Элазар бен Иеhуда из Вормса
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Учёные по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История евреев Германии» с помощью HotCat) |
||
Строка 91: | Строка 91: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Учёные по алфавиту]] | [[Категория:Учёные по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Германии]] |
Версия 16:25, 13 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Элазар Бен Иехуда Из Вормса (бен Калонимус; около 1165 г., Майнц, – около 1230 г., Вормс), еврейский ученый и поэт, последний значительный представитель движения Хасидей Ашкеназ.
Содержание |
Биографические сведения
Сын Иеhуды бен Калонимуса, одного из крупнейших ученых своего поколения, Элазар бен Иеhуда учился во многих центрах еврейской учености Германии и Северной Франции и был наиболее выдающимся учеником Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида. Элазар бен Иеhуда был свидетелем и сам пострадал от учиненных крестоносцами еврейских погромов в конце 12 в. – начале 13 в.
В одном из своих главных трудов, комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» («Тайна молитвы») Элазар бен Иеhуда неоднократно упоминает трагические события в Вормсе, в особенности гонения, обрушившиеся на евреев города после потери крестоносцами Иерусалима.
Во время одного из таких погромов погибли жена, сын и дочь Элазара бен Иеhуды, а сам он был тяжело ранен. Личные бедствия и катастрофическое положение еврейских общин Германии привели Элазара бен Иеhуду к пессимистическим выводам относительно будущего евреев в германских землях.
Элазар бен Иеhуда видел, что в его дни германское еврейство — лишь незначительный остаток общин, уничтоженных в 1096 г. и последующие годы, и что этот остаток подвергается систематическому уничтожению. Этот взгляд Элазар бен Иеhуда выразил во введении к написанной им в 1217 г. после смерти Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида «Книге мудрости» («Сефер hа-хохма»).
Ученый и поэт
Сочинения Элазара бен Иехуды включают галахические труды (см. Галаха), литургическую поэзию (см. Пиют), работы по теологии и морали, а также труды экзегетического характера.
В своих галахических сочинениях Элазар бен Иеhуда развивал традиции северофранцузских и германских тосафистов (см. Тосафот), однако в отличие от них включал также рекомендованные минхагим (см. Обычаи, Обряды).
В своих разъяснениях галахических законов и их талмудической основы Элазар бен Иеhуда широко опирался на труды своих германских предшественников, цитируя более чем 40 ученых прошлых поколений.
Центральный мотив пиютов Элазара бен Иеhуды, сложенных в духе тогдашней ашкеназской традиции (см. Ашкеназы), — преданность и поклонение Богу.
Вместе с тем, в пиютах Элазар бен Иеhуда протестует перед Богом против страданий народа Израиля и выражает надежду на искупление и кару его мучителям.
Лишь некоторые произведения Элазара бен Иеhуды были изданы, значительная часть его наследия сохранилась в рукописях, многие сочинения утрачены.
Теологические сочинения
Главное теологическое сочинение Элазара бен Иехуды «Содей разая» («Тайны таинств»).
Его первая часть, посвященная Творению, представляет собой экзегезу, основанную на 22-х буквах еврейского алфавита, и содержит обширный материал, почерпнутый из сифрут hа-меркава (`литературы колесницы`; см. Каббала. Происхождение и источники каббалы).
Здесь Элазар бен Иеhуда опирается на традицию, согласно которой алфавит — слово Бога, источник бытия.
Вторая часть книги посвящена таинствам ангелов, Святого трона, Божественного гласа, вещающего пророкам, и открытой им Божественной славы, а также пророчеству и откровению в целом.
В этой части книги Элазар бен Иеhуда широко пользуется учениями Саадии Гаона.
Третья и наиболее обширная часть «Содей разая» в основном посвящена систематическому истолкованию имен Бога при помощи практиковавшихся Хасидей Ашкеназ экзегетических и гомилетических методов.
Четвертая часть представляет собой трактат о душе — ее связи с Божественным миром и о ее посмертной судьбе.
Пятая и последняя часть содержит комментарий на «Сефер-иецира» и подробные инструкции по созданию голема и необходимые для этого акта словесные и буквенные формулы и мистический ритуал.
Элазар бен Иеhуда в другом важном теологическом сочинении — вышеупомянутом «Сефер hа-хохма» — определяет различные области и методы теологического исследования.
Вклад в этическую литературу
Основной вклад Элазара бен Иеhуды в этическую литературу Хасидей Ашкеназ содержится в двух первых главах галахического сочинения «Сефер hа-рокеах» («Книга смесителя благовоний»). В первой главе Элазар бен Иехуда обсуждает
центральные моральные ценности Хасидей Ашкеназ — любовь к Богу, богобоязненность, молитва, смирение и др., а во второй — детально описывает пути раскаяния.
Комментарии
Из многочисленных экзегетических работ Элазара бен Иеhуды сохранились, среди прочего, краткий комментарий к Торе, комментарии к Хаггаде пасхальной и к различным пиютам.
Многочисленные цитаты из экзегетических сочинений Элазара бен Иеhуды приводятся в труде его ученика Авраhама бен Азриэля.
В своем основном экзегетическом труде — комментарии к молитвам «Сод hа-тфилла» — Элазар бен Иехуда пользуется тремя экзегетическими методами: объяснением содержания, теологической интерпретацией и выявлением скрытой связи каждой данной молитвы с остальной священной литературой путем гематрии.
Восприятие потомков
Как и другие ведущие ученые движения Хасидей Ашкеназ, Элазар бен Иеhуда превратился в легенду.
Согласно восходящей к 13 в. традиции, Элазар бен Иеhуда путешествовал с места на место на туче.
Его считали одним из ранних мудрецов, обладавших знанием тайного учения, и в последующие столетия — автором множества идей и анонимных трактатов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛАЗАР БЕН ИЕХУДА ИЗ ВОРМСА в ЭЕЭ