Македония (История евреев Македонии)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) (→История еврейской общины) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Македония (еврейская община)» в «Македония (История евреев Македонии)») |
Текущая версия на 09:40, 21 апреля 2013
Регулярная статья | |
31 августа 2011 | |
Македония - государство на юге Европы.
Содержание |
История еврейской общины
История евреев в современной Республике Македония насчитывает две тысячи лет и начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. [1]
Период Римской империи
Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.[2] Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби, на юго-востоке Республики Македония. [3]
Миграция сефардов при османском владычестве
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и Салониках.
Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [4] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [5] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Ицхака Царфати из Эдирне общинам немецких и венгерских евреев, в котором он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.[6] Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на языке ладино.
Расселение и численность евреев
До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)[5] и Штипе (примерно 500 евреев).[7] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битолы состояла из ладиноговорящих сефардов.
Во время Второй Мировой войны
В марте 1941 года Болгария стала союзником "держав Оси" и[8] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[9]
В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании.[9] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.[10] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[7]
Болгарские власти, еще в январе 1941 года, приняли антисемитский "Закон о защите нации".[8] В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в оккупированной Польше. [8][11][12] В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [5][13] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [7] [13] Среди 7215 задержанх на складе были:
- 539 детей моложе 3-х лет,
- 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
- 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
- 865 человек старше 60 лет,
- 250 тяжело больных ( лиц, прикованных к постели),
- 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,
4 человека погибли при прибытии в лагерь.
Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии, Югославии и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку [14]. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в Треблинку не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью уничтожена.
После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419.[15] [16] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде,[17] но только около 140 выжили. [18] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.[5] Из депортированных в лагеря смерти, не выжил никто. Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.[15]
В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.[19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:[19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись.[19] [19]
В наши дни
В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.[1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле.[18]
Община в последние годы (2003[18]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье.[20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиль. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля.[21]
Религиозное возрождение
В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины: так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины Сербии Ицхакк Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии.
Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в Иерусалиме, Израиль, во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Раввин Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года.
Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством Всемирной сионистской организации - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).
В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Парижа, ешивы "Бейт Мидраш Сфаради" - Эзра Кассин и другие раввины из ешив со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония.
Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед.: Еврејско маало). Еврейская община Македонии добилась проведения в парламенте республики в 2002 году закона, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в Треблинке из Музея города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея.
Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии со времён Римской империи.
См. также
Skopje Holocaust 1.jpg
Перенос урны с прахом евреев Македонии, уничтоженных в Треблинке |
Skopje Holocaust 3.jpg
Таблица на входе в Музей Холокоста в Скопье, Македония. Надписи выполнены на македонском, ладино. иврите и английском языках. |
Литература
- A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.
Сноски
- ↑ 1,0 1,1 Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [1]
- ↑ Jewish Virtual Library - Macedonia
- ↑ Kraabel, p. 112-115
- ↑ A. Assa, p.36.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
- ↑ Assa, p.40.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
- ↑ 9,0 9,1 Chary, p. 45
- ↑ Chary, p. 46
- ↑ Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [2]
- ↑ Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
- ↑ 13,0 13,1 Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [3]
- ↑ The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
- ↑ 15,0 15,1 David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.
- ↑ "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
- ↑ "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
- ↑ 18,0 18,1 18,2 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708
- ↑ "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review
- ↑ http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html Ha'aretz