Явиц, Зеев Вольф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Явиц, Зеев Вольф (ЭЕЭ)» в «Явиц, Зеев Вольф») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Явиц, Зеев Вольф''' (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. | + | '''Явиц, Зеев Вольф''' (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного [[Сионизм|сионизма]]. Писал на [[Иврит Язык|иврите]]. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | В 1887 г. переехал в [[Эрец-Исраэль]], сначала в [[Иерусалим]], где жили его родственники И. М. Пинес и [[Елин|Д. Елин]]. В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в [[Мошав|мошаве]] | + | Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание [[Раввин|раввина]]. |
+ | |||
+ | После женитьбы на сестре [[Пинес, Иехиэль Михаэль|И. М. Пинеса]] перебрался по делам семейного торгового бизнеса в [[Варшава|Варшаву]], но под влиянием авторов [[Хаскала|Хаскалы]], особенно [[Мапу, Авраhам|А. Мапу]], решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене. | ||
+ | |||
+ | Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоне]] «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887). | ||
+ | |||
+ | Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории. | ||
+ | |||
+ | В 1887 г. переехал в [[Эрец-Исраэль]], сначала в [[Иерусалим]], где жили его родственники И. М. Пинес и [[Елин|Д. Елин]]. | ||
+ | |||
+ | В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в [[Мошав|мошаве]] Иеhудия близ [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]] и продолжал углубленно изучать [[Иудаизм|иудаизм]], занимаясь у бывшего раввина из [[Ружаны|Ружан]] М. Г. Яффе (1820–91). | ||
Слава о Явице дошла до барона [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Дж. де Ротшильда]], и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакове]], но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим. | Слава о Явице дошла до барона [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|Э. Дж. де Ротшильда]], и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яакове]], но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим. | ||
+ | == Публицистическая и просветительская деятельность == | ||
+ | |||
+ | Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие). | ||
+ | |||
+ | Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и [[Диаспора|диаспоре]], так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком. | ||
+ | |||
+ | Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового [[Ишув|ишува]] и в 1897 г. уехал в Вильну (см. [[Вильнюс]]), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже). | ||
+ | |||
+ | В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение [[Рейнес|И. Я. Рейнеса]] о создании религиозной фракции (см. [[Мизрахи]]) во Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]], и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах». | ||
+ | |||
+ | На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне [[Братислава]]) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности. | ||
+ | |||
+ | Во время русской революции 1905 г. уехал в [[Берлин]] и был дружески принят в ортодоксальных кругах. | ||
+ | |||
+ | В 1912–14 гг. жил у сына в [[Антверпен|Антверпене]], с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в [[Лондон|Лондоне]]. | ||
+ | == Исследования по еврейской истории == | ||
+ | |||
+ | Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]] [[«hа-Шахар»]] (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем. | ||
+ | |||
+ | Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль. | ||
- | + | Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|Мидраша]], за что академические круги, в том числе [[Клаузнер, Иосеф Гдалия|И. Г. Клаузнер]], оценили ее как ненаучную. | |
- | + | Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, [[Менделе Мохер Сфарим|Менделе Мохер Сфарима]]. | |
- | + | Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго [[Храм|храма]] «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных [[Хедер|хедерах]] и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» ([[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялик]]). | |
- | + | Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других. | |
- | + | Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита. | |
{{ElevenCopyRight|15186|ЯВИЦ Зеев Вольф}} | {{ElevenCopyRight|15186|ЯВИЦ Зеев Вольф}} |
Версия 17:47, 24 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Явиц, Зеев Вольф (Ябец; Jawitz, Zeev Wolf; 1847, местечко Кольно, Августовская, позднее Ломжинская губерния, ныне Польша, – 1924, Лондон), еврейский просветитель и общественный деятель, литератор, историк, один из провозвестников религиозного сионизма. Писал на иврите.
Биографические сведения
Родился в религиозной ортодоксальной семье состоятельных торговцев, получил традиционное и общее образование, а затем звание раввина.
После женитьбы на сестре И. М. Пинеса перебрался по делам семейного торгового бизнеса в Варшаву, но под влиянием авторов Хаскалы, особенно А. Мапу, решил посвятить себя литературе, а бизнес передал жене.
Самостоятельно изучал историю еврейского народа и развитие еврейской мысли, опубликовал статью о М. Мендельсоне «Мигдал hа-меа» («Башня века», «Высокая башня», ср. Нех. 3:1; 12:39) в сборнике «Кнесет Исраэль» (№1, 1887).
Сохранились его незавершенная рукопись «Ал двар шитат hа-хохма ве-hа-мусар шел hа-яхадут» («О методах еврейской мудрости и об этике иудаизма») и статьи по еврейской истории.
В 1887 г. переехал в Эрец-Исраэль, сначала в Иерусалим, где жили его родственники И. М. Пинес и Д. Елин.
В 1888–89 гг. Явиц работал учителем в мошаве Иеhудия близ Петах-Тиквы и продолжал углубленно изучать иудаизм, занимаясь у бывшего раввина из Ружан М. Г. Яффе (1820–91).
Слава о Явице дошла до барона Э. Дж. де Ротшильда, и в 1890 г. Явиц был назначен директором школы и раввином в Зихрон-Яакове, но из-за конфликта с администрацией барона через год вернулся в Иерусалим.
Публицистическая и просветительская деятельность
Живя в Иерусалиме (1891–97), Явиц занимался публицистической и просветительской деятельностью: издавал сборники «hа-Арец» («Наша страна»), которые задумывались как ежемесячники, но выходили реже и по цензурным соображениям меняли название («При hа-арец» — «Плод нашей страны», «Геон hа-арец» — «Гордость нашей страны», «Иерушалаим», «М-Ирушалаим» — «Из Иерусалима», «Ми-Цион» — «Из Сиона» и другие).
Сборники пользовались большой популярностью в Эрец-Исраэль и диаспоре, так как провозглашали любовь к Земле Израиля, к национальным традициям и необходимость еврейского религиозного сионизма (хотя это слово еще не имело хождения); к тому же статьи и рассказы Явица были написаны хорошим литературным языком.
Из-за своей религиозной ориентации Явиц ощущал себя в изоляции среди членов нового ишува и в 1897 г. уехал в Вильну (см. Вильнюс), где продолжил работу над трудом по еврейской истории (при жизни Явица вышли девять томов; см. ниже).
В 1902 г. на конференции раввинов и представителей ортодоксальных кругов поддержал предложение И. Я. Рейнеса о создании религиозной фракции (см. Мизрахи) во Всемирной сионистской организации, и был автором манифеста нового движения, а в 1903–1904 гг. — редактором и идеологом его органа, ежемесячника «hа-мизрах».
На 1-м учредительном съезде Всемирной организации Мизрахи в 1904 г. в Пресбурге (ныне Братислава) Явиц резко выступил против «библейской критики» и антирелигиозного направления в новой культуре на иврите и из-за этого отошел от общественной деятельности.
Во время русской революции 1905 г. уехал в Берлин и был дружески принят в ортодоксальных кругах.
В 1912–14 гг. жил у сына в Антверпене, с 1914 г. и до конца жизни — у дочери в Лондоне.
Исследования по еврейской истории
Первая публикация Явица — очерк «Решит аводат hа-софрим бе-Исраэль» («Начало деятельности еврейских книжников») в журнале П. Смоленскина «hа-Шахар» (Вена, 1882) — итог его исследований по еврейской истории (с 1871 г.), целью которых было осознание прошлого ради поиска верного пути в настоящем.
Исторические труды Явица, прежде всего «Сефер толдот Исраэль» («Книга еврейской истории», тт. 1–14, 1895–1940), проникнуты глубокой убежденностью в самодовлеющей ценности еврейской религиозной культуры и возможности ее многогранного возрождения на земле Эрец-Исраэль.
Однако наравне с фактами Явиц ввел в свою историографию предания из Талмуда и Мидраша, за что академические круги, в том числе И. Г. Клаузнер, оценили ее как ненаучную.
Критике подверглось и полное неприятие Явица сатирического представления еврейской традиции в произведениях авторов Хаскалы, в частности, Менделе Мохер Сфарима.
Многократно переиздававшиеся сборники Явица по мотивам талмудических сказаний «Сихот минни кедем» («Беседы древних», Варшава, 1887), «Шмуот минни кедем» («Предания старины», Лондон, 1927), предания о разрушении Второго храма «Негинот минни кедем» («Напевы старины», изложены гекзаметром), а также его хрестоматия «Тал ялдут» («Роса детства», Варшава, 1891) были книгами, по которым обучались ивриту в диаспоре (в реформированных хедерах и в религиозных школах), а в Эрец-Исраэль на них «воспиталось не одно поколение еврейских детей» (Х. Н. Бялик).
Знаток еврейских классических текстов, Явиц ввел в обиход новые значения таких слов, как тарбут (`культура`), хисахон (`экономия`), квиш (`шоссе`) и других.
Художественные достоинства языка Явица оказали влияние на прозу Х. Н. Бялика и других писателей и способствовали развитию разговорного иврита.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЯВИЦ Зеев Вольф в ЭЕЭ