Дания (История евреев Дании)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Литература) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→Жизнь еврейских общин в XVII веке) |
||
Строка 43: | Строка 43: | ||
Но король был намерен сократить еврейское присутствие. В рескрипте от 6 февраля 1651 он упомянул закон об обязательности лютеранской веры в Дании и приказал, чтобы ни один еврей не прибывал в Данию без специального паспорта ("Geleitsbrief"), и чтобы те, кто уже находится в стране, были подвергнуты большим штрафам, если они не уезжали в течение четырнадцати дней.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/articles/5090-denmark DENMARK. In Jewish encyclopedia]</ref> | Но король был намерен сократить еврейское присутствие. В рескрипте от 6 февраля 1651 он упомянул закон об обязательности лютеранской веры в Дании и приказал, чтобы ни один еврей не прибывал в Данию без специального паспорта ("Geleitsbrief"), и чтобы те, кто уже находится в стране, были подвергнуты большим штрафам, если они не уезжали в течение четырнадцати дней.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/articles/5090-denmark DENMARK. In Jewish encyclopedia]</ref> | ||
- | После неудачной для Дании Тридцатилетней войны король Фредерик III остро нуждался в деньгах. Авраам (Диего) де Матос Техейра, который проживал в [[Гамбург]]е, в 1657 году одолжил ему большую сумму денег, | + | После неудачной для Дании Тридцатилетней войны король Фредерик III остро нуждался в деньгах. Авраам (Диего) де Матос Техейра, который проживал в [[Гамбург]]е, в 1657 году одолжил ему большую сумму денег, в том числе при условии, что бедственное положение евреев-[[сефард]]ов было облегчено. Это означало, что ранее строгий запрет на иммиграцию и переселение евреев в Дании будет отменен в пользу евреев-[[сефард]]ов. |
Король учредил привилегию для "португальских купцов еврейской веры" свободно ездить по Дании и торговать там, что открыло дверь для большой иммиграции. Эта привилегия была подтверждена 14 декабря 1670 Христианом V, который впоследствии расширил её действие 30 июля 1684 г. | Король учредил привилегию для "португальских купцов еврейской веры" свободно ездить по Дании и торговать там, что открыло дверь для большой иммиграции. Эта привилегия была подтверждена 14 декабря 1670 Христианом V, который впоследствии расширил её действие 30 июля 1684 г. |
Версия 09:36, 26 апреля 2013
Источник: | ||||||||||
|
Дания - государство в Северной Европе. Дания была первой из скандинавских стран, на территории которой поселились евреи.
Первые евреи в Дании в начале XVII века
Нет никаких свидетельств пребывания евреев в Дании в средние века. В 1536 году евреям вместе с католиками был запрещен въезд в Данию.
Когда Кристиан IV (1588–1648) основал Глюкштадт на реке Эльба в Шлезвиг-Гольштейне, он позволил еврейскому купцу Альберту Дионису Минту там поселиться (в 1619 г.). Ему было поручено организовать монетный двор в Глюкштадте. Минт это сделал, и в Дании появились свои монеты.
Разрешение на въезд было распространено на несколько других евреев.
В послании от 25 ноября 1623 г. Кристиан IV пригласил португальских евреев Амстердама и Гамбурга селиться в Дании, обещая им, кроме других привилегий, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ.
Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза. В Глюкштадте и Эмдене евреи были известны как моряки в семнадцатом веке. В Глюкштадте Паулу Мельао построили корабль для себя в 1628 году, во многом против воли местных судостроителей.
В Альтоне, а позднее в Копенгагене португальские евреи участвовали в строительстве кораблей.[1]
Евреи были активны в Дании в семнадцатом веке в качестве финансистов и ювелиров королевской семьи. Беньямин Муссафия, автор талмудического словаря Мусаф hа-Арух, был назначен врачом королевской семьи в 1646 году.[2]
Альберт Дионис Минт вырос до особого статуса в рамках датского королевского двора, по-видимому, являясь источником кредита для амбициозных проектов.
Жизнь еврейских общин в XVII веке
Габриэль Гомес, который также достиг этого статуса, советовал Фредерику III (1648–1670) дать общее разрешение для сефардских евреев на проживание в Дании в целях ведения торговли.
Но король был намерен сократить еврейское присутствие. В рескрипте от 6 февраля 1651 он упомянул закон об обязательности лютеранской веры в Дании и приказал, чтобы ни один еврей не прибывал в Данию без специального паспорта ("Geleitsbrief"), и чтобы те, кто уже находится в стране, были подвергнуты большим штрафам, если они не уезжали в течение четырнадцати дней.[3]
После неудачной для Дании Тридцатилетней войны король Фредерик III остро нуждался в деньгах. Авраам (Диего) де Матос Техейра, который проживал в Гамбурге, в 1657 году одолжил ему большую сумму денег, в том числе при условии, что бедственное положение евреев-сефардов было облегчено. Это означало, что ранее строгий запрет на иммиграцию и переселение евреев в Дании будет отменен в пользу евреев-сефардов.
Король учредил привилегию для "португальских купцов еврейской веры" свободно ездить по Дании и торговать там, что открыло дверь для большой иммиграции. Эта привилегия была подтверждена 14 декабря 1670 Христианом V, который впоследствии расширил её действие 30 июля 1684 г.
Хотя она была ограничена сефардами, сколько-то ашкеназов получили письма на право безопасного прохода и поселились в королевстве в ближайшие после этого годы. Первыми из них были богатые евреи-ювелиры и торговцы табачными изделиями, чаем, кофе и шоколадом из Германии. Была создана еврейская община, объединявшая города Алтона, Гамбург, Вандсбек.
В организованной в это время Национальной библиотеке были книги на иврите. Указом короля евреям города Алтона была дарована свободная торговля в Норвегии и Шлезинг-Гольштейне, присоединенных к Дании.
Особо следует отметить историю Габриэля Милана, который обратился в христианство и стал губернатором датской Вест-Индии в 1684 году, только чтобы быть казнённым в 1689 году за коррупцию и злоупотребление служебным положением.
Еврейские общины существовали в XVII в. в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, принадлежавших тогда Дании.
В 1660-х годах король назначил ашкеназского еврея Аарона Гольдзихера сборщиком таможенных пошлин.
Первая еврейская община в самой Дании была основана в недавно созданной городе Фредериция в 1682 году, а в 1684 году ашкеназская община была основана в Копенгагене.
Начиная с 1684 года немецкий еврей Мейер Гольдшмидт и его семья на протяжении 50 лет определяли успех и влияние общины в Дании. Став придворным ювелиром, Гольдшмидт добился последующего расширения прав евреев. С его именем связаны постройка синагоги в Копенгагене, покупка земли под еврейские кладбища. Вместе с тем, правительством были утверждены денежные квоты для иммигрантов, чтобы ограничить приток бедных евреев из соседних стран.
Датские евреи в XVIII веке
Синагоги Копенгагена, Алтоны и других городов стали "смешанными" после прибытия ашкеназских евреев. Там сочетали разные традиции в ведении службы и чтении Торы.
В течение XVIII века[4] действовали различные ограничения и притеснения евреев. В 1726 году был принят закон, разрешающий евреям селиться в Копенгагене только при наличии у него не менее тысячи талеров? или постройки им за свой счёт дома определённого размера или открытия мануфактуры определённой отрасли.[5] Были запреты евреям нанимать слуг-христиан. Еврейским детям запретили ходить в христианские школы.
В 1728 году появился даже королевский указ, который приказал всем евреям, жившим в Копенгагене, являться каждый четверг в одну из церквей и слушать там проповеди. Но он был вскоре отменён за невозможностью осуществления.
Была введена специальная публичная клятвы для евреев на верность, сопровождаемая унизительным ритуалом, и ряд других ограничений, например, дискриминация при приеме на медицинский факультет Копенгагенского университета.
Но евреи не должны были жить в гетто и имели значительную степень самоуправления. Судя по искусству и литературе того времени (в частности, датско-норвежского драматурга Людвига Хольберга), эти ранние общины держались обособленно.
В 1750 году королевская привилегия была возобновлена, так что сефардские евреи могли свободно путешествовать по стране. А так называемым немецким евреям было нужно специальное разрешение для каждого человека, чтобы обосноваться в стране. Они выдавались только на основании личного богатства.
Некоторые евреи-бедняки из Польши проникали в Данию без разрешения. Те из них, кого ловили, часто соглашались креститься, чтобы не быть высланными обратно.
В 1782 г. в Дании жили 1830 евреев (из них 1503 в Копенгагене), которые занимались торговлей и ремеслами (в частности, ювелирным делом).
Им запрещалось вступать в купеческие гильдии, торговать вразнос по домам, а ставка по ипотечным кредитам была ограничена 4%. В основном они торговали старьём и серебром, занимались обменом денег и т.п. Евреям разрешалось также открывать мануфактуры, но лишь у немногих членов общины хватало для этого денег.
Экономическое положение евреев значительно ухудшилось. Запрет еврейским детям учиться в христианских школах привёл к тому, что большинство иммигрантских семей были бедны и необразованны.
Когда еврейское просвещение достигло Дании в конце XVIII века, король ввел ряд реформ с целью облегчения интеграции евреев в датское общества. Евреям было разрешено присоединиться к ремесленным и торговым гильдиям, учиться в университете, покупать недвижимость, служить в армии, а также создавать школы.
29 сентября 1788 года было разрешено евреям отдавать мальчиков в обучение ремёслам. Однако датские ремесленники не хотели брать еврейских детей в ученики. А когда начали брать, над ними там издевались ученики-христиане.
Евреи не торопились отдавать своих детей в такую науку, опасаясь чуждого религиозного влияния. Так что основной профессиональной ориентацией еврейских детей оставалась торговля.
В 1793 году братья Кантор создали компанию профессионального образования еврейских подростков. В ней участвовали и евреи, и христиане. Им удалось начать подготовку еврейских ремесленников.
Около 1800 г. они убедили евреев поступать в христианские школы и создали колледж для воспитания детей из еврейских семей. Купец, впоследствии государственный советник Мендель Левин Натансон был движущей силой в усилиях по улучшению условий получения образования в еврейских семьях в Дании. Параллельно с ним Давид Амсель Мейер создал бесплатные школы для мальчиков, а затем школу для девочек.[6]
XIX век
XIX век был периодом культурного, общественного и экономического прогресса датского еврейства. Несмотря на отдельные антиеврейские выступления в прессе (1813–19), евреям Дании в 1814 году было даровано право гражданства, а в 1849 году были отменены последние касавшиеся их законодательные ограничения.
До конца XVIII века еврейская община Дании была строго ортодоксальной; в XIX веке, под влиянием возникшего в Германии реформизма, в Дании возникает реформистское движение.
Начало ХХ века
После Кишиневского погрома 1903 года в Дании поселилось некоторое число евреев из Восточной Европы, и их общая численность, достигнув к 1921 году шести тысяч человек, остается с тех пор почти неизменной. Еврейство Дании представлено учеными и деятелями культуры с мировым именем, такими, как литературный критик Георг Брандес, писатель Меир Аарон Гольдшмидт, скульптор и живописец Т. Филипсен (1840–1920), архитектор и дизайнер А. Э. Якобсен (1902–71) и многими другими.
Сионистское движение в Дании
В начале ХХ века среди евреев Дании стали распространяться сионистские идеи; в годы Первой мировой войны в Копенгагене находился центр Всемирной сионистской организации. В период 1933–45 годов около 1700 потенциальных переселенцев в Эрец-Исраэль из стран Центральной Европы проходили сельскохозяйственную подготовку у датских фермеров. В 1912 году в Дании была учреждена ложа Бней-Брит. С 1907 года (за исключением периода нацистской оккупации) в Дании издаются еврейские периодические издания на датском языке, в том числе литературный журнал датской ложи Бней-Брит (1917–25); с 1911 по 1936 годы выходили на идиш журналы, а в течение Первой мировой войны издавалась ежедневная газета.
На рубеже XIX-XX веков в небольшой еврейской общине Дании преобладала тенденция к ассимиляции, и почва для зарождения национального движения практически отсутствовала. Тем не менее в 1902 году в Копенгагене была создана Сионистская организация Дании. На протяжении ряда лет она оставалась крайне малочисленной и фактически бездействовала. Лишь в 1907 году начал выходить ее печатный орган «Йодиск тидескрифт» (первое еврейское периодическое издание на датском языке).
В 1908 году группа евреев, эмигрировавших из России, влилась в Сионистскую организацию Дании, составив в ней устойчивое большинство. Новая большая группа сторонников сионизма прибыла в страну вскоре после начала Первой мировой войны, когда в Копенгагене было образовано бюро всемирной Сионистской организации (февраль 1915). В Дании возникла секция Мизрахи. В 1915–16 годах М. Гроссман издавал здесь ежедневную газету «Идише фолксцайтунг» и журнал «Ди трибуне» (оба — на идиш).
После окончания войны деятельность сионистского движения Дании значительно активизировалась: была развернута пропагандистская работа, регулярно проводились кампании по сбору пожертвований в Еврейский национальный фонд и Керен hа-иесод. На сельскохозяйственной ферме, созданной датскими сионистами в 1931 году, прошли подготовку свыше 1400 членов движения Хе-Халуц из Германии, Австрии и Чехословакии; ферма продолжала действовать даже в первые годы нацистской оккупации Дании (до 1943).
В 1935 году Сионистская ассоциация Дании вступила в Сионистский совет Скандинавии. В 1937 году по инициативе сионистов правительство Дании выступило с декларацией, в которой осуждались преследования евреев в Германии и выражалась поддержка идее создания еврейского национального очага в Эрец-Исраэль.
В период Второй Мировой войны
С начала немецкой оккупации (9 апреля 1940) и до кризиса в германо-датских отношениях в августе 1943 года[7] еврейская община Дании, включавшая в себя также около 1400 беженцев из Германии, Австрии и Чехословакии и 300 спасенных детей, почти не пострадала.
Благодаря соглашению, подписанному между Данией и Германией, страна сохраняла свое государственное устройство. Кристиан X оставался королём, датское правительство и парламент продолжали функционировать в период с 1940 по 1943 год.[8][9]
Датчане обеспечили в этот период полную политическую, социальную и юридическую защиту евреев и их имущества. Общественность Дании единодушно выступала в защиту евреев. Так, например, профессор Х. Кох, руководитель Объединения движения датской молодежи, в ответ на подстрекательские антисемитские статьи в нацистской прессе Дании заявил, что всякие инспирации против евреев Дании должны быть категорически пресечены, так как соблюдение правосудия и справедливости по отношению к евреям означает одновременно сохранение датской демократии и законности. Король Дании Кристиан X в знак солидарности с датскими евреями посетил синагогу в 1942 году и произнёс там речь в защиту еврейских граждан.[10]
В 1943 году датские подпольщики активизировали свою деятельность против немецких оккупантов. В ответ на это, немцы распустили датское правительство и объявили в стране военное положение и решили осуществить депортацию евреев.[11]
Но менее чем в три недели почти все евреи королевства (5191 человек) и лица смешанного происхождения (1301 человек), а также их родственники, на которых не распространялись антисемитские нацистские законы (686 человек), были переправлены датскими рыбаками в нейтральную Швецию. По данным, приведенным в книге Даниила Данина "Нильс Бор", Нильс Бор принимал участие в подготовительных контактах со шведскими властями.
Начавшаяся спонтанно спасательная операция стимулировала организованную деятельность датского движения Сопротивления, направленную на спасение евреев. Эту деятельность активно поддерживали широкие круги населения Дании — явление беспримерное для других европейских стран, оккупированных нацистами.
Найденные в начале XXI века документы свидетельствуют, что в большинстве случаев спонтанные действия датских рыбаков были основаны на желании взять с евреев большие деньги за проезд.[12] Многие евреи взяли для этого банковские ссуды, которые выплачивали много лет после войны.
Известны случаи повышения цены уже в море, под угрозой вернуться в Данию. Известен также по крайней мере один случай, когда датский рыбак перегрузил лодку пассажирами, и она утонала. Оставленные в Дании дома охранялись соседями от мародёрства тоже за плату.[13]
После тайной эвакуации датских евреев в Швецию в октябре 1943 года сионистские организации двух стран объединились. С освобождением Дании от нацизма образовался Сионистский совет, в который вошли, помимо Сионистской ассоциации, местные отделения ВИЦО, Мизрахи, Поалей Цион, Хе-Халуц и некоторых других организаций.
Когда в ночь с 1 на 2 октября 1943 года нацисты приступили к осуществлению плана депортации, им удалось схватить 472 еврея, которые были посланы в Терезин, где из них погибли 49 человек, а остальные весной 1945 года были переправлены в Швецию при содействии шведского Красного Креста, возглавлявшегося графом Фольке Бернадотом. Вернувшись в конце войны в Данию, большинство евреев нашли своё имущество нетронутым. Всего во время нацистских преследований погибло около 120 евреев Дании — менее 2% еврейского населения страны.
После второй Мировой войны
В 1947 году совет развернул широкую кампанию в поддержку создания еврейского государства. В Копенгагене был образован комитет по закупке оружия для Хаганы; сорок молодых датских евреев записались в нее добровольцами. В 1950–60-х годах в Дании с неизменным успехом проходили кампании по сбору средств для Израиля, причем значительную часть пожертвований вносили неевреи. К концу 1960-х годов организации, входившие в Сионистский совет Дании, насчитывали вкупе около одной тысячи членов (в том числе ВИЦО — около семисот), что составляло 1/6 еврейского населения страны. В настоящее время Сионистский совет Дании объединяет Сионистскую ассоциацию Дании, секции ВИЦО, Мизрахи, молодежного движения Бней-Акива. В стране действуют представительства Еврейского национального фонда и Керен hа-иесод, общество друзей Еврейского университета в Иерусалиме.
В 1969 году Дания приняла 1500 еврейских эмигрантов из Польши, большинство которых обосновалось в Копенгагене. Их приток продолжался и в последующие годы, но в меньших масштабах. В 2000 году в Дании жили семь с половиной тысяч евреев, из них около семи тысяч в Копенгагене. Небольшие еврейские общины существовали в Оденсе и в Орхусе. После развала Советского Союза несколько сотен евреев из государств СНГ и стран Балтии поселились в Дании.
Евреи - политические деятели Дании
Некоторые евреи входили в состав правительств Дании, как например, Сигурд Вехсельман (родился в 1904) — министр социального обеспечения в 1942 году, Ханс Грюнбаум (родился в 1911) — министр экономики в 1964–65 годах и финансов в 1965–68 годах и в 1971 году.
Современное устройство еврейской общины Дании
Государство признает за еврейской общиной право облагать евреев налогом на общинные нужды; раввины правомочны заключать браки и регистрировать рождение и смерть. Учреждения общины функционируют в традиционном духе. Она содержит еврейскую среднюю школу в Копенгагене, которая была открыта в 1805 году и в которой обучалось в начале 2000 года около 300 учеников, половина всех еврейских детей королевства в возрасте 6–16 лет; три детских сада; три дома престарелых; две талмуд-торы. Функционируют две ортодоксальные синагоги, в том числе Большая синагога в Копенгагене, открытая в 1833 году В Копенгагене действуют общинный центр, ВИЦО, несколько молодежных сионистских организаций, еврейский музей, радиостанция «Радио Шалом». Еврейство Дании принимает участие во всех начинаниях, связанных с помощью Израилю, и поддерживает связи с евреями в других странах. Евреи Дании проявляли живой интерес к судьбе советского еврейства. В декабре 1971 г., во время официального визита в страну председателя совета министров СССР А. Косыгина, в Дании были организованы массовые митинги и демонстрации протеста против политики советских властей по отношению к евреям.
Отношения с Израилем
Между Данией и Израилем существуют тесные дружественные связи. Экспорт израильских товаров в Данию достиг
- в 1979 году 26,2 млн. долларов, а импорт из Дании — 28,8 млн. долларов,
- в 1990 году экспорт израильских товаров в Данию увеличился до 64,8 млн. долларов, импорт из Дании — до 67,8 млн. долларов.
- в 2000 году израильский экспорт в Данию составил 75,3 млн. долларов, импорт из Дании — 151,3 млн. долларов.
В большинстве городов Израиля существуют улицы и площади, названные в честь Дании; в Иерусалиме сооружен монумент в честь 25-летия спасения датского еврейства. В 1993 году в Дании состоялись торжества, посвященные 50-й годовщине операции по спасению евреев Дании. Основным событием празднования была торжественная служба в Большой синагоге в присутствии премьер-министра Дании и членов правительств Дании и Швеции.
Евреи и мусульмане в Дании
С начала 1980-х годов в Дании поселилось значительное число иммигрантов из мусульманских стран. Число мусульман в Дании в начале XXI века достигло приблизительно 200 тыс. человек. Многие из них состоят в исламских террористических организациях. 22 июля 1985 года палестинские террористы взорвали бомбу во дворе Большой синагоги Копенгагена, рядом с еврейским домом престарелых. Многие из пожилых людей испытали тяжелый шок. После начала «интифады ал-Акса» число антисемитских инцидентов резко увеличилось. В 2002 году еврейской общине было известно о 65 антиеврейских инцидентах с использованием насилия, в том числе избиение молодых евреев арабскими бандитами на улицах Копенгагена; машина Ж. Блюма, президента еврейской общины Копенгагена, с декабря 2001 по апрель 2002 года четыре раза подвергалась нападениям хулиганов. В августе 2002 года антисемитские граффити появились на стенах домов рядом с синагогой. 7 апреля 2002 года около ста палестинцев, поддержанные датскими нацистами, остановили мирную демонстрацию в поддержку Израиля. 31 палестинец был арестован.
Созданная в Дании исламскими фундаменталистами Партия освобождения под руководством палестинца А. Фади Абу ул-Латифа публикует книги, журналы, выпускает видеофильмы с антисемитской пропагандой. Группа призывает мусульман убивать евреев там, «где вы их найдете». В связи с увеличением антиеврейских инцидентов еврейская община Копенгагена была вынуждена открыть горячую телефонную линию для помощи жертвам нападений. Общественные деятели — евреи и христиане — призывают власти страны положить конец антиеврейским акциям, выступают против кампании бойкота израильских товаров, научных и культурных связей с Израилем, чего требуют различные палестинские группы, профсоюзы, Социалистическая народная и Коммунистическая партии. Произраильскую позицию занимает правая Датская народная партия.
Дания в большинстве случаев поддерживает Израиль в ООН и других международных организациях, хотя здесь часто критикуют Израиль за жесткие методы, которые применяет Армия обороны Израиля, ведя борьбу с палестинскими террористами. Кризис в отношениях между двумя странами был вызван назначением К. Гилона, бывшего главы ШАБАКа послом в Данию в апреле 2001 года. Датские правозащитные организации обвиняли нового посла в том, что руководимая им в свое время организация применяла пытки в отношении палестинских заключенных. На К. Гилона был подан иск в суд, где он обвинялся в нарушении конвенции ООН о запрете пыток. Дания потребовала от Израиля назначения другого посла, но Израиль категорически отказался. Через несколько месяцев нападки на К. Гилона прекратились. В конце февраля 2002 года министр иностранных дел Дании Р. З. Моллер посетил Израиль с трехдневным визитом. Во время встреч с министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом, министром обороны Беньямином Бен-Элиэзером обсуждались вопросы дальнейшего улучшения двухсторонних отношений и положение в регионе.
Источники
- Статья "Дания" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 2, кол. 282–284
- Бенжамин БЛЮДНИКОВ и Гирш РАЙХЕЛЬСОН. ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ В ДАНИИ. Мишпоха №23
- Denmark. By Jacqueline Shields in Jewish virtual library
- DENMARK. In Jewish encyclopedia
Литература
- A. D. Cohen, De, Mosaiske Troesbekenderes Stilling i Danmark, Odense, 1837;
- M. L. Nathanson, Historisk Fremstilling af Jödernes Forhold og Stilling i Danmark, Copenhagen, 1860;
- M. A. Levy (and D. Simonsen), in an appendix to the Danish translation of Kayserling's Jüd. Gesch.: Jödernes Historie, pp. 275-290, Copenhagen, 1890;
Примечания
- ↑ Статья "мореходство" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 5, кол. 464–459
- ↑ Denmark. By Jacqueline Shields in Jewish virtual library
- ↑ DENMARK. In Jewish encyclopedia
- ↑ В период, известный в Дании как "времена мрачного христианства" - см. сказки Андерсена.
- ↑ Дания была озабочена созданием хоть какой-нибудь промышленности, будучи в это время практически исключительно аграрно-морской страной.
- ↑ Ovenstående to afsnit stammer fra J. Davidsens Fra det gamle Kongens Kjøbenhavn, 2. del, Gyldendal, 1881, s. 238-243
- ↑ Хубач, Вальтер. Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940—1941 = Die Deutsche Besetzung von Danemark und Norwegen 1940. — Центрполиграф, 2006. — С. 8. — 460 с. — (За линией фронта. Военная история). — ISBN 5952424465
- ↑ История. Проверено 15 апреля 2011.
- ↑ Ханс Шерфиг, "Замок Фрюденхольм"
- ↑ Анатолий Кардаш Датская пастораль, или последняя сказка Андерсена ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)
- ↑ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ХОЛОКОСТА Спасение евреев. Проверено 15 апреля 2011.
- ↑ Источником является исследование профессора Орхусского университета Петера Наннестада
- ↑ Давид Шехтер Конец еще одной легенды? "Народ мой" №15 (330) 12.08.2004
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.