Береника (дочь Ирода Агриппы I)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Персоналии:История Израиля» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =

Версия 19:10, 6 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Береника
Файл:Titus and Berenice.jpg
Тит и Береника
(эмалевая миниатюра, 1815 год)
Род деятельности:

иудейская принцесса, любовница императора Тита

Дата рождения:

28 год(0028)

Дата смерти:

?

Отец:

Ирод Агриппа I

Супруг:

1) Марк Юлий Александр
2) Ирод Халкидский
3) Полимон II

Береника на Викискладе




Береника (28(0028) — ?) — иудейская царица, дочь Ирода Агриппы I, сестра и соправительница Ирода Агриппы II. Была любовницей будущего императора Тита.


Содержание

Биография

Ранние годы

Береника была старшей дочерью царя Ирода Агриппы I и его супруги Кипры. О её ранних годах жизни известно, что она трижды была замужем:[1]

  • в 13 лет её выдали за Марка Юлия Александра, сына алабарха Александра Лисимаха. Не позднее 44 года её супруг скончался, и Береника осталась вдовой.
  • после смерти Марка была выдана за брата своего отца — царя Ирода Халкидского. В браке родились два сына Береникиан и Гиркан. Овдовела в 48 году и поселилась при дворе своего брата Ирода Агриппы II.
  • около 65 года стала женой царя Олбы в Киликии Полимона II. Для вступления в брак царь сделал обрезание и принял иудаизм.[2] По сообщению Иосифа Флавия Береника из-за своей невоздержанности вскоре покинула своего супруга и продолжила жить при дворе брата.

По слухам своего времени Береника была в кровосмесительной связи со своим братом Агриппой.[3]:220 Иосиф Флавий сообщает, что она вступила в брак с царём Полимоном так как «рассчитывала покончить со всеми сплетнями».[2] Слухи были столь сильны, что Ювенал оставил стихотворное описание подарка Агриппы своей сестре с намеком на эту связь:

Файл:Paul and king Agrippa.jpg
Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста (Василий Суриков, 1875)
«

…алмаз драгоценный, тем знаменитый,
Что красовался на пальце самой Береники: когда-то
Дал его варвар блуднице, — сестре он подарен Агриппой
Там, где цари обнажением ног отмечают субботу,
И по старинке ещё доживают до старости свиньи.[4]

»

Книга Деяний апостолов сообщает, что Береника вместе со своим братом присутствовала в Кесарии на суде над апостолом Павлом:

« На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел.
(Деян.25:23)
»


В 66 г. во время восстания в Иерусалиме Береника, в исполнение данного ею во время болезни обета, осталась в городе. Она пыталась умиротворить восставших, но безуспешно. Они сожгли ее дворец и вынудили спасаться бегством.

Когда Веспасиан во главе армии подавлял восстание, Береника находилась в лагере римлян.

Любовница Тита

Файл:Salon de Vénus-TITUS ET BERENICE.jpg
Тит и Береника
(фреска Версальского дворца)

Тит приехал в Иудею в 67 году, и между ним и Береникой вскоре возник роман. Красивой и богатой иудейской царевной интересовался не только Тит, но и император Веспасиан, который, начав борьбу за власть, рассчитывал на её огромное состояние. Кроме того, отцом её первого мужа был наместник Египта Тиберий Юлий Александр, ставший одним из активных сторонников Веспасиана. К моменту знакомства с Береникой Тит был уже дважды женат (первая его супруга умерла, а со второй он развёлся в 64 или 65 году) и, несмотря на слухи о его увлечениях наложниками и евнухами[5], был действительно влюблён в Беренику. Именно чувствами, а не политическими соображениями, объясняют его внезапное возвращение в Иудею в 69 году.[3]:220

Когда Веспасиан утвердился в Риме, Береника укрепила свои связи при дворе. Это обеспечило ей положение Тиберия Юлия Александра и возможно поддержка Цениды, любовницы Веспасиана (её покровительница Антония была в дружеских отношениях с отцом Береники).[3]:221 Когда в 71 году Тит вернулся в Рим, то Береника рассчитывала, что он пригласит её к себе, но этого не произошло. Приглашение приехать в Рим Береника и её брат получили только в 75 году. По дороге они были удостоены высоких почестей. По приезде в Рим Агриппа получил знаки преторской власти, а Беренику поселили в императорском дворце.

Светоний пишет, что Тит обещал жениться на Беренике[5], а Тацит отмечает, что, хотя он действительно был к ней неравнодушен, это не мешало ему вести свои дела разумно и осмотрительно. Сама Береника, по словам Диона Кассия, вела себя так как будто уже стала женой Тита.[6] Их отношения вызвали волны критики, и Тит сурово отнёсся к злопыхателям:

Сначала Диоген, появившись в театре, когда он был заполнен людьми, выступил с длинной оскорбительной речью, в которой осудил Беренику и Тита, за что был бит розгами. Вслед за ним Герант, надеясь, что его наказание будет не более суровым, разразился множеством бессмысленных выкриков, как это обычно делают киники, и был обезглавлен.[6]

Трагедия «Береника»

А если верить в то, что говорят друзья,
Что от него всегда сама слыхала я,
То вскоре с этими тремя соединится
Четвёртый мой венец — венец императрицы.
Сказать об этом мне он сам придет сюда.

Жан Расин

Несмотря на это, недовольство связью Тита с иудейской царицей было весьма высоко (их отношения напоминали аристократии связь Антония и Клеопатры; Теодор Моммзен называет Беренику «уменьшенной копией Клеопатры»[7]). По этой причине Тит выслал Беренику из Рима (точный год этого первого изгнания Береники не установлен).

В 79 году Тит стал императором. Сразу после этого Береника вернулась в Рим, надеясь стать его женой. Но Тит, понимая, что брак с иудейской царицей может поставить под удар его только начавшиеся правление и обострить отношения с аристократической верхушкой, вновь выслал Беренику из Рима:

« Беренику он тотчас выслал из Рима, против ее и против своего желания
Гай Светоний Транквилл. Жизнеописания
»

После этого царица больше не вернулась в Рим. Неизвестно, сколько времени она прожила и где скончалась.

История жизни Береники легла в основу нескольких повествований, в том числе стала одной из сюжетных линий в трилогии Л. Фейхтвангера «Иосиф Флавий».

Примечания

  1. Статья «Береника» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. 2,0 2,1 Иосиф Флавий. Иудейские древности
  3. 3,0 3,1 3,2 Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. Д. Мишина. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
  4. Ювенал. Сатиры, 6/155
  5. 5,0 5,1 Гай Светоний Транквилл. Жизнеописания
  6. 6,0 6,1 Дион Кассий. Римская история, LXV, 15.
  7. Теодор Моммзен The History of Rome, Book V. The Establishment of the Military Monarchy (англ.)

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕРЕНИКА в ЭЕЭ

bg:Береника ca:Berenice (filla d'Herodes Agripa I)eu:Berenizeja:ベレニケ nl:Julia Berenice no:Berenike pl:Berenika (księżniczka Judei) pt:Berenice (filha de Agripa I) sh:Berenika (kćer Heroda Agripe I) wo:Berenis

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках