Юстиниан I

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 30: Строка 30:
Его законодательство, так называемое византийское право, включает знаменитый «Корпус юрис цивилис» («Свод гражданского права»), а также новеллы (то есть изменения к действующим законам по конкретным вопросам), в том числе законы о евреях, закреплявшие или исправлявшие соответствующие законы императора Феодосия II (правил в 408–450 гг.).  
Его законодательство, так называемое византийское право, включает знаменитый «Корпус юрис цивилис» («Свод гражданского права»), а также новеллы (то есть изменения к действующим законам по конкретным вопросам), в том числе законы о евреях, закреплявшие или исправлявшие соответствующие законы императора Феодосия II (правил в 408–450 гг.).  
 +
== Ухудшение отношения к евреям ==
Законы Юстиниана I определили статус евреев в византийском государстве на последующие семь столетий (6–15 вв.).
Законы Юстиниана I определили статус евреев в византийском государстве на последующие семь столетий (6–15 вв.).
Юстиниан I усилил ограничения, наложенные на евреев Феодосием, а также ввел закон, запрещавший евреям держать рабов из язычников или еретиков, которые приняли ортодоксальное христианство, а также постановил, что евреи не могут свидетельствовать в суде против ортодоксальных христиан, однако могут давать показания как в пользу, так и против еретиков.
Юстиниан I усилил ограничения, наложенные на евреев Феодосием, а также ввел закон, запрещавший евреям держать рабов из язычников или еретиков, которые приняли ортодоксальное христианство, а также постановил, что евреи не могут свидетельствовать в суде против ортодоксальных христиан, однако могут давать показания как в пользу, так и против еретиков.
 +
=== Новелла 37 ===
-
Четыре новеллы Юстиниана I непосредственно относятся к евреям: новелла 37 (535 г.) запрещает евреям и еретикам в завоеванной в 534 г. Юстинианом I провинции Северная Африка отправлять свой религиозный культ. Синагоги и молельни еретиков подлежат конфискации и после освящения могут быть использованы для церковных нужд. В отличие от господствовавшего в христианстве подхода эта новелла рассматривает [[Иудаизм|иудаизм]] как ересь; возможно, это мотивировано подозрением, что евреи поддерживают власть вандалов (которым Юстиниан I нанес поражение), и бытовавшим в Северной Африке убеждением, что евреи содействуют распространению ереси. Хотя эта новелла не применялась, она указывает на ухудшение отношения к евреям в правление Юстиниана I.
+
Четыре новеллы Юстиниана I непосредственно относятся к евреям: новелла 37 (535 г.) запрещает евреям и еретикам в завоеванной в 534 г. Юстинианом I провинции Северная Африка отправлять свой религиозный культ.  
-
Новелла 45 (537 г.) запрещает освобождать евреев, [[Самаритяне|самаритян]] и еретиков от обязательной службы в декурионах (местных муниципальных органах), которая была сопряжена с тяжким финансовым бременем. (До этого лица, принадлежавшие к определенным категориям населения, могли быть освобождены от этой службы на том основании, что они отправляют религиозные функции в своих общинах.) Вместе с тем те немногие привилегии, которыми пользовались служившие в декурионах (в частности, освобождение от телесных наказаний и от наказания изгнанием), не распространялись на евреев: «Евреи никогда не должны пользоваться плодами их должности, а лишь испытывать ее тяготы и сопряженные с ней наказания». В случае, если обнаружится, что еврей занимает более высокую должность, чем христианин, он должен быть наказан штрафом.
+
Синагоги и молельни еретиков подлежат конфискации и после освящения могут быть использованы для церковных нужд.
 +
 
 +
В отличие от господствовавшего в христианстве подхода эта новелла рассматривает [[Иудаизм|иудаизм]] как ересь; возможно, это мотивировано подозрением, что евреи поддерживают власть вандалов (которым Юстиниан I нанес поражение), и бытовавшим в Северной Африке убеждением, что евреи содействуют распространению ереси. Хотя эта новелла не применялась, она указывает на ухудшение отношения к евреям в правление Юстиниана I.
 +
=== Новелла 45 ===
 +
 
 +
Новелла 45 (537 г.) запрещает освобождать евреев, [[Самаритяне|самаритян]] и еретиков от обязательной службы в декурионах (местных муниципальных органах), которая была сопряжена с тяжким финансовым бременем. (До этого лица, принадлежавшие к определенным категориям населения, могли быть освобождены от этой службы на том основании, что они отправляют религиозные функции в своих общинах.)  
 +
 
 +
Вместе с тем те немногие привилегии, которыми пользовались служившие в декурионах (в частности, освобождение от телесных наказаний и от наказания изгнанием), не распространялись на евреев: «Евреи никогда не должны пользоваться плодами их должности, а лишь испытывать ее тяготы и сопряженные с ней наказания».  
 +
 
 +
В случае, если обнаружится, что еврей занимает более высокую должность, чем христианин, он должен быть наказан штрафом.
 +
=== Новелла 131 ===
Новелла 131 (545 г.) возбраняет продажу церковного имущества евреям, самаритянам, язычникам и еретикам, а также говорит о том, что синагоги, построенные на земле, принадлежащей, как впоследствии доказано, церкви, подлежат конфискации.
Новелла 131 (545 г.) возбраняет продажу церковного имущества евреям, самаритянам, язычникам и еретикам, а также говорит о том, что синагоги, построенные на земле, принадлежащей, как впоследствии доказано, церкви, подлежат конфискации.
 +
=== Новелла 146 ===
 +
 +
Новелла 146 (553 г.), изданная, по-видимому, в ответ на просьбу евреев, отменяет обязательность чтения [[Пятикнижие|Пятикнижия]] на [[Иврит Язык|иврите]] со свитка [[Тора|Торы]]: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке, причем как греческий текст можно использовать [[Септуагинта|Септуагинту]] или одобренный раввинами перевод (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]).
 +
 +
Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи [[Мишна|Мишны]], которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение.
 +
 +
Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда (это ошибочное утверждение, по-видимому, является результатом смешения раввинистических учений с более ранними самаритянскими верованиями). Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи.
 +
 +
-
Новелла 146 (553 г.), изданная, по-видимому, в ответ на просьбу евреев, отменяет обязательность чтения [[Пятикнижие|Пятикнижия]] на [[Иврит Язык|иврите]] со свитка [[Тора|Торы]]: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке, причем как греческий текст можно использовать [[Септуагинта|Септуагинту]] или одобренный раввинами перевод (см. [[Онкелос И Аквила|Онкелос и Аквила]]). Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи [[Мишна|Мишны]], которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение. Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда (это ошибочное утверждение, по-видимому, является результатом смешения раввинистических учений с более ранними самаритянскими верованиями). Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи. Степень вмешательства Юстиниана I в синагогальную литургию неясна, однако очевидно, что он стремился внедрить христианский взгляд на то, каким должен быть иудаизм и каковы должны быть его священные тексты.
+
Степень вмешательства Юстиниана I в синагогальную литургию неясна, однако очевидно, что он стремился внедрить христианский взгляд на то, каким должен быть иудаизм и каковы должны быть его священные тексты.
Юстиниану I приписывается также запрет на празднование [[Песах|Песаха]], если он выпадает перед христианской Пасхой. В правление Юстиниана I в Эрец-Исраэль произошло несколько выступлений против византийской власти. В 529 г. Юстиниан I жестоко подавил попытки самаритян создать свое царство, а в 556 г. посланные в [[Кесария|Кесарию]] войска усмирили разразившиеся там антихристианские беспорядки, в ходе которых самаритяне и евреи сожгли несколько церквей.
Юстиниану I приписывается также запрет на празднование [[Песах|Песаха]], если он выпадает перед христианской Пасхой. В правление Юстиниана I в Эрец-Исраэль произошло несколько выступлений против византийской власти. В 529 г. Юстиниан I жестоко подавил попытки самаритян создать свое царство, а в 556 г. посланные в [[Кесария|Кесарию]] войска усмирили разразившиеся там антихристианские беспорядки, в ходе которых самаритяне и евреи сожгли несколько церквей.

Версия 12:48, 22 марта 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Юстиниан I (Iustinianus I), император Византии (Восточной Римской империи; правил в 527–565 гг.), утвердил господство ортодоксального христианства и преследовал неортодоксальных христиан, еретиков, язычников и евреев.

Содержание

Автор византийского права

Его законодательство, так называемое византийское право, включает знаменитый «Корпус юрис цивилис» («Свод гражданского права»), а также новеллы (то есть изменения к действующим законам по конкретным вопросам), в том числе законы о евреях, закреплявшие или исправлявшие соответствующие законы императора Феодосия II (правил в 408–450 гг.).

Ухудшение отношения к евреям

Законы Юстиниана I определили статус евреев в византийском государстве на последующие семь столетий (6–15 вв.).

Юстиниан I усилил ограничения, наложенные на евреев Феодосием, а также ввел закон, запрещавший евреям держать рабов из язычников или еретиков, которые приняли ортодоксальное христианство, а также постановил, что евреи не могут свидетельствовать в суде против ортодоксальных христиан, однако могут давать показания как в пользу, так и против еретиков.

Новелла 37

Четыре новеллы Юстиниана I непосредственно относятся к евреям: новелла 37 (535 г.) запрещает евреям и еретикам в завоеванной в 534 г. Юстинианом I провинции Северная Африка отправлять свой религиозный культ.

Синагоги и молельни еретиков подлежат конфискации и после освящения могут быть использованы для церковных нужд.

В отличие от господствовавшего в христианстве подхода эта новелла рассматривает иудаизм как ересь; возможно, это мотивировано подозрением, что евреи поддерживают власть вандалов (которым Юстиниан I нанес поражение), и бытовавшим в Северной Африке убеждением, что евреи содействуют распространению ереси. Хотя эта новелла не применялась, она указывает на ухудшение отношения к евреям в правление Юстиниана I.

Новелла 45

Новелла 45 (537 г.) запрещает освобождать евреев, самаритян и еретиков от обязательной службы в декурионах (местных муниципальных органах), которая была сопряжена с тяжким финансовым бременем. (До этого лица, принадлежавшие к определенным категориям населения, могли быть освобождены от этой службы на том основании, что они отправляют религиозные функции в своих общинах.)

Вместе с тем те немногие привилегии, которыми пользовались служившие в декурионах (в частности, освобождение от телесных наказаний и от наказания изгнанием), не распространялись на евреев: «Евреи никогда не должны пользоваться плодами их должности, а лишь испытывать ее тяготы и сопряженные с ней наказания».

В случае, если обнаружится, что еврей занимает более высокую должность, чем христианин, он должен быть наказан штрафом.

Новелла 131

Новелла 131 (545 г.) возбраняет продажу церковного имущества евреям, самаритянам, язычникам и еретикам, а также говорит о том, что синагоги, построенные на земле, принадлежащей, как впоследствии доказано, церкви, подлежат конфискации.

Новелла 146

Новелла 146 (553 г.), изданная, по-видимому, в ответ на просьбу евреев, отменяет обязательность чтения Пятикнижия на иврите со свитка Торы: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке, причем как греческий текст можно использовать Септуагинту или одобренный раввинами перевод (см. Онкелос и Аквила).

Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи Мишны, которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение.

Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда (это ошибочное утверждение, по-видимому, является результатом смешения раввинистических учений с более ранними самаритянскими верованиями). Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи.


Степень вмешательства Юстиниана I в синагогальную литургию неясна, однако очевидно, что он стремился внедрить христианский взгляд на то, каким должен быть иудаизм и каковы должны быть его священные тексты.

Юстиниану I приписывается также запрет на празднование Песаха, если он выпадает перед христианской Пасхой. В правление Юстиниана I в Эрец-Исраэль произошло несколько выступлений против византийской власти. В 529 г. Юстиниан I жестоко подавил попытки самаритян создать свое царство, а в 556 г. посланные в Кесарию войска усмирили разразившиеся там антихристианские беспорядки, в ходе которых самаритяне и евреи сожгли несколько церквей.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЮСТИНИАН I в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация