Мадрид (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Евреи в Европе» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Еврейские общины» с помощью HotCat)
Строка 119: Строка 119:
[[Категория:Антисемитизм ]]
[[Категория:Антисемитизм ]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]

Версия 10:12, 26 апреля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Мадрид Синагога в еврейском общинном центре (Мадрид)


Мадрид, столица Испании. Город сложился вокруг мавританской крепости Маджирит.

Содержание

Возникновение общины

В 1083 г. Мадрид был отвоеван у арабов Кастилией. Немногочисленная еврейская община существовала с 11 в. или 12 в.; евреи также проживали в окрестных селах, одно из которых носило название Ал-луден (из арабского ал-яхудийин — евреи).

Тринадцатый век

В 13 в. община Мадрида достигла процветания; городское право (Fuero de Madrid) давало евреям те же права, что и прочим горожанам.

Но с конца 13 в. городские и королевские власти и кортесы издали ряд антиеврейских постановлений. В 1293 г. евреи были удалены с государственных должностей; им было запрещено приобретать недвижимое имущество у христиан, а также продавать его им.

Четырнадцатый век

В 1385 г. христиане были освобождены от уплаты евреям по долговым обязательствам, срок действия которых превышал 15 месяцев.

Во время погромов 1391 г. большинство евреев было истреблено; лишь немногие приняли христианство.

Через некоторое время община была восстановлена, но влачила жалкое существование.

Христианское население пользовалось услугами евреев-врачей, некоторые евреи назначались на городские должности.

Пятнадцатый век

В 1461 г. в Мадриде Альфонсо де Эспина и Альфонсо де Оропеса возглавляли борьбу католической церкви за пресечение тайного исповедания иудаизма марранами.

В 1478 г. Фердинанд и Изабелла подтвердили изданный в 1447 г. кастильским королем Хуаном II закон, запрещавший евреям Мадрида заниматься медицинской практикой среди христиан, а также продавать христианскому населению пищевые продукты и медикаменты.

По их же приказу в 1480 г. гетто Мадрида было обнесено стеной, в ночное время вход в него охранялся.

Однако некоторым евреям-врачам разрешалось жить за пределами гетто, чтобы беспрепятственно принимать пациентов и в ночное время, например, в 1481 г. дону Иехуде с его сыном маэстро Сулемом (Шломо) и в 1489 г. рабби Яакову с его сыном рабби Иосефом.

После изгнания евреев из Испании (1492) община Мадрида прекратила свое существование.

Шестнадцатый век

Вслед за объявлением Мадрида столицей Испании (1561) некоторые марраны стали жертвами инквизиции, переведшей сюда свой Верховный трибунал.

Семнадцатый век

В течение 17 в. в Мадриде имели место многочисленные аутодафе.

В Мадриде проживало значительное число марранов из Португалии, многие из которых занимали важные позиции в экономической жизни Мадрида, некоторые были близки к придворным кругам.

В 1630-х гг. из-за противодействия инквизиции окончилась неудачей попытка одного из лидеров еврейских общин Северной Африки Яакова Кансино (умер в 1666 г.), поддержанная первым министром герцогом Г. де Оливаресом, добиться разрешения на проживание в Мадриде семьям евреев, изгнанным из Испании и поселившимся в Северной Африке.

Девятнадцатый век

После введения в Испании конституции (1869) в Мадриде поселились евреи из Северной Африки (большей частью из Туниса и Александрии), Лиссабона и Франции.

При финансовой поддержке Ротшильдов были организованы различные филантропические учреждения.

Двадцатый век

В период Первой мировой войны в Мадриде проживало незначительное число еврейских беженцев из воюющих стран Европы, среди них М. Нордау и А. Ш. Яхуда, возглавивший кафедру языка иврит и раввинистической литературы в Мадридском университете (1915–22).

В 1917 г. в Мадриде была создана в частном доме первая в современной Испании синагога.

Закон 1924 г. о предоставлении гражданства потомкам испанских евреев способствовал созданию общины в Мадриде, принявшей в середине 1930-х гг. многих беженцев из Германии.

В период гражданской войны в Испании (1936–39) община прекратила существование, большинство ее членов покинуло Мадрид.

Община Мадрида была восстановлена в 1940-х гг.; во время Второй мировой войны в Мадриде нашли убежище некоторые еврейские беженцы из оккупированной нацистами Европы, содержавшиеся на фонды Джойнта.

В 1941 г. испанское правительство по инициативе Ф. Франко основало в Мадриде Институт имени Б. Ариаса Монтано по исследованию еврейской истории и культуры.

В 1987 г. община Мадрида насчитывала около четырех тыс. человек (большинство — выходцы из Северной Африки); имеются синагога (открыта в 1968 г.), общинный центр, начальная школа (имени Шломо Ибн Габирола) и бойня (см. Убой ритуальный).

Конец 1900-х – начало 2000-х гг.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. еврейское население Мадрида составляло 3,5 тыс. человек.

В Мадриде находятся центры основных еврейских организаций Испании: Федерация еврейских общин Испании, объединяющая ортодоксальных евреев (ортодоксальная община Мадрида – одна из крупнейших в стране); Ассоциация консервативного иудаизма, Объединение светских евреев.

В Мадриде действует отделения Бней-Брита, ВИЦО, а также ряд организаций и объединений, основанных иммигрировавшими в Испанию в последние годы евреями из Латинской Америки.

В Мадриде есть еврейская средняя дневная школа. Выходит газета, посвященная новостям еврейской культуры. Под эгидой Федерации еврейских общин работает интернет-радио «Радио Сфарад».

В ряде высших учебных заведений Мадрида существуют кафедры иудаики. В феврале 1998 г. в Мадридском университете проходил международный симпозиум «Иудеохристианское и испано-еврейское сближение».

Увеличение числа проявлений антисемитизма

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Мадриде резко увеличилось число проявлений антисемитизма со стороны стремительно растущего в Испании арабского мусульманского населения.

Антиеврейские взгляды особо распространены среди профашистских группировок и примыкающих к ним молодежных групп скинхедов и футбольных болельщиков. (В целом по стране, согласно данным социологических опросов, проведенных в начале 2000-х гг., 34% испанцев высказывали отрицательное отношение к евреям.)

11 января 2002 г. неофашисты из группы Национально-революционная молодежь блокировали улицу, ведущую к мадридской синагоге, писали антисемитские лозунги и оскорбляли прохожих. После того как была вызвана полиция, неофашисты разбежались.

В 2000 г. полиция Мадрида арестовала болельщиков команды «Реал» после того, как в сумках, с которыми они пришли на футбольный матч были найдены ножи, палки, памфлеты нацистского и антисемитского содержания и черный флаг с надписью «корпус Роммеля».

После начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) в Мадриде резко возросло число антиеврейских инцидентов, в которых участвовали выходцы из Северной Африки.

В ряде мадридских газет появляются грубые антиизраильские и антиеврейские нападки. Так, в одном из номеров мадридской газеты «Эл Паис» за 2002 г. была опубликована карикатура на А. Шарона, где ему были подрисованы усы А. Гитлера.

После теракта в Мадриде 11 марта 2004 г., полиция раскрыла мусульманскую террористическую сеть, которая планировала также взорвать еврейские объекты в городе.

Во время футбольного матча в июне 2004 г., весь доход от продажи билетов на который должен был пойти на помощь семьям жертв теракта, болельщики поднимали плакаты со свастикой и другими нацистскими эмблемами и скандировали антиеврейские лозунги.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАДРИД в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация