Александрия (Египет) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейская община» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Иудаизм в Египте» с помощью HotCat) |
||
Строка 120: | Строка 120: | ||
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]] | ||
[[Категория:Еврейская община]] | [[Категория:Еврейская община]] | ||
+ | [[Категория:Иудаизм в Египте]] |
Версия 19:27, 30 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Александрия(Египет) - еврейская община
Содержание |
Древние времена
Евреи стали селиться в Александрии с начала 3 в. до н. э. (по Иосифу Флавию — еще со времен Александра Македонского).
Два из пяти кварталов Александрии были населены евреями, и синагоги существовали во всех частях города.
Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников.
Евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почетными личностями из ее среды, затем — этнархами, а начиная со времен Августа, советом из 71 старейшины.
Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин и архион (то есть ведомство для составления документов). В эпоху Птолемеев отношения между евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.
В начале римского периода положение евреев ухудшилось. Римляне пытались проводить различие между греками — гражданами, которые пользовались всеми правами, и египтянами, которые облагались подушным налогом и рассматривались как подданные.
Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако за это время антисемитизм широко укоренился. Александрийцы яростно противились вступлению евреев в ряды граждан.
Начало нашей эры
В 38 г. н. э. в царствование Калигулы вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором.
Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, синагоги осквернены и закрыты; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии.
После смерти Калигулы евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав.
В 66 г. под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тыс. евреев были убиты.
В 115 г. в Александрии вспыхнуло новое восстание, которое вскоре переросло в мятеж, продолжавшийся два года и охвативший почти всю еврейскую диаспору в Римской империи.
В результате этого еврейство Александрии опять пострадало; была сожжена главная синагога, ухудшилось экономическое положение, и число евреев в городе стало падать.
Говорящие по-гречески евреи Александрии создали своеобразную разновидность эллинистической культуры (см. Эллинизм).
По их мнению, греческая философия почерпнула свои идеи из еврейских источников, так что нет противоречия между обеими системами.
С другой стороны, они толковали иудаизм по-своему, превратив еврейское представление о Боге в абстрактное понятие, и отношение Бога к миру — в предмет метафизических умозрений.
Александрийские еврейские философы подчеркивали универсальные аспекты Торы и наследия пророков, преуменьшая значение национальных элементов еврейской религии и стараясь найти рациональные объяснения для еврейских религиозных обрядов.
Еврейская эллинистическая литература была основана на греческом переводе Библии (см. Библия. Издания и переводы).
Среди еврейских эллинистических авторов были поэты, драматурги, историки, но наиболее заметный след оставили философы. Филон Александрийский был крупнейшим, но и последним из них.
К началу византийского периода еврейское население Александрии вновь возросло, но тогда начались преследования со стороны христианской церкви. В 414 г. при патриархе Кирилле евреи были изгнаны из города, но спустя некоторое время вернулись.
Седьмой век
В 7 в. в Александрии все еще существовала крупная еврейская община. Несмотря на упадок — в демографическом и культурном отношении, — начавшийся в период халифата, на протяжении средних веков эта община была хорошо организована, имела раввинов и ученых.
Евреи участвовали в международной торговле, одним из центров которой продолжала быть Александрия, и некоторые из них занимали государственные должности.
Тринадцатый - восемнадцатый век
Под властью султанов-мамлюков (1250–1517) число евреев, как и общее население Александрии, продолжало сокращаться. Много еврейских изгнанников из Испании, включая купцов, ученых и раввинов, поселилось там в 14–15 вв.
В 1602 г. чума заставила большинство евреев бежать из города. После резни, устроенной Б. Хмельницким в 1648–49 гг., в Александрии поселилось некоторое число евреев с Украины.
В 1700 г. евреи-рыбаки из Розетты (Рашид) переселились в Александрию, образовав еврейский квартал у морского побережья; во второй половине 18 в. в нем осели новые небольшие группы рыбаков; этот еврейский квартал был уничтожен землетрясением.
К концу 18 в. еврейская община была незначительной. Она сильно пострадала во время французской оккупации. Наполеон I наложил тяжелый штраф на евреев и велел уничтожить древнюю синагогу.
Девятнадцатый век
Новый период расцвета начался в первой половине 19 в. Община была реорганизована; были основаны школы, больницы и разнообразные общества.
Позже, благодаря иммиграции из Италии, особенно из Ливорно, высшие слои еврейской общины приобщились к итальянской культуре.
Двадцатый век
Во время Первой мировой войны многие палестинские евреи, которые не были османскими подданными, были изгнаны в Александрию.
Их руководители решили откликнуться на призыв В. Жаботинского и И. Трумпельдора о создании еврейских батальонов для того, чтобы сражаться в рядах Антанты.
Отряд погонщиков мулов, состоявший из еврейских солдат и принимавший участие в военных действиях на турецком фронте, был также сформирован в Александрии.
В 1937 г. в Александрии жили 24 690 евреев, а в 1947 г. — 21 128, включая 243 караима.
Больше половины еврейского самодеятельного населения занималось торговлей, в том числе экспортно-импортными операциями в крупных масштабах.
Евреям принадлежало несколько основных банков в городе. Среди александрийских евреев насчитывался большой процент представителей свободных профессий и почти 20% ремесленников.
В 1948 г., когда началась Война за независимость Израиля, некоторые евреи были интернированы, но большинство из них было освобождено до 1950 г.
Случались антисемитские эксцессы: в 1951 г. в синагогу была брошена бомба. После прихода Г. А. Насера к власти (1954), многие евреи были арестованы по обвинению в сионизме, коммунизме и валютной контрабанде.
После Синайской кампании (1956) тысячи евреев были изгнаны из города, остальные покинули Александрию добровольно.
Многие, особенно те, кто имел французское гражданство, эмигрировали во Францию. В 1960 г. в Александрии оставалось еще 2760 евреев.
После Шестидневной войны (1967) около 350 евреев, включая главного раввина Нафуси, были интернированы. Некоторые из них были освобождены до конца 1967 г.
Двухтысячные годы
В начале 2002 г. в городе жили лишь несколько евреев пожилого возраста и несколько караимов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АЛЕКСАНДРИЯ в ЭЕЭ