Якутия (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Антисемитские инциденты) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев России/Украины» с помощью HotCat) |
||
Строка 161: | Строка 161: | ||
{{ElevenCopyRight|15210|ЯКУТИЯ}} | {{ElevenCopyRight|15210|ЯКУТИЯ}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:История евреев России/Украины]] |
Версия 15:36, 27 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Якутия, республика в составе Российской Федерации. Территория Якутии была присоединена к России в 1630 г., в 1805 г. была образована Якутская область.
Содержание |
Первые евреи - ссыльнопоселенцы
С конца 1820 г. евреи попадали в Якутию в качестве ссыльнопоселенцев. Закон 1837 г. предписывал «решительно и навсегда прекратить» поселение евреев в Сибири, но разрешал отправлять осужденных евреев в Якутскую область и в Забайкалье.
В 1862 г. в Якутии проживало 94 еврея, в 1879 г. — 423 еврея, в 1889 г. — 550 евреев (из них 375 мужчин), в 1897 г. — 560 евреев (320 мужчин), в 1909 г. — 641 еврей.
Семьи евреев, ссыльнопоселенцев и вольных, отбывших срок наказания, могли жить вместе с ними, за исключением сыновей: если ко времени прибытия в Якутию они были старше пяти лет, то по достижении совершеннолетия они должны были уезжать в еврейские общины, к которым были приписаны родители.
Некоторые евреи, получившие во время реформ Александра II (1855–81) право повсеместного жительства, поселялись в Якутии.
Многие попадали в Якутию в качестве политических ссыльных.
В 1878 г. было принято Постановление об административной ссылке (то есть ссылке без суда и следствия). В нем говорилось: «Государственных преступников из числа евреев ссылать в наиболее удаленные места Якутской области — Колымский и Верхоянский округа».
Антиеврейский политический курс центральной власти еще более усилился в годы правления Александра III (1881–94).
22 мая 1888 г. был подписан указ, в котором говорилось: «... евреев подвергать исключительно ссылке в Восточную Сибирь... Установленный для административной ссылки пятилетний срок в виде временной меры увеличить для евреев до десяти лет».
В отдаленные районы Якутии, где был наиболее тяжелый климат и местное население относилось к сосланным враждебно, царское правительство отправляло и осужденных по решению судов, в основном евреев: например, в 1885–95 гг. из 55 ссыльных на Колыме 45 были евреями.
Евреи неоднократно становились жертвами антисемитских нападок и произвола властей.
Так, в 1889 г. в Якутске находились 34 политических ссыльных, из них 29 евреев, ожидавших отправки в Вилюйск и Среднеколымск.
По распоряжению местных властей были резко ухудшены условия отправки в места назначения. Ссыльные сообщили представителям администрации, что они отказываются отправляться в ссылку на новых условиях.
В доме якута Монастырева, в котором размещалась библиотека якутской ссыльной колонии, должна была состояться встреча ссыльных с губернатором.
Но вместо губернатора на встречу явился полицмейстер с отрядом солдат.
В столкновении с солдатами было убито шесть революционеров, из них четыре еврея: Я. Ноткин (1865–89), Г. Шур (1865–89), С. Пик (?-1889), Софья Гуревич (?-1889).
Понимая бесполезность дальнейшего сопротивления, ссыльные сдались. По приговору военного суда трое из них были приговорены к смертной казни: Н. Зотов, Л. Коган-Бернштейн (1862–89; народоволец, был тяжело ранен во время подавления выступления), А. Гусман (?-1889).
Четыре человека были приговорены к пожизненной каторге, в том числе будущий создатель партии социалистов-революционеров М. Гоц.
Конец девятнадцатого – начало двадцатого века
Издевательские распоряжения администрации вызвали выступление политических ссыльных в Якутске в 1904 г., известное как якутский протест.
Выступление было спровоцировано циркулярами иркутского генерал-губернатора П. Кутайсова о наказании ссыльных за «самовольные отлучки» из города, о запрещении общаться со ссыльными, следующими по этапу.
18 февраля 1904 г. в доме якута Романова собрались 56 ссыльных (из них 34 еврея), которые выдвинули требования об отмене этих распоряжений. Восставшие были вооружены 13 револьверами, 12 старыми охотничьими ружьями.
Над домом был поднят красный флаг. Они заявили, что не разойдутся до выполнения их требований. После 18-дневной осады восставшие были вынуждены сдаться. Якутский окружной суд приговорил каждого из участников к 12 годам заключения.
В конце 19 в. – начале 20 в. в ссылке в Якутии побывали известные российские революционеры-евреи, в том числе: Софья Новаковская (1858–1927), участница первой политической демонстрации в России (в 1876 г. у Казанского собора в Петербурге), лидеры организации «Земля и воля» О. Аптекман (1849–1926) и М. Натансон, народовольцы Э. Цукерман (покончивший в ссылке жизнь самоубийством), Софья Шехтер (?-1938), Ф. Кон (1864–1941), В. Богораз, В. Иохельсон, О. Минор (см. Ш. З. Минор), М. Фондаминский (см. И. Фондаминский), социал-демократы А. Мартынов (Саул Пикер, 1865–1935) — один из лидеров меньшевиков, Л. Троцкий, Е. Ярославский, Ю. Ларин, М. Лядов (Мандельштам, 1872–1942) — один из создателей первых партийных организаций, депутат многих партийных съездов, Б. Эйдельман (1867–1939) — один из организаторов и председатель I съезда РСДРП, М. Урицкий, Б. Горев (см. М. Либер).
В тяжелых условиях политические ссыльные старались помогать друг другу, создавать совместные хозяйства, которые не только давали возможность им выжить, но и отвечали представлениям революционеров об идеальном общественном устройстве.
Так, в 1888–93 гг. в Среднеколымске существовала коммуна политических ссыльных, известная под названием Колымская Иудея. Ее члены занимались рыбной ловлей, заготовкой леса, производством кирпича. Старостой коммуны был И. Коган.
Некоторые из политических ссыльных в Якутии сыграли выдающуюся роль в изучении края, в исследовании языков, фольклора, материальной культуры, социального строя, религии народов Крайнего Севера.
Они участвовали в якутской экспедиции Российского географического общества (1894–96). Некоторые из них стали выдающимися учеными, например, В. Иохельсон и В. Богораз (см. также Этнология).
Ряд работ по этнографии, о развитии земледелия у якутов написали Ф. Кон, Л. Левенталь. Многие политические ссыльные, несмотря на строгие запреты администрации, занимались педагогической деятельностью, медицинским обслуживанием населения, способствовали его культурному развитию.
Подавляющее большинство еврейского населения Якутии проживало в Якутске и Якутском округе. В 1899 г. из 534 евреев, проживавших в Якутии, 329 жили в Якутске, 94 еврея — в Якутском округе, во всей остальной Якутии насчитывалось 130 евреев.
В конце 19 в. – начале 20 в. большинство евреев Якутии составляли бывшие ссыльнопоселенцы и их потомки.
Основным занятием евреев были ремесла: среди них было много сапожников, портных, слесарей, извозчиков, кузнецов и т. д.
Евреи занимались также мелкой торговлей, хотя среди них были и богатые купцы. Так, в начале 20 в. в Якутии жили купцы второй гильдии П. Блох, Д. Бочкин, Л. Мордохович, И. Кершегольц, А. Мордухов, В. Рабинович, Ш. Рабинович, М. Цугель, функционировали крупные фирмы: «Торговый дом Рубанович и Мордохович», «Торговый дом И. М. Блох и Х. В. Сосновский».
В Якутии находились крупнейшие в России месторождения золота, и евреи сыграли важную роль в его добыче.
Председателем правления крупнейшей фирмы по добыче золота Ленского золотопромышленного товарищества был Г. Гинцбург (см. Гинцбург, семья), на приисках постоянно жил барон А. Гинцбург, а также некоторое число евреев — управляющих, инженеров, техников. Среди евреев Якутии были также врачи, фельдшеры, аптекари.
С 1878 г. в Якутске жил мохел, а с 1880 г. на частной квартире был открыт молельный дом. В 1903 г. в Якутск приехал раввин Г. Граус.
В 1907 г. после его отъезда на должность раввина был приглашен А. Страд, но областное правление не утвердило его в качестве раввина, и официально он числился шохетом.
С 1892 г. правление молельного дома ходатайствовало об открытии в Якутске еврейской школы, но она была открыта только в 1918 г. В 1910 г. было приобретено здание под синагогу.
Двадцатый век
Послереволюционный период
Некоторые евреи-ссыльнопоселенцы приняли активное участие в событиях февральской революции 1917 г. в Якутске. Е. Ярославский был одним из руководителей революционного комитета, взявшего власть в городе, он стал первым председателем Совета рабочих и солдатских депутатов.
После революции в Якутске активизировалась еврейская жизнь. Был образован сионистский комитет (см. Сионизм), который выпускал в 1917–18 гг. газету «Еврейские письма».
На выборах делегатов Всероссийского еврейского съезда сионисты в Якутске получили 93,7% голосов избирателей.
Двадцатые – пятидесятые годы
В 1920–30-х гг. происходил рост численности еврейского населения Якутии. Так, в 1911 г. в Якутии проживало 547 евреев, в 1926 г. — 847, в 1933 г. — 950.
Многие из них сыграли значительную роль в социалистическом строительстве в Якутии, в развитии экономики, образования, здравоохранения.
В 1923–26 г. первым секретарем Якутского обкома РКП(б) был. Х. Пестун (1889–1937), в 1930–39 гг. — Ф. Певзняк (1898–1942).
Во время нэпа многие евреи открыли магазины, мастерские и другие мелкие предприятия. Все они были закрыты в конце 1920 г. при свертывании этой политики, некоторые торговцы и предприниматели были репрессированы; среди лишенцев (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг. Нэп и экономическое положение евреев в 1920-е гг.) в Якутии евреи составляли большинство.
В 1925 г. в Якутске были открыты еврейская трудовая школа и еврейский клуб, но уже в 1927 г. они были закрыты.
В 1930 г. под давлением властей евреи Якутска приняли решение закрыть синагогу и открыть в этом здании еврейский клуб, но вскоре в здании был открыт Дом пионеров.
В 1920–50-х гг. в лагерях Якутии находилось значительное число заключенных-евреев.
После советской оккупации Прибалтики в 1940 г. большие группы евреев были депортированы в Якутию.
В 1942 г. в устье реки Лены на мыс Быховский было доставлено 200 литовских евреев. Многие жили в хижинах, которые сами и построили, занимались ловлей рыбы, свой поселок они называли Эрец-Исраэль.
В самой большой хижине была устроена синагога, жители поселка отмечали все еврейские праздники. Место под Якутском, где жили евреи — высланные из Литвы и польские беженцы, называлось Еврейский поселок.
В июне 1940 г. партия заключенных из двух тысяч евреев, в основном беженцев из оккупированной Германией районов Польши, была отправлена в Иркутск, а оттуда — в Якутию на золотые прииски.
После начала советско-германской войны их освободили и разрешили жить в Якутске. В доме при еврейском кладбище ссыльные обнаружили брошенные после закрытия синагоги в 1930 г. свитки Торы и открыли в Якутске молельный дом.
Профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных Г. Литинский (1901–85) вместе с М. Жирковым создал первые национальные музыкально-сценические произведения: оперу «Олонхо» и балет «Полевой цветок» (оба — в 1947 г.).
Пятидесятые – восьмидесятые года
В 1950–80 гг. среди евреев Якутии было много ученых, сыгравших большую роль в развитии науки, в разработке природных богатств края.
В 1949 г. геологической партией Тунгусской экспедиции под руководством Г. Файнштейна было открыто первое в Якутии месторождение алмазов, в 1960 г. партия под руководством Е. Черного открыла месторождение алмазов «Айхал».
Директором Якутского научно-исследовательского института промышленных алмазов был Р. Файнштейн, директором Института космической физики — профессор Ю. Шафер (?–1993).
В Якутском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР работали евреи Б. Кершенгольц — ученый секретарь Института биологии, доктора наук М. Каниболотский, О. Богатин, Б. Шпунт, В. Спектор, М. Гельбер, А. Бейлин.
В 1950–57 гг. в Институте истории, языка и литературы Якутии работал И. Гурвич, который на основе собранных в Якутии материалов опубликовал книгу «Этническая история северо-востока Сибири» (М., 1966). В 1970 г. в Якутии проживало 1026 евреев, в 1979 г. — 1174 еврея, в 1989 г. — 1125 евреев.
Восьмидесятые – девяностые года
Во время так называемой политики гласности и перестройки в Якутии возобновилась еврейская жизнь.
В 1990 г. студенты-евреи Якутского университета создали кружок по изучению еврейской истории и культуры.
В 1991 г. начало работать Якутское республиканское общество еврейской культуры (руководитель Л. Мушарадский), при обществе была открыта библиотека еврейской литературы, курсы по изучению иврита.
С 1993 г. действует воскресная школа для еврейских детей.
Антисемитские инциденты
В 1990-х гг. в Якутии происходили антисемитские инциденты: так, в 1992 г. на еврейском кладбище были разбиты надгробные памятники.