|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье
| + | #redirect [[:ej:История евреев в Марокко в Новое время]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =12/03/2013
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:Moroccan Kabbalah.jpg|200px|right|thumb|[[Каббала|Каббалистическое]] заклинание против скорпионов из Марокко]]
| + | |
- | Несмотря на [[История еврейских общин в Африке в XI - XV веках#В Марокко| недружественный приём]] и запреты испанского и португальского короля, [[марраны]] бежали в Марокко всё время после 1492 года.<ref name="kayserling">''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 143 et seq., Berlin, 1865''</ref> Этот поток усилился в XVI в., после введения [[Инквизиция|инквизиции]] в Португалии. [[Марраны]] возвращались там в [[иудаизм]].<ref>там же, стр. 217</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == XVI век ==
| + | |
- | Португальские власти разрешили евреям жить на захваченных территориях и исповедовать свою веру. Поэтому многие из них помогали португальским войскам захватывать и удерживать города марокканского побережья. По плану, составленному еврейским врачом, в 1508 году португальцы захватили порт [[Сафи (Марокко)|Сафи]], в котором жило многочисленное еврейское население. Именно поэтому город стал важным торговым центром.<ref>там же, стр. 155 и сл.</ref> В 1511 году, когда на завоевание города выступила стотысячная марокканская армия, два португальских еврея, Исаак Бенцемеро<ref>Родственник [[Авраам бен-Змирро|Авраама бен-Змирро]] из Азамора</ref> и некий Исмаил, снарядили на помощь гарнизону два корабля, команды которых состояли из евреев, вооружённых за их собственный счёт. Убрав часовых, они вошли в порт в ночное время, и таким образом спасли гарнизон.<ref>Там же, стр. 159</ref><ref>Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Сафи евреи имели право жить открыто с разрешения короля Эммануэля. То же самое было с 1533 года в Ассиле, которая долгое время была португальской владения. В конфликте, который имел место между маврами и губернаторами португальского владения Азамур в 1526 году, [[Авраам бен-Змирро]] и Авраам Казан, самый влиятельный еврей в Aзмуре в 1528 году, служили португальцам переговорщиками.<ref>''[[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal," pp. 161, Berlin, 1865''</ref>
| + | |
- | [[File:Saint_ben_zmirou.jpg|thumb|right|200px|Гробница [[Абраhам ибн-Зимра|Aбраhaма бен Змирро]] и шести его сыновей в Сафи, [[Марокко]]]]
| + | |
- | Евреи Авраам и Самуэль Кабеца из Марокко также имели дело с португальскими генералами. В 1578 году король Себастьяо и почти вся его армия погибли в битве у Альказарквивира, и несколько дворян были взяты в плен и проданы евреям в [[Фес]]е. Евреи приняли их в своих домах очень гостеприимно, и отпустили многих из них под обещание, что они пришлют выкуп из Португалии.<ref>ib. p. 260</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Многие вновь прибывшие евреи, чьи потомки продолжали говорить на [[ладино]] и [[хакития]] и которые превосходили "старых" марокканских евреев в сфере образования и интеллектуальных достижениях, впоследствии стали выдающимися деятелями в истории Марокко. Они, в отличие от местного населения, были знакомы с европейской торговлей, культурой и ремеслами. Их знания и опыт способствовали расцвету страны при династии Саадидов (1554–1659).<ref>See G. B. Ramusio in Leo Africanus, "The History and Description of Africa," ed. R. Brown, iii. 1004, London, 1896</ref> В некоторых районах страны местное еврейское население слилось с [[сефард]]скими общинами изгнанников ([[Тетуан]], [[Танжер]]). В других районах обе группы сосуществовали, не сливаясь, и между ними часто возникали трения.
| + | |
- | | + | |
- | == XVII век ==
| + | |
- | [[Фес]] был духовным центром изгнанников, которые по всей стране ревностно соблюдали свои обычаи, молились в своих [[синагога]]х, говорили на языке [[ладино]] и в управлении общиной придерживались своих старых испанских уставов.
| + | |
- | | + | |
- | Султаны Марокко использовали евреев на государственной службе. При каждом марокканском правителе служили советники-евреи (как правило, потомки выходцев из Испании): министры финансов, дипломатические представители и другие.
| + | |
- | | + | |
- | Одним из первых дипломатов-евреев в Марокко был Ш. Палаче (умер в 1616 г.), подписавший в 1610 г. договор между Марокко и Нидерландами. С приходом к власти в конце XVII в. династии Алавидов участие евреев в государственном управлении еще более возросло.
| + | |
- | | + | |
- | [[Саббатианство|Движение Шабтая Цви]] в середине XVII в. имело в Марокко много приверженцев. В 1666 году приход [[Машиах|Мессии]] ожидали там, как и везде в еврейских общинах. В течение нескольких лет [[Девятое Ава|день памяти о разрушении Иерусалима]] отмечался как день пиршества. Молитвенные дома были превращены в питейные салоны, весь траур был превращен в радость.
| + | |
- | | + | |
- | Предупреждение, написанное [[Саспортас, Я‘аков|Яаковом Саспортасом]], который был [[раввин]]ом в Сале в это время, против мессианских претензий [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] было перехвачено Ибн Саадоном, ревностным сторонник Шабтая в Сале.<ref>Grätz, "Geschichte der Juden" Х. 231.</ref> Губернатор Сале преследовал евреев этого города, потому что они слишком ясно показали свои надежды на скорое избавление,<ref>там же, с. 216</ref> так что многие вынуждены были эмигрировать.<ref>Jacob Sasportas, "Ẓiẓat Nobel," p. 8b</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Но ни это, ни переход Шабтая Цви в [[ислам]], похоже, не повлияло на мессианские верования евреев Сале. Как рассказывал французский путешественник, который отбыл из [[Париж]]а 31 июля 1670, чтобы посетить "Карибские острова в Америке", но был взят в плен и доставлен в Сале двумя мавританскими каперами, голландский корабль из [[Амстердам]]а прибыл в Сале, пока он был там, имея на борту голландских евреев, которые объявили, что долгожданный [[Мессия]] родится в Голландии в начале следующего года (1672). "Евреи, услышав эти хорошие новости, устроили второй [[Сукот|праздник Кущей]], и провели общее ликование и угощение в течение восьми дней вместе".<ref>T. B. Teller, "The Travels of the Sieur Mouette in the Kingdom of Fez and Morocco," in "A New Collection of Voyages and Travels into Several Parts of the World," ii. 11.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Это повествование современника дает следующее описание положения евреев:
| + | |
- | {{Цитата|В каждом городе у них есть инспектор-шейх или их собственный вождь, выбранный ими самими или назначенный царем; и этот инспектор взимает налоги, которые каждый дом платит царю. Они редко ходят в одиночку по стране, потому что арабы и берберы обычно режут горло евреев; и есть едва ли когда-нибудь правосудие к ним в этой стране.<br /> Если они много говорят в свою защиту перед губернатором - когда каждый защищает свои интересы среди берберов без советников или адвокатов, он приказывает своим стражникам бить их. Когда они хоронят любого из их числа, мальчики бьют и бросают в них камни, плюют им в лицо и посылают им тысячу проклятий.<br /> Среди них самих они осуществляют замечательную благотворительность по отношению к своим бедным, никогда не заставляют их просить милостыню, их инспектор облагает налогом каждую семью в соответствии с её платежеспособностью".}}
| + | |
- | | + | |
- | Евреи сильно пострадали во время завоеваний ''Мулая Рашида''. Когда он взял [[Марракеш]] в 1670 году, по просьбе жителей он схватил еврейского советника и губернатора правящего принца Абу Бакра, вместе с ним и всей его семьёй и приказал их публично сжечь, чтобы вдохновить террор против евреев.<ref name="chénier">''Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc," ii. 351, Paris, 1787''</ref> Кроме того, он уничтожил [[синагоги]] города, многих евреи изгнал из берберского региона Сус и обращался с ними тиранически. Его требования к евреям об уплате налогов были огромны. Он поручил их собирать Йеhошуа бен Хамошету, богатому еврею, которому он был обязан за различные услуги и которого он назначен начальником над евреями. Он даже приказал евреям снабжать вином христиан-рабов.
| + | |
- | | + | |
- | Преемником Мулая Рашида был его брат Мулай Исмаил (1672–1727, один из самых жестоких тиранов. По его воцарении Исмаил назначил своего еврейского советника ''Йосефа Толедано'' (умер около 1700 г.), сына ''Даниэля Толедано'', консультанта Мулая Рашида, своим главным министром, в каковом качестве Йосеф заключил мир между [[Марокко]] и [[Нидерланды|Нидерландами]].
| + | |
- | | + | |
- | При правлении Исмаила разрушенные [[синагоги]] были восстановлены, хотя его налоги на евреев были подавляющими. Однажды он угрожал, чтобы заставить их принять [[ислам]], если их [[Мессия]] не придёт в течение определенного времени. Евреи поняли намек и удовлетворили его благочестивое рвение очень большой суммой денег.<ref name="chénier2">''Chénier, "The Present State of the Empire of Morocco", i. 354, London, 1788 ("Современное состояние империи Марокко"); comp. Jost, "Gesch. der Israeliten," viii. 42 et seq.''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Евреи, которые служили сборщиками налогов по всему побережью, привыкли дарить Исмаилу золотой комплект снаряжения для верховой езды, как ежегодный «подарок» - как стимул держать их в оффисе и курицу и дюжину цыплят, отлитых из золота в качестве налоговых платежей за всю еврейскую общину.<ref name="chénier3">''Chénier, l.c. i. 326''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Исмаил имел ещё один способ обеспечения денег: за определенную сумму он продавал претенденту на награды положение и богатство одного из своих фаворитов. В одной такой сделке Маймаран, который был главным правителем над евреями области, опасался соперника - Моше ибн Аттара, и предложил султану определенную сумму за его голову. Исмаил после этого дал Моше ибн Аттару знать, сколько было предложено за его голову, после чего Моше ибн Аттар предложил двойную сумму за голову своего противника. Султан взял деньги с обоих, назвал их дураками и помирил их друг с другом, после чего ибн Аттар женился на дочери Майарама и поделил с тестем власть над евреями. Тот же Моше ибн Аттар (Бен-Аттар; умер, по-видимому, в 1725 г.) был марокканским уполномоченным при составлении договора с [[Великобритания|Великобританией]] в 1721 году.
| + | |
- | | + | |
- | === XVIII век ===
| + | |
- | В XVII и XVIII вв. экономическое положение евреев Марокко упрочилось, увеличилось число ремесленников и торговцев. Производством и торговлей цветными металлами, вином, сахаром занимались только евреи (до 1912 г. преобладающая часть морской торговли сосредоточивалась в руках гильдии еврейских купцов).
| + | |
- | | + | |
- | Экономические позиции евреев особенно усилились при султане Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757-89), который попытался ввести в Марокко европейские порядки. Его министром был еврей Элияhу hа-Леви, который в свое время впал в немилость и был отдан в рабство пиратам [[Тунис]]а, но был возвращён в фавор.<ref name="jost">''Jost, l.c. viii. 45''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Его старший сын, Мулай Али, губернатор [[Фес]]а, мужественно противился предложению своего отца ввести налог на этот город в пользу других его братьев, который должна была выплатить еврейская община. Он заявил, что евреи Феса уже настолько бедны, что они не в силах вынести этот налог и что он не готов увеличить еще больше их чрезмерные страдания.<ref name="chénier4">''Chénier, l.c. i. 341''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко. Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце XVIII в. городской торговый центр не работал в субботу.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в целом положение марокканских евреев было очень тяжелым. В большинстве городов они жили в особых [[Еврейские кварталы|еврейских кварталах]]. Им запрещалось владеть домами и землями вне этих кварталов. Еврей не имел права поднять руку на мусульманина даже в целях самозащиты. Евреев обязывали носить черную одежду, а также снимать обувь на улицах, где находились мечети.
| + | |
- | | + | |
- | Вступление на престол Язида в 1789 году привело к страшной резне марокканских евреев, отказавшихся его поддержать в борьбе с его братом. В наказание богатых евреев [[Тетуан]]а при его въезде в город привязали к хвостам лошадей и протащили через весь город. Многие были убиты другими способами или ограблены. Еврейских женщин изнасиловали. Испанский консул Соломон Хаззан был казнен по обвинению в измене, и евреев [[Танжер]]а, Асилаха и Альказарквивира заставили заплатить большую сумму денег. Элияhу, министр бывшего короля, который всегда выступал против Язида в совете, быстро принял [[ислам]], чтобы избежать преследований, но вскоре умер.
| + | |
- | | + | |
- | В Тетуане, [[Мекнес]]е, [[Марракеш]]е, [[Рабат]]е, [[Фес]]е были убиты сотни евреев.
| + | |
- | В [[Могадор]]е беспорядки возникли между евреями и городским судьёй, с одной стороны, и мавританскими гражданами с другой из-за спора о еврейской одежде. В конце евреи должны были выплатить 100 тысяч пиастров и три корабельных груза пороха, и большинство из них были арестованы и избиты каждый день, пока не был осуществлен платеж. Многие заранее бежали в [[Гибралтар]] или в другие места, а некоторые умерли [[Кидуш hа-Шем|мучениками]]. Многие были вынуждены принять ислам.<ref name="jost2">''Jost, l.c. viii. 44 et seq.''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Кровавые события 1790 году были поэтически описаны в двух [[кинот]] для [[Девятое Ава|Девятого Aва]] Яакова бен Йосефа аль-Малиха и Давида бен Аhарона ибн Хусейна.<ref name="kaufmann">''D. Kaufmann, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlündischen Gesellschaft" l. 238 et seq.; "Revue des Etudes Juives" xxxvii. 120 et seq.''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Гонения прекратились с приходом к власти нового султана Сулеймана (1792–1822), однако положение евреев оставалось тяжелым. В ряде городов Марокко были созданы [[гетто]]. Торговля находилась в состоянии полного упадка; некоторые богатые еврейские семьи предпочли эмигрировать в Англию.
| + | |
- | | + | |
- | Со второй половины этого века есть различные отчёты путешественников, которые дают информацию о положении евреев. Шенье, например, описывает их следующим образом:
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "Евреи не имеют ни земли, ни садов, они не могут спокойно пользоваться своими плодами. Они должны носить только черное, и обязаны, если они проходят вблизи мечети или через улицу, в которой есть святилища, ходить босиком. Самый нижестоящий среди мавров воображает, что он имеет право на жестокое обращение с евреем; последний не смеет защищать себя, потому что [[Коран]] и судьи всегда решают в пользу стороне мусульманина.<br /> Несмотря на это состояние угнетения, евреи имеют много преимуществ над маврами. Они лучше понимают дух торговли; они выступают в качестве агентов и брокеров, и они получают прибыль и со своей хитрости, и с невежества мавров. В своих коммерческих сделках многие из них скупают товары страны, чтобы продать снова. Некоторые имеют европейских корреспондентов; другие механики, такие как ювелиры, портные, оружейники, мельники и каменщики.<br />Более трудолюбивые и хитрые, и лучше информированные, чем мавры, евреи наняты императором на сбор налогов, чеканку денег, и во всех делах и сообщении, которые монарх имеет с европейскими купцами, а также во всех его переговорах с различными европейскими правительствами ".<ref>Chénier, l.c. i. 157</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | Многие постановления марокканских султанов в отношении евреев были унизительными, например, запрет ездить на лошадях. От этих ограничений в XVIII в. – начале XX в. удавалось освободиться лишь некоторым богатым евреям, а также тем, кто сумел приобрести гражданство одной из европейских стран, поступить на консульскую службу либо стать агентами на службе у европейских чиновников и коммерсантов, пользующихся капитуляционными правами, то есть освобожденных от налогов и подсудных только иностранным консулам, а не марокканским судам.
| + | |
- | | + | |
- | Во главе еврейских общин Марокко стояли [[нагид]]ы, которые делили власть с [[раввин]]ами. Нагиды, с одной стороны, были представителями общины перед султанской властью, а с другой — представителями власти перед общинами.
| + | |
- | | + | |
- | Султаны облагали еврейские общины высокими налогами: за выплату их несли ответственность [[нагид]]ы, которые оказывались в трудном положении и терпели большие убытки, когда общины были не в состоянии уплатить налог. Был целый ряд таких еврейских чиновников, переговорщиков, казначеев, советников и администраторов в марокканском суде, которых европейцы склонны называть "министры", но которых в действительности правитель использовал лишь в качестве посредников в вымогательстве денег у народа, и освобождаелся от них, как только их полезность в этом направлении кончалась.
| + | |
- | | + | |
- | Одним из первых таких министров было Шумель аль-Баренси в начале XVI-го века в [[Фес]]е, который открыл "государственную карьеру" в длинном ряду единоверцев, заканчивающийся в XIX веке на Масадо бен Леахо, премьер-министре и представителе советника императора в иностранных делах. Было бы ошибочным полагать, что этим еврейским сановникам государства удалось повысить позиции и влияние их единоверцев, или что они хотя бы пытались это сделать. Они, как правило, очень радовались, если сами могли оставаться в должности до конца их жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Многие марокканские [[нагид]]ы, [[раввин]]ы, [[Пиют|пайтаним]], [[Каббала|каббалисты]], дипломаты и государственные деятели XV–XVIII вв. были выходцами из семей изгнанников, в основном из Испании и Португалии: Абенсур, де Авила, Уззиэль, Сереро, Толедано и другие. Более высокий уровень культуры и образования, чем у марокканских евреев, обеспечил им преимущество.
| + | |
- | | + | |
- | Марокканские евреи принимались также на должности послов в иностранные суды. В начале XVII-го века Пачеко в Нидерландах; Шумель аль-Фарраши на том же месте в 1610 году, после 1675 Йосеф Toледано, который, как указывалось выше, заключил мир с [[Голландия|Голландией]] , его сын Хаим в [[Англия|Англии]] в 1750 году; некий неназванный еврей в Дании. В 1780 году Яаков бен-Авраам Бенидер был послан в качестве министра от Марокко к королю Джорджу III, в 1794 г. еврей по имени Сумбал и в 1828 году Меир Коэн Maкнин были отправлены как марокканские послы в английский суд.<ref name="picciotti">''Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History" p. 173, London, 1875; Meakin, "The Moors," London, 1902)''</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * [[Кайзерлинг, Мейер|Meyer Kayserling]], "Geschichte der Juden in Portugal", Berlin, 1865
| + | |
- | * Hieronymo de Mendoça, Jornada de Africa, p. 89a, Lisbon, 1667
| + | |
- | * Chénier, "Recherches Historiques sur les Maures et Histoire de l'Empire de Maroc", Paris, 1787
| + | |
- | * Grätz, Geschichte der Juden, St. Petersburg, 1884
| + | |
- | * Picciotti, "Sketches of Anglo-Jewish History", London, 1875
| + | |
- | * Meakin, "The Moors," London, 1902
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page Английский раздел Википедии]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.mindspring.com/~jaypsand/timbuktu2.htm The Jews of Africa]
| + | |
- | * "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Африке]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в новое время]]
| + | |