмаль,
- М. Сатановер,
- Ш. Л. Гольдберг (1807–1846).
Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах.
В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления.
В 1814–1816 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман».
В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку.
При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления.
Во второй половине XIX в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.
Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов.
Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и раввин из Жидачева Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем тернопольским маскилим.
Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г.
В 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам.
В середине XIX в. в Тернополе поселился рабби Яаков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.
Экономическая деятельность
При тогдашней численности населения города в 30,415 человек евреи составляли половину населения Тернополя.
Евреи занимались главным образом ремесленным производством:
- ткачеством,
- обувным производством,
- гончарным делом,
- гравировкой.
Также евреи занимались:
- торговлей с Российской Империей (через пограничный город Подволочиск), с городами Польши и других стран;
- банковским делом и ростовщичеством.
Многие евреи занимались также сельским хозяйством.
Во второй половине XIX в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468.
В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось.
Общественная деятельность
С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете.
Три улицы в Тернополе носили имена евреев:
- И. Перла,
- барона М. Гирша
- рава Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–1874 г.г.
В конце XIX в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы - организация Ховевей Цион(их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты.
До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов.
Первая половина ХХ в.
В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека, а в 1905 году - около 14 тыс. человек (44% всего населения).
С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией.
Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению.
После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики.
В 1918–1919 г.г. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии.
15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень.
17 сентября 1939 г. город был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР.
Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано.
В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.
Экономическое положение
После начала Первой мировой войны и русской оккупации экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек).
В ходе советско-польской войны 1920–1921 гг. евреи города страдали от насилия и грабежа воюющих сторон.
После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни.
В 1920–1930-е г.г.еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица.
Тем не менее, в Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, организации взаимного кредита, еврейские кооперативы.
К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.
Общественная жизнь
В городе работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений: сионисты всех направлений, Бунд, Агудат Исраэль.
Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось. Часто общиной управляли назначенные правительством комиссары.
Образование
В Тернополе существовали
- две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи),
- Талмуд-Тора,
- две частные гимназии.
На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников).
Холокост
- 2 июля 1941 г. немецкая армия вступила в Тернополь.
- 4 июля 1941 г.- начало погрома, длившегося неделю. Украинцы и немцы погубили пять тысяч евреев.
- Сентябрь 1941 г. - основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев).
- 25 марта 1942 г. - немцы расстреляли тысячу евреев.
- Конец августа 1942 г. - четыре тысячи тернопольских евреев отправлены в концлагерь Белжец.
- 30 сентября 1942 г. - еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец.
- 20 июня 1943 г. – ликвидация гетто.
- 6 августа 1943 г. - уничтожение рабочего лагеря.
- Апрель 1944 г. – освобождение города советскими войсками.
В город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. Некоторые евреи во время оккупации выжили, спасаясь в пещерах и подземных гротах под городом.
Послевоенное время
- 1946–1948 г.г. - аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий.
- 1950-е г.г. - разрушен памятник жертвам Катастрофы.
70-е - 80-е г.г.
В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения.
Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению.
Конец XX в.
В конце 1980-х г.г. в Тернополе, по официальным данным, проживало примерно 500 евреев.
В начале 1990-х г.г. еврейская жизнь начала восстанавливаться, как и во всей независимой Украине. Было организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община и воскресная школа.
Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства.
По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.